Медицинское законодательство
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
ОТ 05.08.99 N 4036/20-1/И
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 01.05.99 N 91-ФЗ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с
поступающими запросами о порядке применения Федерального закона "О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
1999 год" от 1 мая 1999 года N 91-ФЗ, в части изменения размера пени за
несвоевременное перечисление страховых взносов в фонды обязательного
медицинского страхования, разъясняет следующее.
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации никто не может
нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не
признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние,
нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический
факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное
умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом
предусматривается соответственно гражданская, административная,
дисциплинарная и уголовная ответственность.
Пеня - денежная сумма, которая выплачивается в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае
просрочек исполнения, и является способом обеспечения исполнения
обязательств.
Таким образом, пеня применяется за просрочку исполнения
обязательства, направлена на стимулирование своевременного исполнения
обязательства и не является мерой ответственности.
Обязательство состоит в обязанности плательщика уплатить страховые
взносы в определенном размере, установленном законом. Неуплата страховых
взносов в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по
обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в
результате несвоевременного внесения страхового взноса. Поэтому к сумме
собственно не внесенных в срок страховых взносов (недоимки) законодатель
вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь
государственной казны в результате недополучения сумм страховых взносов
в срок в случае задержки уплаты страховых взносов. Верховный Совет
Российской Федерации Постановлением "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы
и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991
года N 3020-1 (в ред. от 10.09.93) определил, что средства фондов
обязательного медицинского страхования включены в государственную казну,
являясь объектом, необходимым для обеспечения функционирования
федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Кроме того, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
24.02.93 N 4543-1 установлено, что финансовые средства фондов
обязательного страхования находятся в государственной собственности
Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении "По делу о
проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах
налоговой полиции" от 17 декабря 1996 г. N 20-п провел четкое
разграничение пени как способа обеспечения исполнения обязательства и
штрафа как меры ответственности, признав, что взыскание с юридических
лиц в бесспорном порядке недоимки, а также пени не противоречит
Конституции Российской Федерации, тогда как штрафы взыскиваются только в
судебном порядке.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N
5-ФЗ федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального
опубликования, если самими законами не установлен другой порядок
вступления их в силу.
Статья 4 вышеназванного Федерального закона определяет, что
официальным опубликованием закона считается первая публикация его
полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства
Российской Федерации".
Согласно статье 7 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 1999 год" настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования. Указанный
Федеральный закон опубликован в "Собрании законодательства Российской
Федерации" от 3 мая 1999 года N 18.
На основании изложенного, по истечении установленных сроков уплаты
страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования
невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени
до 3 мая 1999 года в размере 1 процента за каждый день просрочки, с 3
мая 1999 года - 0,3 процента суммы недоимки.
Первый заместитель директора Ю.Н.Крюков
Медицинское законодательство
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
ОТ 05.08.99 N 4036/20-1/И
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ ОТ 01.05.99 N 91-ФЗ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с
поступающими запросами о порядке применения Федерального закона "О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на
1999 год" от 1 мая 1999 года N 91-ФЗ, в части изменения размера пени за
несвоевременное перечисление страховых взносов в фонды обязательного
медицинского страхования, разъясняет следующее.
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации никто не может
нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не
признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние,
нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический
факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное
умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом
предусматривается соответственно гражданская, административная,
дисциплинарная и уголовная ответственность.
Пеня - денежная сумма, которая выплачивается в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае
просрочек исполнения, и является способом обеспечения исполнения
обязательств.
Таким образом, пеня применяется за просрочку исполнения
обязательства, направлена на стимулирование своевременного исполнения
обязательства и не является мерой ответственности.
Обязательство состоит в обязанности плательщика уплатить страховые
взносы в определенном размере, установленном законом. Неуплата страховых
взносов в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по
обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в
результате несвоевременного внесения страхового взноса. Поэтому к сумме
собственно не внесенных в срок страховых взносов (недоимки) законодатель
вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь
государственной казны в результате недополучения сумм страховых взносов
в срок в случае задержки уплаты страховых взносов. Верховный Совет
Российской Федерации Постановлением "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы
и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991
года N 3020-1 (в ред. от 10.09.93) определил, что средства фондов
обязательного медицинского страхования включены в государственную казну,
являясь объектом, необходимым для обеспечения функционирования
федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Кроме того, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
24.02.93 N 4543-1 установлено, что финансовые средства фондов
обязательного страхования находятся в государственной собственности
Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении "По делу о
проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах
налоговой полиции" от 17 декабря 1996 г. N 20-п провел четкое
разграничение пени как способа обеспечения исполнения обязательства и
штрафа как меры ответственности, признав, что взыскание с юридических
лиц в бесспорном порядке недоимки, а также пени не противоречит
Конституции Российской Федерации, тогда как штрафы взыскиваются только в
судебном порядке.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N
5-ФЗ федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального
опубликования, если самими законами не установлен другой порядок
вступления их в силу.
Статья 4 вышеназванного Федерального закона определяет, что
официальным опубликованием закона считается первая публикация его
полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства
Российской Федерации".
Согласно статье 7 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 1999 год" настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования. Указанный
Федеральный закон опубликован в "Собрании законодательства Российской
Федерации" от 3 мая 1999 года N 18.
На основании изложенного, по истечении установленных сроков уплаты
страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования
невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени
до 3 мая 1999 года в размере 1 процента за каждый день просрочки, с 3
мая 1999 года - 0,3 процента суммы недоимки.
Первый заместитель директора Ю.Н.Крюков