Психология и психотерапия -
Невидимые барьеры. Почему пути квалифицированных специалистов и работодателей зачастую расходятся
URL
Создатель кибернетики Норберт Винер говорил, что информация поступает
в условное приемное устройство - и в человеческий мозг тоже -
через определенную линию передачи, снабженную фильтрами. Последние
могут отсекать или искажать часть информации. Эту идею применительно
к человеческим взаимоотношениям разрабатывал и английский психолог
Д. Бродбент. Некоторые ученые пробовали даже изобрести универсальные
методы преодоления фильтров-барьеров с помощью голоса или ритма.
Однако использование, скажем, громкого голоса, шепота или чтение
своего резюме в стихах в процессе собеседования было бы, по меньшей
мере, неуместно.
"Тихо сам с собою"...
В 1907 году академик Лев Щерба, будучи тогда молодым филологом,
приехал в Германию. Там, на Эльбе, в окружении немецкого населения,
издавна жили лужичи - остатки древнего и некогда многочисленного
славянского народа. Насильственная германизация грозила языку
этих славян полным исчезновением, и Щерба хотел составить его
описание. Как известно, он с честью решил эту задачу, а в ходе
работы обнаружил удивительную вещь: лужичи никогда не рассказывали
друг другу о своих впечатлениях. Они вели только короткие разговоры.
"...эти наблюдения, - замечает Щерба, - лишний раз показывают,
что монолог является в значительной степени искусственной языковой
формой и что подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге".
В пользу этого утверждения говорят и другие факты. Опытные ораторы,
каковыми были, скажем, Уинстон Черчиль и Мартин Лютер Кинг, строят
свои речи по принципу "вопрос-ответ". Большинство знаменитых
литературных монологов (например, в произведениях В. Шекспира
и Ф. Достоевского) являются по сути своей настоящими диалогами.
А если вспомнить о "беседе" Сократа как методе познания,
становится ясно, что именно диалог - самый эффективный метод преодоления
различных этических, эстетических и психологических фильтров.
Кстати, это объясняет и то, почему в практике подбора кадров,
несмотря на появление различных испытаний, тестов, анкет и делового
моделирования, самым распространенным методом остается собеседование.
Зачастую однако этот способ отбора персонала перестает быть эффективным.
И происходит это в силу нескольких причин. Одна из них хорошо
известна многим из тех, кто время от времени играет роль соискателя.
Порою им приходится сталкиваться с такой ситуацией. Работник кадровой
службы с ободряющей улыбкой, поощрительным тоном просит: "Расскажите,
пожалуйста, о себе, о своей работе". После этого он принимает
вид внимательного слушателя и больше не говорит ни слова.
Ясно, что в этом случае собеседование перестает быть таковым и
превращается в чисто формальное мероприятие. Возникает ситуация,
которая напоминает слова хорошо известной песни ("Тихо сам
с собою я веду беседу.") Соискатель по ходу встречи вынужден
строить гипотезы о потребностях компании и мысленно моделировать
вопросы самому себе, а затем в монологе устно излагать о себе
то, что - по его представлениям! - важно знать "собеседнику".
Если это не проверка памяти и логического мышления, то быть или
не быть соискателю сотрудником данной фирмы зависит уже не только
и не столько от его профессиональных качеств.
Нюансы субъективизма
К сожалению, диалог как таковой еще не гарантирует взаимопонимания.
"По одежке встречают, по уму провожают" - хорошо известная
народная мудрость. Однако, как показывают исследования, проведенные
американским психологом Юджином Мэйфилдом, поговорка эта верна
иногда лишь в первой своей части. Ученый, изучавший эффективность
собеседования как инструмента отбора кадров, выявил ряд проблем
эмоционально-психологического характера, которые к этому приводят.
Это связано с тем, что специалисты по подбору кадров субъективны.
Они оценивают претендентов на вакантные места, основываясь на
первом впечатлении. Все, что говорится в остальной части собеседования,
абсолютно не учитывается. Другая проблема состоит в том, что очередной
кандидат сравнивается с предыдущим. И если последний выглядел
плохо, то следующий "средненький" кандидат будет выглядеть
хорошо или даже очень хорошо. Бывает и так, что сотрудники, проводящие
интервью, дают более благоприятную оценку тем кандидатам, чьи
внешний вид, социальное положение, возраст и манеры в большей
мере напоминают их собственные.
Существуют и другие проблемы повышения эффективности собеседования.
Связаны они с содержательной частью диалога.
Что сказал мистер Смит
И.И. Ревзин и О.Г. Ревзина, отечественные ученые, сформулировавшие
так называемые "постулаты нормального общения", использовали
в своей работе пьесы, написанные для "театра абсурда".
Одно время в Англии это сценическое действо было довольно модным.
Вот одна из сцен "абсурдного" диалога, которая помогла
сформулировать так называемый постулат о детерминизме:
Миссис Мартин. Я видела на улице, рядом с кафе стоял господин,
прилично одетый, лет сорока, который...
Мистер Смит. Который что?
Миссис Мартин. Право, вы подумаете, что я придумала. Он нагнулся
и...
Все. О!
Миссис Мартин. Да, нагнулся!
Все. Не может быть!
Миссис Мартин. Да, нагнулся! Я подошла посмотреть, что он делает...
Все. Что? Что?
Миссис Мартин. Он завязал шнурки на ботинке.
Все. Фантастика!
Мистер Смит. Если бы рассказал кто-либо другой, я бы не поверил.
Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь, то встречаешься с
вещами еще более необыкновенными. Посудите сами. Сегодня я своими
глазами видел в метро человека, который сидел себе и совершенно
спокойно читал газету.
Миссис Смит. Какой оригинал!
Мистер Смит. Это, наверное, тот же самый.
Используя подобные россыпи "драматических" абракадабр,
они определили то, что делает разговор собеседников нормальным,
а что - бессмысленным. Всего постулатов Ревзиных - восемь:
о тождестве (партнеры в течение разговора должны исходть из одних
и тех же понятий и представлений);
об общей памяти (говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий
запас сведений о прошлом);
об информативности (сообщения должны представлять интерес для
собеседника, а не быть общеизвестными);
о неполноте описания (сообщение с полным описанием чего-либо противоречит
нормальному общению, так как из него невозможно вычленить значимую
информацию, "краткость - сестра таланта");
о детерминизме (причинно-следственная связь событий, явлений);
о способности прогнозировать будущее (каждый собеседник должен
уметь строить несложные предсказания);
об истинности (необходимо соответствие между словами и действиями,
словами и внешним миром);
о семантической связности (собеседники должны придерживаться общей
тематики разговора).
На практике мы чуть ли не каждый день оказываемся в ситуациях,
когда деловое общение по объективным причинам не может быть нормальным.
В таких случаях обычно говорят: "Я ему - про Фому, а он мне
- про Ерему". Скажем, перед отделом кадров какой-либо компании
поставлена задача - заполнить вакансию менеджера по связям с общественностью.
На собеседование приходит специалист, придерживающийся взглядов
Сэма Блэка, который определяет паблик рилейшнз (ПР) как искусство.
Напротив, специалист по работе с персоналом знаком с концепциями
или маркетолога Ф. Котлера или рекламистов Бове/Аренса, которые
рассматривают эту сферу деятельности с других позиций.
Можно с уверенностью сказать, что участники диалога с трудом будут
понимать друг друга, так как их представления о роли менеджера
по ПР сильно различаются. Несомненно каждый участник беседы будет
иметь ввиду определенную деятельность определенного специалиста
на определенной должности в определенной компании за определенное
вознаграждение. Но каждый будет думать об этом по-своему. Например,
специалист "по Блэку" будет думать о своей будущей работе,
как о работе в качестве советника руководителя предприятия, а
кадровик будет думать, как ему подобрать менеджера отдела рекламы,
занимающегося выставками. В данном случае будет нарушен постулат
о тождестве.
Дело может еще более осложниться если собеседники принадлежат
еще и к разным возрастным категориям: специалисту по ПР - 40,
а его партнеру по переговорам - 25. Здесь возникает риск нарушения
постулата об общей памяти. Проблема приобретает уже мировозренческий
характер: могут ли представители разных интеллектуальных "галактик"
найти общий язык?
Имеющий уши да услышит
Добиться взаимопонимания, как видно, бывает порой чрезвычайно
сложно. Тур Хейердал - знаменитый путешественник, исследователь,
философ, антрополог - думал, что это возможно. Он сравнивал представителей
различных областей знания с рудокопами, каждый их которых копает
свою, отдельную яму. Они уже настолько глубоко погрузились в них,
что их крики об успехах не долетают до ушей собратьев. Однако
если бы они решили выглянуть наружу и поделиться с собратьями
своими успехами, то навряд ли поняли бы друг друга, так как за
годы, проведенные на глубине, каждый из них стал говорить на другом
языке. Свою роль дотошный норвежец видел в том, чтобы ходить возле
этих ям, заглядывать в них, выявлять их особенности и... составлять
общую картину мира.
Примерно такую же роль должны играть и специалисты по подбору
персонала: они должны знать особенности всех профессий. Ведь судьбы
соискателей и компаний, нуждающихся в кадрах определенной квалификации,
в основном зависят от них. От их способности или неспособности
преодолевать свои эмоционально-психологические проблемы. От широты
или узости их кругозора. От уровня их эрудированности. От степени
их объективности. От их возраста и образования. От их ответственного
или безответственного подхода к делу. От степени их материальной
заинтересованности. Но главное - от их умения вести содержательный
диалог, слушать и слышать собеседника. Только так можно понять,
соответствует ли соискатель предъявляемым требованиям. Достаточно
ли он образован, опытен и талантлив? Занимается ли самообразованием?
Имеет ли чувство нового? Может быть его способности таковы, что
недостатки анкеты, тестирования уже не имеют самодовлеющего значения
и ему стоит дать шанс?
Однако зачастую кадровики "гонят вал" и не в состоянии
услышать то, о чем говорят их собеседники. Рискну сказать, что
погоня за объемами и качество подбора собственного персонала,
делающего упор на анкеты и тесты, является главной причиной появления
"невидимых барьеров": распространения формализма и субъективизма
в работе довольно значительного количества кадровых агентств.
В этой ситуации соискателю и работодателю можно посоветовать только
одно - искать возможность встречаться без посредников, лицом к
лицу. В иных случаях необходимо обращаться за помощью к агентствам,
репутация которых безупречна, а штат укомплектован опытными консультантами.
Статья предоставлена журналом Работа & Зарплата