Сексология и сексопатология - Социологическая психология.
Могут ли дети видеть родителей обнаженными?
И.С.Кон
URL
В психиатрической, психоаналитической и педагогической литературе широко распространено мнение, что дети не должны видеть наготу своих родителей, которая может их шокировать или совратить. А уж если ребенок нечаянно стал свидетелем родительского полового акта, то психическая травма ему гарантирована. Однако есть и другое мнение: у родителей, которые не стесняются своей наготы, дети вырастают эмоционально и сексуально более раскованными, полнее принимают собственное тело и имеют в связи с этим меньше комплексов.
К сожалению, обе точки зрения подкреплялись главным образом отдельными примерами и клиническими историями, истолкование которых зачастую произвольно.
В Archives of Sexual Behavior (1998, vol 27, N 4) опубликована статья Пола Оками и группы ученых-психологов Калифорнийского университета. В рамках лонгитюдного исследования стилей семейной жизни 200 мальчиков и девочек систематически обследовались в течение 18 лет. Наряду с многими другими темами, ученые фиксировали, видели ли эти дети родительскую наготу и случалось ли им быть свидетелями так называемых "первичных сцен". Когда испытуемые достигли 17-18 лет, этот их жизненный опыт был сопоставлен с большим набором психологических черт, включая характер общения с родителями и сверстниками, наличие антисоциального поведения, качество сексуальной жизни т.д. Оказалось, что сама по себе родительская нагота никакого вредного влияния на детей не оказывает. Что же касается "первичных сцен", то их влияние зависит от пола ребенка. У мальчиков это зрелище (пережитое до 6 лет) коррелирует с меньшим риском заразиться в юности венерической болезнью или стать виновником нежелательной беременности, а у этот риск, наоборот, повышается.
Никаких педагогических выводов ученые, естественно, не делают, поскольку влияние любого психологического события зависит от множества других индивидуальных особенностей развития ребенка. Для одного вид родительской наготы - опасный сексуальный "соблазн", а для другого - способ удовлетворить здоровое любопытство, причем эта реакция во многом зависит от общих свойств культуры и ее отношения к наготе и сексуальности. Однако исследование Оками и др. еще раз напоминает, что родившаяся в рамках антисексуальной викторианской культуры психоаналитическая концепция "психических травм", обнаруживающихся лишь много времени спустя, требует к себе критического отношения.