Медицинское законодательство
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 августа 1999 г. N 4216/80-1/и
В последнее время был принят ряд законодательных актов, в той
или иной степени затрагивающих деятельность системы обязательного
медицинского страхования. Основными из них являются:
1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля
1999 г. N 154-ФЗ.
Изменения и дополнения внесены во все разделы и главы
Налогового кодекса и, в большинстве случаев, носят редакционный
характер, хотя есть и ряд новых принципиальных норм, определяющих
и регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов.
В новой редакции статьей 9 Кодекса органы государственных
внебюджетных фондов определены участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, а статьей 11 дано понятие
внебюджетного фонда. В соответствии со статьей 4 органы
государственных внебюджетных фондов наделяются правом издавать
обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и
методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и
сборах.
В главе 5 Кодекса введена новая статья (34-1), определяющая
полномочия органов государственных внебюджетных фондов наравне с
налоговыми органами в случаях, предусмотренных законодательством о
налогах и сборах. Кроме того, пунктом 4 статьи 30 установлено, что
налоговые органы, таможенные органы и органы государственных
внебюджетных фондов осуществляют свои функции и взаимодействуют
посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей,
установленных Кодексом и иными федеральными законами, определяющих
порядок организации и деятельности налоговых органов.
Пунктом 3 статьи 72 Кодекса дано право органам государственных
внебюджетных фондов обеспечивать исполнение обязательств по уплате
налогов и сборов следующими способами: залогом имущества,
поручительством и пеней. При этом органы государственных
внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности
налоговых органов.
Пункт 13 статьи 78 Кодекса распространяет правила зачета или
возврата излишне уплаченных сумм налога и сбора на органы
государственных внебюджетных фондов.
В разделе 5 Кодекса "Налоговая отчетность и налоговый
контроль" внебюджетным фондам предоставляется ряд полномочий,
предусмотренных для налоговых органов. В соответствии с пунктом 9
статьи 80 органам государственных внебюджетных фондов
предоставляется право разрабатывать форму и порядок заполнения
налоговых деклараций, которые представляются плательщиками
страховых взносов в фонды в установленные сроки. Пункт 2 статьи 82
предоставляет внебюджетным фондам право осуществлять налоговый
контроль в пределах своей компетенции в порядке, предусмотренном
Кодексом. Кроме того, статьей 84 предусмотрен порядок постановки
на учет во внебюджетных фондах плательщиков страховых взносов.
Причем форма заявления о постановке на учет разрабатывается
фондами по согласованию с МНС России.
Статьей 102 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов
определены субъектом правоотношений в сфере налоговой тайны в
порядке, предусмотренном для налоговых органов.
Статьей 124 Кодекса предусмотрена ответственность
налогоплательщика или его законного представителя за незаконное
воспрепятствование должностному лицу органа государственного
внебюджетного фонда доступа на его территорию или помещение с
целью налоговой проверки.
По отдельным позициям изменены временные показатели для
субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков
установлен четырехлетний срок для обеспечения сохранности данных
бухгалтерского учета и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов (ранее было 3 года). Установлен срок в
14 дней для снятия с учета налогоплательщика, в случае его
ликвидации или прекращения деятельности (ранее срок не был
установлен).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении
одного месяца со дня его официального опубликования. Вместе с тем
необходимо учесть, что действие положений части первой Налогового
кодекса Российской Федерации будет распространяться на фонды
обязательного медицинского страхования после введения в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации (статья 3
Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ).
До введения в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации правовой режим деятельности фондов
обязательного медицинского страхования регулируется действующими
нормативно - правовыми актами в области обязательного медицинского
страхования.
2. Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ.
Статьей 6 названного Федерального закона предусмотрено
введение отдельным федеральным законом:
- п. 2 статьи 146 Кодекса - "сбор и контроль за поступлением
обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды
осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который
возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет";
- статьи 148 Кодекса - "исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации";
- п. 1 ст. 150 Кодекса - "контроль за исполнением бюджетов
фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за
исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы
Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом
для соответствующих бюджетов".
Статьей 1 данного Федерального закона определено, что
Бюджетный кодекс вводится в действие с 1 января 2000 года, за
исключением положений, для которых установлены иные сроки введения
в действие (например, вышеуказанные статьи).
В статье 152 Кодекса названы участники бюджетного процесса,
которые осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим
Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами
органов местного самоуправления. Органы законодательной
(представительной) власти осуществляют аналогичные полномочия по
отношению к государственным внебюджетным фондам.
В статье 153 Кодекса закреплены полномочия органов
законодательной (представительной) власти, представительных
органов местного самоуправления по рассмотрению и утверждению
бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществлению последующего
контроля за исполнением бюджета, определению правового статуса
органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы.
В статье 154 Кодекса закреплены бюджетные полномочия органов
исполнительной власти, в том числе и по отношению к
государственным внебюджетным фондам.
3. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ.
Статья 9 данного Закона предусматривает порядок и условия
предоставления налоговых льгот, в том числе и по уплате страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением
Пенсионного фонда), иностранным инвесторам и коммерческим
организациям с иностранными инвестициями.
4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального
страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие основы
государственного регулирования обязательного социального
страхования, в том числе и медицинского, давая при этом отсылку к
федеральным законам о конкретных видах обязательного социального
страхования.
Статьей 3 Закона даны основные понятия и термины, используемые
в сфере обязательного социального страхования, в том числе и такие
ключевые, как "страховой взнос" и "тариф страхового взноса".
Важным моментом является то, что средства обязательного
социального страхования определены как денежные средства и
имущество, находящиеся в оперативном управлении страховщика
конкретных видов обязательного социального страхования.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что статья 6
Закона дает определение субъектов обязательного социального
страхования. Так, страховщиками считаются некоммерческие
организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о
конкретных видах обязательного социального страхования. В
соотношении с действующим законодательством в области
обязательного медицинского страхования под это определение
подпадают фонды ОМС. Кроме того, это подтверждается и положениями
статьи 9 "Возникновение отношений по обязательному социальному
страхованию" и статьи 11 "Права и обязанности страховщиков"
Закона.
Статьей 7 Закона необходимость получения медицинской помощи
признается видом социальных страховых рисков, а оплата
медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением
застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, статьей 8
Закона определена видом страхового обеспечения.
Положения главы 3 "Управление системой обязательного
социального страхования" и главы 4 "Финансовая система
обязательного социального страхования" Закона в целом повторяют
действующее законодательство в сфере обязательного медицинского
страхования, в том числе и по организационно - правовой форме
фондов ОМС (пункт 4 статьи 13 Закона). Вместе с тем есть и ряд
новых положений. В частности:
- пункт 3 статьи 13 Закона определяет, что средства
обязательного социального страхования являются федеральной
государственной собственностью (в Законе РСФСР "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" - государственной
собственностью Российской Федерации);
- пункт 2 статьи 14 Закона предоставляет право профсоюзам
осуществлять профсоюзный контроль за использованием средств
обязательного социального страхования;
- статьей 23 Закона определено, что денежные средства
обязательного социального страхования хранятся на счетах
Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных
банков, перечень которых определяется Правительством Российской
Федерации.
Необходимо также отметить, что статьей 27 Закона установлены
сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного
социального страхования.
Прошу данную информацию использовать в практической
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования.
И.о. Директора
Ю.Н.КРЮКОВ
Медицинское законодательство
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 августа 1999 г. N 4216/80-1/и
В последнее время был принят ряд законодательных актов, в той
или иной степени затрагивающих деятельность системы обязательного
медицинского страхования. Основными из них являются:
1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля
1999 г. N 154-ФЗ.
Изменения и дополнения внесены во все разделы и главы
Налогового кодекса и, в большинстве случаев, носят редакционный
характер, хотя есть и ряд новых принципиальных норм, определяющих
и регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов.
В новой редакции статьей 9 Кодекса органы государственных
внебюджетных фондов определены участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, а статьей 11 дано понятие
внебюджетного фонда. В соответствии со статьей 4 органы
государственных внебюджетных фондов наделяются правом издавать
обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и
методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и
сборах.
В главе 5 Кодекса введена новая статья (34-1), определяющая
полномочия органов государственных внебюджетных фондов наравне с
налоговыми органами в случаях, предусмотренных законодательством о
налогах и сборах. Кроме того, пунктом 4 статьи 30 установлено, что
налоговые органы, таможенные органы и органы государственных
внебюджетных фондов осуществляют свои функции и взаимодействуют
посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей,
установленных Кодексом и иными федеральными законами, определяющих
порядок организации и деятельности налоговых органов.
Пунктом 3 статьи 72 Кодекса дано право органам государственных
внебюджетных фондов обеспечивать исполнение обязательств по уплате
налогов и сборов следующими способами: залогом имущества,
поручительством и пеней. При этом органы государственных
внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности
налоговых органов.
Пункт 13 статьи 78 Кодекса распространяет правила зачета или
возврата излишне уплаченных сумм налога и сбора на органы
государственных внебюджетных фондов.
В разделе 5 Кодекса "Налоговая отчетность и налоговый
контроль" внебюджетным фондам предоставляется ряд полномочий,
предусмотренных для налоговых органов. В соответствии с пунктом 9
статьи 80 органам государственных внебюджетных фондов
предоставляется право разрабатывать форму и порядок заполнения
налоговых деклараций, которые представляются плательщиками
страховых взносов в фонды в установленные сроки. Пункт 2 статьи 82
предоставляет внебюджетным фондам право осуществлять налоговый
контроль в пределах своей компетенции в порядке, предусмотренном
Кодексом. Кроме того, статьей 84 предусмотрен порядок постановки
на учет во внебюджетных фондах плательщиков страховых взносов.
Причем форма заявления о постановке на учет разрабатывается
фондами по согласованию с МНС России.
Статьей 102 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов
определены субъектом правоотношений в сфере налоговой тайны в
порядке, предусмотренном для налоговых органов.
Статьей 124 Кодекса предусмотрена ответственность
налогоплательщика или его законного представителя за незаконное
воспрепятствование должностному лицу органа государственного
внебюджетного фонда доступа на его территорию или помещение с
целью налоговой проверки.
По отдельным позициям изменены временные показатели для
субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков
установлен четырехлетний срок для обеспечения сохранности данных
бухгалтерского учета и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов (ранее было 3 года). Установлен срок в
14 дней для снятия с учета налогоплательщика, в случае его
ликвидации или прекращения деятельности (ранее срок не был
установлен).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении
одного месяца со дня его официального опубликования. Вместе с тем
необходимо учесть, что действие положений части первой Налогового
кодекса Российской Федерации будет распространяться на фонды
обязательного медицинского страхования после введения в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации (статья 3
Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ).
До введения в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации правовой режим деятельности фондов
обязательного медицинского страхования регулируется действующими
нормативно - правовыми актами в области обязательного медицинского
страхования.
2. Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ.
Статьей 6 названного Федерального закона предусмотрено
введение отдельным федеральным законом:
- п. 2 статьи 146 Кодекса - "сбор и контроль за поступлением
обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды
осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который
возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет";
- статьи 148 Кодекса - "исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации";
- п. 1 ст. 150 Кодекса - "контроль за исполнением бюджетов
фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за
исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы
Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом
для соответствующих бюджетов".
Статьей 1 данного Федерального закона определено, что
Бюджетный кодекс вводится в действие с 1 января 2000 года, за
исключением положений, для которых установлены иные сроки введения
в действие (например, вышеуказанные статьи).
В статье 152 Кодекса названы участники бюджетного процесса,
которые осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим
Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами
органов местного самоуправления. Органы законодательной
(представительной) власти осуществляют аналогичные полномочия по
отношению к государственным внебюджетным фондам.
В статье 153 Кодекса закреплены полномочия органов
законодательной (представительной) власти, представительных
органов местного самоуправления по рассмотрению и утверждению
бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществлению последующего
контроля за исполнением бюджета, определению правового статуса
органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы.
В статье 154 Кодекса закреплены бюджетные полномочия органов
исполнительной власти, в том числе и по отношению к
государственным внебюджетным фондам.
3. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ.
Статья 9 данного Закона предусматривает порядок и условия
предоставления налоговых льгот, в том числе и по уплате страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением
Пенсионного фонда), иностранным инвесторам и коммерческим
организациям с иностранными инвестициями.
4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального
страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие основы
государственного регулирования обязательного социального
страхования, в том числе и медицинского, давая при этом отсылку к
федеральным законам о конкретных видах обязательного социального
страхования.
Статьей 3 Закона даны основные понятия и термины, используемые
в сфере обязательного социального страхования, в том числе и такие
ключевые, как "страховой взнос" и "тариф страхового взноса".
Важным моментом является то, что средства обязательного
социального страхования определены как денежные средства и
имущество, находящиеся в оперативном управлении страховщика
конкретных видов обязательного социального страхования.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что статья 6
Закона дает определение субъектов обязательного социального
страхования. Так, страховщиками считаются некоммерческие
организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о
конкретных видах обязательного социального страхования. В
соотношении с действующим законодательством в области
обязательного медицинского страхования под это определение
подпадают фонды ОМС. Кроме того, это подтверждается и положениями
статьи 9 "Возникновение отношений по обязательному социальному
страхованию" и статьи 11 "Права и обязанности страховщиков"
Закона.
Статьей 7 Закона необходимость получения медицинской помощи
признается видом социальных страховых рисков, а оплата
медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением
застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, статьей 8
Закона определена видом страхового обеспечения.
Положения главы 3 "Управление системой обязательного
социального страхования" и главы 4 "Финансовая система
обязательного социального страхования" Закона в целом повторяют
действующее законодательство в сфере обязательного медицинского
страхования, в том числе и по организационно - правовой форме
фондов ОМС (пункт 4 статьи 13 Закона). Вместе с тем есть и ряд
новых положений. В частности:
- пункт 3 статьи 13 Закона определяет, что средства
обязательного социального страхования являются федеральной
государственной собственностью (в Законе РСФСР "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" - государственной
собственностью Российской Федерации);
- пункт 2 статьи 14 Закона предоставляет право профсоюзам
осуществлять профсоюзный контроль за использованием средств
обязательного социального страхования;
- статьей 23 Закона определено, что денежные средства
обязательного социального страхования хранятся на счетах
Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных
банков, перечень которых определяется Правительством Российской
Федерации.
Необходимо также отметить, что статьей 27 Закона установлены
сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного
социального страхования.
Прошу данную информацию использовать в практической
деятельности территориальных фондов обязательного медицинского
страхования.
И.о. Директора
Ю.Н.КРЮКОВ