Психология и психотерапия -
Сексуальная ориентация и ее отклонения
URL
Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает
у каждого индивидуума полное соответствие своему полу анатомического
строения (половые органы, мужские или женские пропорции тела),
полового самосознания (ощущение себя представителем определенного
пола), половой роли, наконец, адекватную направленность полового
влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения.
Половое самосознание - это восприятие себя как человека определенного
пола. Оно складывается из представления человека о том, насколько
он похож на людей своего пола и представления о том, на кого бы
он хотел быть похожим. Половое сознание формируется на протяжении
всей жизни, и в каждый период жизни имеет свои особенности. Моментом,
"запускающим" половое самосознание, является признание
ребенка лицом мужского или женского пола. В дальнейшем, основываясь
на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми
своего пола, дети начинают осваивать половые роли.
К определенному возрасту ребенок осознает себя мальчиком или девочкой.
Сравнивая себя с другими, общаясь с ними, он получает образное
представление о своей половой принадлежности, усваивает половые
роли. В основе этого процесса - представление о мужчине и женщине,
которое сложилось в данной культуре и которое включает их роли
не только в сексуальной жизни, но и в социальной сфере (осознание
своих места и роли в семье и обществе).
Из социологии и этнографии известно, что половые роли, в том числе
половое разделение труда, в разных обществах складываются неодинаково
и зависят от общественного строя.
Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства
мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто
они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитанием,
родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому
поведению.
Полоролевое поведение - это действия индивида, которые определяют
его принадлежность к определенному полу. Это в основном знаковое
поведение, строящееся на различиях во внешности (прическа, использование
косметики, украшений и др.), одежде, манере держаться, системе
жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на половом сознании,
дают возможность проявить свою половую принадлежность. Если в
поведении человека содержится недостаточно знаков его половой
принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общение с ним.
Половое поведение не является раз и навсегда сформированной моделью
поведения, а представляет собой определенный набор ролей, который
постоянно претерпевает изменения. Требования к половому поведению,
предъявляемые обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию.
Сексуальная, а точнее психосексуальная, ориентация - это направленность
полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и
особенности полового поведения. Ее формирование начинается в детстве
и завершается ко времени наступления половой зрелости. На становление
сексуальности человека и связанный с этим процесс выбора сексуального
объекта влияет несколько факторов. В первую очередь, это анатомо-физиологические
изменения, происходящие в организме с момента рождения и особенно
бурно в период полового созревания. Изменения происходят на гормональном
уровне. В это время у подростков появляются вторичные (внешние)
половые признаки, начинается процесс подготовки организма девочки
и мальчика к выполнению репродуктивных функций. Биологически организм
готовится и в определенный момент становится готовым в полной
мере проявлять разнообразные сексуальные реакции.
Вторым фактором, формирующим чувство половой принадлежности, сексуальные
предпочтения и формы поведения, является усвоение образцов поведения
через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов)
поведения. В не меньшей степени на формирование реакций и форм
сексуального поведения влияет вся личность человека, особенно
его интеллектуальное, эмоциональное развитие, физиологическая
и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это определяет
ориентацию человека в окружающей среде, его возможность контроля
за поведенческими процессами.
Влияние окружающей социокультурной среды - третий фактор становления
сексуальности. В детстве, далее в подростковом возрасте идет процесс
усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются
от окружающих в конкретное время в конкретной историко-культурной
обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды перестают осознаваться
как заимствованные извне и воспринимаются личностью как собственные.
У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или
направленности полового влечения).
Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола,
- гетеросексуальность - воспринимается как нечто само собой разумеющееся,
естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное
отклонение от гетеросексуальности - гомосексуальное влечение -
направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5%
мужчин. Влечение к лицам обоих полов - бисексуальность - очень
редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда
она выступает в качестве переходной фазы в период становления
сексуальности.
Как известно, в нашей стране до середины 30-х годов гомосексуальные
отношения не были уголовно наказуемы, хотя открыто не демонстрировались
и неизменно вызывали крайне негативную реакцию в обществе. Затем
законодательством был введен запрет мужеложества. В июне 1993
г. уголовное наказание за мужеложество было отменено. Появились
специализированные печатные издания, статьи и телепередачи о людях
с различной сексуальной ориентацией. Они отвечают наметившейся
тенденции убедить всех рассматривать гомосексуальность как реально
существующее явление.
Гомосексуальное поведение встречается как у человека, так и у
животных (от насекомых до млекопитающих), но при всей внешней
схожести оно резко различается. У человека гомосексуальное поведение
обычно связано с удовлетворением сексуального влечения. У животных
подобное поведение сексуального характера обычно не носит. Настоящие
гомосексуальные контакты среди животных встречаются, как правило,
у особей, выращенных в неволе, особенно у живших с раннего детства
в однополых коллективах (чаще у выращенных в клетках, чем в более
свободных условиях). У животных, выросших в естественных условиях,
гомосексуальные контакты наблюдаются у незрелых особей на ранних
стадиях полового созревания.
Анализ человеческих культур показал наличие гомосексуальности
на протяжении всей истории. В древних высокоразвитых цивилизациях
подобные отношения были дозволены и даже санкционированы: античные
Афины, позднереспубликанский и раннеимперский Рим, культуры Среднего
Востока, феодальная и раннесовременная Япония.
Идея о том, что гомосексуальность связана с ересью, набрала силу
в средние века, когда стали появляться секты, которые подвергли
сомнению доктрины универсальной католической церкви. Церковь в
свою очередь выработала санкции против гомосексуальности (в XVI
веке Папа Римский Павел IV сжигал гомосексуалов на костре вместе
с еретиками).
Причины подлинного (истинного) гомосексуализма, то есть гомосексуального
влечения, до настоящего времени еще не выявлены. Хотя на эту тему
имеется большое количество исследований и теорий, нет никаких
высказываний или утверждений с обоснованием гомо- или гетеросексуальности,
которые отвечали бы точным научным критериям оценки. Все объяснения
этого явления можно свести к двум группам: 1) гомосексуальность
вызывают постнатальные (действующие после рождения) психосоциальные
воздействия; 2) гомосексуальность обусловлена пренатальными (действующими
до рождения) причинами, иными словами, она заложена генетически
или приобретается во время внутриутробного развития, значит, существует
по меньшей мере пренатальная предрасположенность к тому, что позже
она проявится. Некоторые исследователи предполагают взаимодействие
обеих групп факторов.
Некоторые ученые ставили вопрос: не является ли гомосексуальность
неврозом, например формой неправильного психического развития
вследствие отрицательных наследственных факторов или более поздних
вредных воздействий внешней среды? В настоящее время почти все
эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они считают, что
каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к сущности
ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у большинства
людей.
С другой стороны, гомосексуалам (мужчинам) свойственны большая
сексуальная неразборчивость и большее количество партнеров, чем
у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая заболеваемость
болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД.
Лесбиянство - женская гомосексуальность (по названию греческого
острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена,
чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было распространено на
востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также
в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и
Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.
Свои лесбийские наклонности женщины могут осознавать постепенно
и при отсутствии сильного сексуального влечения женщине легче
скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих, возможно
даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их
менее подозрительными духовными дружескими связями. Нередко сначала
становятся заметными только отвращение к сексу и отсутствие эротического
интереса к мужчине. Для лесбиянок, как и для большинства других
женщин, большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений.
В силу этих и других причин гомосексуалы-женщины меньше обращают
на себя внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия,
посещения театров, танцы друг с другом и прочее возбуждают меньше
подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.
Роль консультирования при отклонении сексуальной ориентации. Не
только взрослым, но и подросткам сексуальные чувства могут приносить
радость, боль, смятение, оказываться всеобъемлющими и сильными
эмоциями. Важно, чтобы рядом был кто-то, с кем бы они могли поговорить
об этих чувствах.
При отклонении сексуальной ориентации у подростка ему, а также
его родителям следует проконсультироваться у специалиста (психотерапевта,
сексопатолога). Во время консультации, которая должна проходить
только в конфиденциальной обстановке, специалист должен выяснить
причины такого поведения. При этом необходимо учитывать взаимоотношения
родителей, отношения родителей с ребенком и др. Консультант должен
очень внимательно и доброжелательно вести беседу с подростком
и его родителями. Его задача - помочь найти выход из сложившейся
ситуации, дать рекомендации по вопросам общения с ребенком.