Ваш регион

Москва

Медицинское законодательство: права, документы, обязанности, нормы, акты.

Медицинское законодательство



     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

                              ПИСЬМО
               от 18 августа 1999 г. N 4216/80-1/и

    В последнее время был принят ряд законодательных актов,  в той
или  иной степени затрагивающих деятельность системы обязательного
медицинского страхования. Основными из них являются:
    1. Федеральный  закон  "О  внесении  изменений  и дополнений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"  от  9  июля
1999 г. N 154-ФЗ.
    Изменения и  дополнения  внесены  во  все  разделы   и   главы
Налогового  кодекса и,  в большинстве случаев,  носят редакционный
характер,  хотя есть и ряд новых принципиальных норм, определяющих
и регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов.
    В новой редакции  статьей  9  Кодекса  органы  государственных
внебюджетных фондов определены участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,  а статьей 11  дано  понятие
внебюджетного   фонда.   В   соответствии   со  статьей  4  органы
государственных внебюджетных  фондов  наделяются  правом  издавать
обязательные   для   своих  подразделений  приказы,  инструкции  и
методические указания по вопросам,  связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и
сборах.
    В главе  5  Кодекса введена новая статья (34-1),  определяющая
полномочия органов государственных внебюджетных фондов  наравне  с
налоговыми органами в случаях, предусмотренных законодательством о
налогах и сборах. Кроме того, пунктом 4 статьи 30 установлено, что
налоговые  органы,  таможенные  органы  и  органы  государственных
внебюджетных фондов осуществляют свои  функции  и  взаимодействуют
посредством   реализации  полномочий  и  исполнения  обязанностей,
установленных Кодексом и иными федеральными законами, определяющих
порядок организации и деятельности налоговых органов.
    Пунктом 3 статьи 72 Кодекса дано право органам государственных
внебюджетных фондов обеспечивать исполнение обязательств по уплате
налогов  и  сборов  следующими   способами:   залогом   имущества,
поручительством   и   пеней.   При   этом  органы  государственных
внебюджетных  фондов  пользуются  правами  и   несут   обязанности
налоговых органов.
    Пункт 13 статьи 78 Кодекса распространяет правила  зачета  или
возврата   излишне  уплаченных  сумм  налога  и  сбора  на  органы
государственных внебюджетных фондов.
    В разделе   5   Кодекса   "Налоговая  отчетность  и  налоговый
контроль"  внебюджетным  фондам  предоставляется  ряд  полномочий,
предусмотренных для налоговых органов.  В соответствии с пунктом 9
статьи   80   органам    государственных    внебюджетных    фондов
предоставляется  право  разрабатывать  форму  и порядок заполнения
налоговых   деклараций,   которые   представляются   плательщиками
страховых взносов в фонды в установленные сроки. Пункт 2 статьи 82
предоставляет внебюджетным  фондам  право  осуществлять  налоговый
контроль  в пределах своей компетенции в порядке,  предусмотренном
Кодексом.  Кроме того,  статьей 84 предусмотрен порядок постановки
на  учет  во  внебюджетных  фондах плательщиков страховых взносов.
Причем  форма  заявления  о  постановке  на  учет  разрабатывается
фондами по согласованию с МНС России.
    Статьей 102 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов
определены  субъектом  правоотношений  в  сфере  налоговой тайны в
порядке, предусмотренном для налоговых органов.
    Статьей 124      Кодекса     предусмотрена     ответственность
налогоплательщика или его законного  представителя  за  незаконное
воспрепятствование   должностному   лицу  органа  государственного
внебюджетного фонда доступа на  его  территорию  или  помещение  с
целью налоговой проверки.
    По отдельным  позициям  изменены  временные   показатели   для
субъектов  налоговых правоотношений.  Так,  для налогоплательщиков
установлен четырехлетний срок для обеспечения  сохранности  данных
бухгалтерского   учета   и   других  документов,  необходимых  для
исчисления и уплаты налогов (ранее было 3 года). Установлен срок в
14  дней  для  снятия  с  учета  налогоплательщика,  в  случае его
ликвидации  или  прекращения  деятельности  (ранее  срок  не   был
установлен).
    Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  по  истечении
одного месяца со дня его официального опубликования.  Вместе с тем
необходимо учесть,  что действие положений части первой Налогового
кодекса  Российской  Федерации  будет  распространяться  на  фонды
обязательного медицинского страхования после введения  в  действие
части  второй  Налогового  кодекса  Российской Федерации (статья 3
Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ).
    До введения  в  действие  части  второй   Налогового   кодекса
Российской    Федерации   правовой   режим   деятельности   фондов
обязательного медицинского страхования  регулируется  действующими
нормативно - правовыми актами в области обязательного медицинского
страхования.
    2. Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ.
    Статьей 6   названного   Федерального   закона   предусмотрено
введение отдельным федеральным законом:
    - п.  2  статьи 146 Кодекса - "сбор и контроль за поступлением
обязательных  платежей  в   государственные   внебюджетные   фонды
осуществляется  тем  же органом исполнительной власти,  на который
возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет";
    - статьи  148  Кодекса  - "исполнение бюджетов государственных
внебюджетных  фондов  осуществляется   Федеральным   казначейством
Российской Федерации";
    - п.  1 ст.  150 Кодекса - "контроль за  исполнением  бюджетов
фондов   осуществляется   органами,  обеспечивающими  контроль  за
исполнением бюджетов  соответствующего  уровня  бюджетной  системы
Российской Федерации,  в порядке, установленном настоящим Кодексом
для соответствующих бюджетов".
    Статьей 1   данного   Федерального   закона   определено,  что
Бюджетный кодекс вводится в действие с  1  января  2000  года,  за
исключением положений, для которых установлены иные сроки введения
в действие (например, вышеуказанные статьи).
    В статье  152  Кодекса  названы участники бюджетного процесса,
которые осуществляют другие полномочия в соответствии с  настоящим
Кодексом,   иными  правовыми  актами  бюджетного  законодательства
Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,   актами
органов    местного    самоуправления.    Органы   законодательной
(представительной) власти осуществляют аналогичные  полномочия  по
отношению к государственным внебюджетным фондам.
    В статье   153   Кодекса   закреплены    полномочия    органов
законодательной    (представительной)   власти,   представительных
органов местного  самоуправления  по  рассмотрению  и  утверждению
бюджетов  и  отчетов об их исполнении,  осуществлению последующего
контроля за исполнением  бюджета,  определению  правового  статуса
органов,    осуществляющих   контроль   за   исполнением   бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы.
    В статье  154  Кодекса закреплены бюджетные полномочия органов
исполнительной  власти,   в   том   числе   и   по   отношению   к
государственным внебюджетным фондам.
    3. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в  Российской
Федерации" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ.
    Статья 9 данного  Закона  предусматривает  порядок  и  условия
предоставления налоговых льгот,  в том числе и по уплате страховых
взносов  в  государственные  внебюджетные  фонды  (за  исключением
Пенсионного   фонда),   иностранным   инвесторам   и  коммерческим
организациям с иностранными инвестициями.
    4. Федеральный  закон  "Об  основах  обязательного социального
страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ.
    Настоящий Федеральный   закон   устанавливает   общие   основы
государственного    регулирования    обязательного     социального
страхования,  в том числе и медицинского, давая при этом отсылку к
федеральным законам о конкретных видах  обязательного  социального
страхования.
    Статьей 3 Закона даны основные понятия и термины, используемые
в сфере обязательного социального страхования, в том числе и такие
ключевые,  как "страховой  взнос"  и  "тариф  страхового  взноса".
Важным   моментом   является   то,   что   средства  обязательного
социального  страхования  определены  как  денежные   средства   и
имущество,   находящиеся   в  оперативном  управлении  страховщика
конкретных видов обязательного социального страхования.
    В связи  с  вышеизложенным  необходимо отметить,  что статья 6
Закона  дает  определение  субъектов   обязательного   социального
страхования.    Так,    страховщиками   считаются   некоммерческие
организации,  создаваемые в соответствии с федеральными законами о
конкретных   видах   обязательного   социального   страхования.  В
соотношении   с   действующим    законодательством    в    области
обязательного   медицинского   страхования   под  это  определение
подпадают фонды ОМС.  Кроме того, это подтверждается и положениями
статьи  9  "Возникновение  отношений  по обязательному социальному
страхованию"  и  статьи  11  "Права  и  обязанности  страховщиков"
Закона.
    Статьей 7 Закона необходимость  получения  медицинской  помощи
признается   видом   социальных   страховых   рисков,   а   оплата
медицинскому  учреждению  расходов,  связанных  с  предоставлением
застрахованному  лицу  необходимой  медицинской помощи,  статьей 8
Закона определена видом страхового обеспечения.
    Положения главы    3    "Управление   системой   обязательного
социального   страхования"   и   главы   4   "Финансовая   система
обязательного  социального  страхования"  Закона в целом повторяют
действующее законодательство в  сфере  обязательного  медицинского
страхования,  в  том  числе  и  по организационно - правовой форме
фондов ОМС (пункт 4 статьи 13 Закона).  Вместе с тем  есть  и  ряд
новых положений. В частности:
    - пункт  3  статьи  13   Закона   определяет,   что   средства
обязательного   социального   страхования   являются   федеральной
государственной собственностью  (в  Законе  РСФСР  "О  медицинском
страховании  граждан  в  Российской  Федерации"  - государственной
собственностью Российской Федерации);
    - пункт  2  статьи  14  Закона  предоставляет право профсоюзам
осуществлять  профсоюзный  контроль  за   использованием   средств
обязательного социального страхования;
    - статьей  23  Закона  определено,   что   денежные   средства
обязательного   социального   страхования   хранятся   на   счетах
Центрального банка Российской Федерации,  а также на  счетах  иных
банков,  перечень  которых  определяется Правительством Российской
Федерации.
    Необходимо также  отметить,  что статьей 27 Закона установлены
сроки рассмотрения и разрешения споров по  вопросам  обязательного
социального страхования.
    Прошу данную   информацию    использовать    в    практической
деятельности  территориальных  фондов  обязательного  медицинского
страхования.

                                                    И.о. Директора
                                                        Ю.Н.КРЮКОВ



 
 

Медицинское законодательство



     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

                              ПИСЬМО
               от 18 августа 1999 г. N 4216/80-1/и

    В последнее время был принят ряд законодательных актов,  в той
или  иной степени затрагивающих деятельность системы обязательного
медицинского страхования. Основными из них являются:
    1. Федеральный  закон  "О  внесении  изменений  и дополнений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"  от  9  июля
1999 г. N 154-ФЗ.
    Изменения и  дополнения  внесены  во  все  разделы   и   главы
Налогового  кодекса и,  в большинстве случаев,  носят редакционный
характер,  хотя есть и ряд новых принципиальных норм, определяющих
и регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов.
    В новой редакции  статьей  9  Кодекса  органы  государственных
внебюджетных фондов определены участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,  а статьей 11  дано  понятие
внебюджетного   фонда.   В   соответствии   со  статьей  4  органы
государственных внебюджетных  фондов  наделяются  правом  издавать
обязательные   для   своих  подразделений  приказы,  инструкции  и
методические указания по вопросам,  связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и
сборах.
    В главе  5  Кодекса введена новая статья (34-1),  определяющая
полномочия органов государственных внебюджетных фондов  наравне  с
налоговыми органами в случаях, предусмотренных законодательством о
налогах и сборах. Кроме того, пунктом 4 статьи 30 установлено, что
налоговые  органы,  таможенные  органы  и  органы  государственных
внебюджетных фондов осуществляют свои  функции  и  взаимодействуют
посредством   реализации  полномочий  и  исполнения  обязанностей,
установленных Кодексом и иными федеральными законами, определяющих
порядок организации и деятельности налоговых органов.
    Пунктом 3 статьи 72 Кодекса дано право органам государственных
внебюджетных фондов обеспечивать исполнение обязательств по уплате
налогов  и  сборов  следующими   способами:   залогом   имущества,
поручительством   и   пеней.   При   этом  органы  государственных
внебюджетных  фондов  пользуются  правами  и   несут   обязанности
налоговых органов.
    Пункт 13 статьи 78 Кодекса распространяет правила  зачета  или
возврата   излишне  уплаченных  сумм  налога  и  сбора  на  органы
государственных внебюджетных фондов.
    В разделе   5   Кодекса   "Налоговая  отчетность  и  налоговый
контроль"  внебюджетным  фондам  предоставляется  ряд  полномочий,
предусмотренных для налоговых органов.  В соответствии с пунктом 9
статьи   80   органам    государственных    внебюджетных    фондов
предоставляется  право  разрабатывать  форму  и порядок заполнения
налоговых   деклараций,   которые   представляются   плательщиками
страховых взносов в фонды в установленные сроки. Пункт 2 статьи 82
предоставляет внебюджетным  фондам  право  осуществлять  налоговый
контроль  в пределах своей компетенции в порядке,  предусмотренном
Кодексом.  Кроме того,  статьей 84 предусмотрен порядок постановки
на  учет  во  внебюджетных  фондах плательщиков страховых взносов.
Причем  форма  заявления  о  постановке  на  учет  разрабатывается
фондами по согласованию с МНС России.
    Статьей 102 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов
определены  субъектом  правоотношений  в  сфере  налоговой тайны в
порядке, предусмотренном для налоговых органов.
    Статьей 124      Кодекса     предусмотрена     ответственность
налогоплательщика или его законного  представителя  за  незаконное
воспрепятствование   должностному   лицу  органа  государственного
внебюджетного фонда доступа на  его  территорию  или  помещение  с
целью налоговой проверки.
    По отдельным  позициям  изменены  временные   показатели   для
субъектов  налоговых правоотношений.  Так,  для налогоплательщиков
установлен четырехлетний срок для обеспечения  сохранности  данных
бухгалтерского   учета   и   других  документов,  необходимых  для
исчисления и уплаты налогов (ранее было 3 года). Установлен срок в
14  дней  для  снятия  с  учета  налогоплательщика,  в  случае его
ликвидации  или  прекращения  деятельности  (ранее  срок  не   был
установлен).
    Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  по  истечении
одного месяца со дня его официального опубликования.  Вместе с тем
необходимо учесть,  что действие положений части первой Налогового
кодекса  Российской  Федерации  будет  распространяться  на  фонды
обязательного медицинского страхования после введения  в  действие
части  второй  Налогового  кодекса  Российской Федерации (статья 3
Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ).
    До введения  в  действие  части  второй   Налогового   кодекса
Российской    Федерации   правовой   режим   деятельности   фондов
обязательного медицинского страхования  регулируется  действующими
нормативно - правовыми актами в области обязательного медицинского
страхования.
    2. Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ.
    Статьей 6   названного   Федерального   закона   предусмотрено
введение отдельным федеральным законом:
    - п.  2  статьи 146 Кодекса - "сбор и контроль за поступлением
обязательных  платежей  в   государственные   внебюджетные   фонды
осуществляется  тем  же органом исполнительной власти,  на который
возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет";
    - статьи  148  Кодекса  - "исполнение бюджетов государственных
внебюджетных  фондов  осуществляется   Федеральным   казначейством
Российской Федерации";
    - п.  1 ст.  150 Кодекса - "контроль за  исполнением  бюджетов
фондов   осуществляется   органами,  обеспечивающими  контроль  за
исполнением бюджетов  соответствующего  уровня  бюджетной  системы
Российской Федерации,  в порядке, установленном настоящим Кодексом
для соответствующих бюджетов".
    Статьей 1   данного   Федерального   закона   определено,  что
Бюджетный кодекс вводится в действие с  1  января  2000  года,  за
исключением положений, для которых установлены иные сроки введения
в действие (например, вышеуказанные статьи).
    В статье  152  Кодекса  названы участники бюджетного процесса,
которые осуществляют другие полномочия в соответствии с  настоящим
Кодексом,   иными  правовыми  актами  бюджетного  законодательства
Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,   актами
органов    местного    самоуправления.    Органы   законодательной
(представительной) власти осуществляют аналогичные  полномочия  по
отношению к государственным внебюджетным фондам.
    В статье   153   Кодекса   закреплены    полномочия    органов
законодательной    (представительной)   власти,   представительных
органов местного  самоуправления  по  рассмотрению  и  утверждению
бюджетов  и  отчетов об их исполнении,  осуществлению последующего
контроля за исполнением  бюджета,  определению  правового  статуса
органов,    осуществляющих   контроль   за   исполнением   бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы.
    В статье  154  Кодекса закреплены бюджетные полномочия органов
исполнительной  власти,   в   том   числе   и   по   отношению   к
государственным внебюджетным фондам.
    3. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в  Российской
Федерации" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ.
    Статья 9 данного  Закона  предусматривает  порядок  и  условия
предоставления налоговых льгот,  в том числе и по уплате страховых
взносов  в  государственные  внебюджетные  фонды  (за  исключением
Пенсионного   фонда),   иностранным   инвесторам   и  коммерческим
организациям с иностранными инвестициями.
    4. Федеральный  закон  "Об  основах  обязательного социального
страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ.
    Настоящий Федеральный   закон   устанавливает   общие   основы
государственного    регулирования    обязательного     социального
страхования,  в том числе и медицинского, давая при этом отсылку к
федеральным законам о конкретных видах  обязательного  социального
страхования.
    Статьей 3 Закона даны основные понятия и термины, используемые
в сфере обязательного социального страхования, в том числе и такие
ключевые,  как "страховой  взнос"  и  "тариф  страхового  взноса".
Важным   моментом   является   то,   что   средства  обязательного
социального  страхования  определены  как  денежные   средства   и
имущество,   находящиеся   в  оперативном  управлении  страховщика
конкретных видов обязательного социального страхования.
    В связи  с  вышеизложенным  необходимо отметить,  что статья 6
Закона  дает  определение  субъектов   обязательного   социального
страхования.    Так,    страховщиками   считаются   некоммерческие
организации,  создаваемые в соответствии с федеральными законами о
конкретных   видах   обязательного   социального   страхования.  В
соотношении   с   действующим    законодательством    в    области
обязательного   медицинского   страхования   под  это  определение
подпадают фонды ОМС.  Кроме того, это подтверждается и положениями
статьи  9  "Возникновение  отношений  по обязательному социальному
страхованию"  и  статьи  11  "Права  и  обязанности  страховщиков"
Закона.
    Статьей 7 Закона необходимость  получения  медицинской  помощи
признается   видом   социальных   страховых   рисков,   а   оплата
медицинскому  учреждению  расходов,  связанных  с  предоставлением
застрахованному  лицу  необходимой  медицинской помощи,  статьей 8
Закона определена видом страхового обеспечения.
    Положения главы    3    "Управление   системой   обязательного
социального   страхования"   и   главы   4   "Финансовая   система
обязательного  социального  страхования"  Закона в целом повторяют
действующее законодательство в  сфере  обязательного  медицинского
страхования,  в  том  числе  и  по организационно - правовой форме
фондов ОМС (пункт 4 статьи 13 Закона).  Вместе с тем  есть  и  ряд
новых положений. В частности:
    - пункт  3  статьи  13   Закона   определяет,   что   средства
обязательного   социального   страхования   являются   федеральной
государственной собственностью  (в  Законе  РСФСР  "О  медицинском
страховании  граждан  в  Российской  Федерации"  - государственной
собственностью Российской Федерации);
    - пункт  2  статьи  14  Закона  предоставляет право профсоюзам
осуществлять  профсоюзный  контроль  за   использованием   средств
обязательного социального страхования;
    - статьей  23  Закона  определено,   что   денежные   средства
обязательного   социального   страхования   хранятся   на   счетах
Центрального банка Российской Федерации,  а также на  счетах  иных
банков,  перечень  которых  определяется Правительством Российской
Федерации.
    Необходимо также  отметить,  что статьей 27 Закона установлены
сроки рассмотрения и разрешения споров по  вопросам  обязательного
социального страхования.
    Прошу данную   информацию    использовать    в    практической
деятельности  территориальных  фондов  обязательного  медицинского
страхования.

                                                    И.о. Директора
                                                        Ю.Н.КРЮКОВ
                
 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru