Ваш регион

Москва

Медицинское законодательство: права, документы, обязанности, нормы, акты.

Медицинское законодательство


"Сборник законодательных актов и нормативных документов,
регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ",
т. 10, ФФОМС, М., 2000


                                                         Утверждаю
                                                          Директор
                                            Федерального фонда ОМС
                                                       А.М.ТАРАНОВ
                                              24 августа 1999 года

                    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

             ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

                             Введение

    Настоящие Методические  рекомендации  (далее  -  рекомендации)
подготовлены  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Гражданским    кодексом     Российской     Федерации,     Основами
законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан,
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан  в
Российской   Федерации",   Федеральным   законом  "Об  информации,
информатизации  и  защите  информации"  и  др.  с  целью  оказания
методической  помощи участникам системы обязательного медицинского
страхования по обеспечению информированности граждан  о  правах  в
области охраны здоровья.
    Рекомендации определяют методологические подходы к организации
работы   территориальных   фондов   ОМС  и  страховых  медицинских
организаций по обеспечению информированности населения о правах  в
области охраны здоровья.

          Термины, используемые в настоящих методических
                          рекомендациях

    Информация - сведения о лицах,  предметах,  фактах,  событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
    - информационные   процессы   -   процессы  сбора,  обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации;
    - информационные  ресурсы  -  отдельные  документы и отдельные
массивы   документов,   документы   и   массивы    документов    в
информационных  системах  (библиотеках,  архивах,  фондах,  банках
данных, других информационных системах);
    - информация  о  гражданах  (персональные данные) - сведения о
фактах,  событиях и обстоятельствах жизни гражданина,  позволяющие
идентифицировать его личность;
    - конфиденциальная информация - документированная  информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
    - пользователь    (потребитель)    информации    -    субъект,
обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.

                         Общие положения

    В соответствии со ст.  13 Федерального закона "Об  информации,
информатизации  и защите информации" органы государственной власти
и органы местного самоуправления  создают  доступные  для  каждого
информационные  ресурсы  по  вопросам  деятельности этих органов и
подведомственных  им  организаций,  а  также  в   пределах   своей
компетенции   осуществляют   массовое  информационное  обеспечение
пользователей по вопросам прав,  свобод и обязанностей граждан, их
безопасности   и   другим  вопросам,  представляющим  общественный
интерес.
    Государственные информационные  ресурсы  Российской  Федерации
являются открытыми и общедоступными.
    Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
    - законодательные и другие нормативные  акты,  устанавливающие
правовой  статус органов государственной власти,  органов местного
самоуправления,  организаций,  общественных объединений,  а  также
права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    - документы,  содержащие информацию о чрезвычайных  ситуациях,
экологическую,  метеорологическую,  демографическую,  санитарно  -
эпидемиологическую   и   другую   информацию,   необходимую    для
обеспечения   безопасного   функционирования  населенных  пунктов,
производственных объектов,  безопасности  граждан  и  населения  в
целом;
    - документы,  содержащие  информацию  о  деятельности  органов
государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления,  об
использовании бюджетных средств и других государственных и местных
ресурсов,  о  состоянии  экономики  и  потребностях населения,  за
исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
    - документы,  накапливаемые  в  открытых  фондах  библиотек  и
архивов,  информационных системах органов государственной  власти,
органов   местного   самоуправления,   общественных   объединений,
организаций,  представляющие общественный интерес или  необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
    Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы
местного самоуправления,  организации и общественные объединения -
обладают   равными   правами   на   доступ    к    государственным
информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем
этих   ресурсов   необходимость   получения   запрашиваемой    ими
информации.   Исключение   составляет  информация  с  ограниченным
доступом.
    Доступ физических   и   юридических   лиц   к  государственным
информационным    ресурсам    является    основой    осуществления
общественного  контроля  за  деятельностью органов государственной
власти,    органов    местного    самоуправления,    общественных,
политических и иных организаций,  а также за состоянием экономики,
экологии и других сфер общественной жизни.
    Согласно ст.  24  отказ  в  доступе  к открытой информации или
предоставление  пользователям  заведомо  недостоверной  информации
могут  быть  обжалованы в судебном порядке.  Во всех случаях лица,
которым отказано  в  доступе  к  информации,  и  лица,  получившие
недостоверную  информацию,  имеют  право на возмещение понесенного
ими ущерба.  Руководители, другие служащие органов государственной
власти,  организаций,  виновные в незаконном ограничении доступа к
информации,  несут ответственность  в  соответствии  с  уголовным,
гражданским     законодательством     и    законодательством    об
административных правонарушениях.
    Согласно ст.  1  Федерального  закона  "Об  обжаловании  в суд
действий и решений,  нарушающих права и  свободы  граждан"  каждый
гражданин  вправе  обратиться с жалобой в суд,  если считает,  что
неправомерными  действиями  (решениями)  государственных  органов,
органов  местного  самоуправления,  учреждений,  предприятий  и их
объединений,  общественных  объединений   или   должностных   лиц,
государственных служащих нарушены его права и свободы.
    К действиям  (решениям)   государственных   органов,   органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных  объединений  и  должностных   лиц,   государственных
служащих,   которые   могут   быть  обжалованы  в  суд,  относятся
коллегиальные  и  единоличные  действия  (решения),  в  том  числе
представление   официальной  информации,  ставшей  основанием  для
совершения действий (принятия решений), в результате которых:
    - нарушены права и свободы гражданина;
    - созданы препятствия осуществлению  гражданином  его  прав  и
свобод;
    - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
    Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов
власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных
служащих,   если   оно   повлекло   за   собой   вышеперечисленные
последствия.
    Каждый гражданин имеет право  получить,  а  должностные  лица,
государственные  служащие  обязаны  ему  предоставить  возможность
ознакомления  с   документами   и   материалами,   непосредственно
затрагивающими   его  права  и  свободы,  если  нет  установленных
федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
документах и материалах.
    Надзор за   исполнением    законов    Российской    Федерации,
соблюдением  прав  и свобод человека и гражданина в соответствии с
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"  возложен
на прокуратуру Российской Федерации.

                  Основные подходы к обеспечению
          информированности населения о правах в области
                         охраны здоровья

    В соответствии  с  Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании   граждан   в   Российской    Федерации"    реализацию
государственной  политики  в  области  обязательного  медицинского
страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.
    Обеспечение и  защита  прав  застрахованных,  в т.ч.  контроль
качества медицинской помощи,  являются  одной  из  основных  задач
страховщика.
    Таким образом,    обязанность    предоставления    возможности
ознакомления   с   документами   и   материалами,  непосредственно
затрагивающими  права  и  свободы  гражданина  в  области   охраны
здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена
на:
    - органы государственной власти;
    - органы местного самоуправления;
    - Федеральный и территориальные фонды ОМС;
    - страховщиков;
    - медицинские учреждения.
    Информация о правах граждан в области охраны  здоровья  должна
быть    доступна   для   изучения   каждому   гражданину.   Органы
государственной власти и  органы  местного  самоуправления  должны
предоставлять  гражданам для ознакомления законодательные и другие
нормативные акты,  устанавливающие права,  свободы  и  обязанности
граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о
чрезвычайных    ситуациях,    экологическую,    метеорологическую,
демографическую,   санитарно   -   эпидемиологическую   и   другую
информацию,  необходимую для обеспечения  безопасности  граждан  и
населения в целом.

           Права граждан Российской Федерации в области
                         охраны здоровья

    1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную
медицинскую помощь в  соответствии  с  Программой  государственных
гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:
    п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;
    ст. ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
    ст. 6  Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
    2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:
    ст. ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;
    ст. ст.  1,  6  Закона  Российской  Федерации  "О  медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".
    3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:
    ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
граждан в Российской Федерации".
    4. Право  граждан  на  выбор   лечебно   -   профилактического
учреждения:
    ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
граждан в Российской Федерации".
    5. Право граждан на выбор врача:
    ст. 6  Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
    6. Право  граждан  на  возмещение  ущерба  в случае причинения
вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
    ст. ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;
    ст. ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
    ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
граждан в Российской Федерации";
    ст. 45 Федерального закона "О лекарственных средствах".
    7. Право   граждан   на  государственную  систему  обеспечения
доступности лекарственных средств:
    ст. 42 Федерального закона "О лекарственных средствах";
    п. 3  Постановления  Правительства  Российской  Федерации   "О
государственной  поддержке  развития  медицинской промышленности и
улучшения  обеспечения  населения  и  учреждений   здравоохранения
лекарственными  средствами и изделиями медицинского назначения" от
30.07.94 N 890.
    8. Право   женщин   на   планирование  семьи  и  регулирование
репродуктивной функции:
    ст. ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан.
    9. Право граждан на проведение экспертизы:
    раздел IX  Основ  законодательства  Российской  Федерации   об
охране здоровья граждан.
    10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:
    ст. 48  Основ  законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
    11. Право граждан на трансплантацию органов:
    Закон Российской Федерации "О трансплантации органов  и  (или)
тканей человека";
    ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации  об  охране
здоровья граждан.
    12. Право  граждан  на  охрану  здоровья  при  распространении
рекламы:
    ст. 5 Федерального закона "О рекламе";
    ст. 44 Федерального закона "О лекарственных средствах";
    Указ Президента Российской Федерации  от  17.02.95  N  161  "О
гарантиях  права  граждан  на  охрану здоровья при распространении
рекламы".
    13. Право на охрану здоровья граждан,  страдающих психическими
заболеваниями:
    Закон Российской   Федерации   "О   психиатрической  помощи  и
гарантиях прав граждан при ее оказании".
    14. Право    на    охрану    здоровья    граждан,   страдающих
ВИЧ-инфекцией:
    Федеральный закон    "О   предупреждении   распространения   в
Российской    Федерации    заболевания,    вызываемого     вирусом
иммунодефицита человека".
    15. Право  граждан  на  обжалование  действий  государственных
органов  и  должностных лиц,  ущемляющих права и свободы граждан в
области охраны здоровья:
    ст. 69  Основ  законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
    Федеральный закон  "Об  обжаловании  в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан".
    16. Права пациента:
    ст. ст.  30,  31,  32,  33,  34,  61  Основ   законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
    В соответствии со ст.  30 при обращении за медицинской помощью
и ее получении пациент имеет право на:
    1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и
обслуживающего персонала;
    2) выбор врача,  в том числе семейного  и  лечащего  врача,  с
учетом  его  согласия,  а  также выбор лечебно - профилактического
учреждения   в   соответствии   с   договорами   обязательного   и
добровольного медицинского страхования;
    3) обследование,   лечение   и    содержание    в    условиях,
соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
    4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций  других
специалистов;
    5) облегчение  боли,  связанной   с   заболеванием   и   (или)
медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
    6) сохранение  в  тайне  информации  о  факте   обращения   за
медицинской   помощью,  о  состоянии  здоровья,  диагнозе  и  иных
сведений,  полученных  при   его   обследовании   и   лечении,   в
соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
    7) информированное  добровольное   согласие   на   медицинское
вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
    8) отказ  от  медицинского  вмешательства  в  соответствии  со
статьей 33 настоящих Основ;
    9) получение  информации  о  своих  правах  и  обязанностях  и
состоянии  своего  здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих
Основ,  а также на выбор лиц,  которым в интересах пациента  может
быть передана информация о состоянии его здоровья;
    10) получение медицинских  и  иных  услуг  в  рамках  программ
добровольного медицинского страхования;
    11) возмещение ущерба в соответствии со статьей  68  настоящих
Основ   в  случае  причинения  вреда  его  здоровью  при  оказании
медицинской помощи;
    12) допуск  к  нему адвоката или иного законного представителя
для защиты его прав;
    13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении
на предоставление условий для отправления религиозных  обрядов,  в
том  числе  на  предоставление  отдельного помещения,  если это не
нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
    В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой
непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно
-   профилактического   учреждения,   в  котором  ему  оказывается
медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

             Деятельность территориальных фондов ОМС
        и страховых медицинских организаций по обеспечению
                информированности граждан о правах
                    в области охраны здоровья

    В целях  обеспечения  информированности  граждан  о правах при
оказании медицинской помощи возможны следующие направления  работы
страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:
    1. Работа с обращениями граждан.
    2. Работа со средствами массовой информации.
    3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).
    4. Размещение  информации  о  правах  пациентов  в медицинских
учреждениях,  страховых медицинских организациях,  территориальных
фондах ОМС.
    1. Работа с обращениями граждан
    Работа с  обращениями  граждан  в территориальных фондах ОМС и
страховых медицинских организациях  проводится  в  соответствии  с
Приказом  Федерального фонда ОМС от 28 марта  1997  г.  N  35  "Об
организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".
    До сведения застрахованного  населения  должны  быть  доведены
адреса  и  телефоны страховых медицинских организаций,  отделов по
защите прав граждан территориальных фондов ОМС и  их  филиалов.  В
территориальных  фондах  ОМС  и страховых медицинских организациях
должны быть определены часы приема населения  руководителями  этих
организаций.  Обращения  должны  фиксироваться  в  журналах  учета
обращений граждан.
    В целях   изучения   мнения   населения   об  уровне  оказания
медицинской   помощи   периодически   необходимо    организовывать
мероприятия  по  типу  "горячей  линии",  "открытого  телефона"  с
последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
    2. Работа со средствами массовой информации
    Работа со средствами  массовой  информации  может  вестись  по
следующим направлениям:
    - публикация информации о  правах  граждан  в  области  охраны
здоровья;
    - комментарии  врачей,  экономистов,  юристов  по   конкретным
обращениям граждан;
    - публикации отчетов территориальных фондов ОМС о  результатах
работы  по  защите  прав  застрахованных,  в том числе по судебной
практике;
    - публикации  номеров  телефонов  "горячей телефонной линии" и
расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.
    3. Выпуск наглядных материалов
    Для обеспечения информированности каждого гражданина о  правах
в  области  охраны  здоровья возможно применение методов рекламной
информации.  При этом информацию о правах целесообразно сочетать с
часто  используемыми  сведениями  (расписание поездов,  автобусов,
календари, схемы метро и др.).
    Кроме этого,  возможно  издание  брошюр  по различным аспектам
прав граждан в области охраны здоровья.
    4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях
    Одним из важнейших условий информирования населения о правах в
области  охраны  здоровья  является  наличие  данной  информации в
медицинских  учреждениях.   Информация   о   правах   пациента   в
соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена  в
регистратурах и холлах амбулаторно - поликлинических учреждений, в
приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.
    Кроме этого,  поскольку  в  соответствии  с Законом Российской
Федерации  "О  медицинском  страховании   граждан   в   Российской
Федерации"  на  территориальные  фонды  ОМС  возложена  реализация
государственной  политики  в  области  обязательного  медицинского
страхования,  территориальные  фонды  ОМС  обязаны  контролировать
исполнение страховыми медицинскими  организациями  и  медицинскими
учреждениями функции информирования населения.
    Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией  работы
по информированности населения. Медицинские работники, в том числе
руководители   медицинских   учреждений,   должны   иметь   полную
информацию  о  законодательстве  Российской  Федерации  по  охране
здоровья граждан  и  ответственности  медицинских  работников  при
оказании медицинской помощи.



 
 

Медицинское законодательство


"Сборник законодательных актов и нормативных документов,
регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ",
т. 10, ФФОМС, М., 2000


                                                         Утверждаю
                                                          Директор
                                            Федерального фонда ОМС
                                                       А.М.ТАРАНОВ
                                              24 августа 1999 года

                    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

             ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

                             Введение

    Настоящие Методические  рекомендации  (далее  -  рекомендации)
подготовлены  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Гражданским    кодексом     Российской     Федерации,     Основами
законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан,
Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан  в
Российской   Федерации",   Федеральным   законом  "Об  информации,
информатизации  и  защите  информации"  и  др.  с  целью  оказания
методической  помощи участникам системы обязательного медицинского
страхования по обеспечению информированности граждан  о  правах  в
области охраны здоровья.
    Рекомендации определяют методологические подходы к организации
работы   территориальных   фондов   ОМС  и  страховых  медицинских
организаций по обеспечению информированности населения о правах  в
области охраны здоровья.

          Термины, используемые в настоящих методических
                          рекомендациях

    Информация - сведения о лицах,  предметах,  фактах,  событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
    - информационные   процессы   -   процессы  сбора,  обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации;
    - информационные  ресурсы  -  отдельные  документы и отдельные
массивы   документов,   документы   и   массивы    документов    в
информационных  системах  (библиотеках,  архивах,  фондах,  банках
данных, других информационных системах);
    - информация  о  гражданах  (персональные данные) - сведения о
фактах,  событиях и обстоятельствах жизни гражданина,  позволяющие
идентифицировать его личность;
    - конфиденциальная информация - документированная  информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
    - пользователь    (потребитель)    информации    -    субъект,
обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
необходимой ему информации и пользующийся ею.

                         Общие положения

    В соответствии со ст.  13 Федерального закона "Об  информации,
информатизации  и защите информации" органы государственной власти
и органы местного самоуправления  создают  доступные  для  каждого
информационные  ресурсы  по  вопросам  деятельности этих органов и
подведомственных  им  организаций,  а  также  в   пределах   своей
компетенции   осуществляют   массовое  информационное  обеспечение
пользователей по вопросам прав,  свобод и обязанностей граждан, их
безопасности   и   другим  вопросам,  представляющим  общественный
интерес.
    Государственные информационные  ресурсы  Российской  Федерации
являются открытыми и общедоступными.
    Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
    - законодательные и другие нормативные  акты,  устанавливающие
правовой  статус органов государственной власти,  органов местного
самоуправления,  организаций,  общественных объединений,  а  также
права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    - документы,  содержащие информацию о чрезвычайных  ситуациях,
экологическую,  метеорологическую,  демографическую,  санитарно  -
эпидемиологическую   и   другую   информацию,   необходимую    для
обеспечения   безопасного   функционирования  населенных  пунктов,
производственных объектов,  безопасности  граждан  и  населения  в
целом;
    - документы,  содержащие  информацию  о  деятельности  органов
государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления,  об
использовании бюджетных средств и других государственных и местных
ресурсов,  о  состоянии  экономики  и  потребностях населения,  за
исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
    - документы,  накапливаемые  в  открытых  фондах  библиотек  и
архивов,  информационных системах органов государственной  власти,
органов   местного   самоуправления,   общественных   объединений,
организаций,  представляющие общественный интерес или  необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
    Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы
местного самоуправления,  организации и общественные объединения -
обладают   равными   правами   на   доступ    к    государственным
информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем
этих   ресурсов   необходимость   получения   запрашиваемой    ими
информации.   Исключение   составляет  информация  с  ограниченным
доступом.
    Доступ физических   и   юридических   лиц   к  государственным
информационным    ресурсам    является    основой    осуществления
общественного  контроля  за  деятельностью органов государственной
власти,    органов    местного    самоуправления,    общественных,
политических и иных организаций,  а также за состоянием экономики,
экологии и других сфер общественной жизни.
    Согласно ст.  24  отказ  в  доступе  к открытой информации или
предоставление  пользователям  заведомо  недостоверной  информации
могут  быть  обжалованы в судебном порядке.  Во всех случаях лица,
которым отказано  в  доступе  к  информации,  и  лица,  получившие
недостоверную  информацию,  имеют  право на возмещение понесенного
ими ущерба.  Руководители, другие служащие органов государственной
власти,  организаций,  виновные в незаконном ограничении доступа к
информации,  несут ответственность  в  соответствии  с  уголовным,
гражданским     законодательством     и    законодательством    об
административных правонарушениях.
    Согласно ст.  1  Федерального  закона  "Об  обжаловании  в суд
действий и решений,  нарушающих права и  свободы  граждан"  каждый
гражданин  вправе  обратиться с жалобой в суд,  если считает,  что
неправомерными  действиями  (решениями)  государственных  органов,
органов  местного  самоуправления,  учреждений,  предприятий  и их
объединений,  общественных  объединений   или   должностных   лиц,
государственных служащих нарушены его права и свободы.
    К действиям  (решениям)   государственных   органов,   органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
общественных  объединений  и  должностных   лиц,   государственных
служащих,   которые   могут   быть  обжалованы  в  суд,  относятся
коллегиальные  и  единоличные  действия  (решения),  в  том  числе
представление   официальной  информации,  ставшей  основанием  для
совершения действий (принятия решений), в результате которых:
    - нарушены права и свободы гражданина;
    - созданы препятствия осуществлению  гражданином  его  прав  и
свобод;
    - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
    Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов
власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных
служащих,   если   оно   повлекло   за   собой   вышеперечисленные
последствия.
    Каждый гражданин имеет право  получить,  а  должностные  лица,
государственные  служащие  обязаны  ему  предоставить  возможность
ознакомления  с   документами   и   материалами,   непосредственно
затрагивающими   его  права  и  свободы,  если  нет  установленных
федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
документах и материалах.
    Надзор за   исполнением    законов    Российской    Федерации,
соблюдением  прав  и свобод человека и гражданина в соответствии с
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"  возложен
на прокуратуру Российской Федерации.

                  Основные подходы к обеспечению
          информированности населения о правах в области
                         охраны здоровья

    В соответствии  с  Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании   граждан   в   Российской    Федерации"    реализацию
государственной  политики  в  области  обязательного  медицинского
страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.
    Обеспечение и  защита  прав  застрахованных,  в т.ч.  контроль
качества медицинской помощи,  являются  одной  из  основных  задач
страховщика.
    Таким образом,    обязанность    предоставления    возможности
ознакомления   с   документами   и   материалами,  непосредственно
затрагивающими  права  и  свободы  гражданина  в  области   охраны
здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена
на:
    - органы государственной власти;
    - органы местного самоуправления;
    - Федеральный и территориальные фонды ОМС;
    - страховщиков;
    - медицинские учреждения.
    Информация о правах граждан в области охраны  здоровья  должна
быть    доступна   для   изучения   каждому   гражданину.   Органы
государственной власти и  органы  местного  самоуправления  должны
предоставлять  гражданам для ознакомления законодательные и другие
нормативные акты,  устанавливающие права,  свободы  и  обязанности
граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о
чрезвычайных    ситуациях,    экологическую,    метеорологическую,
демографическую,   санитарно   -   эпидемиологическую   и   другую
информацию,  необходимую для обеспечения  безопасности  граждан  и
населения в целом.

           Права граждан Российской Федерации в области
                         охраны здоровья

    1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную
медицинскую помощь в  соответствии  с  Программой  государственных
гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:
    п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;
    ст. ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
    ст. 6  Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
    2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:
    ст. ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;
    ст. ст.  1,  6  Закона  Российской  Федерации  "О  медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".
    3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:
    ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
граждан в Российской Федерации".
    4. Право  граждан  на  выбор   лечебно   -   профилактического
учреждения:
    ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
граждан в Российской Федерации".
    5. Право граждан на выбор врача:
    ст. 6  Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации".
    6. Право  граждан  на  возмещение  ущерба  в случае причинения
вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
    ст. ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;
    ст. ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан;
    ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
граждан в Российской Федерации";
    ст. 45 Федерального закона "О лекарственных средствах".
    7. Право   граждан   на  государственную  систему  обеспечения
доступности лекарственных средств:
    ст. 42 Федерального закона "О лекарственных средствах";
    п. 3  Постановления  Правительства  Российской  Федерации   "О
государственной  поддержке  развития  медицинской промышленности и
улучшения  обеспечения  населения  и  учреждений   здравоохранения
лекарственными  средствами и изделиями медицинского назначения" от
30.07.94 N 890.
    8. Право   женщин   на   планирование  семьи  и  регулирование
репродуктивной функции:
    ст. ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан.
    9. Право граждан на проведение экспертизы:
    раздел IX  Основ  законодательства  Российской  Федерации   об
охране здоровья граждан.
    10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:
    ст. 48  Основ  законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
    11. Право граждан на трансплантацию органов:
    Закон Российской Федерации "О трансплантации органов  и  (или)
тканей человека";
    ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации  об  охране
здоровья граждан.
    12. Право  граждан  на  охрану  здоровья  при  распространении
рекламы:
    ст. 5 Федерального закона "О рекламе";
    ст. 44 Федерального закона "О лекарственных средствах";
    Указ Президента Российской Федерации  от  17.02.95  N  161  "О
гарантиях  права  граждан  на  охрану здоровья при распространении
рекламы".
    13. Право на охрану здоровья граждан,  страдающих психическими
заболеваниями:
    Закон Российской   Федерации   "О   психиатрической  помощи  и
гарантиях прав граждан при ее оказании".
    14. Право    на    охрану    здоровья    граждан,   страдающих
ВИЧ-инфекцией:
    Федеральный закон    "О   предупреждении   распространения   в
Российской    Федерации    заболевания,    вызываемого     вирусом
иммунодефицита человека".
    15. Право  граждан  на  обжалование  действий  государственных
органов  и  должностных лиц,  ущемляющих права и свободы граждан в
области охраны здоровья:
    ст. 69  Основ  законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
    Федеральный закон  "Об  обжаловании  в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан".
    16. Права пациента:
    ст. ст.  30,  31,  32,  33,  34,  61  Основ   законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
    В соответствии со ст.  30 при обращении за медицинской помощью
и ее получении пациент имеет право на:
    1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и
обслуживающего персонала;
    2) выбор врача,  в том числе семейного  и  лечащего  врача,  с
учетом  его  согласия,  а  также выбор лечебно - профилактического
учреждения   в   соответствии   с   договорами   обязательного   и
добровольного медицинского страхования;
    3) обследование,   лечение   и    содержание    в    условиях,
соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
    4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций  других
специалистов;
    5) облегчение  боли,  связанной   с   заболеванием   и   (или)
медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
    6) сохранение  в  тайне  информации  о  факте   обращения   за
медицинской   помощью,  о  состоянии  здоровья,  диагнозе  и  иных
сведений,  полученных  при   его   обследовании   и   лечении,   в
соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
    7) информированное  добровольное   согласие   на   медицинское
вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
    8) отказ  от  медицинского  вмешательства  в  соответствии  со
статьей 33 настоящих Основ;
    9) получение  информации  о  своих  правах  и  обязанностях  и
состоянии  своего  здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих
Основ,  а также на выбор лиц,  которым в интересах пациента  может
быть передана информация о состоянии его здоровья;
    10) получение медицинских  и  иных  услуг  в  рамках  программ
добровольного медицинского страхования;
    11) возмещение ущерба в соответствии со статьей  68  настоящих
Основ   в  случае  причинения  вреда  его  здоровью  при  оказании
медицинской помощи;
    12) допуск  к  нему адвоката или иного законного представителя
для защиты его прав;
    13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении
на предоставление условий для отправления религиозных  обрядов,  в
том  числе  на  предоставление  отдельного помещения,  если это не
нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
    В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой
непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно
-   профилактического   учреждения,   в  котором  ему  оказывается
медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

             Деятельность территориальных фондов ОМС
        и страховых медицинских организаций по обеспечению
                информированности граждан о правах
                    в области охраны здоровья

    В целях  обеспечения  информированности  граждан  о правах при
оказании медицинской помощи возможны следующие направления  работы
страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:
    1. Работа с обращениями граждан.
    2. Работа со средствами массовой информации.
    3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).
    4. Размещение  информации  о  правах  пациентов  в медицинских
учреждениях,  страховых медицинских организациях,  территориальных
фондах ОМС.
    1. Работа с обращениями граждан
    Работа с  обращениями  граждан  в территориальных фондах ОМС и
страховых медицинских организациях  проводится  в  соответствии  с
Приказом  Федерального фонда ОМС от 28 марта  1997  г.  N  35  "Об
организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".
    До сведения застрахованного  населения  должны  быть  доведены
адреса  и  телефоны страховых медицинских организаций,  отделов по
защите прав граждан территориальных фондов ОМС и  их  филиалов.  В
территориальных  фондах  ОМС  и страховых медицинских организациях
должны быть определены часы приема населения  руководителями  этих
организаций.  Обращения  должны  фиксироваться  в  журналах  учета
обращений граждан.
    В целях   изучения   мнения   населения   об  уровне  оказания
медицинской   помощи   периодически   необходимо    организовывать
мероприятия  по  типу  "горячей  линии",  "открытого  телефона"  с
последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
    2. Работа со средствами массовой информации
    Работа со средствами  массовой  информации  может  вестись  по
следующим направлениям:
    - публикация информации о  правах  граждан  в  области  охраны
здоровья;
    - комментарии  врачей,  экономистов,  юристов  по   конкретным
обращениям граждан;
    - публикации отчетов территориальных фондов ОМС о  результатах
работы  по  защите  прав  застрахованных,  в том числе по судебной
практике;
    - публикации  номеров  телефонов  "горячей телефонной линии" и
расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.
    3. Выпуск наглядных материалов
    Для обеспечения информированности каждого гражданина о  правах
в  области  охраны  здоровья возможно применение методов рекламной
информации.  При этом информацию о правах целесообразно сочетать с
часто  используемыми  сведениями  (расписание поездов,  автобусов,
календари, схемы метро и др.).
    Кроме этого,  возможно  издание  брошюр  по различным аспектам
прав граждан в области охраны здоровья.
    4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях
    Одним из важнейших условий информирования населения о правах в
области  охраны  здоровья  является  наличие  данной  информации в
медицинских  учреждениях.   Информация   о   правах   пациента   в
соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена  в
регистратурах и холлах амбулаторно - поликлинических учреждений, в
приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.
    Кроме этого,  поскольку  в  соответствии  с Законом Российской
Федерации  "О  медицинском  страховании   граждан   в   Российской
Федерации"  на  территориальные  фонды  ОМС  возложена  реализация
государственной  политики  в  области  обязательного  медицинского
страхования,  территориальные  фонды  ОМС  обязаны  контролировать
исполнение страховыми медицинскими  организациями  и  медицинскими
учреждениями функции информирования населения.
    Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией  работы
по информированности населения. Медицинские работники, в том числе
руководители   медицинских   учреждений,   должны   иметь   полную
информацию  о  законодательстве  Российской  Федерации  по  охране
здоровья граждан  и  ответственности  медицинских  работников  при
оказании медицинской помощи.
                
 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru