Сексология и сексопатология - Социологическая психология.
Вкус запретного плода.
И.С.Кон
Цели и рамки социального контроля
URL
Единственная цель, ради которой можно легально использовать власть против любого члена цивилизованного сообщества вопреки его воле, - предотвращение вреда для других. Его собственное благо, физическое или моральное, не является для этого достаточным основанием.
Джон Стюарт Милль
Сексуальное поведение везде и всюду подвергается социальному контролю. Но формы и методы этого контроля весьма различны. Средневековое христианство, желая "облагородить" человека, утверждало принцип абсолютного господства духа над плотью. Секуляризация, "обмирщение" культуры и общества суживают сферу контроля, различая две формы регулирования сексуального поведения - право и нравственность. Однако это разграничение и сами его критерии сложились не сразу.
Сначала, на ранних стадиях развития, право вобрало в себя, по сути дела, все или почти все канонические, церковные нормы. То, что церковь считала грехом, государство провозгласило преступлением. Законодательство XVII-XIX веков знало великое множество половых преступлений, сами названия которых свидетельствуют о религиозном происхождении: "блуд", "прелюбодеяние", "совращение", "содомия", "противоестественное поведение", "непотребство" (глава 27 российского "Нового уголовного уложения" 1903 года так и называлась "О непотребстве").
Постепенно сфера правового регулирования сексуальности суживалась. Признание неотчуждаемых прав индивида и личности неизбежно включает в себя право на индивидуальные особенности сексуального поведения, на интимную жизнь, в которую государство и его органы ни при каких обстоятельствах не должны вмешиваться. Какое дело госдарству, к примеру, до наших сексуальных позиций и эротических предпочтений? Никого, кроме любящей пары, они не касаются. Кроме того, сами возможности государственного контроля за сексуальным поведением, не говоря уже о чувствах, весьма ограничены. По замечанию Кинзи, если бы соблюдение всех американских законов о сексуальных преступлениях реально контролировалось, по крайней мере, 85 процентов молодых мужчин сидели бы в тюрьме за их нарушение. А кому нужны законы, выполнение которых неосуществимо? Нереальные запреты и законы-пожелания только создают брешь в государственном бюджете, системе законодательства и правосознании народа.
Общая тенденция всякого правового государства - уменьшение количества запретов на поступки, которые нс представляют общественной опасности или не поддаются государственному правовому контролю, и охрана интересов личности.
Во-первых, государство должно обеспечить личности охрану против
сексуального, как и всякого иного, принуждения и насилия.
Во-вторых, необходима законодательная охрана от сексуальной эксплуатации
детей.
В-третьих, необходимы правовые меры для защиты здоровья населения
(проблема абортов и противоэпидемических мероприятий).
В-четвертых, существует очень сложный вопрос: как сочетать защиту
общества от оскорбительных посягательств на его социально-нравственные
устои с защитой личности от вторжений в ее интимную жизнь или
дискриминации на основании тех или иных сексуальных особенностей
(например, сексуальной ориентации).
Все остальное - дело личного усмотрения граждан, в их личную жизнь
государство вмешиваться не имеет права. Все, что не запрещено
законом,- дозволено. Таков высший принцип правового государства.
Однако общество и государство - не синонимы. Кроме права, существует
сфера нравственного регулирования, опирающегося на силу общественного
мнения и собственные убеждения личности. Закон не может запретить
супружескую неверность, но моральное сознание ее осуждает или,
во всяком случае, видит здесь проблему. Общественное мнение неодинаково
относится к разным формам сексуального поведения, и это накладывает
на него весьма существенный отпечаток.
Но то, что называют сексуальной моралью, также не однозначно. Любая этическая теория, хотя и в разных терминах, различает а) мораль как совокупность норм, заповедей, правил должного поведения, соблюдение которых считается обязательным, б) нравственность как сферу свободы, когда личность, на основе усвоенных ею принципов различения добра и зла, сама принимает моральное решение и берет на себя всю полноту ответственности за последствия своих поступков.
Эти понятия не взаимоисключающие. Нормативная мораль - необходимая предпосылка индивидуальной нравственности. Человек не может стать нравственным, не усвоив элементарных правил и норм морали как абсолютных, категорических императивов, соблюдение которых обязательно всегда и в любых условиях. Недооценка и прямое отрицание общечеловеческой сущности элементарных норм нравственности было одной из причин моральной деградации нашего общества, последствия которой мы сегодня расхлебываем.
Но действительные нравственные проблемы после этого только начинаются. Понимание нравственного поведения как простого подчинения нормам весьма односторонне. Нормативная мораль не в состоянии предусмотреть все богатство и разнообразие жизненных ситуаций, в которых человек совершает поступки и принимает решения.
Моральные правила по самой сути своей консервативны и абстрактны, механическая их интерпретация легко оборачивается сегрегацией святых и грешников и нередко жестокостью. Записные моралисты, как правило, безжалостны к другим (хотя весьма снисходительны к себе). Истинная, просветленная нравственность, напротив, предполагает терпимость, понимание и доброту. Именно их нам больше всего не хватает сегодня, когда люди яростно обличают друг друга, не оглядываясь на самих себя и не давая себе труда вспомнить притчу о Христе и Марии Магдалине и формулу "Не судите - да не судимы будете". Незнакомая нам воображаемая "вседозволенность" вызывает гораздо большую ярость, чем привычная и вследствие этого не замечаемая - даже и слова такого нет - "всезапрещенность".
Но оставим тонкие вопросы морали и рассмотрим те аспекты половой жизни, которые нуждаются в правовом регулировании. Это сексуальное насилие, совращение детей и несовершеннолетних, проституция и порнография.