Медицинское законодательство
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1998 г. N 3320-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год", внесенный депутатами
Государственной Думы И.С. Аничкиным и С.В. Калашниковым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации и
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по труду и
социальной политике до 10 декабря 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
И.С. АНИЧКИНЫМ
и С.В. КАЛАШНИКОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Статья 1. Внести в статью 2 Федерального закона "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 225) следующие изменения и
дополнения:
дополнить указанную статью частями второй и третьей следующего
содержания:
"Изложить часть 1 пункта "б" статьи 1 Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 710) в
редакции:
"б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе
иностранных граждан, для частных детективов, занимающихся частной
практикой нотариусов, частных аудиторов и адвокатов, а также для
крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин
коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, - в размере 20,6 процента от дохода от
их деятельности.". При этом пункт "в" указанного Федерального
закона исключить, а пункты "г" и "д" считать соответственно
пунктами "в" и "г".
Изложить пункт "д" статьи 1 Федерального закона "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1997 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 710) в редакции:
"д) для граждан, занятых в качестве наемных работников, - в
размере 1 процента от начисленных в их пользу выплат.".
Часть вторую статьи 2 Федерального закона "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 225) считать соответственно
частью четвертой.
В статье 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 год" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 6, ст. 710) слова "с 1 января 1997 года"
заменить словами "со дня его официального опубликования".
Статья 2. Внести изменение в статью 3 Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1998 год" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 225), слова
"с 1 января 1998 года" заменив словами "со дня его официального
опубликования".
Статья 3. Установить, что суммы излишне уплаченных страховых
взносов, а также пени, начисленной за каждый день просрочки
платежей страховых взносов, в Пенсионный фонд Российской Федерации
подлежат зачету в счет предстоящих страховых взносов плательщиков,
перечисленных в настоящем Федеральном законе, либо возврату
плательщикам, деятельность которых прекращена на момент вступления
в силу настоящего Федерального закона.
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Предлагаемый законопроект направлен на приведение в
соответствие Конституции Российской Федерации действующего
законодательства о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
24 февраля 1998 г. N 7-П по делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля
1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1997 год" отдельные положения указанного Закона признаны
неконституционными.
В частности:
- положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 710) в части
размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся чистой
практикой нотариусов, а также адвокатов, признаны не
соответствующими частям 1 и 2 статьи 19 и частям 2 и 3 статьи 55
Конституции Российской Федерации;
- статья 5 указанного Федерального закона, определяющая
порядок его вступления в силу, признана несоответствующей
статье 57 Конституции Российской Федерации, из смысла которой
вытекает принцип, согласно которому не имеют обратной силы законы,
ухудшающие положение граждан при возложении на них обязательных
платежей, поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются
конституционные права граждан.
Внесенный законопроект, предотвращая аналогичные обращения в
Конституционный Суд, иных категорий плательщиков страховых
взносов, перечисленные в пунктах "б" и "в" статьи 1 Федерального
закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год",
предлагает одновременно пересмотреть размер тарифа страховых
взносов для категории плательщиков, виды деятельности которых
сходны по экономической природе:
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных
граждан;
- частных детективов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- частных аудиторов;
- адвокатов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- родовых, семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Исходя из того факта, что уплатой страховых взносов
обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и
публичные интересы, связанные с реализацией принципа солидарности
поколений, составляющего подавляющую финансовую нагрузку в
действующей солидарно - распределительной системе пенсионного
обеспечения (удельный вес пенсионеров, пенсия которым назначена до
1992 года, составляет около 70% или 27,1 млн. пенсионеров),
экономически обоснованным для категории плательщиков из числа
самозанятого населения является размер страхового взноса в 20,6%.
Указанный размер тарифа страховых взносов для отдельных
категорий плательщиков позволяет обеспечить учет закрепленных
Конституцией Российской Федерации принципа равенства (статья 19) и
принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально
значимым интересам и целям (статья 55).
Законопроектом устраняется отмеченное пунктом 2 постановления
Конституционного Суда несоответствие Конституции Российской
Федерации (статья 57) статьи 5 Федерального закона "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1997 год".
Кроме того, законопроектом предлагается вариант решения
проблем, связанных с возмещением излишне уплаченных сумм страховых
взносов и пени, начисленной в связи с просрочкой платежей, с
учетом изменения размера тарифа (статьи 15 и 16 Гражданского
кодекса РФ).
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Для устранения сложившейся в настоящее время несоразмерности
тарифной нагрузки по платежам в Пенсионный фонд Российской
Федерации плательщиков - работодателей и наемных работников и
плательщиков из числа самозанятого населения, занятых, в основном,
индивидуальной трудовой деятельностью, следует учитывать различия
в экономической структуре базы для их начисления. Поскольку для
последних страховые отчисления должны производиться только с суммы
чистого дохода (вознаграждения), направляемого на конечное
потребление, т.е. за вычетом расходов на развитие
предпринимательской деятельности, в то время как для первых
фактическая база для начисления должна быть шире, чем номинальная
(соответственно фонд заработной платы и выплаты социального
характера).
В обосновании использованы показатели основных составляющих
ВВП, которые характеризуют структуру вновь созданной стоимости
указанных категорий плательщиков:
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных
граждан;
- частных детективов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- частных аудиторов;
- адвокатов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- родовых, семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Вновь созданная стоимость служит в расчетах начисления
страховых взносов для всех указанных категорий плательщиков,
независимо от экономической природы источников их доходов.
Размер страховых взносов рассчитывается по принципу
солидарности поколений, исходя из условий равенства нагрузки на
всю дополнительную стоимость, направляемую на потребление (т.е. за
вычетом расходов на развитие).
млрд. руб.
I. Наемные работники
(тариф страхового взноса 28% (работодатель) + 1%
(наемные работники) 29,0%
1. Фонд заработной платы на 1998 год 710,0
2. Выплаты социального характера 32,0
3. Объем совокупного чистого дохода (прибыль) 270,0
4. Отчисления во внебюджетные фонды 280,5
5. Итого добавленная стоимость, произведенная
наемными работниками 1292,5
6. Сумма страховых взносов в ПФР при действующем
тарифе 199,0
7. Доля страховых отчислений от объема произведенной
добавленной стоимости
(199,0 / 1292,5 = 15,4% + 1%) 16,4%
II. Индивидуальные предприниматели
1. Чистый доход индивидуальных предпринимателей 310,0
2. Сумма страховых отчислений от чистого дохода
индивидуальных предпринимателей (310 x 0,164) 50,84
3. Чистый доход индивидуальных предпринимателей,
направляемый на потребление 217,0
4. Тариф страховых отчислений в ПФР с дохода,
направленного на потребление (50,84 / 217) 23,4%
III. Тариф страховых платежей в ПФР с дохода от
деятельности для индивидуальных предпринимателей,
в том числе иностранных граждан, для частных
детективов, занимающихся частной практикой
нотариусов, частных аудиторов и адвокатов, а также
для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых,
семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, - в размере 20,6 процента от
дохода от их деятельности 20,6%
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1998 год" не потребует признания утратившими силу,
приостановления, изменения, дополнения или принятия актов
федерального законодательства.
Медицинское законодательство
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1998 г. N 3320-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год", внесенный депутатами
Государственной Думы И.С. Аничкиным и С.В. Калашниковым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации и
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по труду и
социальной политике до 10 декабря 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
И.С. АНИЧКИНЫМ
и С.В. КАЛАШНИКОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Статья 1. Внести в статью 2 Федерального закона "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 225) следующие изменения и
дополнения:
дополнить указанную статью частями второй и третьей следующего
содержания:
"Изложить часть 1 пункта "б" статьи 1 Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 710) в
редакции:
"б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе
иностранных граждан, для частных детективов, занимающихся частной
практикой нотариусов, частных аудиторов и адвокатов, а также для
крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин
коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, - в размере 20,6 процента от дохода от
их деятельности.". При этом пункт "в" указанного Федерального
закона исключить, а пункты "г" и "д" считать соответственно
пунктами "в" и "г".
Изложить пункт "д" статьи 1 Федерального закона "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1997 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 710) в редакции:
"д) для граждан, занятых в качестве наемных работников, - в
размере 1 процента от начисленных в их пользу выплат.".
Часть вторую статьи 2 Федерального закона "О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 225) считать соответственно
частью четвертой.
В статье 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1997 год" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 6, ст. 710) слова "с 1 января 1997 года"
заменить словами "со дня его официального опубликования".
Статья 2. Внести изменение в статью 3 Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1998 год" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 225), слова
"с 1 января 1998 года" заменив словами "со дня его официального
опубликования".
Статья 3. Установить, что суммы излишне уплаченных страховых
взносов, а также пени, начисленной за каждый день просрочки
платежей страховых взносов, в Пенсионный фонд Российской Федерации
подлежат зачету в счет предстоящих страховых взносов плательщиков,
перечисленных в настоящем Федеральном законе, либо возврату
плательщикам, деятельность которых прекращена на момент вступления
в силу настоящего Федерального закона.
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Предлагаемый законопроект направлен на приведение в
соответствие Конституции Российской Федерации действующего
законодательства о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
24 февраля 1998 г. N 7-П по делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля
1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1997 год" отдельные положения указанного Закона признаны
неконституционными.
В частности:
- положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на 1997 год" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 6, ст. 710) в части
размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся чистой
практикой нотариусов, а также адвокатов, признаны не
соответствующими частям 1 и 2 статьи 19 и частям 2 и 3 статьи 55
Конституции Российской Федерации;
- статья 5 указанного Федерального закона, определяющая
порядок его вступления в силу, признана несоответствующей
статье 57 Конституции Российской Федерации, из смысла которой
вытекает принцип, согласно которому не имеют обратной силы законы,
ухудшающие положение граждан при возложении на них обязательных
платежей, поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются
конституционные права граждан.
Внесенный законопроект, предотвращая аналогичные обращения в
Конституционный Суд, иных категорий плательщиков страховых
взносов, перечисленные в пунктах "б" и "в" статьи 1 Федерального
закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год",
предлагает одновременно пересмотреть размер тарифа страховых
взносов для категории плательщиков, виды деятельности которых
сходны по экономической природе:
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных
граждан;
- частных детективов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- частных аудиторов;
- адвокатов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- родовых, семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Исходя из того факта, что уплатой страховых взносов
обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и
публичные интересы, связанные с реализацией принципа солидарности
поколений, составляющего подавляющую финансовую нагрузку в
действующей солидарно - распределительной системе пенсионного
обеспечения (удельный вес пенсионеров, пенсия которым назначена до
1992 года, составляет около 70% или 27,1 млн. пенсионеров),
экономически обоснованным для категории плательщиков из числа
самозанятого населения является размер страхового взноса в 20,6%.
Указанный размер тарифа страховых взносов для отдельных
категорий плательщиков позволяет обеспечить учет закрепленных
Конституцией Российской Федерации принципа равенства (статья 19) и
принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально
значимым интересам и целям (статья 55).
Законопроектом устраняется отмеченное пунктом 2 постановления
Конституционного Суда несоответствие Конституции Российской
Федерации (статья 57) статьи 5 Федерального закона "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1997 год".
Кроме того, законопроектом предлагается вариант решения
проблем, связанных с возмещением излишне уплаченных сумм страховых
взносов и пени, начисленной в связи с просрочкой платежей, с
учетом изменения размера тарифа (статьи 15 и 16 Гражданского
кодекса РФ).
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Для устранения сложившейся в настоящее время несоразмерности
тарифной нагрузки по платежам в Пенсионный фонд Российской
Федерации плательщиков - работодателей и наемных работников и
плательщиков из числа самозанятого населения, занятых, в основном,
индивидуальной трудовой деятельностью, следует учитывать различия
в экономической структуре базы для их начисления. Поскольку для
последних страховые отчисления должны производиться только с суммы
чистого дохода (вознаграждения), направляемого на конечное
потребление, т.е. за вычетом расходов на развитие
предпринимательской деятельности, в то время как для первых
фактическая база для начисления должна быть шире, чем номинальная
(соответственно фонд заработной платы и выплаты социального
характера).
В обосновании использованы показатели основных составляющих
ВВП, которые характеризуют структуру вновь созданной стоимости
указанных категорий плательщиков:
- индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных
граждан;
- частных детективов;
- нотариусов, занимающихся частной практикой;
- частных аудиторов;
- адвокатов;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- родовых, семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Вновь созданная стоимость служит в расчетах начисления
страховых взносов для всех указанных категорий плательщиков,
независимо от экономической природы источников их доходов.
Размер страховых взносов рассчитывается по принципу
солидарности поколений, исходя из условий равенства нагрузки на
всю дополнительную стоимость, направляемую на потребление (т.е. за
вычетом расходов на развитие).
млрд. руб.
I. Наемные работники
(тариф страхового взноса 28% (работодатель) + 1%
(наемные работники) 29,0%
1. Фонд заработной платы на 1998 год 710,0
2. Выплаты социального характера 32,0
3. Объем совокупного чистого дохода (прибыль) 270,0
4. Отчисления во внебюджетные фонды 280,5
5. Итого добавленная стоимость, произведенная
наемными работниками 1292,5
6. Сумма страховых взносов в ПФР при действующем
тарифе 199,0
7. Доля страховых отчислений от объема произведенной
добавленной стоимости
(199,0 / 1292,5 = 15,4% + 1%) 16,4%
II. Индивидуальные предприниматели
1. Чистый доход индивидуальных предпринимателей 310,0
2. Сумма страховых отчислений от чистого дохода
индивидуальных предпринимателей (310 x 0,164) 50,84
3. Чистый доход индивидуальных предпринимателей,
направляемый на потребление 217,0
4. Тариф страховых отчислений в ПФР с дохода,
направленного на потребление (50,84 / 217) 23,4%
III. Тариф страховых платежей в ПФР с дохода от
деятельности для индивидуальных предпринимателей,
в том числе иностранных граждан, для частных
детективов, занимающихся частной практикой
нотариусов, частных аудиторов и адвокатов, а также
для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых,
семейных общин коренных малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, - в размере 20,6 процента от
дохода от их деятельности 20,6%
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 1998 год" не потребует признания утратившими силу,
приостановления, изменения, дополнения или принятия актов
федерального законодательства.