Ваш регион

Москва

Психология и психотерапия - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: МЕДИЦИНСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Л. М. Сухарева, К. Э. Павлович, И. К. Рапопорт, Е. И. Шубочкина

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

В системе профессиональной ориентации моло­дежи большое внимание следует уделять оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с со­стоянием здоровья и индивидуальными психофи­зиологическими особенностями. Основой прове­дения медико-физиологической профконсультации является определение профессиональной при­годности подростка как наиболее полного соответ­ствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для ох­раны функционально неполноценного органа или системы — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиоло­гических систем [1, 2]. Профессиональная пригод­ность обеспечивает успешное овладение професси­ей за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профес­сиональное долголетие без ущерба для здоровья.

Безусловно, каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии. Однако оп­росы школьников показали, что, как правило, под­ростки не осведомлены об условиях, характере и интенсивности предстоящего труда и не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов. Они не принимают во внимание отклонения в состоянии своего здоровья, не учитывают особенности психо­физиологического статуса, характера и личности.

В условиях перехода страны к рыночной эконо­мике неизбежны интенсификация промышленно­го производства, рост требований к количеству и качеству труда, к уровню профессиональной под­готовки молодежи, что, несомненно, вызывает ужесточение требований, предъявляемых в процес­се трудовой деятельности к личности и состоянию здоровья работников. Поскольку общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии (профессиональ­ная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий как для физическо­го, так и для психического здоровья, профилакти­ческое значение медико-физиологической профес­сиональной консультации на современном этапе приобретает особую актуальность.

В процессе проведения медико-физиологиче­ской профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к ви­дам деятельности, группам профессий или к от­дельной профессии.

                  В   связи  с тем что задачей        профконсультации                     яв­ляется установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии в плане соответ­ствия как состояния здоровья, так и психофизио­логических особенностей, медицинская профконсультация имеет 2 раздела. Первый раздел — тра­диционно-медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии с учетом состояния здо­ровья; второй раздел — сравнительно новый, раз­вивающийся: медико-физиологическая профконсультация, выбор профессии с учетом индивиду­альных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела медико-физиологической профконсультации стро­ится на изучении требований профессии, предъяв­ляемых к организму подростка, с одной стороны, и изучении соответствующих индивидуальных осо­бенностей подростков — с другой. В случае врачеб­ной профконсультации — это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиоло­гической профконсультации — индивидуально-ти­пологические особенности.

Актуальность врачебной профконсультации обусловлена тем, что, к сожалению, довольно зна­чительное число подростков в той или иной степе­ни ограничены в выборе профессии из-за отклоне­ний в состоянии здоровья, проявляющихся не только в хронических заболеваниях, но и функцио­нальных отклонениях возрастного характера.

По данным проведенного нами [6] в 1991— 1995 гг. углубленного медицинского обследования 5820 школьников Москвы, 48,5—52,8% учащихся страдают хроническими заболеваниями, 38,2— 39,6% — функциональными расстройствами. Ана­лиз заболеваемости показал, что более 60% подро­стков имеют те или иные ограничения при выборе профессии.

Задачей врачебной профконсультации является рекомендация для учащихся с отклонениями в со­стоянии здоровья такого вида профессиональной деятельности, который бы не только не оказывал отрицательного влияния на течение заболевания и функциональное состояние организма в целом, но и способствовал коррекции имеющихся измене­ний, имел бы оздоровительное значение. Правиль­ный подбор вида труда — одно из важнейших ме­роприятий по профилактике прогрессирования хронических заболеваний, перехода функциональ­ных отклонений в органические изменения, про­филактике инвалидности.

Врачебная профконсультация имеет 2 основных направления: 1) врачебный профессиональный от­бор — медицинское заключение о возможности вы­полнения конкретной профессии; 2) врачебная про­фессиональная ориентация — рекомендация учаще­муся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Цель врачебной профориентации — помочь уча­щимся выбрать профессию для работы на произ­водстве, а при желании — получить образование в техникумах и вузах.

Данные научных исследований по объему вра­чебной профконсультации среди школьников 7-11-х классов средних общеобразовательных школ, проводимые в 70—80-е годы, показали, что более половины школьников (58%), имеющих как хронические заболевания, так и функциональные отклонения, нуждались в ограничениях при выбо­ре профессии. Приведенные данные указывают на большой объем и огромную социальную значи­мость работы по врачебной профориентации уча­щихся образовательных учреждений, поскольку именно в этот жизненный период они выбирают свой дальнейший трудовой путь, не учитывая при этом, как правило, состояние своего здоровья.

Медицинские противопоказания к выбору про­фессии обусловлены в основном 2 причинами: пер­вая и основная — характер труда или условия про­изводственной среды, в которой осуществляется ра­бота по какой-то конкретной профессии, могут ока­зать неблагоприятное влияние на течение хрониче­ского заболевания, способствовать частым обострениям и прогрессированию его, вторая — имеющееся заболевание или, что встречается чаще, анатомиче­ский дефект препятствует качественному выполне­нию работы.

Для соответствия углубленных осмотров зада­чам профконсультации они должны обеспечивать:

— выявление возрастных функциональных от­клонений;

— раннюю диагностику заболеваний, оценку функционального состояния системы (органа) и определение степени ее недостаточности;

— тщательное исследование функции зритель­ного, слухового анализаторов, опорно-двигатель­ного аппарата с целью наиболее оптимального под­бора профессий, соответствующих состоянию этих систем;

— специальные дополнительные исследования тex функций организма, к которым предъявляются повышенные требования выбранного профессио­нального труда.

Для правильного и более рационального реше­ния вопросов профессиональной пригодности уча­щихся с отклонениями в состоянии здоровья на ос­новании детального изучения санитарных характе­ристик каждой профессии непосредственно на производстве разработаны и внедрены в повсе­дневную практику здравоохранения научно обос­нованные перечни медицинских противопоказа­ний к приему подростков на профессиональное обучение, в высшие и средние учебные заведения, являющиеся основным регламентирующим доку­ментом при проведении врачебной профконсуль-тации. Они разработаны по нозологическим фор­мам заболеваний и ряду функциональных наруше­ний, наиболее часто встречающихся в молодом возрасте, и включают в себя: внутреннюю патоло­гию, заболевания нервно-психической сферы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной сис­темы, заболевания кожи, органов уха, горла, носа, зрения с учетом возрастных особенностей, течения заболевания и его тяжести, клинического прогно­за, компенсаторных возможностей организма, а также выраженности того или иного анатомиче­ского дефекта.

Перечни медицинских противопоказаний явля­ются одним из основных пособий, используемых при проведении врачебной профконсультации. Сборники 1—9 медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков выпуска 1985—1988 гг. составлены таким образом, чтобы они могли быть максимально использованы при работе врача по врачебной профконсультации. К каждой статье расписания болезней и функцио­нальных отклонений перечисляются доступные профессии и дается перечень противопоказанных факторов трудового процесса и окружающей сре­ды, что способствует формированию у врача наи­более правильного экспертного мышления.

На основании результатов врачебного освиде­тельствования подростка, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, жела­ния и наклонностей подростка, педагогической ха­рактеристики, в которой должны быть отражены характер, степень ответственности, сосредоточен­ность, особенности реакции, успеваемость, инте­рес к отдельным отраслям знаний, составляется врачебно-профконсультационное заключение. В заключении должен быть сформулирован ответ в отношении соответствия или несоответствия со­стояния здоровья подростка избираемому труду. Одновременно необходимо дать рекомендации в отношении ряда профессий, которые в большей степени соответствуют состоянию здоровья обсле­дуемого

Необходимость проведения профориентации подростков по психофизиологическим показате­лям обусловлена тем, что современные профессии во многих случаях предъявляют в процессе труда к организму и личности работника специфические, а часто и жесткие профессиональные требования, предполагающие развитие у него достаточного, а подчас и очень высокого уровня определенных ка­честв.

В то же время установлено, что до 95% школьни­ков при выборе профессии совершенно не оценива­ют собственные способности к тем или иным видам деятельности, не учитывают возможность профес­сиональной непригодности к некоторым из них.

Выбор подростками будущей профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей может привести к ком­плексу неблагоприятных социально-биологиче­ских последствий: ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенности профессией, низкой произ­водительности труда, большой текучести кадров среди молодых рабочих.

В процессе осуществления психофизиологиче­ской профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка "профессио­нально значимых" [2] или "ключевых" [4] психофи­зиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать вы­бор тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Профессионально значимые психофизиологи­ческие функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными ви­дами труда, в основном представлены 4 комплек­сами:

1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость,   показатели   координационных свойств;

2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная ус­тойчивость;

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, си­ла, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорко-вых взаимоотношений;

4) аттенционные и мнемические: свойства вни­мания и памяти.

Профессиональная пригодность по психофи­зиологическим показателям прежде всего обеспе­чивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освое­ния профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.

По данным Т. А. Родионовой [7], у подростков-ткачей, чьи индивидуально-психофизиологиче­ские особенности не соответствовали профессио­нальным требованиям, уже на первом году само­стоятельной работы заболеваемость с временной утратой трудоспособности была в несколько раз выше, чем у профпригодных подростков.

Особый интерес представляют полученные в последние годы данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производст­венных факторов с индивидуально-типологиче­скими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных усло­виях, однако причины этого явления до сих пор были практически неизвестны. В ряде работ [3, 5, 7—10] прослежена зависимость раннего возникно­вения последствий неблагоприятных профессио­нальных воздействий от индивидуальных особен­ностей организма (возраст, степень биологической зрелости, индивидуально-типологические особен­ности), что открывает путь к выявлению лиц, по своим психофизиологическим особенностям под­верженных неблагоприятным воздействиям, т. е. к проведению профессионального отбора, направ­ленного на предотвращение профессиональной па­тологии.

Индивидуальная профконсультация, рекомен­дация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к орга­низму работника профессиями или видами дея­тельности. В связи с этим одним из важнейших ин­струментов проведения медико-физиологической профконсультации должны быть детальные профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессио­нальной деятельностью к организму человека.

В профконсультационной профессиограмме, помимо физиологических и психофизиологиче­ских особенностей труда, должна быть отражена характеристика санитарно-гигиенических условий, в которых он протекает. Известно, что именно факторы производственной среды  очень часто предъявляют существенные требования к организму работника, особенно к со­стоянию здоровья, и в первую очередь должны учи­тываться при проведении профконсультации.

Медицинская и психофизиологическая кон­сультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащий­ся и его родители сознательно подготовились к то­му, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентировать­ся на другие виды деятельности.

Так по мнению [] медицинскую профориентацию необходимо начинать в школе с 5—6-го клас­са и продолжать на протяжении всего периода по­лучения общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Юноши и девушки должны располагать информацией о влиянии профессиональных факторов на организм и возможном ухудшении здоровья под их воздейст­вием, о требованиях, предъявляемых различными видами труда к работнику, о профессионально зна­чимых психофизиологических функциях и качест­вах, от уровня развития которых может зависеть ус­пешность освоения профессии и работы в ней.

Правильный и своевременный (к моменту окончания школы) выбор профессии в условиях большого их числа и наличия жестких требований, предъявляемых многими из них к состоянию здо­ровья и индивидуальным психофизиологическим и личностным особенностям работника, может быть обеспечен только с помощью специалистов разно­го профиля (врачей, психофизиологов, психоло­гов, педагогов). В процессе профориентации каж­дого школьника необходимо собрать данные о со­стоянии его здоровья (наличие или отсутствие ме­дицинских противопоказаний), психофизиологи­ческих и личностных особенностях, профессио­нальных склонностях и намерениях, а также полу­чить педагогические характеристики, содержащие сведения об успешности освоения различных ви­дов труда. Интеграция всех этих данных позволит вынести обоснованные рекомендации по выбору профессии.

В связи с необходимостью проведения массовых комплексных исследований школьников и имея в виду возможности современной электронной тех­ники, целесообразно поставить задачу разработки автоматизированной системы "Профориентация в школе", состоящей из различных блоков, главные из которых — "Здоровье и выбор профессии", "Психофизиологические особенности организма и выбор профессии", "Личность и выбор профессии".

Таким образом своевременное качественное осу­ществление всего комплекса профессиональной консультации подростков наряду с другими профи­лактическими мероприятиями является основой сохранения состояния здоровья, возможности наи­более эффективного трудоустройства и морального удовлетворения в дальнейшем при работе по из­бранной профессии.

Литература

1.  Громбах С. М. // Гигиена детей и подростков. — М., 1977. -С. 13-28.

2.  Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физио­логические критерии профессиональной пригодно­сти подростков к различным профессиям. — М., 1977.

3.  Круглова И. И. // Медицинские и психофизиологи­ческие аспекты профориентации школьников: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 69-76.

4.  Леонова Л. А. Повышение эффективности производ­ственного обучения подростков. — М., 1980.

5.  Павлович К. Э. // Медицинские и психофизиологи­ческие аспекты лрофориентации школьников: Ма­териалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 56-64.

6.   Рапопорт И. К., Ильин А. Г., Малахова А. Н., Центе-рова Л. Г. II Всероссийская научно-практическая конференция: Человек, Культура, Здоровье: Тезисы. - М., 1997. -С. 238-241.

7.  Родионова Т. А. // Медицинские и психофизиологи­ческие аспекты профориентации школьников: Ма­териалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М,, 1991. — С. 21-28.

8.  Стрельникова И. В. // Там же. — С. 64—69.

9.  Сухарева Л. М. Гигиенические основы профессио­нального обучения и труда подростков: Дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1989.

10. Шубочкина Е. И. // Медицинские и психофизиоло­гические аспекты профориентации школьников: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: МЕДИЦИНСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Л. М. Сухарева, К. Э. Павлович, И. К. Рапопорт, Е. И. Шубочкина

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

В системе профессиональной ориентации моло­дежи большое внимание следует уделять оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с со­стоянием здоровья и индивидуальными психофи­зиологическими особенностями. Основой прове­дения медико-физиологической профконсультации является определение профессиональной при­годности подростка как наиболее полного соответ­ствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для ох­раны функционально неполноценного органа или системы — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиоло­гических систем [1, 2]. Профессиональная пригод­ность обеспечивает успешное овладение професси­ей за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профес­сиональное долголетие без ущерба для здоровья.

Безусловно, каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии. Однако оп­росы школьников показали, что, как правило, под­ростки не осведомлены об условиях, характере и интенсивности предстоящего труда и не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов. Они не принимают во внимание отклонения в состоянии своего здоровья, не учитывают особенности психо­физиологического статуса, характера и личности.

В условиях перехода страны к рыночной эконо­мике неизбежны интенсификация промышленно­го производства, рост требований к количеству и качеству труда, к уровню профессиональной под­готовки молодежи, что, несомненно, вызывает ужесточение требований, предъявляемых в процес­се трудовой деятельности к личности и состоянию здоровья работников. Поскольку общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии (профессиональ­ная непригодность) может быть источником самых неблагоприятных последствий как для физическо­го, так и для психического здоровья, профилакти­ческое значение медико-физиологической профес­сиональной консультации на современном этапе приобретает особую актуальность.

В процессе проведения медико-физиологиче­ской профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к ви­дам деятельности, группам профессий или к от­дельной профессии.

                  В   связи  с тем что задачей        профконсультации                     яв­ляется установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии в плане соответ­ствия как состояния здоровья, так и психофизио­логических особенностей, медицинская профконсультация имеет 2 раздела. Первый раздел — тра­диционно-медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии с учетом состояния здо­ровья; второй раздел — сравнительно новый, раз­вивающийся: медико-физиологическая профконсультация, выбор профессии с учетом индивиду­альных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела медико-физиологической профконсультации стро­ится на изучении требований профессии, предъяв­ляемых к организму подростка, с одной стороны, и изучении соответствующих индивидуальных осо­бенностей подростков — с другой. В случае врачеб­ной профконсультации — это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиоло­гической профконсультации — индивидуально-ти­пологические особенности.

Актуальность врачебной профконсультации обусловлена тем, что, к сожалению, довольно зна­чительное число подростков в той или иной степе­ни ограничены в выборе профессии из-за отклоне­ний в состоянии здоровья, проявляющихся не только в хронических заболеваниях, но и функцио­нальных отклонениях возрастного характера.

По данным проведенного нами [6] в 1991— 1995 гг. углубленного медицинского обследования 5820 школьников Москвы, 48,5—52,8% учащихся страдают хроническими заболеваниями, 38,2— 39,6% — функциональными расстройствами. Ана­лиз заболеваемости показал, что более 60% подро­стков имеют те или иные ограничения при выборе профессии.

Задачей врачебной профконсультации является рекомендация для учащихся с отклонениями в со­стоянии здоровья такого вида профессиональной деятельности, который бы не только не оказывал отрицательного влияния на течение заболевания и функциональное состояние организма в целом, но и способствовал коррекции имеющихся измене­ний, имел бы оздоровительное значение. Правиль­ный подбор вида труда — одно из важнейших ме­роприятий по профилактике прогрессирования хронических заболеваний, перехода функциональ­ных отклонений в органические изменения, про­филактике инвалидности.

Врачебная профконсультация имеет 2 основных направления: 1) врачебный профессиональный от­бор — медицинское заключение о возможности вы­полнения конкретной профессии; 2) врачебная про­фессиональная ориентация — рекомендация учаще­муся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Цель врачебной профориентации — помочь уча­щимся выбрать профессию для работы на произ­водстве, а при желании — получить образование в техникумах и вузах.

Данные научных исследований по объему вра­чебной профконсультации среди школьников 7-11-х классов средних общеобразовательных школ, проводимые в 70—80-е годы, показали, что более половины школьников (58%), имеющих как хронические заболевания, так и функциональные отклонения, нуждались в ограничениях при выбо­ре профессии. Приведенные данные указывают на большой объем и огромную социальную значи­мость работы по врачебной профориентации уча­щихся образовательных учреждений, поскольку именно в этот жизненный период они выбирают свой дальнейший трудовой путь, не учитывая при этом, как правило, состояние своего здоровья.

Медицинские противопоказания к выбору про­фессии обусловлены в основном 2 причинами: пер­вая и основная — характер труда или условия про­изводственной среды, в которой осуществляется ра­бота по какой-то конкретной профессии, могут ока­зать неблагоприятное влияние на течение хрониче­ского заболевания, способствовать частым обострениям и прогрессированию его, вторая — имеющееся заболевание или, что встречается чаще, анатомиче­ский дефект препятствует качественному выполне­нию работы.

Для соответствия углубленных осмотров зада­чам профконсультации они должны обеспечивать:

— выявление возрастных функциональных от­клонений;

— раннюю диагностику заболеваний, оценку функционального состояния системы (органа) и определение степени ее недостаточности;

— тщательное исследование функции зритель­ного, слухового анализаторов, опорно-двигатель­ного аппарата с целью наиболее оптимального под­бора профессий, соответствующих состоянию этих систем;

— специальные дополнительные исследования тex функций организма, к которым предъявляются повышенные требования выбранного профессио­нального труда.

Для правильного и более рационального реше­ния вопросов профессиональной пригодности уча­щихся с отклонениями в состоянии здоровья на ос­новании детального изучения санитарных характе­ристик каждой профессии непосредственно на производстве разработаны и внедрены в повсе­дневную практику здравоохранения научно обос­нованные перечни медицинских противопоказа­ний к приему подростков на профессиональное обучение, в высшие и средние учебные заведения, являющиеся основным регламентирующим доку­ментом при проведении врачебной профконсуль-тации. Они разработаны по нозологическим фор­мам заболеваний и ряду функциональных наруше­ний, наиболее часто встречающихся в молодом возрасте, и включают в себя: внутреннюю патоло­гию, заболевания нервно-психической сферы, опорно-двигательного аппарата, эндокринной сис­темы, заболевания кожи, органов уха, горла, носа, зрения с учетом возрастных особенностей, течения заболевания и его тяжести, клинического прогно­за, компенсаторных возможностей организма, а также выраженности того или иного анатомиче­ского дефекта.

Перечни медицинских противопоказаний явля­ются одним из основных пособий, используемых при проведении врачебной профконсультации. Сборники 1—9 медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков выпуска 1985—1988 гг. составлены таким образом, чтобы они могли быть максимально использованы при работе врача по врачебной профконсультации. К каждой статье расписания болезней и функцио­нальных отклонений перечисляются доступные профессии и дается перечень противопоказанных факторов трудового процесса и окружающей сре­ды, что способствует формированию у врача наи­более правильного экспертного мышления.

На основании результатов врачебного освиде­тельствования подростка, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, жела­ния и наклонностей подростка, педагогической ха­рактеристики, в которой должны быть отражены характер, степень ответственности, сосредоточен­ность, особенности реакции, успеваемость, инте­рес к отдельным отраслям знаний, составляется врачебно-профконсультационное заключение. В заключении должен быть сформулирован ответ в отношении соответствия или несоответствия со­стояния здоровья подростка избираемому труду. Одновременно необходимо дать рекомендации в отношении ряда профессий, которые в большей степени соответствуют состоянию здоровья обсле­дуемого

Необходимость проведения профориентации подростков по психофизиологическим показате­лям обусловлена тем, что современные профессии во многих случаях предъявляют в процессе труда к организму и личности работника специфические, а часто и жесткие профессиональные требования, предполагающие развитие у него достаточного, а подчас и очень высокого уровня определенных ка­честв.

В то же время установлено, что до 95% школьни­ков при выборе профессии совершенно не оценива­ют собственные способности к тем или иным видам деятельности, не учитывают возможность профес­сиональной непригодности к некоторым из них.

Выбор подростками будущей профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей может привести к ком­плексу неблагоприятных социально-биологиче­ских последствий: ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенности профессией, низкой произ­водительности труда, большой текучести кадров среди молодых рабочих.

В процессе осуществления психофизиологиче­ской профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка "профессио­нально значимых" [2] или "ключевых" [4] психофи­зиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать вы­бор тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Профессионально значимые психофизиологи­ческие функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными ви­дами труда, в основном представлены 4 комплек­сами:

1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость,   показатели   координационных свойств;

2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная ус­тойчивость;

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, си­ла, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорко-вых взаимоотношений;

4) аттенционные и мнемические: свойства вни­мания и памяти.

Профессиональная пригодность по психофи­зиологическим показателям прежде всего обеспе­чивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освое­ния профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.

По данным Т. А. Родионовой [7], у подростков-ткачей, чьи индивидуально-психофизиологиче­ские особенности не соответствовали профессио­нальным требованиям, уже на первом году само­стоятельной работы заболеваемость с временной утратой трудоспособности была в несколько раз выше, чем у профпригодных подростков.

Особый интерес представляют полученные в последние годы данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производст­венных факторов с индивидуально-типологиче­скими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных усло­виях, однако причины этого явления до сих пор были практически неизвестны. В ряде работ [3, 5, 7—10] прослежена зависимость раннего возникно­вения последствий неблагоприятных профессио­нальных воздействий от индивидуальных особен­ностей организма (возраст, степень биологической зрелости, индивидуально-типологические особен­ности), что открывает путь к выявлению лиц, по своим психофизиологическим особенностям под­верженных неблагоприятным воздействиям, т. е. к проведению профессионального отбора, направ­ленного на предотвращение профессиональной па­тологии.

Индивидуальная профконсультация, рекомен­дация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к орга­низму работника профессиями или видами дея­тельности. В связи с этим одним из важнейших ин­струментов проведения медико-физиологической профконсультации должны быть детальные профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессио­нальной деятельностью к организму человека.

В профконсультационной профессиограмме, помимо физиологических и психофизиологиче­ских особенностей труда, должна быть отражена характеристика санитарно-гигиенических условий, в которых он протекает. Известно, что именно факторы производственной среды  очень часто предъявляют существенные требования к организму работника, особенно к со­стоянию здоровья, и в первую очередь должны учи­тываться при проведении профконсультации.

Медицинская и психофизиологическая кон­сультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащий­ся и его родители сознательно подготовились к то­му, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентировать­ся на другие виды деятельности.

Так по мнению [] медицинскую профориентацию необходимо начинать в школе с 5—6-го клас­са и продолжать на протяжении всего периода по­лучения общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Юноши и девушки должны располагать информацией о влиянии профессиональных факторов на организм и возможном ухудшении здоровья под их воздейст­вием, о требованиях, предъявляемых различными видами труда к работнику, о профессионально зна­чимых психофизиологических функциях и качест­вах, от уровня развития которых может зависеть ус­пешность освоения профессии и работы в ней.

Правильный и своевременный (к моменту окончания школы) выбор профессии в условиях большого их числа и наличия жестких требований, предъявляемых многими из них к состоянию здо­ровья и индивидуальным психофизиологическим и личностным особенностям работника, может быть обеспечен только с помощью специалистов разно­го профиля (врачей, психофизиологов, психоло­гов, педагогов). В процессе профориентации каж­дого школьника необходимо собрать данные о со­стоянии его здоровья (наличие или отсутствие ме­дицинских противопоказаний), психофизиологи­ческих и личностных особенностях, профессио­нальных склонностях и намерениях, а также полу­чить педагогические характеристики, содержащие сведения об успешности освоения различных ви­дов труда. Интеграция всех этих данных позволит вынести обоснованные рекомендации по выбору профессии.

В связи с необходимостью проведения массовых комплексных исследований школьников и имея в виду возможности современной электронной тех­ники, целесообразно поставить задачу разработки автоматизированной системы "Профориентация в школе", состоящей из различных блоков, главные из которых — "Здоровье и выбор профессии", "Психофизиологические особенности организма и выбор профессии", "Личность и выбор профессии".

Таким образом своевременное качественное осу­ществление всего комплекса профессиональной консультации подростков наряду с другими профи­лактическими мероприятиями является основой сохранения состояния здоровья, возможности наи­более эффективного трудоустройства и морального удовлетворения в дальнейшем при работе по из­бранной профессии.

Литература

1.  Громбах С. М. // Гигиена детей и подростков. — М., 1977. -С. 13-28.

2.  Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физио­логические критерии профессиональной пригодно­сти подростков к различным профессиям. — М., 1977.

3.  Круглова И. И. // Медицинские и психофизиологи­ческие аспекты профориентации школьников: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 69-76.

4.  Леонова Л. А. Повышение эффективности производ­ственного обучения подростков. — М., 1980.

5.  Павлович К. Э. // Медицинские и психофизиологи­ческие аспекты лрофориентации школьников: Ма­териалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991. — С. 56-64.

6.   Рапопорт И. К., Ильин А. Г., Малахова А. Н., Центе-рова Л. Г. II Всероссийская научно-практическая конференция: Человек, Культура, Здоровье: Тезисы. - М., 1997. -С. 238-241.

7.  Родионова Т. А. // Медицинские и психофизиологи­ческие аспекты профориентации школьников: Ма­териалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М,, 1991. — С. 21-28.

8.  Стрельникова И. В. // Там же. — С. 64—69.

9.  Сухарева Л. М. Гигиенические основы профессио­нального обучения и труда подростков: Дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1989.

10. Шубочкина Е. И. // Медицинские и психофизиоло­гические аспекты профориентации школьников: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М., 1991.

 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru