Психология и психотерапия -
Благонадежность персонала
Константин Харский
URL
Из стола бухгалтера небольшой фирмы в третий раз пропали деньги,
на этот раз сумма эквивалентная ста долларам США. Директор посчитала,
что этого недостаточно, чтобы вызвать милицию, да и разрушить
навсегда атмосферу маленькой, семейной фирмы не хотелось. Но и
дожидаться четвертого раза было глупо, явно у кого-то из сотрудников
это вошло в систему. Просто так систематическое поведение не прекращается.
Тогда директор вспомнила, что у нее есть знакомый психолог и она
обратилась за помощью к нам. Мы приведем тут полностью описание
процедуры установления виновного по той причине, что за прошедшие
годы у нас появились значительно более эффективные методы работы.
Но тогда, мы сделали следующее. Директор в течении трех дней нагнетала
атмосферу фразами типа: "Вот приедет психолог и узнает, тогда
разговор будет короткий!" Какой, собственно, будет разговор
не уточнялось. Честно говоря мы надеялись, что виновный сознается,
а учитывая практически семейные отношения на данном предприятии,
его могли бы даже простить. Но увы. Настал день приезда, а виновного
не было. Мы приехали на фирму и в течении часа в беседе с директором
определили группу риска. В нее вошли три женщины, двое из которых
много лет были близкими подругами. Все, в т.ч. директор, сели
в круг, мы немного рассказали о своей работе и о том, что сейчас
произойдет. А потом предложили каждому, кто сидит в кругу сказать
фразу: "Я не брал(а) денег из стола бухгалтера."
Когда очередь дошла до одной из подруг, помните из группы риска,
она встала и со слезами созналась. Нам тоже было ее жалко, нам
по-человечески понятно что эти деньги были нужны ей для того,
чтобы что-то купить для ребенка. Но мы не согласны с тем, что
метод выбранный ею приемлем. Тем более, что и атмосфера и отношения
в коллективе позволяли ей взять кредит у фирмы или одолжить нужную
сумму у коллег. Она и ее подруга помогавшая ей в краже были уволены,
со временем, как мы знаем, фирма пришла в себя и отношение взаимопонимания
и доверия восстановились.
Искренне надеемся, что и виновные вынесли урок.
Приступая к теме благонадежности мы отдаем себе отчет в той этической
ответственности, которую принимаем на себя. Поэтому первое что
мы сделаем определим что стоит за понятием благонадежности. В
основе - понятие надежности, насколько тот или иной человек надежен
и лоялен по отношению к фирме. Мы говорим, что большинство людей
в обычных, не экстремальный условиях - хорошие и порядочные люди.
Но когда внешний мир или внутреннее состояние изменяется определенным
образом то, некоторые люди способны так или иначе предать интересы
фирмы. Нет жесткой закономерности между изменениями внутреннего
и внешнего мира и неблаговидными поступками. Но есть определенные
тенденции. И если руководитель предприятия или начальник службы
безопасности научится определять эти факторы, то вполне возможно,
что убережет свою фирмы от финансовых и материальных потерь, а
кого-то из сотрудников от уголовной ответственности.
В результате длительной аналитической работы и практического применения
полученных решений появилась методика, которая позволяет в динамике
отслеживать уровень надежности. Для этого создана специальная
компьютерная программа. С ее помощью люди имеющие соответствующий
допуск, могут наблюдать как изменяется показатель надежности у
конкретного сотрудника. Или сопоставить оценки одного сотрудника
с другими оценками и принять решение о том не пора ли провести
профилактическую беседу. Или напротив, понять, что опасность миновала
и этот конкретный сотрудник вышел из зоны риска.
При разработке этой программы, как и методики в целом детально
учитывалась психология человека. Кстати сотрудники могут ни когда
не узнать, что их благонадежность оценивается. При этом не нарушается
ни одно из прав человека: никто ничего не прослушивает и не подсматривает.
Просто человек находящийся в зоне риска, хочет того или нет ведет
себя определенным образом и все что требуется для наблюдается
- знать на что обратить внимание. Таких факторов риска около 20,
поскольку такое большое количество информации нельзя удержать
и систематизировать в голове - методика автоматизирована. Понятно,
что содержание факторов не может быть раскрыто по понятным причинам,
но все они могут быть определены по косвенным признакам, без вмешательства
в личную жизнь.
Мы хотим это подчеркнуть еще раз. Люди, которые честно работают
и не помышляют темных дел против предприятия никогда не узнают,
что также были объектом наблюдения.
Кстати, можно обратиться к зарубежному опыту, знаете ли вы, что
вопреки распространенному представлению, основная область практического
применения "полиграфа" - это не допрос преступников,
а проверка служащих, нанимаемых на работу.
В 1972 году около 25 % всех фирм в США предложили по крайней мере
некоторым из уже работающих или будущих сотрудников пройти тесты
по детекции лжи, в течение года было проведено около 400 000 танк
тестов ("Таймс", 19 марта 197З года) По более полной
оценке, общее число таких обследований составляет несколько миллионов
в год. Причина проведения этих тестов может быть весьма конкретной,
как, например, желание узнать, кто запустил руку в кассу местной
лавочки, или же общей - желание выяснить, не скрывает ли будущий
сотрудник что-нибудь компрометирующее его.
Только хозяин бизнеса может принять решение нужен ли ему такой
мониторинг благонадежности, хочет ли он вовремя узнавать, когда
кто-то из его сотрудников находится в зоне риска.
Главная цель работы по определению благонадежности предупредить
непоправимое...