Косметология -
Цвет (советы профессионального визажиста-стилиста Ларисы Трускановой)
URL
Реакция человека на цвета главным образом неосознанна и нам бывает трудно выразить ее в словах. У разных народов для обозначения цветов отводится разное количество слов.
Например, в английском 11, в русском чуть
больше. Есть языки, в которых есть только два слова, соответствующие
белому и черному. Исследования антропологов обнаружили, что в
любой культуре эти два цвета всегда первыми получают свои слова,
затем идет красный. Этот порядок говорит о связи цвета с самыми
основными инстинктами распознавания образов.
С
точки зрения физики, белым является предмет если отражает весь
падающий на него свет, а черным - полностью поглощающий его. Цветные
объекты поглощают свет с длинами волн, которые в точности подходят
к их атомной структуре, отражая все остальные и давая цвет, который
мы видим.
Человек воспринимает цвет парами противоположных цветов: Если, например, пристально смотреть на что-то желтое, и потом закрыть глаза, то увидишь голубой образ. Такие пары легко найти на цветовом круге.
По своему воздействию на человека цвета делятся
на несколько основных групп.
1.
Стимулирующие:
Красный |
Оранжевый |
Желтый |
|
|
|
- символизируют открытость к общению.
2. Тормозящие
Фиолетовый |
Синий |
Бирюзовый |
|
|
|
- ассоциируются с рассудком и замкнутостью.
3. Статические
Зеленый |
Желто-зеленый |
|
|
- стабильность, погруженность в себя, эгоизм.
4. Пастельные
Светло-красный |
Светло-оранжевый |
Светло-желтый |
Светло-зеленый |
|
|
|
|
- это деликатность, нежность, способность к компромису.
5. Угнетающие
Черно-зеленый |
Черно-синий |
|
|
-
- закрытые, тяжелые.
Прежде, чем мы будем учиться подбирать себе цвета
и сочетать их гармонично, поговорим о физических свойствах цвета.
Ведь если человек видит некую картину он не сможет не отреагировать
на нее. Я хотела бы, чтобы вы научились чувствовать цвет и находить
свои ассоциации. То, о чем пойдет речь дальше, говорит что реакции
различных людей в целом очень схожи, и что есть объективные свойства
цвета, которыми нельзя пренебрегать. А еще лучше – научиться пользоваться
этими свойствами.
Итак, начнем с красного.
Ни
один цвет не имеет столько полярных значений как красный. Его
возбуждающее действие проявляется как в любви, так и в ярости.
Это цвет обольщения и опасности, энергии и мятежа. Он повышает
вегетативные функции: учащает дыхание и пульс, повышает давление.
Он беспокойный и воодушевленный, соответствующий быстро возбудимому
темпераменту, стихии огня и категории современности. Его предпочтение
говорит о стремлении и способности к активному действию, лидерству,
борьбе, либо о том, что человек просто не может сейчас позволить
себе покой.
Если
же красный отвергается, причиной может быть физическое и нервное
истощение. Люди чувствительные к возбуждению, к примеру, подростки
или обитатели монастырей, воспринимающие свои сексуальные потребности
как мучительный позыв, отрицают красный цвет. Причиной подобного
отношения могут быть и неудачи в любви или перенесенный страх,
угроза жизни.
Окружая
себя красным надо помнить, что он уменьшает дистанцию, объем,
ускоряет время, повышает сексуальную активность (у мужчин), способствует
появлению аппетита. Пища и напитки, в присутствии красного, кажутся
слаще. Один красный действует негативно.
В
одежде отражает импульсивность, готовность к действию, энергетический
потенциал, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет
<50% всего внешнего облика. Деловой костюм предполагает темные
сочные оттенки для пиджака и любые красные в галстуках, шейных
и карманных платках.В украшениях: кольца, серьги, запонки- уместны
маленькие красные камни.
Красный
в окружении равных создает ощущение праздника,
среди
людей, находящихся на разных ступенях управленческой иерархии,
выделяет лидера.
А
какой самый популярный цвет в мире?
Cиний.
Противоположность
красного - он символизирует женское начало, горизонталь, левую
сторону, спокойное течение. Цвет созерцания и медитации, он уводит
за собой.
Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль...
Это
слова Есенина, но и Кандинский, описывая действия цвета, чувствует,
что в " синем можно утонуть ".
В
противоположность красному синий значительно снижает давление,
частоту дыхания, снимает мышечное напряжение и хорошо действует
на глаза.В психологическом плане снимает тревогу и возбуждение,
уменьшает аппетит. Передозировка синего вызывает ощущение холода
и рациональности, разворачивает человека вглубь себя, гипнотизирует,
усиливает депрессию. Оптически он расширяет пространство;
синие
предметы кажутся более удаленными и тяжелее по весу.
Явное
предпочтение синего говорит о физическом или психическом переутомлении.
Если
его отвергают, значит потребность в покое и доверительных отношениях
не удовлетворена, и тревога, порождаемая этим фактом, не дает
человеку расслабиться.
Надо
заметить, что гармоничный человек относится ко всем цветам ровно
- без ярких симпатий и антипатий.
Синий
цвет в одежде придает уверенность и солидность, создает образ
чуткого, склонного к традиициям, духовности и созерцательности,
человека.
Сочетание
темно-синего, вишневого и белого с мягким блеском благородных
металлов это респектабельность и авторитетность.
А
теперь подумаем, где и в каком количестве эти цвета были бы уместны?
Хозяин
ресторана или магазина, производитель конфет или футболок, дизайнер
офиса или жилого дома могут извлекать много пользы из маленьких
хитростей. Хотя бы потому, что человек не может не реагировать
на цвет.
Красное - стремление к действию и синее-стремление к удовлетворению от действия, сливаясь,
порождают фиолетовый, бесполое существо, лишенное направленного движения.
Цвет
мистики и экстрасенсорики, обостряющий запахи, он хорошо действует
на сердце и сосуды, улучшает сон. Сочетая рациональность синего
и интуитивность красного он становится гармонией противоречий.
Дети,
рисуя волшебников, видят их в фиолетовых колпаках или плащах.
Этот цвет любят в странах Азии и Африки, и гораздо меньше в Америке
и Европе. Занимающиеся простым трудом, находят этот цвет более
симпатичным, чем интеллектуалы и люди искусства. Нормальным воспринимается
интерес к фиолетовому у детей, пожилых людей, эстетов, будущих
матерей, гомосексуалистов. Это цвет задавленной сексуальности.
Предпочтение этого цвета говорит о стремлении очаровывать,
о
чувственности, некоторой инфантильности и внушаемости. И чем рациональнее
культура и сильнее страх потерять свою независимость, тем реже
упоминается фиолетовый.
Длительное
воздействие вызывает состояние тоски. Если недолго, то создает
загадочный образ, имеющий нестандартное отношение к сексу, эстетике,
религии, гаданиям и предсказаниям. Светлые: cиреневый и лиловый
- самые женственные цвета.
И
фиолетовый и синий ярче проявляют свои свойства, когда рядом
желтый.
Располагаясь
напротив в цветовом круге он как будто делает им комплимент (противоположные
цвета называются комплиментарными).
Желтый-
легкий, сияющий, возбуждающий; отраженные от него лучи согревают.
Эффект
тепла, которое он дарит, лучше всего проявляется, если зимой посмотреть
вокруг сквозь желтое стекло. Суть желтого - эксцентрическая развязка
и изменения.
Желтый
часто называют цветом измены. На самом деле-это цвет перемен,
которые есть результат любознательности, тяги к новому. Люди которые
любят желтый живут будущим, надеждой на освобождение от сегодняшних
проблем или зависимостей.
Странники,
мечтатели, фантазеры, новаторы - объединенные оригинальностью
и оптимизмом. Если желтый не приемлем, значит есть разочарование,
и ощущение пустоты и отгороженности. Налицо может быть беспокойство,
вызванное легкостью и живостью этого цвета.
Он
также улучшает зрение, ускоряет восприятие, повышает аппетит,
усиливает перистальтику. Миролюбие желтого уменьшает конфликтность,
влечет к контактам, повышает интерес к внешнему миру (это обоюдный
интерес).Много желтого утомляет, он становится дерзок. В костюм
он вносит коммуникабельность, поверхностность и изменчивость.
Позитивен в небольших количествах в сочетании с серыми и синими
тонами, создавая интеллектуальность и ненавязчивую яркость.
Познакомимся
с еще одним интересным синтезом.
Возбуждающее
движение желтого и успокаивающее синего взаимно уничтожаются и
консервируются в зеленом. Он статичен, но не пассивен, и представляет
собой скорее потенциальную энергию, чем кинетическую. Чем больше
доля синего в зеленом, тем напряженнее, "холоднее",
строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем более
в нем желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее и
гармоничнее действует зеленый. Отношение к зеленому выражает
отношение к себе.
Жесткий
сине-зеленый предпочитают люди, предъявляющие к себе жесткие требования,
обладающие сильной волей и последовательностью.
Чистый
зеленый Кандинский сравнивал с буржуазией. Вспомните цвет сукна
в казино и на столе бюрократа. Он абсолютно консервативен; его
стремление - самоутверждение, уверенные манеры и признание окружающих.
При этом такие люди обладают настойчивостью и выдержкой. Однако,
особы экстравагантные, эксцентричные, либо стремящиеся к оригинальности
не принимают его.
Те,
кто предпочитает желто-зеленый или коричнево-зеленый отношение
к себе противоположное. Они добиваются не самоутверждения, а влияния
извне на свою ситуацию. Выбор любого зеленого - это стремление
к доминированию своих взглядов и убеждений, к чтению морали, к
признанию. Тот, кто не любит зеленый, хочет того же, но уставший
от непризнания, освобождаются от напряжения, вызываемого этим
цветом.
Хорошо
действует на нервную систему, глаза, обладает болеутоляющим и
гипнотическим свойством; немного повышает работоспособность, но
надолго.
Темно-
зеленый в одежде- это стабильность, кредитоспособность, уравновешенность,
настойчивость и консерватизм. Светлый и теплый - миролюбие и коммуникабельность.
Как вы думаете, какого цвета больше всего на Земле?
Наверно, цвета земли - коричневого - жизненности, потерявшей активность. Он получен смешением оранжевого и черного, и отношение к нему информирует об отношении к собственному здоровью, о значении семейного очага.
Среди
его приверженцев есть два типа людей: очень простые, послушные,
сосредоточенные на телесных ощущениях и излишне эмоциональные,
чувствительные, творческие. Коричневый как будто приземляет их,
улучшая контакт с окружающими. Те, кто отвергает его,
игнорирует состояние своего тела.
Однако,
длительное пренебрежение приводит к истощению. (Вы, конечно помните,
что выбор цвета- лишь следствие и отражение фактов. Хотя, хромотерапия
имеет большой, реальный опыт применения).
И
затем человек уже вынужден заботится о состоянии своего тела.
Поэтому, если нет ровного отношения к этому цвету, периоды явного
неприятия будут сменяться неизбежной потребностью в нем.
Одежда
в коричневых тонах вызывает ощущение стабильности, незыблемости,
предсказуемости, доверия. Она создает достаточно приземленный,
незамысловатый образ, если не разбавлена холодными, яркими и блестящими
поверхностями.
А
сейчас обратимся к ахромотическим цветам, отношение к которым
бывает более показательным.
Серый.
Он нейтрален. Вносит скромность и отгораживает от внешнего мира.
Светлый и легкий, вносит оттенок интеллигентности, ума. Его выбор
предполагает готовность к контактам. Темный воздействует
более полно и тяжело.
Такую
одежду носят люди, которые не хотят выделятся, скрытные, тревожные,
либо очень эмоциональные, впечатлительные, с повышенной открытостью
в мир. Для них серая оболочка - защита от излишнего воздействия.
Предпочтение
серого, кроме повышенной чувствительности, закономерно и в случае
нервного истощения. Нелюбовь к серому- это желание объять необъятное.
Этот
цвет очень популярен в деловом гардеробе. Светло-серый- сдержанность
и интеллектуальность. Темный добавит авторитетности и рациональности
при небольшом количестве вишни. Желтый с серым - безопасность,
с розовым - элегантность.
И
немного о белом и черном.
Белый
- чистый, холодный. В зависимости от обстоятельств это пустота
или чистый лист. Его выбирают, если жизненный опыт приводит к
разочарованию и скепсису, или есть желание освободиться от неприятностей.
Впечатление от белой одежды- чистота, неподкупность, порядочность
и претенциозность. В повседневность он вносит праздник, цвет прощения,
благодарения и щедрости. В нем мало деловитости, и только
на контрасте с темными тонами создает категоричность и законченность.
Если
белый это растворение и отражение, то черный сгущение и поглощение
Он
всегда - вызов, протест, скорлупа, за которой человек скрывается
от внешнего мира. Характерный для экстремального поведения, он
всегда значительный и таинственный.
Физиологическое
действие: угнетающее, давящее, тормозящее. Усиливает свойства
любых цветов, находящихся рядом. Если белый создает дистанцию,
то черный - барьер. В сочетании с белым становится торжественным.
В деловой одежде употреблять осторожно. Он наименее дружелюбен
и коммуникабелен.
Вообще,
нужно быть более чутким к тем, кто тянется к ахромотическим цветам.
Существует
связь между восприятием цвета и другими органами чувств.
При
резком запахе и звуке - цвет ярче.
Фиолетовый
усиливает запах, зеленый и желто-зеленый смягчают звуки.
Красный
и оранжевый делают пищу слаще.
Желтый
и ж.- зеленый более кислой и острой.
Зеленый
это соленость, а зелено-голубой - горечь.
Кроме
того, есть соответствие между основными цветами и геометрическими
формами:
желтый
- изменчивое движение -
синий
- замкнутость, спокойствие -
зеленый
- равновесие, четкость -
красный
- равновесие, четкость, длительность
К
тому, о чем здесь говорилось, я уверена, каждый может добавить
свои ощущения и наблюдения.
Очень
интересно определиться в своих симпатиях к тому или иному оттенку,
замечать перемены в себе благодаря умению читать цвет и глядя
на свой гардероб предполагать какое впечатление о вас складывается
у других.
В следующий раз мы поговорим о лучших сочетаниях цвета в зависимости от того какое впечатление вам хотелось бы создать.