Медицинское законодательство
"Сборник законодательных актов и нормативных документов,
регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ",
т. 9, ФФОМС, М., 2000
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 июня 1999 г. N 2806/21-1
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее
- Фонд), испытывая озабоченность проблемой полноты и
своевременности уплаты администрациями субъектов Российской
Федерации платежей из бюджетов всех уровней на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, проанализировав
поступления указанных платежей и причины их неуплаты, совместно с
Министерством здравоохранения Российской Федерации обратился в
Министерство финансов Российской Федерации (от 14.04.99 исх.
N 1994/21-1/и) с просьбой направить субъектам Российской Федерации
необходимые разъяснения о возможности использования на эту цель
средств из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации (см. Приложение).
Ответ Минфина России на указанный запрос (от 24.05.99 исх.
N 02-10-12) прилагается.
В связи с изложенным, с целью обеспечения полного и
своевременного поступления платежей на обязательное медицинское
страхование неработающего населения, с учетом результатов
Всероссийского совещания заместителей исполнительных директоров
территориальных фондов по экономике, Фонд предлагает принять
необходимые меры по участию территориальных фондов в работе по
формированию бюджетов всех уровней в части включения в них
вышеуказанных платежей в необходимых объемах.
Директор
А.М.ТАРАНОВ
Приложение N 1
Министру финансов
Российской Федерации
Задорнову М.М.
Уважаемый Михаил Михайлович!
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан Российской Федерации" предусмотрено, что обязательное
медицинское страхование неработающего населения осуществляют
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
которые обязаны за счет средств соответствующих бюджетов регулярно
и в полном объеме перечислять в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования средства на финансирование
медицинской помощи указанной категории граждан.
Однако на практике законодательные нормы часто не выполняются
или выполняются не в полном объеме.
В целом по Российской Федерации удельный вес платежей на
страхование неработающего населения составил за период 1993 - 1998
гг. только 23,4% общей суммы поступлений, в то время как доля
неработающего населения составляет 57% от общей численности
населения. В течение последних двух лет происходит сокращение
удельного веса указанных платежей в общем объеме поступлений в
фонды обязательного медицинского страхования. Нарастает
задолженность органов исполнительной власти по платежам на
обязательное медицинское страхование неработающих граждан,
составившая на 01.10.98 более 11,0 млрд. рублей. При этом в
отдельных случаях сумма указанной задолженности превышает сумму
поступления платежей.
По имеющейся информации в ряде субъектов Российской Федерации
средства на обязательное медицинское страхование неработающего
населения из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации в территориальные фонды не поступают.
Одной из основных причин отказа в перечислении указанных
средств является отсутствие необходимого разъяснения Министерства
финансов Российской Федерации о том, что при расчете трансферта
субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации учитываются все расходы
на здравоохранение лечебных учреждений независимо от их участия в
системе обязательного медицинского страхования.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют долю
расходов на социально значимые виды медицинской помощи
(туберкулез, онкология, СПИД и др.). Все остальные расходы
являются платежами на неработающее население.
С целью соблюдения конституционных прав граждан по оказанию
бесплатной медицинской помощи Министерство здравоохранения
Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования считают необходимым просить Министерство финансов
Российской Федерации направить субъектам Российской Федерации
соответствующие разъяснения о возможности использования
поступающих средств из Фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации на обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
Директор Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
А.М.ТАРАНОВ
Приложение N 2
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 1999 г. N 02-10-12
О ПЛАТЕЖАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ
СТРАХОВАНИЕ НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Министерство финансов рассмотрело письмо Минздрава России и
ФОМС с просьбой направить разъяснения органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о возможности использования
средств Федерального фонда финансовой поддержки на обязательное
медицинское страхование неработающего населения и сообщает
следующее.
В соответствии с действующим законодательством порядок уплаты
страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения предусматривает расходование на эти цели
средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации
и местных бюджетах на здравоохранение.
Что касается Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации, то на федеральном уровне законами о
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год
устанавливается только порядок его формирования и доведения до
субъектов Российской Федерации.
Право адресного распределения средств указанного фонда
относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Учитывая четкое разграничение полномочий органов
исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях в
вопросах оказания финансовой помощи субъектам Российской
Федерации, Минфин России полагает некорректным вмешиваться в права
местных администраций и считает, что негативная ситуация,
сложившаяся с платежами на неработающее население, в значительной
степени является недоработкой территориальных органов управления
здравоохранением и фондов обязательного медицинского страхования.
Первый заместитель
Министра финансов
В.Б.ХРИСТЕНКО
Медицинское законодательство
"Сборник законодательных актов и нормативных документов,
регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ",
т. 9, ФФОМС, М., 2000
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 июня 1999 г. N 2806/21-1
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее
- Фонд), испытывая озабоченность проблемой полноты и
своевременности уплаты администрациями субъектов Российской
Федерации платежей из бюджетов всех уровней на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, проанализировав
поступления указанных платежей и причины их неуплаты, совместно с
Министерством здравоохранения Российской Федерации обратился в
Министерство финансов Российской Федерации (от 14.04.99 исх.
N 1994/21-1/и) с просьбой направить субъектам Российской Федерации
необходимые разъяснения о возможности использования на эту цель
средств из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации (см. Приложение).
Ответ Минфина России на указанный запрос (от 24.05.99 исх.
N 02-10-12) прилагается.
В связи с изложенным, с целью обеспечения полного и
своевременного поступления платежей на обязательное медицинское
страхование неработающего населения, с учетом результатов
Всероссийского совещания заместителей исполнительных директоров
территориальных фондов по экономике, Фонд предлагает принять
необходимые меры по участию территориальных фондов в работе по
формированию бюджетов всех уровней в части включения в них
вышеуказанных платежей в необходимых объемах.
Директор
А.М.ТАРАНОВ
Приложение N 1
Министру финансов
Российской Федерации
Задорнову М.М.
Уважаемый Михаил Михайлович!
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан Российской Федерации" предусмотрено, что обязательное
медицинское страхование неработающего населения осуществляют
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
которые обязаны за счет средств соответствующих бюджетов регулярно
и в полном объеме перечислять в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования средства на финансирование
медицинской помощи указанной категории граждан.
Однако на практике законодательные нормы часто не выполняются
или выполняются не в полном объеме.
В целом по Российской Федерации удельный вес платежей на
страхование неработающего населения составил за период 1993 - 1998
гг. только 23,4% общей суммы поступлений, в то время как доля
неработающего населения составляет 57% от общей численности
населения. В течение последних двух лет происходит сокращение
удельного веса указанных платежей в общем объеме поступлений в
фонды обязательного медицинского страхования. Нарастает
задолженность органов исполнительной власти по платежам на
обязательное медицинское страхование неработающих граждан,
составившая на 01.10.98 более 11,0 млрд. рублей. При этом в
отдельных случаях сумма указанной задолженности превышает сумму
поступления платежей.
По имеющейся информации в ряде субъектов Российской Федерации
средства на обязательное медицинское страхование неработающего
населения из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации в территориальные фонды не поступают.
Одной из основных причин отказа в перечислении указанных
средств является отсутствие необходимого разъяснения Министерства
финансов Российской Федерации о том, что при расчете трансферта
субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации учитываются все расходы
на здравоохранение лечебных учреждений независимо от их участия в
системе обязательного медицинского страхования.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют долю
расходов на социально значимые виды медицинской помощи
(туберкулез, онкология, СПИД и др.). Все остальные расходы
являются платежами на неработающее население.
С целью соблюдения конституционных прав граждан по оказанию
бесплатной медицинской помощи Министерство здравоохранения
Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования считают необходимым просить Министерство финансов
Российской Федерации направить субъектам Российской Федерации
соответствующие разъяснения о возможности использования
поступающих средств из Фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации на обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
Директор Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
А.М.ТАРАНОВ
Приложение N 2
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 1999 г. N 02-10-12
О ПЛАТЕЖАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ
СТРАХОВАНИЕ НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Министерство финансов рассмотрело письмо Минздрава России и
ФОМС с просьбой направить разъяснения органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о возможности использования
средств Федерального фонда финансовой поддержки на обязательное
медицинское страхование неработающего населения и сообщает
следующее.
В соответствии с действующим законодательством порядок уплаты
страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения предусматривает расходование на эти цели
средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации
и местных бюджетах на здравоохранение.
Что касается Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации, то на федеральном уровне законами о
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год
устанавливается только порядок его формирования и доведения до
субъектов Российской Федерации.
Право адресного распределения средств указанного фонда
относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Учитывая четкое разграничение полномочий органов
исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях в
вопросах оказания финансовой помощи субъектам Российской
Федерации, Минфин России полагает некорректным вмешиваться в права
местных администраций и считает, что негативная ситуация,
сложившаяся с платежами на неработающее население, в значительной
степени является недоработкой территориальных органов управления
здравоохранением и фондов обязательного медицинского страхования.
Первый заместитель
Министра финансов
В.Б.ХРИСТЕНКО