Сексология и сексопатология - Социологическая психология.
Вкус запретного плода.
И.С.Кон
Что такое здоровый секс?
URL
Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно благодать мною.
Апостол Павел
Вряд ли надо доказывать, что здоровая сексуальная жизнь - существенный элемент здорового образа жизни и одна из предпосылок духовного и телесного здоровья. Но что такое здоровый секс и кто определяет его критерии? Вопросы эти сложнее, чем кажутся на первый взгляд.
В викторианскую эпоху главным критерием сексуального здоровья считалась умеренность. Врачи восхваляли пользу полового воздержания и на все лады расписывали опасности сексуальных излишеств, которые ослабляют человека физически и духовно. По выражению Джона Мани, "они рассматривали сексуальное желание как франкенштейновское чудовище и как источник болезней, страха и несчастья в жизни молодых людей".
В 1920-х годах все переменилось. Теодор ван де Вельде, а за ним и другие врачи стали писать о вредности и опасностях полового воздержания, о положительных сторонах сексуальной активности, во всяком случае - в браке, о необходимости сексуального удовлетворения и оргазма. Под пером Вильгельма Райха оргазм стал важнейшим медико-социальным императивом для всех и каждого.
В 1975 году группа экспертов Всемирной организации здравоохранения попыталась дать общее определение сексуального здоровья: "Сексуальное здоровье есть комплекс соматических (телесных), эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального бытия, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви". Но это не столько медицинское определение, сколько метафора социально-желательного поведения.
В современной сексологической литературе подчеркиваются, с одной стороны, гедонистические аспекты сексуальности, способность человека испытывать самому и приносить другому наслаждение и радость жизни. Здоровая сексуальность характеризуется отсутствием страха, стыда и вины, свободой от принуждения и разрушительности. С другой стороны, подчеркивается необходимость самоконтроля. В связи с эпидемией СПИДа больше всего стали говорить о "безопасном сексе", подчеркивая необходимость предосторожности и осмотрительности.
Но безопасность, здоровье и счастье - не одно и то же.
Сексуальное здоровье, как его трактует современная медицина, - это контролируемое удовольствие, прирученный, домашний секс. Это радость вместо вожделения, удовольствие вместо страсти, самоконтроль вместо самозабвения, социальная интеграция вместо взрываемых табу. Иррациональный, спонтанный и навязчивый секс, который может быть анархическим, грязным, разрушительным и опасным, ставя под угрозу и здоровье, и хорошие манеры, выталкивается из поля зрения или объявляется болезненным. Между тем домашний, прирученный секс сплошь и рядом оказывается скучным.
Американские сексологи свидетельствуют, что им все чаще приходится иметь дело с клиентами, у которых в порядке и сексуальная возбудимость, и оргазм и которые тем не менее не испытывают ничего особенного, что им хотелось бы пережить. Синдром расстройства или понижения сексуального желания, по мнению известного сексолога Элен Сингер Каплан, характерен для каждого пятого американца, на это жалуются 40 процентов людей с сексуальными расстройствами.
Что стоит за этими жалобами? Возможно, люди просто предъявляют к сексуальности непомерно завышенные требования, которых она никогда фактически не удовлетворяла? А чем выше ожидания - тем сильнее разочарование. Или это следствие социальной инфляции секса, превращенного из таинства и чуда в предмет массового потребления и домашнего обихода? Как бы то ни было, это не только медицинские проблемы.
Начавшаяся в конце XIX века медикализация сексуальности, как назвал этот процесс Мишель Фуко, опасна прежде всего тем, что социальные ценности и идеологические установки маскируются под медико-гигиенические предписания, а скомпрометировавшая себя диктатура жрецов религии и морали сменяется диктатурой врачей.
"Хороший секс", как и плохой, бывает разным. 40 голландских мужчин и женщин, которые при массовом анкетном опросе выразили высокую удовлетворенность своей сексуальной жизнью, распределились по трем основным группам.
Первая группа, примерно каждый четвертый - люди, для которых секс "всегда хорош". Сексуальность для них - прежде всего источник близости и постоянства, она целиком сосредоточена в браке и подчинена заботе друг о друге и о детях. Главное правило их сексуальной жизни - воздерживаться от всего того, что может не понравиться партнеру. Хорошая психологическая адаптация практически исключает у этих пар типичные для многих браков конфликты и ссоры из-за частоты, техники или темпа сексуальной активности. Здесь все происходит вовремя и так, как надо. Однако на посторонний взгляд, жизнь этих пар слишком ровная: отсутствие падений исключает также и взлеты. Им просто хорошо друг с другом, и о лучшем они не мечтают.
Вторая четверть выборки - люди, специально ориентированные на секс. Сексуальность для них - главный источник наслаждения. В отличие от первой группы они четко различают "обычный" секс от "замечательного". Поскольку секс для них является самоцелью, они тщательно и откровенно исследуют эротическое воображение и телесные ресурсы друг друга, охотно проигрывают скрытые, глубоко запрятанные сексуальные сценарии каждого, прибегая к таким средствам, как смена партнеров и групповой секс. Разнообразие сексуального опыта позволяет им избежать рутинизации супружеских отношений и делает их сексуальную жизнь увлекательно непредсказуемой. Однако постоянный поиск новых переживаний и приключений часто несовместим с прочными партнерскими отношениями.
Третья, самая многочисленная группа, около половины выборки, принадлежит к "диалогическому" типу. В ней больше женщин, чем мужчин. В отличие от предыдущих двух типов, их интимные отношения не имеют фиксированной, привычной структуры, а напоминают увлекательный открытый диалог. Как правило, такие отношения возникают, когда пара уже накопила какой-то опыт совместного секса. Удачный опыт благоприятствует новым поискам, помогая устранению трудностей и недоразумений. Это благотворно сказывается на их общем психологическом самочувствии и самоуважении, особенно у женщин. Сексуальная близость в этом случае не сводится к половому акту, она готовится и предвкушается заранее, продлевая полученное удовольствие и память о нем. Эти люди занимаются любовью реже первых двух групп, зато половой акт продолжается у них вдвое дольше, чем у первой группы. Их физическая близость тесно связана с психологической интимностью, они сравнивают ее с хорошим задушевным разговором.
Сексуальность - не только средство сохранения здоровья и продолжения рода, но также и самоцель. Бездумное подчинение собственной жизни диктату врачей создает новые абсурдные формы социальной зависимости. Написанные с добрыми намерениями учебные пособия скрупулезно, по минутам, расписывающие фазы полового акта (15 минут - предварительные ласки, 3 минуты - интромиссия и т. п.), которые на самом деле сугубо индивидуальны, рождают новые формы сексуального отчуждения. Люди спрашивают врачей, сколько раз в неделю они "должны" совокупляться. Вместо того чтобы следовать собственным желаниям, слепо уповают на различные механические и фармакологические средства. В конечном счете сексуальность утрачивает спонтанность, а вместе с ней - и притягательность.
Я говорю это вовсе не для того, чтобы подорвать доверие к врачам. Упаси Бог! В нашей стране врачи-сексопатологи - едва ли не единственные носители и пропагандисты сексуальной культуры. Эта глава целиком основана на данных специальной медико-психологической литературы. Но не надо перекладывать на врачей решение мировоззренческих, нравственных и сугубо личных проблем, которые не входят в компетенцию медицины. Решать их и нести ответственность за себя должен сам индивид. Наука, включая и сексологию, дает нам только пищу для размышлений, чтобы принимать решения со знанием дела.