Психология и психотерапия - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АРМИИ США
Решетников М. М
Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова
Последовательно излагаются общие принципы подготовки специалистов, принятой в США. На конкретных примерах показано, что профессиональный отбор, применяемый в системе образования США, способствует не только профессиональной подготовке, но и формированию личности, необходимой капиталистическому обществу. Проанализированы достигающие высокой эффективности методы профотбора, используемые в США в ходе конкурентной борьбы монополий и милитаризации экономического потенциала страны.Ключевые слова: профотбор, психология, тесты, прибыли, политика, эксплуатация.
В настоящее время у нас в стране и за рубежом наблюдается интенсификация исследовательских и научно-практических работ, посвященных проблемам методологии, методики и технических средств профессионального психологического отбора. В этой связи организация и система профессионального отбора в США, как одной из наиболее развитых стран капиталистического мира, представляет несомненный интерес.
В условиях современного этапа научно-технической революции проблема профессионального отбора и подготовки квалифицированных кадров для промышленности и армии составляет неотъемлемую часть экономической политики США. Развитие профессионального отбора в США, как и в ряде других капиталистических стран, диктуется объективной необходимостью повышения эффективности и надежности использования современного оборудования и техники, однако в конечном счете направлено на повышение эксплуатации трудящихся, получение прибылей и сверхприбылей при минимальных затратах. Одной из наиболее уродливых форм «профессионального» отбора в США являются хорошо известные «запреты на профессии», преследующие цель не допустить прогрессивно мыслящих представителей интеллигенции, рабочего класса и общественных деятелей в ряд сфер производства, особенно в сферу среднего и высшего образования США. Таким образом, профессиональный отбор в США является не только экономическим, но и тонким политическим орудием идеологического воздействия, направленного преимущественно на молодежь.
В условиях обострения международной обстановки и соревнования двух общественно-политических систем профессиональный отбор на всех уровнях (в системе образования, промышленности и армии) рассматривается как один из мощных рычагов повышения эффективности произ-
6 Психологический журнал, № 3 ]45
водства и роста военного потенциала. Еще в 1961 г. в докладе американского Национального совета по вопросам рабочей силы отмечалось, что «все более серьезное внимание, которое привлекают в последние годы вопросы улучшения профессиональной ориентации (термин «профессиональная ориентация» в США включает и профессиональный отбор.— М. Р.) объясняется в значительной степени растущей заботой об уменьшении масштабов расточения потенциальных способностей людей и огромными успехами в научной, технической и военной областях (выделено авт.—М. Р.) Советского Союза» [40].
В изданном в 1964г. в Чикаго справочнике для специалистов по профессиональной ориентации профессиональный отбор определяется как «процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором профессии» ,(29). Однако это определение раскрывает лишь внешнюю сторону профессионального отбора в капиталистическом обществе. Сущность же его достаточно точно была определена К. Марксом: «Если рабочий не обладает средней работоспособностью, если он не в состоянии дать определенного минимума дневной работы, то его увольняют» [1, с. 563—564]. Таким образом, развитая служба профессиональной ориентации и профессионального отбора в США, выполняя социальный заказ крупного капитала, отбирает наиболее выносливых и наиболее способных исполнителей из все пополняющейся армии безработных, число которых в настоящее время превышает 9 млн. человек.
Ф. Тейлор, методы которого В. И. Ленин характеризовал как «прогресс в искусстве выжимать пот» [2], в своих работах отмечал, что в отдельных случаях профессиональный отбор является ведущим элементом его системы (тейлоризма.—М. Р.). Особое значение, по мнению Ф. Тейлора, профессиональный отбор приобретает по отношению к профессиям, где от личных качеств человека в решающей мере зависит результат труда [24]. Следует отметить, что, критикуя тейлоризм как одно из средств усиления капиталистической эксплуатации трудящихся, В. И.Ленин в то же время отмечал, что «в системе Тейлора заключается громадный прогресс науки... открывающей пути к громадному повышению производительности человеческого труда» [З].
Одной из основных категорий, лежащих в основе профессионального отбора, является проблема способностей и критериев их выявления.Если рассматривать процесс разделения труда в докоммунистических общественных формациях в историческом аспекте, то можно констатировать, что привилегия физической силы уступила привилегии знатностч рода, на смену ей пришла привилегия богатства, способность к умножению которого уже «научными» методами обосновывалась чуть ли не как высшая одаренность. Разоблачая капиталистическую сущность подобных теорий, К. Маркс писал: «Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием,—наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист» [1,с.344].
Обосновывая в различных теориях капиталистическое разделение людей на социальные классы в зависимости от их способностей, современный капитализм тем не менее вынужден делать уступки и искать способных и одаренных личностей в рабочей среде. Этим целям служат специальное тестирование в средней школе и государственные стипендии, устанавливаемые для особо отличившихся учащихся [6, 25]. В то же время только по причинам материального характера до 40% учащихся не имеют возможности получить высшее образование, а более 60% молодых людей, как свидетельствуют опросы общественного мнения, отмечают огромное расхождение между предпочитаемыми профессиями и теми профессиями, которые они считают доступными для себя с учетом своего материального и социального положения [10, 11, 32, 42].Аме-
146
риканекая педагогика, идущая в фарватере классовой политики империализма, оценивая количество одаренных детей в 15%, а высокоодаренных—в 3%, рассматривает затраты на обучение остальных как неэкономичные [21]. Прагматизм, составляющий философский базис американской экономики и политики, является решающей основой того, что ни в одной другой капиталистической стране тестовые испытания не получили такого широкого применения. В то же время, несмотря на очевидную экономическую эффективность, о которой будет сказано ниже, прежде всего, по-видимому, из-за дискриминационной сущности профессионального отбора в капиталистическом обществе, против использования тестов при поступлении на работу и решении вопросов продвижения по службе высказываются до 50% американцев, 25% считают нецелесообразным школьное тестирование [31].
Первое бюро по профессиональной ориентации в США было открыто Парсоном в 1908 г. в Бостоне. В задачи этого бюро входило: помочь личности с помощью тестов' приобрести более полную информацию о своих психических свойствах; изучить требования, предъявляемые различными профессиями к психофизиологическим качествам человека;
сопоставляя эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию обследуемому [26]. Задачи, сформулированные Парсоном, практически без изменений определяют деятельность всех современных профессиональных бюро США. Однако практическое внедрение и наиболее широкий размах психотехнических испытаний в США связаны с именем автора книги «Психология промышленной производительности» (1913) Г. Мюнстерберга, который в истории профессионального отбора занимает такое же место, как Ф. Тейлор в теории и практике организации труда [27]. Основная заслуга Г. Мюнстерберга состоит в доказательстве преимуществ научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с традиционными методами, основанными на житейском опыте или интуиции предпринимателя. Исследования Г. Мюнстерберга включали три основных аспекта: 1) изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
2) исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности; 3) создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов. Одно из первых его исследований, проведенное в 1910 г., было связано с изучением причин аварийности на трамвайных линиях и разработкой профессионального отбора вагоновожатых. В последующем на основании своих исследований Г. Мюн-стерберг писал: «Всем стало ясно, что никакая расточительность ценных бумаг не носит столь пагубного характера, как расточительность, объясняющаяся тем, что живые рабочие силы народа распределяются в полной зависимости от случая и что совершенно не обращается внимания на необходимое соответствие между трудом и работником» [201. Таким образом, еще в начале нынешнего века в США начала складываться система профессионального отбора. Однако лишь в ходе первой мировой войны и особенно после нее, в условиях обострения всех противоречий капиталистического общества и противоборства двух сложившихся социально-политических систем, а также начала научно-технической революции, профессиональный отбор в США превратился в одно из важнейших направлений политико-экономической деятельности буржуазного государства [14, 151.
Когда в 1917 г. США вступили в первую мировую войну. Американской психологической ассоциацией был назначен специальный комитет под руководством Р. М. йеркса для рассмотрения тех средств, которыми психология может помочь ведению войны [6]. В это же время был создан первый вариант группового теста, который позволял оценивать пригодность призывников к службе в различных родах войск. Созданная методика отбора рассматривалась как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и их результаты хранились в тайне. В настоящее время известно, что в первую мировую войну в целях профессионального отбора в США было обследовано 1700 тыс. солдат и 40 тыс. офицеров. На основании результатов обследования были выявлены «непригодные» и «неспособные к строю», проведены выравнивание частей по уровню интеллектуальности, комплектование унтер-офицерских школ, военных училищ и наборы в спецчасти [41]. Все обследуемые делились на семь групп. Лица, отнесенные к первым двум группам (Л и В), считались «выдающимися», способными к исполнению офицерских должностей или подлежащими направлению в военные учебные заведения. Три последующие группы (С+, С и С—), составляя среднюю статистическую норму, определяли уровень рядового состава. Принадлежность к группам D и Е навала отрицательный прогноз. В настоящее время в армии и полиции США принято деление на пять интеллектуальных категорий, обозначаемых как «высшая», «выше средней», «средняя», «пограничная» и «группа непригодных» [34].
Шкала А. Бине, явившаяся основой для многих, в том числе современных, батарей тестов, была создана в США еще до первой мировой войны. В последующем она неод-
6* 147
нократно модифицировалась. Наибольшее распространение в первой четверти XX в. получил вариант «Станфорд —• Бине», названный так по имени автора и места его .разработки. Эта шкала была предложена в 1916 г. [7], и именно с ее появлением в американскую психологию вошло понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ, предложен Штерном в 1911 г.), характеризующее соотношение между умственным и фактическим возрастом.
Тесты, используемые для отбора военнослужащих, делились на так называемый армейский альфа (для общего тестирования) и армейский бета (невербальная шкала, предназначенная для обследования неграмотных и иностранцев). Еще до первой мировой войны кроме тестов, так или иначе направленных на измерение общего интеллекта, появились тесты для оценки специальных способностей. Если показатель IQ объединял результаты многих тестов, то специальные тесты, чаще всего моделирующие ту или иную деятельность, определяли не какие-то общие показатели, а профессиональную пригодность к определенным конкретным видам деятельности.
С учетом опыта, накопленного в период первой и второй мировых войн, в конце 40-х годов в США начинают создаваться комплексные батареи тестов для определения различных способностей. Эти батареи весьма разнообразны. Среди наиболее известных можно назвать батарею SAT, используемую для определения общей способности к обучению, TALENT—для старших школьников' (применяемую также в ВМС и ВВС США), GATB, которая в различных модификациях используется более чем в 50 странах капиталистического мира для профессионального отбора в промышленности и армии [14, 15, 21, 35, 471. Затрагивая общенациональные интересы, практика профессиональной ориентации и отбора в США давно вышла за рамки частных бюро и служб. Капиталистическое государство централизовало и практически полностью взяло на себя удовлетворение коллективных нужд военно-промышленной олигархии. В 1947 г. была создана специальная служба тестирования в образовании, в задачи которой входила разработка программ тестирования для профессиональных училищ, университетов, правительственных учреждений и других организаций.
С 1948. г. в США начинают использоваться так называемые «ситуационные тесты», задания Которых составлялись таким образом, чтобы истинные цели тестирования оставались неизвестными обследуемым. Основное назначение этих тестов состояло в выявлении таких черт, как лживость, склонность к воровству, некоторых особенностей поведения и т. п. Эти тесты, как пишет А. Анастази [6, с. 30], активно использовались управлением стратегических служб США. К этому же времени относится и широкое внедрение в практику профессионального отбора проективных методов исследования личности [9, 23] — метода Роршаха, ТАТ и др., направленных на «обнаружение скрытых или бессознательных аспектов поведения» [38]. В настоящее время проблемой профессионального отбора в США занимаются специалисты 12 университетов и 20 научно-исследовательских центров ВВС, ВМС и армии [13].
Классовые тенденции профессионального отбора в США проявляются уже в общеобразовательных школах, в частности при оценке способности и соответственно возможности к дальнейшему обучению. Этим же классовым целям служит и разнотипность учебных программ и школ в США, одни из которых готовят к поступлению в вуз, а другие дают весьма сокращенный объем знаний, открывающий для выпускника практически лишь единственный путь — в сферу неквалифицированного физического труда. При этом до 30% подростков и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет вообще не посещают школу [14, 15].
Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в школах США начинают проводиться преимущественно с 9-го класса, т. е. за три года до окончания средней школы. Весь комплекс мероприятий профессионального отбора организуют и непосредственно осуществляют инструкторы по профессиональной ориентации школ или, как их еще называют, профсоветники. В обязанности профсоветника входит объяснение связи между успешностью учебы и будущими возможностями выбора профессии, раскрытие и развитие способностей ученика, ознакомление учащихся с различными профессиями и их особенностями, а также оказание помощи в выборе наиболее подходящей специальности. Кроме этого профсоветник на протяжении всего периода обучения в школе осуществляет сбор персональных данных на каждого ученика, проводит экспериментально-психологическое обследование, ведет специальные карты психологического изучения, которые по окончании школы передаются в службу занятости. В этой карте фиксируется успеваемость, перечень предпочитаемых и «нелюбимых» предметов, все результаты тестирования, особые способности, интересы, склонности, индивидуально-психоло-
148
гические особенности, данные физического развития и состояния здоровья, внешкольные занятия, хобби, имеющийся или приобретенный в школе опыт работы или трудового обучения, а также социальное, классовое и материальное положение семьи. Оптимальные нормы предусматривают одного профсоветника на 300 учащихся [10, 11, 14, 15, 18 22]. С 9-го, а иногда и с 7-го класса учащиеся кроме общеобразовательных предметов начинают по выбору, согласованному с рекомендациями профсоветника, изучать один из циклов, направленных на подготовку их к будущей деятельности: коммерческой, академической, индустриальной, домоводческой и др. [10]. Выполняя роль заблаговременной подготовки учащихся к труду, такое профессиональное распределение одновременно выступает и как система психологической адаптации к существующему строю и реальным возможностям в выборе профессии с учетом классового и материального положения семьи.
В службе занятости США, руководство которой осуществляет министерство труда, работает несколько тысяч специалистов по профессиональному отбору. Кроме государственных организаций в США имеется несколько сот частных профбюро, спеццентров при колледжах и университетах. Некоторые крупные предприниматели имеют свои, также частные профбюро и службы. Одновременно с профессиональным отбором эти бюро занимаются по заданию администрации профессиональным подбором кадров для укомплектования уже не профессиональных групп, а конкретных должностей, включая высшие. Всячески пытаясь замаскировать классовый характер профессионального отбора в капиталистическом обществе, буржуазные средства массовой информации стараются представить существующую систему отбора как «бескорыстную помощь» молодежи в выборе профессии, осуществляемую якобы в интересах «всеобщего благоденствия». Однако сами американские специалисты по профессиональному отбору вынуждены признавать, что все более или менее престижные профессии заняты и комплектуются представителями привилегированных классов [43], а безработица среди молодежи, как известно, почти вдвое превышает средний уровень безработицы в США. Таким образом, психологическое тестирование в США является весьма гибким и хорошо замаскированным инструментом классового отбора [12, 13].
Определенный интерес представляет организация так называемой «профессиональной информации». Главными источниками ее для молодежи являются «Словарь профессий», «Справочник профессий», «Справочник молодого рабочего» и «Справочник наиболее требуемых профессий». Эти регулярно переиздаваемые справочники содержат наиболее подробное описание от нескольких десятков до нескольких тысяч специальностей, их особенностей, требований, предъявляемых к работнику, сообщают сведения о перспективных тенденциях занятости, порядке и стоимости профессиональной подготовки, величине заработной платы и т. д. «Словарь профессий» начал издаваться службой занятости США с 1939 г. В нем в алфавитном порядке приводятся официальные наименования около 4 тыс. специальностей, дается краткое описание особенностей деятельности и требований, предъявляемых к ее исполнителю. «Справочник профессий» выпускается не реже чем один раз в два года бюро статистики при министерстве труда США и кроме сведений профессионального характера содержит информацию о перспективных тенденциях занятости. «Справочник молодого рабочего» приводит описание около 150 основных специальностей, которые наиболее часто избираются выпускниками школ, а «Справочник наиболее требуемых профессий», регулярно издаваемый службой занятости, приводит сведения о специальностях, имеющих в настоящее время наибольший спрос на рынке труда.
149
В последние десятилетия в практике профессионального отбора широкое распространение получили психологические опросннки (MMPI, 16-PF, опросники Айзенка, Тейлор, Спилбергера, тест наклонностей Кудера, тест интересов Стронга и др.), основное предназначение которых состоит в установлении принадлежности испытуемого к определенному психологическому типу, выявлении лиц с психиатрической патологией, изучении интересов и наклонностей [4, 8, 17]. Традиционно большое значение в исследованиях американских специалистов по профессиональному отбору уделяется оценке мотива-ционной сферы и факторов, связанных с отношением работника к сырью, материалам, технике, которые при решении вопросов профессиональной пригодности оцениваются почти вдвое выше, чем умственные или физические качества [19].
Многолетний опыт применения профессионального отбора в промышленности и армии США показал, что эффективость его является чрезвычайно высокой. В частности, отсев «непригодных» в процессе обучения снижается с 30—40 до 5—8%, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70%, надежность систем управления повышается на 10— 25%, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30—40%. Например, по опубликованным данным, применение профессионального отбора при приеме в летные училища дает 6 млн. долл. экономии на каждые 100 подготовленных летчиков, а каждый доллар, затраченный на разработку тестов, создает экономический эффект в 1000 долл. [4, 12, 35], т. е. реальная прибыль от применения профессионального отбора составляет около 100000%.
В настоящее время кроме психологических тестов широко используются так называемые квалификационные тесты, которые применяются как перед приемом на работу или службу, так и в процессе ее—при передвижении по служебной лестнице, повышении в звании или должности. Получение отрицательной оценки по квалификационному тесту в армии США служит основанием для заключения о том, что военнослужащий нуждается в дополнительном обучении или в переводе на другие работы [28]. Применительно к офицерскому составу вооруженных сил США невыполнение квалификационного теста может служить основанием для задержки в присвоении очередного воинского звания и даже понижения в должности.
Психологическое тестирование в вооруженных силах США получило особенно широкий размах в период второй мировой войны, когда было обследовано более 20 млн. военнослужащих [27]. В плане научных разработок в этот период особое значение придавалось повышению надежности тестов и системы профессионального отбора в целом, в частности применительно к лицам, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания (летчиков, моряков-подводников и т. д.). В этих целях расширяется объем психологической экспертизы, к которой привлекаются специалисты в области социальной психологии, физической культуры и спорта, психиатры.
С начала 50-х годов в системе профессионального отбора в армии США наблюдается постепенный отказ от ортодоксального психотехнического подхода и переход к методам психиатрической оценки, включающим исследование семейного 'фона, истории развития личности, а также применение психологических тестов [49].
В период второй мировой войны начинают проводиться массовые лонгитюдные исследования военнослужащих. Так, 10 тыс. летчиков, прошедших отбор в 1943 г., наблюдались американскими психологами до 1958 г. Лонгитюды на других контингентах неоднократно проводились и до войны, и в послевоенные годы. В 1962 г. по батарее тестов, включающих более 2 тыс. заданий, было обследовано 440 тыс. школьников, наблюдение за которыми велось в течение 20 лет. Эти и более ранние исследования показали, что понятие «выдающиеся интеллектуальные способности» весьма многомерно, неоднородно по природе и содержанию. В то же время было выявлено, что люди с «ранним умственным подъемом» хотя и обнаруживают с годами тенденцию к «выравниванию», но
150
все же в большинстве случаев сохраняют уровень способностей выше средней возрастной нормы даже через 50 лет [16].
После второй мировой войны американские методы профессионального отбора военнослужащих практически без изменений применяются во всех странах НАТО. Одновременно продолжаются исследования по повышению эффективности и совершенствованию методики профессионального обследования. Изучение эффективности профессионального отбора во время войны, которую США вели в Корее (1953 г.), показало, что положительный прогноз успешности обучения или профессиональной деятельности не всегда идентичен прогнозу успешности боевой деятельности [22]. В этот же период значительное внимание уделялось изучению внутригруппового взаимодействия военнослужащих .(«групповой динамики»). Проведенные исследования показали, что интерперсональные отношения членов боевых групп существенно влияют на эффективность боевой деятельности, боевую адаптацию военнослужащих и выраженность нервно-эмоциональных реакций в боевой обстановке [46]. Несколько раньше при решении вопросов комплектования боевых экипажей было выявлено, что предпочтительные выборы «желательных партнеров» не зависят от показателей успешности деятельности или наличия боевого опыта, а обусловливаются такими факторами, как «способность приспособиться к экипажу», «личная уравновешенность», «способность быть хорошим товарищем» [37].
Как известно, вслед за Великобританией ,(1961 г.) США с июля 1973 г. полностью перешли на принцип добровольного комплектования вооруженных сил. Это решение было обусловлено тем, что современная военная техника требует большого числа военных специалистов высокой квалификации, подготовка которых обходится чрезвычайно дорого и требует существенных затрат времени, тем самым сокращая сроки практической службы на соответствующих должностях. В связи с этим возникла дилемма: или продлевать сроки службы в вооруженных силах, что с учетом массового дезертирства не сулило особых выгод, или комплектовать войска уже подготовленными специалистами и лицами, наиболее пригодными к обучению и имеющими мотивацию к военной службе. Однако основная причина содержания регулярной профессио-\ нальной армии в мирное время связана с непрекращающимися локаль-'\ными войнами, которые США ведут в различных районах мира практически на протяжении всех 40 послевоенных лет.
В соответствии с современным законодательством добровольцы 17— 35 лет с образованием не менее 9 классов, годные по состоянию здоровья, интеллектуальному и физическому развитию к военной службе, подписывают контракт на 3—6 лет. Профессиональный отбор добровольцев предусматривает несколько этапов. На вербовочных пунктах добровольцы проходят предварительное психологическое обследование. Набравшие «проходной балл» направляются в специализированные психофизиологические лаборатории, где обследуются стандартной армейской батареей тестов [22, 39, 47]. Показав и здесь необходимый результат, доброволец направляется на приемный пункт вида вооруженных сил, где уточняется его профессиональное предназначение. Армейская батарея включает более 30 тестов для оценки общих способностей и около 20 тестов для оценки специальных способностей. Эти тесты входят в специализированные батареи различного целевого назначения.
Иногда тестированию и распределению добровольца предшествует информация о различных военных профессиях, осуществляемая с помощью рекламных изданий и специальных кинофильмов. Министерство обороны США регулярно издает брошюры из серии «Выбор профессии предоставляется вам», «Ваши жизненные планы и вооруженные силы», в которых одновременно с рекламными проспектами и пропагандистскими измышлениями о «советской военной угрозе» содержится информа-
• 151
ция о возможности получения гражданской специальности и образования в вооруженных силах. Следует отметить, что, несмотря на высокий уровень безработицы и ряд льгот для военнослужащих, приток добровольцев в вооруженные силы постоянно снижается, в связи с чем возникла необходимость набирать и так называемых «условно пригодных», т. е. лиц четвертой интеллектуальной категории, которыми в настоящее время укомплектовано около 25% штатных должностей. Одновременно наблюдается устойчивая тенденция снижения мотивации к продлеванию сроков службы у лиц с высшим образованием (с 1972 г. их количество уменьшилось на 22%) и у военнослужащих с выслугой более 5—12 лет, количество которых в настоящее время составляет около 60% [34].
Армия США по своему составу является глубоко классовой. Рядовой состав ее в значительной части формируется из числа так называемого «цветного» населения, только «чернокожих» американцев в армии более 20%. В то же время из 286,6 тыс. офицеров более 95% являются представителями привилегированных классов. Для поступления в некоторые училища и практически во все академии по подготовке офицерских кадров, кроме высоких показателей профессионального отбора и определенного, также достаточно высокого образовательного ценза, как правило, требуется представить рекомендацию члена конгресса или сенатора, которая одновременно является своеобразным поручительством в лояльности кандидата к существующей политической системе. Значительное внимание в армии США уделяется отбору сержантского состава, который комплектуется из числа солдат, прошедших специализированный отбор и подготовку в учебных центрах и школах.
С 1982 г. началось внедрение автоматизированных систем профессионального отбора в вооруженных силах США. Начиная с вербовочных пунктов подразделения профессионального отбора оборудуются системами автоматического тестирования, дисплеями для предъявления тестовой информации, микрокомпьютерами и печатающими устройствами, связанными с базовой ЭВМ [39]. Результаты тестирования и все данные об обследуемом хранятся в памяти ЭВМ и могут быть использованы при объявлении тотальной мобилизации, а каждому кандидату на руки выдается карта предварительных квалификационных результатов. Добровольная система комплектования позволяет США иметь более чем двухмиллионную регулярную армию, состоящую практически полностью из профессионалов.
С учетом вышеизложенного можно признать, что существующая в США система профессионального отбора и комплектования кадрами промышленности и армии полностью подчинена господствующим экономическим отношениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К; Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 19,
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 140.
4. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
6. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1—2/Пер. с англ. М., 1982.
7. Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности/Пер, с англ. Харьков, 1923.
8. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
9. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.
10. Волковский А. N. Вопросы профориентации и выбора профессий в трудах зарубежных педагогов.—Сов. педагогика, 1960, № 2, с. 70—83.
11. Волковский А. Н. Две французские концепции профессиональной ориентации.—Сов. педагогика, 1966, № 9, с. 147—149.
12. Гуревич К.. М. Профпригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
13. Демьяненко Ю. К; Щеголев В. А., Орлова В. В. Физические упражнения в системе профессионального отбора. Л., 1984.
1 W
14. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.
15. Киселев И. Я., Мошенский М. Г. Буржуазные теории на службе монополий. М., 1965.
16. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
17. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
18. Малькова 3. А. Профессиональная ориентация учащихся в средней школе США.— Сов. педагогика, 1962, № 1, с. 119—131.
19. Мошенский М. Г. Нормирование труда и заработной платы при капитализме. М.,
1971.
20. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь/Пер, с англ. М., 1914, с, 52.
21. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М..
1972.
22. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.
23. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
24. Тейлор Ф. Научная организация труда/Пер, с англ. М., 1925.
25. Филиппова Л. Д. Высшая школа США. М., 1981.
26. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1966.
27. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд. М., 1976.
28. Bolin S. F. A task-based approach to soldier training.— Defense Manag. J., 1981, v. 2, p. 24—25.
29. Baer M., Roeber E. Occupational Information. Chicago, 1964, p. 1.
30. Brim 0. G. American attitudes toward intelligence tests.—Amer. Psychol., 1965, v. 20, p. 48—50.
31. Commitment to Youth. Wash., 1964.
32. Cuhlen R. The psychology of adolescent development. N. Y., 1952.
33. Dvorac В. The General Aptitude Test Battery.— Personnel Guidans J., 1956, v. 5, p. 17—34.
34. Fact sheet. A compilation of data. Requirements for manning the armed forces in the 1980's.— In: Association of the US Army. Arlington, 1980, p. 6.
35. Guilford J. Is Personnel testing worth money? — Gen. Mgmt. Ser., 1950, v. 176, p. 52— 64.
36. Guilford J. Psychometric methods. N. Y., 1954.
37. Groesbeck В. Personnel Selection procedures in military aviation.— Military Surgeon, 1948, v. 102, № 6.
38. Lindzey F. Projective Techniques and Cross-cultural Research. N. Y., 1961, p. 45.
39. Marihugh G. A super-fast recruiter's aid.—All Volunteer, US Army, 1981, № 7, p. 12—13.
40. National Manpower Council. N. Y., 1961, p. 181.
41. 0/fs Л. An absolute point scale for group measure of intelligence.—J. Educ. Psychol., 1918, № 9, p. 238—261; 333—348.
42. Punke H. Factors attenting the proportion of high school graduates who enter Col-/ lege.— Bull. Nat. Assoc. Secondary School Principals, 1954, № 205. -'43. Schneider E. Industrial Sociology. N. Y., 1957.
44. Schultz D. A history of modern Psychology L.—N. Y., 1975.
45. Stouffer S. The American soldier: Adjustment during army life. N. Y., 1949.
46. Stouffer S. Measurement and prediction. N. Y., 1966.
47. Turner D. Practice for the Armed Forces tests, ARCD. N. Y., 1965.
48. Wecksler D. The measurement and apraisal of adult intelligence. Baltimore, 1958.
49. Weisinger К. Achievments in aviation medicine in Switzerland during the past 25 years.—J. Aviat. Med., 1954, v. 25, № 5.
50. Croake J. Recording psychological testing: The psychological testing record form.— Psychol. Repts, 1985, v. 56, № 1, p. 171—175.
51. Durham Th. Extrapolated Stanford—Binet IQs for severely and profoundly retarded adults.—Psychol. Repts, 1985, v. 56, № 1, p. 189—190.
52. Goldfried M. Behavioral assessment. An overview.— Int. Handb. Behav. Modif. and Therapy. N. Y.— L., 1985, p. 57—83.
53. fiafner J., Facuori M. Early recollections and vocational choice.— Individ. Psychol., 1984, v. 40, № 1, р. 54—60.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АРМИИ США
Решетников М. М
Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова
Последовательно излагаются общие принципы подготовки специалистов, принятой в США. На конкретных примерах показано, что профессиональный отбор, применяемый в системе образования США, способствует не только профессиональной подготовке, но и формированию личности, необходимой капиталистическому обществу. Проанализированы достигающие высокой эффективности методы профотбора, используемые в США в ходе конкурентной борьбы монополий и милитаризации экономического потенциала страны.Ключевые слова: профотбор, психология, тесты, прибыли, политика, эксплуатация.
В настоящее время у нас в стране и за рубежом наблюдается интенсификация исследовательских и научно-практических работ, посвященных проблемам методологии, методики и технических средств профессионального психологического отбора. В этой связи организация и система профессионального отбора в США, как одной из наиболее развитых стран капиталистического мира, представляет несомненный интерес.
В условиях современного этапа научно-технической революции проблема профессионального отбора и подготовки квалифицированных кадров для промышленности и армии составляет неотъемлемую часть экономической политики США. Развитие профессионального отбора в США, как и в ряде других капиталистических стран, диктуется объективной необходимостью повышения эффективности и надежности использования современного оборудования и техники, однако в конечном счете направлено на повышение эксплуатации трудящихся, получение прибылей и сверхприбылей при минимальных затратах. Одной из наиболее уродливых форм «профессионального» отбора в США являются хорошо известные «запреты на профессии», преследующие цель не допустить прогрессивно мыслящих представителей интеллигенции, рабочего класса и общественных деятелей в ряд сфер производства, особенно в сферу среднего и высшего образования США. Таким образом, профессиональный отбор в США является не только экономическим, но и тонким политическим орудием идеологического воздействия, направленного преимущественно на молодежь.
В условиях обострения международной обстановки и соревнования двух общественно-политических систем профессиональный отбор на всех уровнях (в системе образования, промышленности и армии) рассматривается как один из мощных рычагов повышения эффективности произ-
6 Психологический журнал, № 3 ]45
водства и роста военного потенциала. Еще в 1961 г. в докладе американского Национального совета по вопросам рабочей силы отмечалось, что «все более серьезное внимание, которое привлекают в последние годы вопросы улучшения профессиональной ориентации (термин «профессиональная ориентация» в США включает и профессиональный отбор.— М. Р.) объясняется в значительной степени растущей заботой об уменьшении масштабов расточения потенциальных способностей людей и огромными успехами в научной, технической и военной областях (выделено авт.—М. Р.) Советского Союза» [40].
В изданном в 1964г. в Чикаго справочнике для специалистов по профессиональной ориентации профессиональный отбор определяется как «процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором профессии» ,(29). Однако это определение раскрывает лишь внешнюю сторону профессионального отбора в капиталистическом обществе. Сущность же его достаточно точно была определена К. Марксом: «Если рабочий не обладает средней работоспособностью, если он не в состоянии дать определенного минимума дневной работы, то его увольняют» [1, с. 563—564]. Таким образом, развитая служба профессиональной ориентации и профессионального отбора в США, выполняя социальный заказ крупного капитала, отбирает наиболее выносливых и наиболее способных исполнителей из все пополняющейся армии безработных, число которых в настоящее время превышает 9 млн. человек.
Ф. Тейлор, методы которого В. И. Ленин характеризовал как «прогресс в искусстве выжимать пот» [2], в своих работах отмечал, что в отдельных случаях профессиональный отбор является ведущим элементом его системы (тейлоризма.—М. Р.). Особое значение, по мнению Ф. Тейлора, профессиональный отбор приобретает по отношению к профессиям, где от личных качеств человека в решающей мере зависит результат труда [24]. Следует отметить, что, критикуя тейлоризм как одно из средств усиления капиталистической эксплуатации трудящихся, В. И.Ленин в то же время отмечал, что «в системе Тейлора заключается громадный прогресс науки... открывающей пути к громадному повышению производительности человеческого труда» [З].
Одной из основных категорий, лежащих в основе профессионального отбора, является проблема способностей и критериев их выявления.Если рассматривать процесс разделения труда в докоммунистических общественных формациях в историческом аспекте, то можно констатировать, что привилегия физической силы уступила привилегии знатностч рода, на смену ей пришла привилегия богатства, способность к умножению которого уже «научными» методами обосновывалась чуть ли не как высшая одаренность. Разоблачая капиталистическую сущность подобных теорий, К. Маркс писал: «Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием,—наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист» [1,с.344].
Обосновывая в различных теориях капиталистическое разделение людей на социальные классы в зависимости от их способностей, современный капитализм тем не менее вынужден делать уступки и искать способных и одаренных личностей в рабочей среде. Этим целям служат специальное тестирование в средней школе и государственные стипендии, устанавливаемые для особо отличившихся учащихся [6, 25]. В то же время только по причинам материального характера до 40% учащихся не имеют возможности получить высшее образование, а более 60% молодых людей, как свидетельствуют опросы общественного мнения, отмечают огромное расхождение между предпочитаемыми профессиями и теми профессиями, которые они считают доступными для себя с учетом своего материального и социального положения [10, 11, 32, 42].Аме-
146
риканекая педагогика, идущая в фарватере классовой политики империализма, оценивая количество одаренных детей в 15%, а высокоодаренных—в 3%, рассматривает затраты на обучение остальных как неэкономичные [21]. Прагматизм, составляющий философский базис американской экономики и политики, является решающей основой того, что ни в одной другой капиталистической стране тестовые испытания не получили такого широкого применения. В то же время, несмотря на очевидную экономическую эффективность, о которой будет сказано ниже, прежде всего, по-видимому, из-за дискриминационной сущности профессионального отбора в капиталистическом обществе, против использования тестов при поступлении на работу и решении вопросов продвижения по службе высказываются до 50% американцев, 25% считают нецелесообразным школьное тестирование [31].
Первое бюро по профессиональной ориентации в США было открыто Парсоном в 1908 г. в Бостоне. В задачи этого бюро входило: помочь личности с помощью тестов' приобрести более полную информацию о своих психических свойствах; изучить требования, предъявляемые различными профессиями к психофизиологическим качествам человека;
сопоставляя эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию обследуемому [26]. Задачи, сформулированные Парсоном, практически без изменений определяют деятельность всех современных профессиональных бюро США. Однако практическое внедрение и наиболее широкий размах психотехнических испытаний в США связаны с именем автора книги «Психология промышленной производительности» (1913) Г. Мюнстерберга, который в истории профессионального отбора занимает такое же место, как Ф. Тейлор в теории и практике организации труда [27]. Основная заслуга Г. Мюнстерберга состоит в доказательстве преимуществ научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с традиционными методами, основанными на житейском опыте или интуиции предпринимателя. Исследования Г. Мюнстерберга включали три основных аспекта: 1) изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности;
2) исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности; 3) создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов. Одно из первых его исследований, проведенное в 1910 г., было связано с изучением причин аварийности на трамвайных линиях и разработкой профессионального отбора вагоновожатых. В последующем на основании своих исследований Г. Мюн-стерберг писал: «Всем стало ясно, что никакая расточительность ценных бумаг не носит столь пагубного характера, как расточительность, объясняющаяся тем, что живые рабочие силы народа распределяются в полной зависимости от случая и что совершенно не обращается внимания на необходимое соответствие между трудом и работником» [201. Таким образом, еще в начале нынешнего века в США начала складываться система профессионального отбора. Однако лишь в ходе первой мировой войны и особенно после нее, в условиях обострения всех противоречий капиталистического общества и противоборства двух сложившихся социально-политических систем, а также начала научно-технической революции, профессиональный отбор в США превратился в одно из важнейших направлений политико-экономической деятельности буржуазного государства [14, 151.
Когда в 1917 г. США вступили в первую мировую войну. Американской психологической ассоциацией был назначен специальный комитет под руководством Р. М. йеркса для рассмотрения тех средств, которыми психология может помочь ведению войны [6]. В это же время был создан первый вариант группового теста, который позволял оценивать пригодность призывников к службе в различных родах войск. Созданная методика отбора рассматривалась как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и их результаты хранились в тайне. В настоящее время известно, что в первую мировую войну в целях профессионального отбора в США было обследовано 1700 тыс. солдат и 40 тыс. офицеров. На основании результатов обследования были выявлены «непригодные» и «неспособные к строю», проведены выравнивание частей по уровню интеллектуальности, комплектование унтер-офицерских школ, военных училищ и наборы в спецчасти [41]. Все обследуемые делились на семь групп. Лица, отнесенные к первым двум группам (Л и В), считались «выдающимися», способными к исполнению офицерских должностей или подлежащими направлению в военные учебные заведения. Три последующие группы (С+, С и С—), составляя среднюю статистическую норму, определяли уровень рядового состава. Принадлежность к группам D и Е навала отрицательный прогноз. В настоящее время в армии и полиции США принято деление на пять интеллектуальных категорий, обозначаемых как «высшая», «выше средней», «средняя», «пограничная» и «группа непригодных» [34].
Шкала А. Бине, явившаяся основой для многих, в том числе современных, батарей тестов, была создана в США еще до первой мировой войны. В последующем она неод-
6* 147
нократно модифицировалась. Наибольшее распространение в первой четверти XX в. получил вариант «Станфорд —• Бине», названный так по имени автора и места его .разработки. Эта шкала была предложена в 1916 г. [7], и именно с ее появлением в американскую психологию вошло понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ, предложен Штерном в 1911 г.), характеризующее соотношение между умственным и фактическим возрастом.
Тесты, используемые для отбора военнослужащих, делились на так называемый армейский альфа (для общего тестирования) и армейский бета (невербальная шкала, предназначенная для обследования неграмотных и иностранцев). Еще до первой мировой войны кроме тестов, так или иначе направленных на измерение общего интеллекта, появились тесты для оценки специальных способностей. Если показатель IQ объединял результаты многих тестов, то специальные тесты, чаще всего моделирующие ту или иную деятельность, определяли не какие-то общие показатели, а профессиональную пригодность к определенным конкретным видам деятельности.
С учетом опыта, накопленного в период первой и второй мировых войн, в конце 40-х годов в США начинают создаваться комплексные батареи тестов для определения различных способностей. Эти батареи весьма разнообразны. Среди наиболее известных можно назвать батарею SAT, используемую для определения общей способности к обучению, TALENT—для старших школьников' (применяемую также в ВМС и ВВС США), GATB, которая в различных модификациях используется более чем в 50 странах капиталистического мира для профессионального отбора в промышленности и армии [14, 15, 21, 35, 471. Затрагивая общенациональные интересы, практика профессиональной ориентации и отбора в США давно вышла за рамки частных бюро и служб. Капиталистическое государство централизовало и практически полностью взяло на себя удовлетворение коллективных нужд военно-промышленной олигархии. В 1947 г. была создана специальная служба тестирования в образовании, в задачи которой входила разработка программ тестирования для профессиональных училищ, университетов, правительственных учреждений и других организаций.
С 1948. г. в США начинают использоваться так называемые «ситуационные тесты», задания Которых составлялись таким образом, чтобы истинные цели тестирования оставались неизвестными обследуемым. Основное назначение этих тестов состояло в выявлении таких черт, как лживость, склонность к воровству, некоторых особенностей поведения и т. п. Эти тесты, как пишет А. Анастази [6, с. 30], активно использовались управлением стратегических служб США. К этому же времени относится и широкое внедрение в практику профессионального отбора проективных методов исследования личности [9, 23] — метода Роршаха, ТАТ и др., направленных на «обнаружение скрытых или бессознательных аспектов поведения» [38]. В настоящее время проблемой профессионального отбора в США занимаются специалисты 12 университетов и 20 научно-исследовательских центров ВВС, ВМС и армии [13].
Классовые тенденции профессионального отбора в США проявляются уже в общеобразовательных школах, в частности при оценке способности и соответственно возможности к дальнейшему обучению. Этим же классовым целям служит и разнотипность учебных программ и школ в США, одни из которых готовят к поступлению в вуз, а другие дают весьма сокращенный объем знаний, открывающий для выпускника практически лишь единственный путь — в сферу неквалифицированного физического труда. При этом до 30% подростков и молодежи в возрасте от 14 до 19 лет вообще не посещают школу [14, 15].
Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в школах США начинают проводиться преимущественно с 9-го класса, т. е. за три года до окончания средней школы. Весь комплекс мероприятий профессионального отбора организуют и непосредственно осуществляют инструкторы по профессиональной ориентации школ или, как их еще называют, профсоветники. В обязанности профсоветника входит объяснение связи между успешностью учебы и будущими возможностями выбора профессии, раскрытие и развитие способностей ученика, ознакомление учащихся с различными профессиями и их особенностями, а также оказание помощи в выборе наиболее подходящей специальности. Кроме этого профсоветник на протяжении всего периода обучения в школе осуществляет сбор персональных данных на каждого ученика, проводит экспериментально-психологическое обследование, ведет специальные карты психологического изучения, которые по окончании школы передаются в службу занятости. В этой карте фиксируется успеваемость, перечень предпочитаемых и «нелюбимых» предметов, все результаты тестирования, особые способности, интересы, склонности, индивидуально-психоло-
148
гические особенности, данные физического развития и состояния здоровья, внешкольные занятия, хобби, имеющийся или приобретенный в школе опыт работы или трудового обучения, а также социальное, классовое и материальное положение семьи. Оптимальные нормы предусматривают одного профсоветника на 300 учащихся [10, 11, 14, 15, 18 22]. С 9-го, а иногда и с 7-го класса учащиеся кроме общеобразовательных предметов начинают по выбору, согласованному с рекомендациями профсоветника, изучать один из циклов, направленных на подготовку их к будущей деятельности: коммерческой, академической, индустриальной, домоводческой и др. [10]. Выполняя роль заблаговременной подготовки учащихся к труду, такое профессиональное распределение одновременно выступает и как система психологической адаптации к существующему строю и реальным возможностям в выборе профессии с учетом классового и материального положения семьи.
В службе занятости США, руководство которой осуществляет министерство труда, работает несколько тысяч специалистов по профессиональному отбору. Кроме государственных организаций в США имеется несколько сот частных профбюро, спеццентров при колледжах и университетах. Некоторые крупные предприниматели имеют свои, также частные профбюро и службы. Одновременно с профессиональным отбором эти бюро занимаются по заданию администрации профессиональным подбором кадров для укомплектования уже не профессиональных групп, а конкретных должностей, включая высшие. Всячески пытаясь замаскировать классовый характер профессионального отбора в капиталистическом обществе, буржуазные средства массовой информации стараются представить существующую систему отбора как «бескорыстную помощь» молодежи в выборе профессии, осуществляемую якобы в интересах «всеобщего благоденствия». Однако сами американские специалисты по профессиональному отбору вынуждены признавать, что все более или менее престижные профессии заняты и комплектуются представителями привилегированных классов [43], а безработица среди молодежи, как известно, почти вдвое превышает средний уровень безработицы в США. Таким образом, психологическое тестирование в США является весьма гибким и хорошо замаскированным инструментом классового отбора [12, 13].
Определенный интерес представляет организация так называемой «профессиональной информации». Главными источниками ее для молодежи являются «Словарь профессий», «Справочник профессий», «Справочник молодого рабочего» и «Справочник наиболее требуемых профессий». Эти регулярно переиздаваемые справочники содержат наиболее подробное описание от нескольких десятков до нескольких тысяч специальностей, их особенностей, требований, предъявляемых к работнику, сообщают сведения о перспективных тенденциях занятости, порядке и стоимости профессиональной подготовки, величине заработной платы и т. д. «Словарь профессий» начал издаваться службой занятости США с 1939 г. В нем в алфавитном порядке приводятся официальные наименования около 4 тыс. специальностей, дается краткое описание особенностей деятельности и требований, предъявляемых к ее исполнителю. «Справочник профессий» выпускается не реже чем один раз в два года бюро статистики при министерстве труда США и кроме сведений профессионального характера содержит информацию о перспективных тенденциях занятости. «Справочник молодого рабочего» приводит описание около 150 основных специальностей, которые наиболее часто избираются выпускниками школ, а «Справочник наиболее требуемых профессий», регулярно издаваемый службой занятости, приводит сведения о специальностях, имеющих в настоящее время наибольший спрос на рынке труда.
149
В последние десятилетия в практике профессионального отбора широкое распространение получили психологические опросннки (MMPI, 16-PF, опросники Айзенка, Тейлор, Спилбергера, тест наклонностей Кудера, тест интересов Стронга и др.), основное предназначение которых состоит в установлении принадлежности испытуемого к определенному психологическому типу, выявлении лиц с психиатрической патологией, изучении интересов и наклонностей [4, 8, 17]. Традиционно большое значение в исследованиях американских специалистов по профессиональному отбору уделяется оценке мотива-ционной сферы и факторов, связанных с отношением работника к сырью, материалам, технике, которые при решении вопросов профессиональной пригодности оцениваются почти вдвое выше, чем умственные или физические качества [19].
Многолетний опыт применения профессионального отбора в промышленности и армии США показал, что эффективость его является чрезвычайно высокой. В частности, отсев «непригодных» в процессе обучения снижается с 30—40 до 5—8%, аварийность по вине персонала уменьшается на 40—70%, надежность систем управления повышается на 10— 25%, затраты на подготовку специалистов снижаются на 30—40%. Например, по опубликованным данным, применение профессионального отбора при приеме в летные училища дает 6 млн. долл. экономии на каждые 100 подготовленных летчиков, а каждый доллар, затраченный на разработку тестов, создает экономический эффект в 1000 долл. [4, 12, 35], т. е. реальная прибыль от применения профессионального отбора составляет около 100000%.
В настоящее время кроме психологических тестов широко используются так называемые квалификационные тесты, которые применяются как перед приемом на работу или службу, так и в процессе ее—при передвижении по служебной лестнице, повышении в звании или должности. Получение отрицательной оценки по квалификационному тесту в армии США служит основанием для заключения о том, что военнослужащий нуждается в дополнительном обучении или в переводе на другие работы [28]. Применительно к офицерскому составу вооруженных сил США невыполнение квалификационного теста может служить основанием для задержки в присвоении очередного воинского звания и даже понижения в должности.
Психологическое тестирование в вооруженных силах США получило особенно широкий размах в период второй мировой войны, когда было обследовано более 20 млн. военнослужащих [27]. В плане научных разработок в этот период особое значение придавалось повышению надежности тестов и системы профессионального отбора в целом, в частности применительно к лицам, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания (летчиков, моряков-подводников и т. д.). В этих целях расширяется объем психологической экспертизы, к которой привлекаются специалисты в области социальной психологии, физической культуры и спорта, психиатры.
С начала 50-х годов в системе профессионального отбора в армии США наблюдается постепенный отказ от ортодоксального психотехнического подхода и переход к методам психиатрической оценки, включающим исследование семейного 'фона, истории развития личности, а также применение психологических тестов [49].
В период второй мировой войны начинают проводиться массовые лонгитюдные исследования военнослужащих. Так, 10 тыс. летчиков, прошедших отбор в 1943 г., наблюдались американскими психологами до 1958 г. Лонгитюды на других контингентах неоднократно проводились и до войны, и в послевоенные годы. В 1962 г. по батарее тестов, включающих более 2 тыс. заданий, было обследовано 440 тыс. школьников, наблюдение за которыми велось в течение 20 лет. Эти и более ранние исследования показали, что понятие «выдающиеся интеллектуальные способности» весьма многомерно, неоднородно по природе и содержанию. В то же время было выявлено, что люди с «ранним умственным подъемом» хотя и обнаруживают с годами тенденцию к «выравниванию», но
150
все же в большинстве случаев сохраняют уровень способностей выше средней возрастной нормы даже через 50 лет [16].
После второй мировой войны американские методы профессионального отбора военнослужащих практически без изменений применяются во всех странах НАТО. Одновременно продолжаются исследования по повышению эффективности и совершенствованию методики профессионального обследования. Изучение эффективности профессионального отбора во время войны, которую США вели в Корее (1953 г.), показало, что положительный прогноз успешности обучения или профессиональной деятельности не всегда идентичен прогнозу успешности боевой деятельности [22]. В этот же период значительное внимание уделялось изучению внутригруппового взаимодействия военнослужащих .(«групповой динамики»). Проведенные исследования показали, что интерперсональные отношения членов боевых групп существенно влияют на эффективность боевой деятельности, боевую адаптацию военнослужащих и выраженность нервно-эмоциональных реакций в боевой обстановке [46]. Несколько раньше при решении вопросов комплектования боевых экипажей было выявлено, что предпочтительные выборы «желательных партнеров» не зависят от показателей успешности деятельности или наличия боевого опыта, а обусловливаются такими факторами, как «способность приспособиться к экипажу», «личная уравновешенность», «способность быть хорошим товарищем» [37].
Как известно, вслед за Великобританией ,(1961 г.) США с июля 1973 г. полностью перешли на принцип добровольного комплектования вооруженных сил. Это решение было обусловлено тем, что современная военная техника требует большого числа военных специалистов высокой квалификации, подготовка которых обходится чрезвычайно дорого и требует существенных затрат времени, тем самым сокращая сроки практической службы на соответствующих должностях. В связи с этим возникла дилемма: или продлевать сроки службы в вооруженных силах, что с учетом массового дезертирства не сулило особых выгод, или комплектовать войска уже подготовленными специалистами и лицами, наиболее пригодными к обучению и имеющими мотивацию к военной службе. Однако основная причина содержания регулярной профессио-\ нальной армии в мирное время связана с непрекращающимися локаль-'\ными войнами, которые США ведут в различных районах мира практически на протяжении всех 40 послевоенных лет.
В соответствии с современным законодательством добровольцы 17— 35 лет с образованием не менее 9 классов, годные по состоянию здоровья, интеллектуальному и физическому развитию к военной службе, подписывают контракт на 3—6 лет. Профессиональный отбор добровольцев предусматривает несколько этапов. На вербовочных пунктах добровольцы проходят предварительное психологическое обследование. Набравшие «проходной балл» направляются в специализированные психофизиологические лаборатории, где обследуются стандартной армейской батареей тестов [22, 39, 47]. Показав и здесь необходимый результат, доброволец направляется на приемный пункт вида вооруженных сил, где уточняется его профессиональное предназначение. Армейская батарея включает более 30 тестов для оценки общих способностей и около 20 тестов для оценки специальных способностей. Эти тесты входят в специализированные батареи различного целевого назначения.
Иногда тестированию и распределению добровольца предшествует информация о различных военных профессиях, осуществляемая с помощью рекламных изданий и специальных кинофильмов. Министерство обороны США регулярно издает брошюры из серии «Выбор профессии предоставляется вам», «Ваши жизненные планы и вооруженные силы», в которых одновременно с рекламными проспектами и пропагандистскими измышлениями о «советской военной угрозе» содержится информа-
• 151
ция о возможности получения гражданской специальности и образования в вооруженных силах. Следует отметить, что, несмотря на высокий уровень безработицы и ряд льгот для военнослужащих, приток добровольцев в вооруженные силы постоянно снижается, в связи с чем возникла необходимость набирать и так называемых «условно пригодных», т. е. лиц четвертой интеллектуальной категории, которыми в настоящее время укомплектовано около 25% штатных должностей. Одновременно наблюдается устойчивая тенденция снижения мотивации к продлеванию сроков службы у лиц с высшим образованием (с 1972 г. их количество уменьшилось на 22%) и у военнослужащих с выслугой более 5—12 лет, количество которых в настоящее время составляет около 60% [34].
Армия США по своему составу является глубоко классовой. Рядовой состав ее в значительной части формируется из числа так называемого «цветного» населения, только «чернокожих» американцев в армии более 20%. В то же время из 286,6 тыс. офицеров более 95% являются представителями привилегированных классов. Для поступления в некоторые училища и практически во все академии по подготовке офицерских кадров, кроме высоких показателей профессионального отбора и определенного, также достаточно высокого образовательного ценза, как правило, требуется представить рекомендацию члена конгресса или сенатора, которая одновременно является своеобразным поручительством в лояльности кандидата к существующей политической системе. Значительное внимание в армии США уделяется отбору сержантского состава, который комплектуется из числа солдат, прошедших специализированный отбор и подготовку в учебных центрах и школах.
С 1982 г. началось внедрение автоматизированных систем профессионального отбора в вооруженных силах США. Начиная с вербовочных пунктов подразделения профессионального отбора оборудуются системами автоматического тестирования, дисплеями для предъявления тестовой информации, микрокомпьютерами и печатающими устройствами, связанными с базовой ЭВМ [39]. Результаты тестирования и все данные об обследуемом хранятся в памяти ЭВМ и могут быть использованы при объявлении тотальной мобилизации, а каждому кандидату на руки выдается карта предварительных квалификационных результатов. Добровольная система комплектования позволяет США иметь более чем двухмиллионную регулярную армию, состоящую практически полностью из профессионалов.
С учетом вышеизложенного можно признать, что существующая в США система профессионального отбора и комплектования кадрами промышленности и армии полностью подчинена господствующим экономическим отношениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К; Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 19,
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 140.
4. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
6. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1—2/Пер. с англ. М., 1982.
7. Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности/Пер, с англ. Харьков, 1923.
8. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
9. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.
10. Волковский А. N. Вопросы профориентации и выбора профессий в трудах зарубежных педагогов.—Сов. педагогика, 1960, № 2, с. 70—83.
11. Волковский А. Н. Две французские концепции профессиональной ориентации.—Сов. педагогика, 1966, № 9, с. 147—149.
12. Гуревич К.. М. Профпригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
13. Демьяненко Ю. К; Щеголев В. А., Орлова В. В. Физические упражнения в системе профессионального отбора. Л., 1984.
1 W
14. Киселев И. Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.
15. Киселев И. Я., Мошенский М. Г. Буржуазные теории на службе монополий. М., 1965.
16. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
17. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
18. Малькова 3. А. Профессиональная ориентация учащихся в средней школе США.— Сов. педагогика, 1962, № 1, с. 119—131.
19. Мошенский М. Г. Нормирование труда и заработной платы при капитализме. М.,
1971.
20. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь/Пер, с англ. М., 1914, с, 52.
21. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М..
1972.
22. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.
23. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
24. Тейлор Ф. Научная организация труда/Пер, с англ. М., 1925.
25. Филиппова Л. Д. Высшая школа США. М., 1981.
26. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1966.
27. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд. М., 1976.
28. Bolin S. F. A task-based approach to soldier training.— Defense Manag. J., 1981, v. 2, p. 24—25.
29. Baer M., Roeber E. Occupational Information. Chicago, 1964, p. 1.
30. Brim 0. G. American attitudes toward intelligence tests.—Amer. Psychol., 1965, v. 20, p. 48—50.
31. Commitment to Youth. Wash., 1964.
32. Cuhlen R. The psychology of adolescent development. N. Y., 1952.
33. Dvorac В. The General Aptitude Test Battery.— Personnel Guidans J., 1956, v. 5, p. 17—34.
34. Fact sheet. A compilation of data. Requirements for manning the armed forces in the 1980's.— In: Association of the US Army. Arlington, 1980, p. 6.
35. Guilford J. Is Personnel testing worth money? — Gen. Mgmt. Ser., 1950, v. 176, p. 52— 64.
36. Guilford J. Psychometric methods. N. Y., 1954.
37. Groesbeck В. Personnel Selection procedures in military aviation.— Military Surgeon, 1948, v. 102, № 6.
38. Lindzey F. Projective Techniques and Cross-cultural Research. N. Y., 1961, p. 45.
39. Marihugh G. A super-fast recruiter's aid.—All Volunteer, US Army, 1981, № 7, p. 12—13.
40. National Manpower Council. N. Y., 1961, p. 181.
41. 0/fs Л. An absolute point scale for group measure of intelligence.—J. Educ. Psychol., 1918, № 9, p. 238—261; 333—348.
42. Punke H. Factors attenting the proportion of high school graduates who enter Col-/ lege.— Bull. Nat. Assoc. Secondary School Principals, 1954, № 205. -'43. Schneider E. Industrial Sociology. N. Y., 1957.
44. Schultz D. A history of modern Psychology L.—N. Y., 1975.
45. Stouffer S. The American soldier: Adjustment during army life. N. Y., 1949.
46. Stouffer S. Measurement and prediction. N. Y., 1966.
47. Turner D. Practice for the Armed Forces tests, ARCD. N. Y., 1965.
48. Wecksler D. The measurement and apraisal of adult intelligence. Baltimore, 1958.
49. Weisinger К. Achievments in aviation medicine in Switzerland during the past 25 years.—J. Aviat. Med., 1954, v. 25, № 5.
50. Croake J. Recording psychological testing: The psychological testing record form.— Psychol. Repts, 1985, v. 56, № 1, p. 171—175.
51. Durham Th. Extrapolated Stanford—Binet IQs for severely and profoundly retarded adults.—Psychol. Repts, 1985, v. 56, № 1, p. 189—190.
52. Goldfried M. Behavioral assessment. An overview.— Int. Handb. Behav. Modif. and Therapy. N. Y.— L., 1985, p. 57—83.
53. fiafner J., Facuori M. Early recollections and vocational choice.— Individ. Psychol., 1984, v. 40, № 1, р. 54—60.