Медицинское законодательство: права, документы, обязанности, нормы, акты.
Законодательные положения, касающиеся вопросов репродуктивного здоровья
I. <Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан>
Принят Верховным Советом РФ 22 июля 1993г.
Статья. 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное
оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в
учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного
согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о
личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и
имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных
медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора,
предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за
собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное
прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12
недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии
медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного
медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид
деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется
Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний -
положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека
способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена
только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух
детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста
и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной
системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон исходит из признания конституционного права граждан на
неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и обеспечивает гарантии
получения услуг по созданию здоровой семьи и ее планированию.
Статья 1. Правовая основа настоящего Закона
Правовую основу настоящего Закона составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеративный договор и Протокол к нему;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации";
Семейный кодекс Российской Федерации; иные действующие законы Российской Федерации и Ивановской области.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе и законодательстве области в социальной сфере используются понятия:
1. репродуктивное здоровье - это состояние физического, психического здоровья и
социального благополучия, определяющее способность к воспроизводству потомства;
2. репродуктивные права - это права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и
свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в
браке или вне брака, а также на медико-социальную информационную и консультативную
помощь в этой сфере;
3. планирование семьи - это система социальных, культурных, правовых и медицинских
мер, направленных на рождение здоровых и желанных детей, выбор времени
деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья, профилактика абортов,
заболеваний, передаваемых половым путем, сохранение репродуктивного здоровья,
усвоение основ знаний о взаимоотношениях полов;
4. иные понятия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Основные принципы реализации репродуктивных прав
Граждане вправе реализовать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах.
Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и
законные интересы других граждан. Вопросы планирования семьи являются ее частным делом.
Иностранные организации и инвесторы могут осуществлять деятельность в сфере
репродуктивного здоровья населения, если она не противоречит законодательству Российской
Федерации и правилам международных договоров в сфере охраны здоровья граждан.
При обеспечении реализации гражданами своих репродуктивных прав гарантируется
соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманности, конфиденциальности и
уважительного отношения, исключающее унижение человеческого достоинства.
В области обеспечивается гарантированный государством объем, качество и доступность услуг
по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, а также объем услуг, расширяющих
гарантированный минимум, в том числе по реабилитации репродуктивного здоровья лиц,
завершивших военную службу, семей, потерявших ребенка в перинатальный период, семей с
риском рождения детей с врожденной патологией и иных контингентов с целевой социальной
поддержкой, в соответствии с утвержденным бюджетным финансированием.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон действует на всей территории области и распространяется на граждан
Российской Федерации, иностранных граждан в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на
территории Ивановской области (далее - граждан), и применяется в отношении всех
юридических и физических лиц, деятельность которых связана с реализацией гражданами
репродуктивных прав.
Статья 5. Право на свободный репродуктивный выбор
Граждане имеют право свободно принимать решения относительно числа детей и времени их
рождения в браке или вне брака.
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления гарантируют невмешательство в реализацию гражданами права на свободный
репродуктивный выбор.
Статья 6. Иные права по охране здоровья и созданию семьи
1.Граждане имеют право на получение в государственных, муниципальных,
негосударственных организациях, у частных лиц, имеющих лицензии на соответствующие
виды деятельности, полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья и
рекомендаций по рациональному созданию семьи.
2.Граждане имеют право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья,
планированию семьи. Услуги по охране и укреплению здоровья и планированию семьи
гражданам предоставляют государственные, муниципальные, негосударственные
организации и частные лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
Гарантированные услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи
предоставляются бесплатно всеми организациями государственных и муниципальных
систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения, имеющими
лицензию на данный вид деятельности.
Перечень гарантированных услуг по охране здоровья и планированию семьи утверждается
Главой администрации области в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Законом.
3.Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, в том числе - медицинский, а
также отказ от них.
Медико-социальная помощь по индивидуальному подбору методов предупреждения
нежелательной беременности с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных
особенностей с предупреждением о возможных нежелательных для граждан последствиях
оказывается учреждениями здравоохранения, имеющими право на данный вид
деятельности.
При наличии медицинских и социальных показаний граждане имеют право на
предоставление им средств предупреждения нежелательной беременности в рамках
программ обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и иных
незапрещенных законами источников.
4.Медицинская стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности
производится только после проведения обязательного медико-социального
консультирования, с согласия пациентки, по основаниям и при наличии условий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.Женщина имеет право на бесплатное искусственное прерывание беременности. В целях
предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить
беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и
физиологических негативных последствий аборта. Искусственное прерывание
беременности производится организациями государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, в
максимально безопасных условиях на основе современных технологий. Бесплатное
медико-социальное консультирование проводится женщине по ее желанию в периодах до
и после искусственного прерывания беременности всеми организациями государственных
и муниципальных систем здравоохранения, включая индивидуальный подбор средств
предупреждения нежелательной беременности.
Статья 7. Право несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья
Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на образование
и воспитание в сфере подготовки к семейной жизни, обращая особое внимание на ее духовную
и нравственную сторону. Подготовка несовершеннолетних к семейной жизни осуществляется
преимущественно в семье, а также по выбору детей и с согласия родителей проводится в
образовательных учреждениях в соответствии с их решениями и со специально разработанными
и утвержденными образовательными программами с учетом пола, возраста, особенностей
психофизического развития несовершеннолетних, начиная с 14 лет, ранее - в исключительных
случаях - по индивидуальным программам. Учебу проводят лица, имеющие специальную
подготовку, а также может использоваться помощь и консультации психологов, школьных
медицинских работников и иных специалистов в образовательных учреждениях.
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления обеспечивают условия для получения несовершеннолетними услуг по охране
репродуктивного здоровья и образования в сфере подготовки к семейной жизни.
Услуги по охране репродуктивного здоровья, гарантированные законодательством Российской
Федерации, оказываются несовершеннолетним бесплатно соответствующими
государственными и муниципальными учреждениями.
Статья 8. Обеспечение права на получение информации
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления обеспечивают условия:
для пропаганды и распространения знаний по этике семейной жизни через средства массовой информации;
для широкого проката и показа фильмов и распространения иных видов информационной продукции, не содержащих сцен насилия, жестокости, порнографии;
для реализации образовательных и научных программ по семейной тематике в сфере кинематографии и телерадиовещания;
по запрещению продажи и распространения порнографических материалов среди несовершеннолетних на территории области.
Статья 9. Право на материнство
Женщина имеет право на охрану здоровья в период беременности, помощь в родах и
послеродовом периоде с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья,
здоровья плода и новорожденного.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине во всех
организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств
бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем
гарантированных услуг.
Статья 10. Право на лечение бесплодия
1.Граждане имеют право на:
- лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных
репродуктивных технологий, разрешенных в Российской Федерации, производится
как в рамках обязательного медицинского страхования, так и с привлечением иных
средств;
- получение информации о сущности вспомогательных репродуктивных технологий,
эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях,
медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов лечения
бесплодия.
2.Граждане, состоящие в зарегистрированном браке, имеют право на применение
вспомогательных репродуктивных технологий только по взаимному согласию.
3.Лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий
проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Статья 11. Право на сохранение тайны при обеспечении реализации
репродуктивных прав
1.Органы, организации и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию,
связанную с фактом обращения к ним граждан по поводу реализации ими своих
репродуктивных прав, охраны здоровья и создания семьи.
2.Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о
состоянии их здоровья и планировании семьи.
3.Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования
действий (или бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц,
связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящих
государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 12. Обеспечение реализации прав граждан на репродукцию и создание семьи
1.Консультирование и оказание помощи гражданам при реализации их прав на создание
семьи и репродукцию возлагается на учреждения здравоохранения, образования,
социальной защиты населения. Специалисты указанных учреждений должны иметь
сертификат установленного образца.
2.Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления осуществляют контроль за организациями и учреждениями по оказанию
населению услуг по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и
планированию семьи.
Статья 13. Финансирование деятельности организаций по обеспечению реализации
репродуктивных прав граждан и созданию семьи
Финансирование деятельности государственных и муниципальных организаций по
обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи осуществляется
в рамках средств федерального, областного, местных бюджетов, средств фондов обязательного
медицинского страхования, а также иных источников, не запрещенных законами.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава администрации Ивановской области
В. Тихомиров
г. Иваново
15 декабря 1998 г.
№ 82-ОЗ
В редакции Закона
от 27 апреля 1999 г.
№ 9-03