Психология и психотерапия -
Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви
URL
Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности.
В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают
самого человека и приносят радость другим.
По мнению психологов, чувство - это внутреннее отношение человека
к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть,
страсть и гнев, страх и радость - эти и многие другие состояния
человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет
владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко
находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки
окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее
проявление его эмоциональных состояний.
Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность,
удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные:
гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования
жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.
Одно из прекрасных чувств - дружба -появляется между людьми не
только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии.
"Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых
не нужна жизнь" (К. С. Льюис).
Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток
стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей.
Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных
переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать,
становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими
проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию,
значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают
многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья,
как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе,
принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка
не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо
шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых
и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.
Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия,
но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения
свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно
высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается
на развитии его личности.
Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками
в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают
в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это
неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные,
заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим
делам и успехам группы. В переходный период между подростковым
и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо
для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет
и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник
прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется
принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение
с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток,
приобщает другого к своему внутреннему миру - чувствам, мыслям,
интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются
случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время.
Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы,
передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует
взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано
на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается
собственное реальное "Я".
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение
в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным
возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу
редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных
классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников
встречается часто".
Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку
в первую очередь мамой, близкими людьми.
Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми
руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает,
малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже
ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье,
с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся
незыблемыми.
Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается
чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей.
В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение
одного человека к другому, интерес к нему - это еще не любовь.
Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку.
Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от
радости любимого человека.
Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность
и любовь.
Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает
нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки
человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре
оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.
Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой
трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.
Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать
друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных
или мнимых "побед". Не только в средних, но и в старших
классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется
одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно
увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой
(или мальчиком).
При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции
и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик
в этом - время. Влюбленность может протекать долго, и кажется,
что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь.
Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому
совет старших "не спешить" не лишен здравого смысла.
"Тайна сия велика есть", - сказано еще в глубокой древности
о любви.
Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном
тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают
потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность,
связанная с физическим взрослением.
Противопоставление любви как высокого чувства и биологической
сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь,
они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность
и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического
содержания эротизм.
Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует
ли чистая любовь?" - это уже содержит в себе утверждение,
что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев,
является "грязной". Углубление таких представлений может
в будущем усложнить семейную жизнь.
С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной
любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны,
в подростковой среде (13-15 лет) нередки "грязные" разговоры,
сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков
повышенный интерес, позволяют им "заземлить", "снизить"
волнующие их эротические переживания, к которым они психологически
и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще
только "испорченным" мальчикам. На самом деле и "грязный"
секс, и "возвышенный" идеал прекрасной возлюбленной
могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и
др.).
Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение
"запретных" вопросов (к ним относится не только секс,
но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями
в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое
такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом.
Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные"
разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные
выразить и "заземлить" волнующие их смутные переживания,
часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом,
врачом, родителями), которые знают особенности физиологического
развития психологии и сексуальности подростка.
Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта
и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить",
которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные
принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих
отношений - бессмысленна.
Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит".
В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым.
Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь - это неведомая
страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый
из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным
путем".
В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая
любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе
первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты,
полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых
первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это
только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала
человека таким, что он не может обойтись без любви...
Первая любовь - прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться
этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение
или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений
между мужчиной и женщиной.
Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих
людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи
недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная
психологическая и физиологическая совместимость, умение любить
человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим
собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия.
Материальное благополучие способствует стабильности брака, но
оно никогда не заменит духовной близости.
Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается
в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно
и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям
друг друга.
Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни
подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет
модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения
неизбежны.
Для нас привычно выражение: мужчины - это сильный пол, а женщины
- слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся,
а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются.
Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина
и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское.
Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.
В период взросления у подростка складывается собственное представление
о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот
процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании
этих представлений участвуют физиологические и психологические
факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой
семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества.
Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги,
но в первую очередь - мама, сестра. Точно так же и у девушек общение
с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.
Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится
на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке
(женщине), а мужественность в юноше (мужчине).
Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются
наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам
и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна
агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более
решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен.
Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку.
В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология
человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение,
страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не
связанные с продолжением рода.
В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие
различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина
и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру
межличностного общения.
Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении,
разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно
женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление
помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается
еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование
юношей и девушек.
Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении
друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в
то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью,
а мужчине - сильным, добрым, справедливым, способным взять на
себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина
и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии
и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой
счастливой семейной жизни.