Медицинское законодательство
"Сборник законодательных актов и нормативных документов,
регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ",
т. 10, ФФОМС, М., 2000
Утверждаю
Директор
Федерального фонда ОМС
А.М.ТАРАНОВ
24 августа 1999 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Введение
Настоящие Методические рекомендации (далее - рекомендации)
подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации,
информатизации и защите информации" и др. с целью оказания
методической помощи участникам системы обязательного медицинского
страхования по обеспечению информированности граждан о правах в
области охраны здоровья.
Рекомендации определяют методологические подходы к организации
работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских
организаций по обеспечению информированности населения о правах в
области охраны здоровья.
Термины, используемые в настоящих методических
рекомендациях
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
- информационные процессы - процессы сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах);
- информация о гражданах (персональные данные) - сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность;
- конфиденциальная информация - документированная информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- пользователь (потребитель) информации - субъект,
обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.
Общие положения
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации" органы государственной власти
и органы местного самоуправления создают доступные для каждого
информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и
подведомственных им организаций, а также в пределах своей
компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение
пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их
безопасности и другим вопросам, представляющим общественный
интерес.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
являются открытыми и общедоступными.
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие
правовой статус органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений, а также
права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно -
эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,
производственных объектов, безопасности граждан и населения в
целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об
использовании бюджетных средств и других государственных и местных
ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за
исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений,
организаций, представляющие общественный интерес или необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы
местного самоуправления, организации и общественные объединения -
обладают равными правами на доступ к государственным
информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем
этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими
информации. Исключение составляет информация с ограниченным
доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным
информационным ресурсам является основой осуществления
общественного контроля за деятельностью органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций, а также за состоянием экономики,
экологии и других сфер общественной жизни.
Согласно ст. 24 отказ в доступе к открытой информации или
предоставление пользователям заведомо недостоверной информации
могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица,
которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие
недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного
ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государственной
власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к
информации, несут ответственность в соответствии с уголовным,
гражданским законодательством и законодательством об
административных правонарушениях.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый
гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что
неправомерными действиями (решениями) государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, общественных объединений или должностных лиц,
государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений и должностных лиц, государственных
служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе
представление официальной информации, ставшей основанием для
совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и
свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов
власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных
служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные
последствия.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица,
государственные служащие обязаны ему предоставить возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если нет установленных
федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
документах и материалах.
Надзор за исполнением законов Российской Федерации,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" возложен
на прокуратуру Российской Федерации.
Основные подходы к обеспечению
информированности населения о правах в области
охраны здоровья
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" реализацию
государственной политики в области обязательного медицинского
страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.
Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль
качества медицинской помощи, являются одной из основных задач
страховщика.
Таким образом, обязанность предоставления возможности
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны
здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена
на:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- Федеральный и территориальные фонды ОМС;
- страховщиков;
- медицинские учреждения.
Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна
быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления должны
предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие
нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности
граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о
чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую,
демографическую, санитарно - эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и
населения в целом.
Права граждан Российской Федерации в области
охраны здоровья
1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную
медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных
гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:
п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;
ст. ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:
ст. ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;
ст. ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".
3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
4. Право граждан на выбор лечебно - профилактического
учреждения:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
5. Право граждан на выбор врача:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения
вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
ст. ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;
ст. ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации";
ст. 45 Федерального закона "О лекарственных средствах".
7. Право граждан на государственную систему обеспечения
доступности лекарственных средств:
ст. 42 Федерального закона "О лекарственных средствах";
п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от
30.07.94 N 890.
8. Право женщин на планирование семьи и регулирование
репродуктивной функции:
ст. ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан.
9. Право граждан на проведение экспертизы:
раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан.
10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:
ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
11. Право граждан на трансплантацию органов:
Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или)
тканей человека";
ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
12. Право граждан на охрану здоровья при распространении
рекламы:
ст. 5 Федерального закона "О рекламе";
ст. 44 Федерального закона "О лекарственных средствах";
Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 "О
гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении
рекламы".
13. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими
заболеваниями:
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании".
14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих
ВИЧ-инфекцией:
Федеральный закон "О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека".
15. Право граждан на обжалование действий государственных
органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в
области охраны здоровья:
ст. 69 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан".
16. Права пациента:
ст. ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии со ст. 30 при обращении за медицинской помощью
и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и
обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с
учетом его согласия, а также выбор лечебно - профилактического
учреждения в соответствии с договорами обязательного и
добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях,
соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других
специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или)
медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за
медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных
сведений, полученных при его обследовании и лечении, в
соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское
вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со
статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и
состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих
Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может
быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ
добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих
Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании
медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя
для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении
на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в
том числе на предоставление отдельного помещения, если это не
нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой
непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно
- профилактического учреждения, в котором ему оказывается
медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Деятельность территориальных фондов ОМС
и страховых медицинских организаций по обеспечению
информированности граждан о правах
в области охраны здоровья
В целях обеспечения информированности граждан о правах при
оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы
страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:
1. Работа с обращениями граждан.
2. Работа со средствами массовой информации.
3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).
4. Размещение информации о правах пациентов в медицинских
учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных
фондах ОМС.
1. Работа с обращениями граждан
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и
страховых медицинских организациях проводится в соответствии с
Приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 г. N 35 "Об
организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".
До сведения застрахованного населения должны быть доведены
адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по
защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В
территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях
должны быть определены часы приема населения руководителями этих
организаций. Обращения должны фиксироваться в журналах учета
обращений граждан.
В целях изучения мнения населения об уровне оказания
медицинской помощи периодически необходимо организовывать
мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" с
последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
2. Работа со средствами массовой информации
Работа со средствами массовой информации может вестись по
следующим направлениям:
- публикация информации о правах граждан в области охраны
здоровья;
- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным
обращениям граждан;
- публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах
работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной
практике;
- публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и
расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.
3. Выпуск наглядных материалов
Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах
в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной
информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с
часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов,
календари, схемы метро и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам
прав граждан в области охраны здоровья.
4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях
Одним из важнейших условий информирования населения о правах в
области охраны здоровья является наличие данной информации в
медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в
соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в
регистратурах и холлах амбулаторно - поликлинических учреждений, в
приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.
Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация
государственной политики в области обязательного медицинского
страхования, территориальные фонды ОМС обязаны контролировать
исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими
учреждениями функции информирования населения.
Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией работы
по информированности населения. Медицинские работники, в том числе
руководители медицинских учреждений, должны иметь полную
информацию о законодательстве Российской Федерации по охране
здоровья граждан и ответственности медицинских работников при
оказании медицинской помощи.
Медицинское законодательство
"Сборник законодательных актов и нормативных документов,
регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ",
т. 10, ФФОМС, М., 2000
Утверждаю
Директор
Федерального фонда ОМС
А.М.ТАРАНОВ
24 августа 1999 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Введение
Настоящие Методические рекомендации (далее - рекомендации)
подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации,
информатизации и защите информации" и др. с целью оказания
методической помощи участникам системы обязательного медицинского
страхования по обеспечению информированности граждан о правах в
области охраны здоровья.
Рекомендации определяют методологические подходы к организации
работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских
организаций по обеспечению информированности населения о правах в
области охраны здоровья.
Термины, используемые в настоящих методических
рекомендациях
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
- информационные процессы - процессы сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации;
- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах);
- информация о гражданах (персональные данные) - сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность;
- конфиденциальная информация - документированная информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- пользователь (потребитель) информации - субъект,
обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.
Общие положения
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации" органы государственной власти
и органы местного самоуправления создают доступные для каждого
информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и
подведомственных им организаций, а также в пределах своей
компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение
пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их
безопасности и другим вопросам, представляющим общественный
интерес.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
являются открытыми и общедоступными.
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие
правовой статус органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений, а также
права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно -
эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,
производственных объектов, безопасности граждан и населения в
целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об
использовании бюджетных средств и других государственных и местных
ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за
исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений,
организаций, представляющие общественный интерес или необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы
местного самоуправления, организации и общественные объединения -
обладают равными правами на доступ к государственным
информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем
этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими
информации. Исключение составляет информация с ограниченным
доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным
информационным ресурсам является основой осуществления
общественного контроля за деятельностью органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций, а также за состоянием экономики,
экологии и других сфер общественной жизни.
Согласно ст. 24 отказ в доступе к открытой информации или
предоставление пользователям заведомо недостоверной информации
могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица,
которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие
недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного
ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государственной
власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к
информации, несут ответственность в соответствии с уголовным,
гражданским законодательством и законодательством об
административных правонарушениях.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый
гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что
неправомерными действиями (решениями) государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их
объединений, общественных объединений или должностных лиц,
государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных объединений и должностных лиц, государственных
служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся
коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе
представление официальной информации, ставшей основанием для
совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и
свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов
власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных
служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные
последствия.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица,
государственные служащие обязаны ему предоставить возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если нет установленных
федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
документах и материалах.
Надзор за исполнением законов Российской Федерации,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" возложен
на прокуратуру Российской Федерации.
Основные подходы к обеспечению
информированности населения о правах в области
охраны здоровья
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" реализацию
государственной политики в области обязательного медицинского
страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.
Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль
качества медицинской помощи, являются одной из основных задач
страховщика.
Таким образом, обязанность предоставления возможности
ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны
здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена
на:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- Федеральный и территориальные фонды ОМС;
- страховщиков;
- медицинские учреждения.
Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна
быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы
государственной власти и органы местного самоуправления должны
предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие
нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности
граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о
чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую,
демографическую, санитарно - эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и
населения в целом.
Права граждан Российской Федерации в области
охраны здоровья
1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную
медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных
гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:
п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;
ст. ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:
ст. ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;
ст. ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".
3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
4. Право граждан на выбор лечебно - профилактического
учреждения:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
5. Право граждан на выбор врача:
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения
вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
ст. ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;
ст. ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
ст. 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации";
ст. 45 Федерального закона "О лекарственных средствах".
7. Право граждан на государственную систему обеспечения
доступности лекарственных средств:
ст. 42 Федерального закона "О лекарственных средствах";
п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от
30.07.94 N 890.
8. Право женщин на планирование семьи и регулирование
репродуктивной функции:
ст. ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан.
9. Право граждан на проведение экспертизы:
раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан.
10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:
ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
11. Право граждан на трансплантацию органов:
Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или)
тканей человека";
ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
12. Право граждан на охрану здоровья при распространении
рекламы:
ст. 5 Федерального закона "О рекламе";
ст. 44 Федерального закона "О лекарственных средствах";
Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 "О
гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении
рекламы".
13. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими
заболеваниями:
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании".
14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих
ВИЧ-инфекцией:
Федеральный закон "О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека".
15. Право граждан на обжалование действий государственных
органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в
области охраны здоровья:
ст. 69 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан".
16. Права пациента:
ст. ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии со ст. 30 при обращении за медицинской помощью
и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и
обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с
учетом его согласия, а также выбор лечебно - профилактического
учреждения в соответствии с договорами обязательного и
добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях,
соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других
специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или)
медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за
медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных
сведений, полученных при его обследовании и лечении, в
соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское
вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со
статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и
состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих
Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может
быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ
добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих
Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании
медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя
для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении
на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в
том числе на предоставление отдельного помещения, если это не
нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой
непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно
- профилактического учреждения, в котором ему оказывается
медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Деятельность территориальных фондов ОМС
и страховых медицинских организаций по обеспечению
информированности граждан о правах
в области охраны здоровья
В целях обеспечения информированности граждан о правах при
оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы
страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:
1. Работа с обращениями граждан.
2. Работа со средствами массовой информации.
3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).
4. Размещение информации о правах пациентов в медицинских
учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных
фондах ОМС.
1. Работа с обращениями граждан
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и
страховых медицинских организациях проводится в соответствии с
Приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 г. N 35 "Об
организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".
До сведения застрахованного населения должны быть доведены
адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по
защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В
территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях
должны быть определены часы приема населения руководителями этих
организаций. Обращения должны фиксироваться в журналах учета
обращений граждан.
В целях изучения мнения населения об уровне оказания
медицинской помощи периодически необходимо организовывать
мероприятия по типу "горячей линии", "открытого телефона" с
последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
2. Работа со средствами массовой информации
Работа со средствами массовой информации может вестись по
следующим направлениям:
- публикация информации о правах граждан в области охраны
здоровья;
- комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным
обращениям граждан;
- публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах
работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной
практике;
- публикации номеров телефонов "горячей телефонной линии" и
расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.
3. Выпуск наглядных материалов
Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах
в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной
информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с
часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов,
календари, схемы метро и др.).
Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам
прав граждан в области охраны здоровья.
4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях
Одним из важнейших условий информирования населения о правах в
области охраны здоровья является наличие данной информации в
медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в
соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в
регистратурах и холлах амбулаторно - поликлинических учреждений, в
приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.
Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация
государственной политики в области обязательного медицинского
страхования, территориальные фонды ОМС обязаны контролировать
исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими
учреждениями функции информирования населения.
Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией работы
по информированности населения. Медицинские работники, в том числе
руководители медицинских учреждений, должны иметь полную
информацию о законодательстве Российской Федерации по охране
здоровья граждан и ответственности медицинских работников при
оказании медицинской помощи.