Психология и психотерапия -
Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры)
И. Васюков
URL
Наверное, каждый из читающих эти строки согласится со мной: представители
рода человеческого, строящие свою жизнь вокруг компьютеров и Интернет
заметно, если не сказать более сильно - КАРДИНАЛЬНО, отличаются
от своих земных сородичей. Своими ценностями, традициями, правилами,
образом жизни и даже внешним обликом…. Вероятно, все это неслучайно
и речь уже может идти о специфической культуре, а точнее субкультуре
компьютерщиков и интернетчиков. То бишь, целостном образе жизнедеятельности
представителей существенной части населения планеты.
Надо сказать, что эта субкультура компьютерщиков и интернетчиков
еще "сырая", недоделанная, несформировавшаяся.. Доказательством
этой "сырости", несформированности может, например,
служить то обстоятельство, что любая из существующих на Земле
субкультур в своей организации имеет обязательно два значимых
элемента: так сказать, официальную часть (вершину айсберга) и
неофициальную (его подводную часть). Субкультура компьютерщиков
и интернетчиков (в дальнейшем мы будем называть ее киберкультурой
или еще проще КБК) по - существу почти вся НЕОФИЦИАЛЬНАЯ, т.к.
по большому счету никто ее еще серьезно не пытался (и Слава Богу!)
ее регламентировать.. Попытки и ранее, и сейчас в связи с ростом
интереса государственных органов к деятельности Интернет, существовали
и существуют. Но решающие сражения, наверняка, нам еще предстоят.
Скептическое отношение к жизни подсказывает - вряд ли они сложатся
в пользу любителей компьютерного веб-серфинга. Вся история тому
горькое свидетельство и тяжелый урок - длань бюрократа достает
даже умерших из под земли. Хотя, несомненно, часть своих свобод
и привилегий представители киберкультуры все равно отстоят. Наверняка,
с боем!
Основные признаки киберкультуры
Киберкультура достаточно открыта. Точнее, она может быть открыта
для тех, кто готов приложить некоторые усилия для изучения основ
ее существования и преодоления барьеров, особенно в сфере технических
знаний, а также уровня материальной жизни, т.к. систематическая
работа с компьютерной техникой и Интернет требуют постоянной солидной
финансовой подпитки. В остальном, проблем почти нет. Жизнедеятельность
лиц, входящих в различные кибергруппировки, почти всегда на виду.
Все всё про них знают. Если, конечно, это кому-то интересно. Ведь,
собственно, весь и смысл-то создания компьютеров и ИнтернетА в
обеспечении достаточно высокой степени ПУБЛИЧНОСТИ существования,
в преодолении ограниченности собственного "Я".
Раз есть киберкультура и имеются ее полноправные представители,
значит, должны быть неслучайные, знаковые места для ее функционирования.
Если таковых нет, то не сомневайтесь - будут! К таким местам в
киберкультуре можно отнести как сам Интернет (всевозможные чаты,
форумы, доски объявлений, ICQ и т.п.), так и "офлайновые"
места обитания, такие как, например, компьютерные клубы. Можно
пойти дальше и к местам обитания кибернетчиков отнести даже компьютерные
фирмы и интернет-компании, отделы АСУ в банках и на предприятиях,
магазины компьютерных аксессуаров, выставки (типа COMTEK или COMDEK).
Короче говоря, все, что можно обозначить древним, достаточно точным
и эмоционально ярким и насыщенным понятием "тусовка".
Тусовка, как правило, представляет собой ИНТЕНСИВНОЕ общение представителей
киберкультуры друг с другом. Она предполагает как обмен значимой
для жизни каждого информацией, так и своей еще менее заформализованной
частью. Например, совместной выпивкой и поеданием бутербродов
на каком-нибудь компьютерном сборище в "офф-лайн". Или
интенсивным обменом ругательствами и приколами в "он-лайн".
Мотивы сбивания компьютерщиков и интернетчиков в подобные "стаи"
могут быть самые разнообразные: от пустого времяпровождения до
изощренных попыток продать, протолкнуть посредством тусовки пока
еще нераскрученный или неходовой товар. Но главное, конечно же,
не в этом.
Главным является то, что механизм компьютерной или Интернет-тусовки
является самым мощным инструментом распространения кибернетической
культуры и приобщения к ней всех тех, кто к ней по разным причинам
к своему "несчастью" еще не принадлежит…. Как, впрочем,
и дальнейшей профессионализации самих компьютерщиков и интернетчиков.
В недавно прошедшей российской выставке "COMTEK" со
стороны профессионалов бизнеса было много нареканий о том, что
на выставке было слишком много "пионеров", то есть подростков
и молодежи. Однако, среди профессионалов почему-то едва видимой
оказалась мысль, что на выставке, прежде всего, БЫЛИ ТЕ, КТО В
БУДУЩЕМ И БУДЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ ЭТОГО БИЗНЕСА! А это
означает, что от работы с подростками и молодежью кибернетчики
никуда не денутся.
"Тусовочная" кибернетическая субкультура является копилкой
компьютерного и интернетовского опыта, своеобразным регулятором
мышления и поведения, приобщенных к КБК. Человек, выпавший из
этой тусовки, чувствует себя очень дискомфортно, неудобно, т.к.
понимает, что отстает от жизни, теряет свое место и статус в значимой
для него сфере жизни. Особый драматизм происходящего можно наблюдать,
например, в деятельности отдельных чатов, таких, например, как
"Активные миры". Подростки, нарушившие табу и отстраненные
от участия в "тусовке", буквально умоляют модератора
возвратить их в сообщество, убеждая последнего, что они "исправились
и больше не будут!".
Естественно, что благодаря "тусовкам" КБК постоянно
обновляется и модифицируется, приспосабливаясь к существованию
среди других, порой более мощных и агрессивных субкультур. Например,
ранее трудно было обнаружить в кибертусовке представителей криминала.
Но в связи с возникновением и бурным ростом компьютерных клубов,
абсолютным и относительным удорожанием компьютерной техники и
аксессуаров, в мир ККБ обильно сочится криминальная среда. Она
вбрасывает туда деньги, заработанные неправедным путем, устанавливает
свои законы и нормы существования…
За счет каких факторов формируется киберкультура и философия кибернетчика?
Конечно же, в первую очередь, за счет появления в обществе значительной
доли экономической свободы, возможности людей зарабатывать, в
том числе и предпринимательским путем. Бьюсь об заклад - то, что
сделали для компьютеризации и информатизации общества частные
компьютерные фирмы в 90-е годы прошлого столетия, никогда бы не
создали официальные структуры бывшего СССР. Огромное значение
для появления и расцвета киберкультуры имеет и бурное развитие
научно-технического прогресса на Западе в 90-е годы. Немаловажным
является и фактор экономической самостоятельности компьютерной
индустрии, а такие ее персонажи, каким, например, является Билл
Гейтс с его "Майкрософт", являются самостоятельным и
мощнейшим пропагандистским фактором, воздействующим на умы обывателя,
символом успеха и преуспевания человека включенного в киберсреду.
В целом основные закономерности возникновения и развития киберкультуры
совпадают с общими закономерностями возникновения и развития отдельных
субкультур. И, соответственно, КБК обрастает вокруг себя набором
наиважнейших эмпирических признаков, ориентируясь на которые можно
без ошибки сказать - вот здесь верховодит КИБЕРКУЛЬТУРА. У КБК
свои гуру, своя мода, свой собственный полупрофессиональный язык
- жаргон, своя социальная стратификация, в которой есть и патриции
и плебеи. К ней и обратимся далее!
Стратификация в киберкультуре
Деление людей на иерархические группы (другое распространенное
название этому явлению - стратификация) широко распространено
как в обществе в целом, так и внутри его различных сообществ.
Не составляет исключения и киберкультура.
Оснований, по которым могут стратифицироваться представители киберкультуры,
великое множество. Здесь могут быть представлены и социальный
аспект, и возраст, и место проживания, и образование, и т.д и
т.п. Важнейших же оснований для стратификации кибернетчиков не
так уж и много. Я бы выделил три-четыре наиболее распространенных
основания, с которыми человеку, имеющему отношение к миру компьютеров
и Интернет, приходится буквально сталкиваться на каждом шагу.
Среди самых популярных оснований для деления: уровень подготовленности
кибернетчика в компьютерных и Интернет-технологиях. Самые неподготовленные
из них носят уничижительное звание - ламеры. Подразумевается,
что эти люди "полные нули" в нашем деле и интерес к
ним со стороны более продвинутых пользователей ("юзеров"),
а тем более самых продвинутых ("профи", "хакеров")
не только не обязателен, но даже непростителен. Существуют и более
мягкие основания для деления всей массы кибернетчиков. Например,
на "отцов" и "сынков", особенно распространенное
в игровых компьютерных клубах. В этом случае как бы признается
и институализируется тот факт, что процессы, происходящие в пространстве
киберкультуре настолько подвержены изменениям, что вчерашний "сынок"
благодаря широко культивируемой в киберкультуре системе преемственности,
завтра может "выйти в люди" и тоже стать "отцом".
В силу того, что, как и в Интернет, так и в компьютерных клубах,
учебных центрах, магазинах, выставках и т.п. лица, принадлежащие
к киберкультуре определенным образом специализируются по своим
личным интересам или роду профессиональных занятий, то стратификация
существует и здесь. Так, в Интернет есть "форумцы",
"чатники", "айсикьюшники" (по используемым
сервисам для общения), в компьютерных клубах: "квакеры",
"старкрафтщики", "фиферы", "гонщики"
(по типу любимой и культивируемой игры). В компьютерных фирмах,
в соответствии с существующей организационной структурой имеются:
"технари", "настройщики", "программеры",
"продавцы", "интернетчики". Мы здесь не берем
чисто профессиональную киберкультуру, хотя там стратифтикация
кибернетчиков происходит очень высокими темпами: есть и веб-дизайнеры,
и веб-проектировщики, и веб-маркетологи. Есть даже Мексиканцы
(по терминологии Артемия Лебедева), то есть те, сферу профессиональных
интересов и занятий которых нельзя отнести ни к одной из существующих
бизнес, компьютерных и интернет-профессий.
Вполне очевидным представляется то, что, несмотря на все разнообразие
всевозможных стратификаций кибернетчиков, предполагается, что
верхние, наилучшие и самые престижные из них, будут занимать самые
продвинутые, способные, высокооплачиваемые лица, а в нижней части
спектра будут находиться начинающие, неопытные, малопрофессиональные
и плохооплачиваемые (а скорее всего, вообще неоплачиваемые) представители
киберкультуры. В соответствии со статусом в компьютерной или интернетовской
среде распределяются функции и роли, выполняемые кибернетчиками
в групповой деятельности, будь то работа или компьютеризированный
досуг. Самые престижные, ответственные, оплачиваемые и перспективные
места (типа "босса", "генератора идей", "финансиста")
достанутся лицам из верхней части спектра, все самое худшее, малопрестижное
- лицам из нижней части списка.
Из описанных стратификаций и наших последующих пояснений, видно,
что стратификация в киберкультуре обладает следующими важными
свойствами:
Она изначально жестко не задана. Кто вчера были никем и ничем,
при сегодняшнем профессиональном или личностном росте может в
стратификации выйти на первое место. Компетентность, профессионализм,
знания и умение брать на себя ответственность в кругах кибернетчиков
- главное!
Социальное клеймение, где возвышающих (типа "хакер",
"босс") терминов удостаиваются лица, принадлежащие к
высшим иерархическим группам, а уничижительных - к низшим.
"Касты", "кланы" киберкультуры, где бы они
не находились, в принципе готовы, хотя бы к минимальным контактам
друг с другом. Также велика и возможность мобильности рядовых
членов кланов в смысле перехода их в другую касту или клан кибернетчиков.
Неустойчивость статусов представителей киберкультуры. Вчера, например,
ты был почти культовой личностью, а сегодня так отстал, что тобой
просто перестают интересоваться. Кто, например, сейчас помнит
Питера Нортона? А ведь каким был ажиотаж, когда 7-8 лет назад
этот человек приезжал к нам в страну!
Чтобы стать неофициальным "начальством" в среде кибернетчиков,
или получить не менее престижный титул "спеца", необходимо,
прежде всего, доказать свою компетентность в той или иной компьютерной
или интернет сфере, удачливость, профессионализм. Факторы же,
обычные для "оф-лайн" субкультур, такие, как наличие
покровителей из числа вышестоящих, длительность пребывания в "тусовке",
наличие финансовых избытков, для киберкультуры тоже значимы, но
занимают вторые роли. Ярким доказательством этого тезиса служит
сегодняшнее поведение интернет-компаний в Штатах. Ценность их
определяется не по результату, а по перспективности, по качеству
заложенных в проект идей и специалистов, способных их осуществить.
Отсутствие строгой субординации в отношениях между "верхами"
и "низами". "Верхи" как правило, в силу очень
острой конкуренции между "тусовками" и "кланами"
не могут беспощадно эксплуатировать "компетентные" низы..
Те, в случае серьезных расхождений с легкостью покидают еще не
насиженные места. Причем, подобное явление характерно и для коммерческих
фирм и для неформальных тусовок.
Наличие (но, САМОЕ ГЛАВНОЕ, ОНО - ОТНОСИТЕЛЬНО!) у "верхов"
кибернетчиков определенных обычаев, условных знаков, табу, привилегий.
Высокая мобильность статуса, что косвенно подтверждается тем,
что за какой-нибудь год человек может по несколько раз поменять
свой НИКНЕЙМ.
Важно, конечно же, заметить, что как и во всех человеческих субкультурах,
испытывающих очень жесткое давление конкуренции и высокой социотехнической
динамики подчеркиваемый нами ДЕМОКРАТИЗМ киберкультуры с каждым
годом становится все более жестким и требовательным к своим представителям,
требуя от них все меньшей свободы действия и маневра.
Структура (кирпичики) киберкультуры
Вопрос о том, "из чего состоит" киберкультура, очень
сложный и противоречивый. Будем исходить из того, что кибернетическая
субкультура общества - это определенный уровень развития жизни
кибернетсообществ, выраженный в различных типах и формах их организации,
деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях.
Серьезным отличием кибернеткультуры от человеческой культуры в
целом, на наш взгляд является то, что она содержит в себе не столько
предметные результаты деятельности, сколько субъективные человеческие
силы и способности, реализуемые как раз в этой деятельности. К
ним можно отнести знания и умения, профессиональные навыки и привычки,
которые кибернетчики вырабатывают в ходе своей деятельности, уровень
их интеллектуального развития, этические взгляды и эстетические
потребности, формы и способы взаимного общения в рамках данного
сообщества и за его пределами.
У кибернетчиков есть своя мифология, привилегии для отдельных
членов, определенные и очень специфические формы проведения досуга,
формы отношения к "своим" и "чужим" и т.п.
В более узком понимании слова кибернетическая субкультура представляет
собой особую духовную область общности людей - компьютерных фирм,
организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она содержит
особую кибернетическую идеологию, определенные этические нормы
и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, которые
и определяют повседневную жизнь и быт отдельных кибернетчиков
и их сообществ.
Киберидеология - это та система понятий и представлений, которая
складывается в групповом сознании кибернетчиков. Это та их "философия",
которая мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль
их жизни, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя
те или иные обязательства. Время от времени (или постоянно) в
киберидеологии сообществ кибернетчиков господствуют идеи технократизма,
владычества компьютерщиков и интернетчиков над другим, "иным"
миром. В молодом возрасте эта идея может служить основанием как
к "остервенелому" изучению математики или информатики,
так и полному "уходу" в мир компьютерных игр, который
представляется ряду членов сообщества как единственно возможный
и приемлемый для них способ будущей жизни и заработка ("профессиональный
игрок"). В зрелом возрасте подобные идеи могут служить основанием
целых политических идеологий, порой полностью отрицающих гуманитарное
знание и гуманность как таковую.
К идеям, актуальным для киберидеологии можно отнести и идею индивидуализма,
индивидуальных достижений и индивидуального успеха. Пример многих
лидеров сегодняшней компьютерной и программной индустрии убеждает
юное поколение, что успех на этом поприще присущ, прежде всего,
ярко выраженным талантливым индивидуалистам. Вместе с тем сам
коллективный и массовый характер компьютерной индустрии актуализирует
в сознании кибернетчиков идеи корпоративизма, клановости. Не случайно,
например, в молодежной в среде кибернетчиков так велико персонализированное
отношение к своей фирме, к своей марке, к лэйблу любимого производителя!
Так как приобщение к киберкультуре требует от своих новых членов
достаточно высокого образовательного и имущественного ценза, это
формирует особый отпечаток общего и профессионального стиля кибернетчиков.
Там много и хорошо учатся, стремятся иметь высокие, достойные
заработки. Среди кибернетчиков редко можно встретить человека,
полностью недовольного жизнью.
И еще один момент в строении киберкультуры я бы хотел отметить.
В силу замкнутого характера компьютерщиков (по сравнению с остальными
сообществами), элитарности их образования, специфики деятельности,
существует определенная изолированность кибернетчиков, кибернетической
культуры от остальных субкультур общества. Правда, в последнее
время, в связи с лавинообразным развитием Интернет и вовлечением
в него огромного числа гуманитарно мыслящих людей (а также, к
сожалению, и вообще не мыслящих, несущих этой субкультуре упрощение,
энтропию) киберкультура стала заметно мягче, разнообразнее, интеллигентнее.