Надуманный недуг
- Владимир Владимирович, у многих малышей после выписки из роддома обнаруживают дисбактериоз. Что это за диагноз такой ?
- Сам бы хотел спросить у тех, кто его ставит. Судя по многочисленным обращениям, дисбактериоз сегодня - чуть ли не самая распространенная "болезнь". Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что он даже не упоминается в нормативном документе МЗ РФ "Стандарты (протоколы) диагностики и лечения болезней органов пищеварения", которым должны руководствоваться врачи государственных лечебно-профилактических учреждений.
Словом "дисбактериоз" обычно обозначают изменения соотношений и состава нормальной микрофлоры организма. Или, в бытовом понимании, изменения, из-за которых происходят различные внекишечные осложнения. А лечить их следует, насаждая определенные микробы. Именно это пытаются внушить некоторые ученые, гадая над кучкой фекалий (как некогда древнеримские, гадавшие по полету птиц).
Большинство же ведущих российских гастроэнтерологов признают, что диагноз "дисбактериоз кишечника" не имеет клинической составляющей - иными словами, такой болезни просто не существует!
- Зачем же тогда педиатры советуют сдавать "кал на дисбактериоз"?
- Что касается врачей, то "обследования" были их доходной статьей еще в Средние века. Достаточно вспомнить дразнилку гениального доктора Франсуа Рабле: "Кал да моча - хлеб для врача" [Stercus et urina medici sunt prandia prima]. Логические построения таких эскулапов, посвященные дисбактериозу, базируются на фундаменте трудоемкого и дорогостоящего исследования, суть которого в том, что результаты изучения нескольких видов бактерий в кусочке кала механически перекладываются на сложнейшую кишечную микроэкологическую систему. А это, если проводить аналогию, изучение жара как причины гриппа.
- Напрашивается вопрос, что же тогда лечат мамы, когда дают детям бактериофаги, пробиотики?
- Вопрос, надо сказать, риторический. Общеизвестно, что бактериофаги не относятся к лекарствам. Фаги полностью перевариваются в желудке, поэтому от них отказались еще на заре медицинской микробиологии. Живые микробы при приеме внутрь тоже далеко не стопроцентно эффективны, как нам пытаются это представить любители лечения, или, правильней сказать, коррекции дисбактериоза. Зачастую микрофлоре кишечника ребенка просто надо дать возможность сформироваться без вмешательства извне. Хотя в принципе данное, с позволения сказать "лечение" совершенно безвредно. Каким бы ни был результат анализа, чаще всего назначают стандартные "Хилак форте" и "Линекс", иногда, правда, предлагают сначала пропить один из "бактериофагов". Особо разбирающиеся в "фагах" педиатры старательно объясняют мамашам, каких микробов убивает стафилококковый, а каких колипротейный "фаг", демонстрируя свое явно непомерное увлечение микробиологией, непонятной и чуждой им по своей природе (Смеется.)
- А с чего вообще малышам стали ставить диагноз "дисбактериоз"?
- Об этом история умалчивает. Дело в том, что везде имеются св. Писание и св. Предание. В учебниках педиатрии, насколько я знаю, этот вопрос обходят стороной, то есть детских врачей в мединститутах этому не учат.
Скорее всего, понятие "дисбактериоз" возникло из хронического панкреатита. При нарушении выделения панкреатического сока ТОНКАЯ кишка не дезинфицируется,
в нее попадают микробы из толстой кишки, что вызывает определенные клинические проявления (бурление, нарушение всасывания питательных веществ). Правильное название данного явления - "синдром избыточного бактериального роста в тонкой кишке". Этот недуг требует медикаментозного лечения.А для малышей, у которых бывают такие проблемы с животиком, как, например, вздутие, или анализ кала "куда-то отклонился", придумали новшество - дисбактериоз. В настоящее время пошли еще дальше: после моих критических выступлений, те же ученые "отмежевались" от дисбактериоза - называют его теперь более солидно "дисбиозом". Вероятно, для того, чтобы окончательно всех запутать...
- Когда же закрутилась вся эта спираль изучения "микробного мира" кишечника?
- На заре микробиологии использовали метод выделения микробов из фекалий и последующего выращивания их на питательных средах. Очень скоро стало ясно, что примитивный бактериологический метод неадекватен. Кстати, основой кишечной микрофлоры являются не классические бактерии, а бактероиды, которые при использовании этого старинного метода не учитывались вообще. Ученые, по-настоящему изучающие вопрос взаимодействия человека и микробов, применяют другие способы. Практически только современные молекулярные методики можно считать приемлемыми для оценки кишечной флоры, но и они не дают исчерпывающего результата: до 75% разновидностей микробов остаются не классифицируемыми. Содержание микробов в кале не отражает реальной ситуации в просвете тонкой и толстой кишок, а тем более в пристеночных биотопах - потому и говорю, что анализ этот методически не корректен.
Да и сам забор материала представляет серьезную проблему (половина микробов - из окружающей среды). В благоприятных условиях при последовательном делении одна бактерия за сутки порождает порядка 2 млрд. особей. Представьте, как изменяется "флора", пока вы собираете какашки, несете их в лабораторию, и там они стоят около батареи отопления. Так что любимая фраза педиатров "у вашего ребенка в анализе патогенная флора превалирует над позитивными микробами - будем восстанавливать баланс" довольно забавна.
Согласны?- Хорошо, но в каких случаях ребенку все-таки стоит сдать анализы?
- Когда есть подозрение на одну из кишечных инфекций (их можно посмотреть в Справочнике по инфекционным болезням), однако анализ это вполне конкретный, а не исследование "флоры и фауны вообще"!
- Интересно, а озабоченность педиатрии проблемой не только младенческого, но и детского дисбактериоза дала какие-нибудь результаты? Проблемы с пищеварением у детей стали встречаться реже?
- Проблемы с пищеварением у детей стали встречаться гораздо чаще, но в форме так называемых "функциональных расстройств", коих официально признана чертова дюжина (то есть 13 отдельных нарушений). Зачастую мы пытаемся найти некие вполне определенные причины, хотя реальные исследования показывают, что тошнота и бурление в животе в младшем школьном возрасте обусловлены не дискинезией желчевыводящих путей и не "реактивным" (тоже предмет обсуждения!) панкреатитом, а есть бунт организма против сладкой газировки и прочей дряни. Соответственно, в старших классах изжога и прочие напасти мучают не по причине "гастрита" и желудочного рефлюкса, а являются результатом употребления пива и табака. Хотя, конечно, имеют значение и другие факторы...
Поймите, если бабки и деды будущего человечка еще живы (гены!), ребенок зачат на трезвую голову, мать не употребляла во время беременности алкоголь и не пила больше пяти чашек кофе в день, ее первенец, появившийся после восьмого месяца внутриутробного развития, не нуждается во врачебных "подпорках". Он скорее здоров, чем болен.
- Что же Вы посоветуете мамам, которые уверены, что малыша беспокоит живот и причиной тому - дисбактериоз?
- Зачастую проблемы с животом в раннем возрасте обусловлены обычной младенческой коликой. Меры против колики не эффективны. Как правило, с взрослением это проходит, и никакой дисбактериоз лечить не нужно.
Найдите разумного и неотягощенного вселечительством педиатра, который не будет говорить о том, чего не понимает. К примеру, о дисбактериозе... А главное, чтобы он умел отличить болезнь от физиологических "трудностей роста". Ведь врачебное искусство во многом определяется умением правильно управлять процессами, естественно протекающими в организме.- И действительно, сколько людей родилось, выросло, и понятия не имеют, была у них в младенчестве нарушена микрофлора или нет...
- Совершенно с Вами согласен. Все дело в питании. Здоровая пища обязательно содержит живые микробы. Естественная живая составляющая часть пищи называется "пробиотиком", а еда, содержащая в достаточном количестве нужные нам микробы, - пробиотическими продуктами. В России - это простокваша, у казахов - "айран", у армян - "мацун", у грузин - "мацони", у таджиков - "чургут" и т. д. Так зачем пить биологически активные добавки, когда можно просто нормально питаться?
- Так в чем же, на Ваш взгляд, основные причины детских проблем с пищеварением сегодня?
- Ребенку доступны два физических удовольствия (а взрослым - три, включая плотскую любовь): мышечная радость и вкусная еда. В школе ребенка пытают гиподинамией (и вырабатывают из нее жизненную привычку), а дома - пищевыми ограничениями (вкус подменяется "пользой"). Неестественная жизнь с младых ногтей - и есть хронический стресс, который у слабых натур приводит к различным психологическим и физическим последствиям.
Так что не надо искать дисбактериоз и лечить то, чего в природе не существует, а если и существует, то, как явление вторичное: "каков стол, таков и стул". Homo sapiens, он по тому и sapiens, что имеет разум, а значит, и возможность его использовать. Об этом не стоит забывать родителям, особенно в отношении своих детей.
Ирина КОВАЛЬКОВА
Ваш комментарий