ООН О ВИЧ
Специальная сессия Генеральной Ассамблеи по
ВИЧ/СПИДу
Совещание <за круглым столом> 4
Международное финансирование и сотрудничество
Глобальное финансирование программ по ВИЧ/СПИДу является совершенно недостаточным, весьма неоперативным, отличается
слишком большой фрагментарностью и сопряжено с высокими операционными издержками. Глобальное сотрудничество расширяется,
однако по-прежнему характеризуется несогласованностью и в некоторых случаях не соответствует по сути приоритетам стран. По
оценкам ЮНЭЙДС, расходы по базовой программе борьбы с
ВИЧ/СПИДом во всех развивающихся странах составят по крайней
мере 9,2 млрд. долл. США в год, что в шесть раз превышает нынешний уровень инвестиций. Чтобы обратить вспять эту эпидемию и ограничить ее последствия, необходимо существенно увеличить финансирование из всех источников, привлечь новых партнеров и сделать нормой учет прежде всего интересов стран.
A. ВОПРОСЫ
1. Политические обязательства и потребности
развивающихся стран. В какой степени развивающиеся страны уделяют ВИЧ/СПИДу первостепенное внимание в своих программах развития и бюджетах или же в просьбах об оказании внешней поддержки? Претворяются ли политические обязательства, в тех случаях, когда они существуют, в надлежащие финансовые обязательства? Немногие национальные программы по ВИЧ/СПИДу обладают
достаточными масштабами, авторитетом и ресурсами для обеспечения надлежащего потенциала освоения помощи в странах, получающих такую помощь. Являются ли эти факторы негативными стимулами для доноров в расширении их обязательств?
2. Обязательства доноров в контексте сокращения официальной помощи на цели развития
(ОПР). В 90-х годах общий объем внешней помощи
сократился до беспрецедентно низкого уровня в качестве доли совокупного валового внутреннего
продукта стран-доноров. Хотя доля ОПР, выделяемая на борьбу с ВИЧ/СПИДом, за этот период времени возросла, это увеличение в значительной мере
было сведено на нет общим сокращением помощи.
Точных прогнозов не существует, однако представляется вероятным, что в этом году развивающиеся
страны и их партнеры выделят около
1,5 млрд. долл. США на усилия по борьбе
ВИЧ/СПИДом. ЮНЭЙДС считает, что к 2006 году
потребности базовой программы профилактики,
ухода, поддержки и лечения во всех развивающихся
странах составят около 9,2 млрд. долл. США в год.
В этой оценке не учитываются расходы на улучшение инфраструктуры здравоохранения в развивающихся странах, что является важным условием успешной деятельности. Выполнима ли эта задача?
Придается ли потребностям борьбы с
ВИЧ/СПИДом достаточное политическое значение,
чтобы это повлекло за собой чистое реальное увеличение ОПР?
3. Поддержка страновых стратегий, систем и
программ. Поддержка борьбы с ВИЧ/СПИДом в
значительной мере по-прежнему осуществляется по
линии дискретных проектов, в которых часто устанавливаются собственные приоритеты, сроки осуществления и требования в отношении представления докладов. В какой мере эффективность программ борьбы с ВИЧ/СПИДом подрывается такими
методами практической деятельности? Насколько
активно участвуют в работе национальные руководящие органы по борьбе со СПИДом? Соответствуют ли проекты, как правило, национальным приоритетам и процедурам? Оказывается ли достаточная поддержка программ для оказания странам помощи в разработке и осуществлении многоотраслевых стратегий и координации многочисленных источников внешней помощи?
4. Задачи глобального механизма финансирования по мобилизации взносов и поддержке общемировых общественных благ. В какой мере отсутствие
общепринятого глобального механизма финансирования осложняет налаживание партнерских отношений, ограничивает взносы от фондов и менее
крупных доноров, создает опасность пробелов и
дублирования в финансировании и способствует
увеличению операционных издержек? Может ли такой фонд играть полезную вспомогательную роль в
поддержке мероприятий на страновом уровне и инвестиций на межстрановом и глобальном уровнях?
5. Механизмы для привлечения общин и гражданского общества и передачи им ресурсов. Именно на
общинном уровне осуществляются основные мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Более широкое
участие общин и гражданского общества будет
иметь важнейшее значение в деле расширения национальных мер по борьбе с ВИЧ/СПИДом. В
скольких странах существуют стратегические механизмы привлечения общин и гражданского общества или передачи им ресурсов на устойчивой и контролируемой основе?
B. ДОСТИГНУТЫЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОГРЕСС
1. В прошлом году произошли радикальные изменения в политическом контексте глобальной деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом. На политическом уровне большее, чем когда бы то ни было,
число развивающихся стран открыто занялись вопросами этой эпидемии и многие увеличили собственные капиталовложения в эту деятельность.
Лишь за последние шесть месяцев прошли три важнейшие встречи глав правительств: в Африке, Азии
и Карибском бассейне. В области внешнего финансирования многие двусторонние и многосторонние
доноры значительно увеличили свои взносы, а
большая группа фондов и организаций частного
сектора приняла крупные новые обязательства.
Кроме того, международное сообщество добилось
значительного прогресса в деле создания глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом и разработки
глобальных вопросов здравоохранения. Сейчас этой
эпидемии придается важнейшее значение в международной повестке дня.
2. Что касается сотрудничества, то за последние
пять лет в этой области наметился определенный
прогресс. На международном уровне учреждение
ЮНЭЙДС в 1996 году подняло на беспрецедентный
уровень сотрудничество и последовательность в
поддержке, оказываемой системой Организации
Объединенных Наций (включая Всемирный банк)
пострадавшим странам. Поставленные в ходе Саммита тысячелетия цели в области развития, которые
включают целевые показатели по ВИЧ/СПИДу, получили самую широкую поддержку, причем это было первым случаем, когда на глобальном уровне
были согласованы измеримые цели в борьбе с этой
эпидемией. На региональном уровне в последние
несколько лет возник ряд партнерств, включая Целевую группу Карибского региона по борьбе с
ВИЧ/СПИДом (в которую входят КАРИКОМ и целый ряд региональных учреждений и учреждений
Организации Объединенных Наций), Западноафриканскую инициативу и Международное партнерство
в борьбе со СПИДом в Африке (объединяющее правительства африканских государств, соучредителей
ЮНЭЙДС, многосторонние организации и частный
сектор). Помимо этого были образованы важные
специализированные партнерства с участием правительств, международных учреждений, двусторонних учреждений, производителей вакцин, научноисследовательских и медицинских учреждений,
технических учреждений, фондов и частных фирм.
3. Вкратце этот этап можно охарактеризовать как
начало новой эры глобального сотрудничества в
борьбе с эпидемией. Сейчас задача состоит в том,
чтобы оперативно претворить эту растущую заинтересованность в создание более широких партнерств и выделение новых ресурсов.
C. ПУТЬ К ПРОГРЕССУ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Каждая развивающаяся страна
должна управлять собственными
усилиями по борьбе с ВИЧ/СПИДом.
Всем внешним партнерам
необходимо действовать сообща под
руководством стран и в рамках
тематики страновой стратегии.
Опыт показал, что успех борьбы с эпидемией
зависит от твердого руководства на национальном
уровне и тщательной координации в рамках программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом, разработанной в
соответствующей стране и находящейся под ее
управлением. Чтобы добиться этого, в большем
числе стран потребуется изменить нынешние подходы как по форме, так и по существу.
Рекомендации: в ходе деятельности каждой
стране необходимо разработать на основе широкого
участия всех сторон всеобъемлющую и многоотраслевую стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом. Все различные партнеры - многосторонние, двусторонние, гражданское общество, благотворительные и
частные - должны принять национальный руководящий орган по борьбе со СПИДом в качестве координационного центра для большинства оказывае
мой ими поддержки. Цели и структура такой поддержки должны разрабатываться на базе страновой
стратегии, а не независимо от нее. Внешние партнеры должны обеспечивать либо гибкую поддержку
программ, либо поддерживать индивидуальные
проекты лишь в той мере, в какой это соответствует
страновым стратегиям. Страны и их партнеры
должны оценивать прогресс по общим показателям
достижения результатов, предусмотренным в национальной стратегии. Кроме того, в рамках каждой
страновой программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом
необходимо создать единообразный цикл учета,
контроля и представления докладов, который должны соблюдать все стороны, оказывающие поддержку. Необходимо осуществлять строгий контроль за
потоками ресурсов.
В целом, национальные власти и их партнеры
должны принять дополнительные меры для интеграции деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом в
национальные планы развития и стратегии сокращения нищеты, создать потенциал по борьбе с
ВИЧ/СПИДом во всех секторах и укрепить системы
и инфраструктуру здравоохранения.
2. Развивающиеся страны должны
увеличить свои национальные
инвестиции в деятельность по
борьбе с ВИЧ/СПИДом.
Это необходимо как для обеспечения дополнительных средств для борьбы с ВИЧ/СПИДом, так и
для того, чтобы продемонстрировать решительный
настрой стран, что является предварительным условием для получения устойчивой внешней поддержки.
Рекомендации: развивающимся странам необходимо рассматривать все национальные ресурсы в
качестве потенциального источника поддержки
усилий по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Это включает
пересмотр приоритетов в сфере расходов и расширение финансирования по линии государственного
бюджета (в рамках национальных планов развития
и стратегий сокращения нищеты), уделение более
первостепенного внимания вопросам борьбы с
ВИЧ/СПИДом в распределении средств, высвобождаемых в результате облегчения долгового бремени,
создание планов субсидирования и оборотных фондов для обеспечения доступа к медицинской помощи и стимулирование более широкого участия местного частного сектора в качестве партнера по финансированию.
3. Официальным, благотворительным
и частным донорам необходимо
расширить и ускорить
осуществление их финансовых и
технических обязательств по борьбе
с ВИЧ/СПИДом. Необходимо также
расширить партнерства в целях
охвата большего числа компаний и
фондов.
По оценкам, из 9,2 млрд. долл. США, необходимых на глобальном уровне, от половины до двух
третей должны поступить из внешних источников.
Кроме того, эта сумма охватывает лишь непосредственные расходы на деятельность по борьбе с
ВИЧ/СПИДом и не включает значительных дополнительных средств, которые потребуются для укрепления инфраструктуры систем здравоохранения.
Рекомендации: правительствам, донорам и
НПО необходимо расширить свои взносы. Кроме
того, необходимо также привлекать к этой деятельности новых партнеров, особенно корпоративные и
благотворительные организации. Для мобилизации
таких дополнительных ресурсов необходимо создать более широкие партнерства и задействовать
регулирующие функции многосторонней системы.
В целях обеспечения эффективности их использования ресурсы для борьбы с ВИЧ/СПИДом должны
выделяться дополнительно, а не отвлекаться от других приоритетов в сфере развития. Взаимосвязь
между нищетой и ВИЧ/СПИДом носит четко установленный характер, в связи с чем представляется
нерациональным сокращать другие инвестиции на
цели развития. Хотя необходимая сумма является
значительной, она не выходит за исторические рамки предыдущих многосторонних обязательств, например принятой в начале 90-х годов инициативы
Соединенных Штатов Америки и Европы по оказанию помощи бывшему Советскому Союзу.
4. Гражданское общество должно
играть центральную роль в
глобальном сотрудничестве и
финансировании.
Гражданское общество играет центральную
роль во всех странах, добившихся успехов в борьбе
с ВИЧ/СПИДом.
Рекомендации: на глобальном уровне представители гражданского общества должны участвовать
на всех этапах разработки, принятия решений и
осуществления совместных мероприятий. Это участие должно носить широкий характер, предусматривать привлечение носителей ВИЧ/СПИДа и отражать мнения женщин, мужчин, взрослых и молодежи. На страновом уровне гражданское общество
должно играть непосредственную роль в руководящих органах по борьбе со СПИДом, а такие органы
должны распределять значительную долю ресурсов,
выделяемых на борьбу с ВИЧ/СПИДом, непосредственно на общинном уровне и среди организаций
гражданского общества.
5. Завершение обсуждения вопросов
создания глобального фонда.
Глобальный фонд, в котором организовано
четкое руководство, предусмотрены жесткие технические критерии деятельности, существует подотчетное управление и поддающиеся контролю показатели деятельности, может способствовать принятию глобальных ответных мер по ряду направлений. Он может способствовать увеличению общего
объема ресурсов для деятельности по борьбе с
ВИЧ/СПИДом путем предоставления государственным и частным донорам гарантий того, что их взносы будут эффективно распределяться в тех сферах,
в которых существует наибольшая потребность. Это
могло бы также способствовать привлечению новых
и нетрадиционных доноров. Такой фонд может повысить оперативность поступления средств путем
мобилизации дополнительной внешней поддержки
и сокращения числа независимых оценок. Он может
обеспечить эффект масштаба в деятельности по
закупкам и в других крупномасштабных мероприятиях. Фонд позволит сократить поисковые и операционные издержки для доноров и получателей, а
также будет способствовать ликвидации пробелов и
дублирования в финансировании. Он станет стабильным источником средств для финансирования
общемировых общественных благ, таких, как разработка новых вакцин и новых методов профилактики, деятельность в приграничных районах и маршруты для грузовых перевозок, а также работа с
беженцами и другими перемещенными лицами. И
наконец, он способен обеспечить большее равенство в финансировании между регионами и странами.
Рекомендации: необходимо в кратчайше возможные сроки успешно завершить глобальные переговоры о создании предлагаемого глобального
фонда.