Медицинское законодательство: права, документы, обязанности, нормы, акты.
О МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ В УСЛОВИЯХ БЕДСТВИЙ
Принято 46-й Генеральной ассамблеей ВМА,
Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994 г.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕДСТВИЯ для целей данного документа
сосредоточивается, главным образом, на медицинских аспектах.
Бедствием является неожиданное возникновение пагубных
событий, обычно неожиданного и интенсивного характера, приводящих
к существенному материальному ущербу, значительному перемещению
людей и/или большому числу пострадавших и/или значительной
дезинтеграции в обществе или к комбинации упомянутого. Это
определение в такой формулировке не включает ситуации, возникающие
при международных или внутренних конфликтах и войнах, которые
порождают другие проблемы в дополнение к проблемам, рассмотренным
в настоящем Положении. С медицинской точки зрения бедственные
ситуации характеризуются острым и непредвиденным несоответствием
между возможностями и ресурсами медицины и потребностями
пострадавших или людей, чье здоровье находится под угрозой, на
протяжении данного периода времени.
2. БЕДСТВИЯ, будь-то стихийные (например, землетрясения),
технологические (например, аварии атомного или химического
характера) или случайные (например, крушение поезда),
характеризуются несколькими чертами, которые порождают
специфические проблемы:
а) их внезапное возникновение, требующее быстрых действий;
б) неадекватность медицинских ресурсов, приспособленных к
нормальным условиям: большое число пострадавших означает, что
доступные ресурсы должны использоваться наиболее эффективно с тем,
чтобы спасти как можно больше жизней;
в) материальные или природные разрушения, делающие доступ к
пострадавшим трудным и/или опасным;
г) неблагоприятное влияние на ситуацию со здоровьем из-за
загрязнения и опасности эпидемий.
Таким образом, бедствия требуют многосторонних ответных
действий, включающих множество различных видов помощи от
транспортировки и поставок питания до медицинской помощи,
осуществляемых при тщательном обеспечении безопасности (полиция,
служба пожарной безопасности, армия и пр.). Эти действия требуют
эффективного и централизованного руководства для координации
общественных и личных усилий. Спасатели и врачи сталкиваются с
необычной ситуацией, в которой их личная этика должна каким-то
образом сочетаться с этическими требованиями, выдвигаемыми
обществом в такой эмоционально накаленной обстановке.
Правила медицинской этики, определенные и усвоенные ранее,
должны дополнять личную этику врачей.
Неадекватные и/или разрушенные медицинские ресурсы, с одной
стороны, и большое количество людей, раненых за короткое время, с
другой стороны, представляют особую этическую проблему.
Обеспечение медицинской помощи в таких условиях связано с
техническими и организационными проблемами вдобавок к этическим
проблемам. Поэтому ВМА рекомендует следующие этические установки
для врача в ситуациях бедствий.
3. СОРТИРОВКА.
3.1. Сортировка представляет собой первую этическую проблему,
вытекающую из ограниченности немедленно доступных лечебных
ресурсов и большого числа пострадавших с различным состоянием
здоровья. Сортировка представляет собой медицинскую деятельность
по преимущественному лечению и оказанию помощи, основанную на
диагностировании и прогнозировании. Выживание пациента зависит от
сортировки. Она должна проводиться быстро с учетом медицинских
потребностей, возможностей для медицинского вмешательства и
имеющихся ресурсов. Жизненно важные действия по реанимации должны
проводиться одновременно с сортировкой.
3.2. Сортировка должна быть доверена уполномоченному опытному
врачу, которому помогает квалифицированный персонал.
3.3. Врач должен сортировать раненых в следующем порядке:
а) пострадавшие, которые могут быть спасены, но чьи жизни
находятся в непосредственной опасности, требующие оказания помощи
сразу же или в преимущественном порядке в течение ближайших
нескольких часов;
б) пострадавшие, чьи жизни не находятся в непосредственной
опасности, и которые нуждаются в срочной, но не в безотлагательной
медицинской помощи;
в) раненые, требующие только незначительной помощи, которую
можно оказать позднее или которую может оказать вспомогательный
персонал;
г) психологически травмированные, нуждающиеся в успокоении,
которым не может быть оказана помощь индивидуально, но которым
может потребоваться успокоительное или покой в острой стадии;
д) пострадавшие, чье состояние не может быть облегчено
доступными терапевтическими ресурсами, пострадавшие, получившие
крайне тяжелые ранения, например облучение или ожоги, в такой мере
и степени, что их жизнь не может быть спасена в данных
обстоятельствах времени и места, или сложные хирургические случаи,
требующие особенно тонкой операции, которая займет слишком много
времени, и вынуждающие, таким образом, врача выбирать между ними и
другими пациентами. По этим причинам все такие пострадавшие могут
быть классифицированы как случаи "вне неотложной помощи". Решение
"не принимать раненого" в расчет при распределении приоритетов,
продиктованное ситуацией бедствия, не может рассматриваться как
"не оказание помощи человеку, находящемуся в смертельной
опасности". Это оправдано, если это направлено на спасение
максимального количества пострадавших;
е) так как случаи могут эволюционировать и переходить, таким
образом, в другую категорию, важно, чтобы ситуация регулярно
пересматривалась уполномоченными в порядке сортировки.
3.4. а) С этической точки зрения проблема сортировки и
отношения к пострадавшим "вне неотложной помощи" состоит в
применении немедленно доступных средств в исключительных
обстоятельствах, не подвластных контролю человека. Неэтичным для
врача является упорствовать в поддержании жизни безнадежного
пациента любой ценой, растрачивая, таким образом, без пользы
дефицитные ресурсы, необходимые где-нибудь в другом месте. Однако
врач должен проявлять сострадание и уважение к достоинству личной
жизни своих пациентов, например отделив их от других и назначив
соответствующие болеутоляющие и успокоительные средства.
б) Врач должен действовать в соответствии со своей совестью с
учетом доступных средств. Он должен попытаться установить такой
порядок приоритетов лечения, который спас бы максимальное число
тяжелых больных, имеющих шанс на выздоровление, и свел бы к
минимуму заболеваемость, учитывая в то же время ограничения,
налагаемые обстоятельствами.
Особое внимание врач должен обратить на то, что у детей могут
быть специфические потребности.
4. ОТНОШЕНИЯ С ПОСТРАДАВШИМИ.
4.1. Пострадавшим оказывается помощь типа первой и неотложной
медицинской помощи. В случае бедствия врач должен оказывать
медицинскую помощь каждому пострадавшему без какого-либо отбора,
не ожидая просьбы о помощи.
4.2. При отборе пациентов, которые могут быть спасены, врач
должен руководствоваться только состоянием пациента и должен
исключить любые другие соображения, основанные на немедицинских
критериях.
4.3. Отношения с пострадавшими определяются оказанием первой
медицинской помощи и необходимостью защиты высших интересов
пациентов, по возможности, путем получения их согласия в
критических условиях. Однако врач должен принимать во внимание
культурные особенности населения и действовать в соответствии с
требованиями ситуации. Он должен руководствоваться концепцией
оптимальной помощи, которая включает как техническую помощь, так и
эмоциональную поддержку, направленные на спасение максимального
числа жизней и сведение к абсолютному минимуму заболеваемости.
4.4. Отношения с пострадавшими также включают аспекты,
связанные с сопереживанием потери жизни, которые наряду с
техническими медицинскими действиями служат признанием и
поддержкой в психологических переживаниях пострадавших. Эти
аспекты включают уважение достоинства и морали пострадавших и их
семей, а также оказание помощи уцелевшим.
4.5. Врач должен уважать обычаи, обряды и верования
пострадавших и действовать со всей беспристрастностью.
4.6. По возможности, пострадавшие должны регистрироваться для
последующих медицинских мероприятий.
5. ОТНОШЕНИЯ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ.
Врач имеет обязательство перед каждым пациентом проявлять
благоразумие и обеспечивать конфиденциальность при контактах со
средствами массовой информации и другими третьими лицами,
проявлять осторожность и объективность, действовать с достоинством
в том, что касается эмоциональной и политической атмосферы,
окружающей ситуации бедствия.
6. ОБЯЗАННОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Этические принципы, применимые к врачам, относятся также к
персоналу, находящемуся под руководством врача.
7. ОБУЧЕНИЕ.
Всемирная медицинская ассоциация рекомендует, чтобы обучение
медицине бедствий было включено в учебные программы университетов
и курсы медицинского постдипломного образования.
8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Всемирная медицинская ассоциация призывает
государства-участники и страховые компании ввести процедуру
уменьшенной ответственности или ответственности без неверного
исполнения обязанностей, которая компенсировала бы как
общественные издержки, так и любой личный ущерб, который может
быть нанесен врачам, работающим в чрезвычайных ситуациях или
ситуациях бедствия.
Всемирная медицинская ассоциация предлагает правительствам
а) оказывать содействие и поддержку иностранным врачам и
принимать их деятельность, их приезд и материальную помощь
(например, Красный Крест, Красный Полумесяц) без дискриминации по
расовым, религиозным и другим признакам,
б) отдавать предпочтение предоставлению медицинской помощи, а
не визитам высокопоставленных лиц.