Медицинское законодательство: права, документы, обязанности, нормы, акты.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.12.2000 N 16
Москва
Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией
Постановлением Главного государственного санитарного врача N 4 от 15.03.01 данное постановление признано утратившим силу
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., проанализировав данные Госкомстата России по производству и потреблению алкогольных напитков, вина и пива, отмечаю рост потребления населением пива. Указанная тенденция производства и потребления населением слабоалкогольных напитков и пива в целом соответствует концепции, направленной на снижение удельного веса крепких алкогольных напитков, и, прежде всего, водки.
Вместе с тем сложившаяся ситуация не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения использования водки, а, напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий.
Анализ наркологической ситуации в стране, включая исследования, проведенные в г.Москве в рамках проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам, указывает, что наблюдающийся рост потребления пива происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.
Проводимый Госсанэпидслужбой России мониторинг качества и безопасности пиво-безалкогольной продукции указывает на продолжающиеся факты несоблюдения технологических и санитарно-противоэпидемических режимов производства пива и безалкогольных напитков. Так, в течение 1995 - 1999 гг. удельный вес проб указанной продукции, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям не имеет тенденции к снижению и составлял в среднем 7,0. Несколько лучше микробиологические показатели продукции (6,6 в 1995 г. и 5,5 в 1999 г.), однако и они указывают на недостаточность работы производителей и продавцов по повышению качества и безопасности продукции. Наиболее неблагополучная ситуация отмечается в Республике Северная Осетия, где 24,4 процента из всех исследованных проб пива не отвечали в 1999 году гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в Камчатской области 13,2, Республике Карелия 12,1, Оренбургской области 10,2, Брянской области 10,3, Кемеровской области 9,9, Смоленской области и Республике Мордовия 9,1. В Архангельской области 18,4 процента исследованных госсанэпидслужбой проб пива не соответствовал гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в Томской области 17,1, Ивановской области 16,1, Нижегородской области 15,1, Кемеровской области 14,0, Челябинской области 14,3.
В ассортименте пивоваренной продукции представлены отдельные сорта пива с объемной долей спирта 9 - 14%, которые по своим токсикологическим свойствам и характеристикам, а также уровню воздействия на организм человека можно отнести к алкогольным напиткам (например, пиво "Корсар", производимое предприятием "Норд-Вест", г. Москва). В то же время производство безалкогольного пива остается на низком уровне.
Разъяснительная работа среди населения по здоровому образу жизни, обучению культуре потребления алкогольных напитков, включая пиво, проводится в недостаточном объеме.
В последнее время в электронных средствах массовой информации усилилась агрессивная, неумеренная, направленная преимущественно на восприимчивую молодежь, реклама пива. Учтывая, что отдельные сорта пива содержат в своем составе алкоголь в концентрациях, превышающих установленные уровни для безалкогольных напитков и по уровню воздействия на организм человека сравнимы с алкогольными напитками, информацию, распросраняемую в электронных средствах массовой информации, фактически можно расценивать как нарушение законодательства о запрещении рекламы на телевидении алкогольных напитков.
Росту потребления молодыми людьми алкогольных напитков и пива способствует продажа их в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также отсутствие возрастного ценза на реализацию указанной продукции в торговле.
В целях охраны здоровья населения и руководствуясь статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ и Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Организациям, осуществляющим производство пива, обеспечить выпуск продукции в соответствии с действующими гигиеническими требованиями по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, другими нормативными документами по содержанию алкоголя.
2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте:
2.1. Проанализировать и доложить полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации о складывающейся ситуации и проводимой работе по предупреждению негативных последствий, связанных с потреблением населением алкогольных напитков и пива.
2.2. Провести анализ и вынести в 1 квартале 2001 года на обсуждение межведомственных комиссий по регулированию алкогольного рынка в субъектах Российской Федерации вопросы, связанные с государственным регулированием производства и оборота алкогольных напитков и пива, повышением их качества и безопасности для здоровья населения.
2.3. Довести текст настоящего постановления до организаций, осуществляющих производство и реализацию пива.
2.4. Рекомендовать организациям, осуществляющим производство и оборот пива, разработать и согласовать с учреждениями госсанэпиднадзора планы по технической модернизации производств, совершенствованию процессов выработки высококачественной продукции, условий ее хранения, транспортировки и реализации.
2.5. До 01.06.2001 года провести анализ всей технической документации на производство пива, прежде всего в части ее соответствия требованиям нормативных документов. О результатах доложите в Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России к 01.07.2001 г.
2.6.Обеспечить строгий контроль за выполнением организациями, осуществляющими закупку за рубежом, производство, хранение, транспортировку и реализацию пива, требований действующей нормативной и технической документации, а также настоящего постановления.
2.7. Выйти с предложениями к общественным организациям по осуществлению комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение негативных последствий употребления алкоголя, активизации работы по пропаганде здорового образа жизни, несовместимого с алкоголем.
3. Рекомендовать главам администраций субъектов Российской Федерации при разработке и реализации программ социально-экономического развития региона уделять внимание вопросам профилактики негативных последствий, связанных с употреблением населением алкогольных напитков и пива.
4. Просить:
4.1 Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций оказывать содействие специалистам органов управления здравоохранением и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, органов управления образованием в проведении повседневной работы по разъяснению негативных последствий неумеренного потребления пива и других алкогольных напитков, пропаганде здорового образа жизни.
4.2. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации рассмотреть вопрос о соответствии проводимой в средствах массовой информации рекламы пива действующему законодательству.
4.3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при рассмотрении перспективных планов развития пивной индустрии предусмотреть экономические механизмы стимулирования увеличения объемов выпуска пива в бутылках емкостью 0,33 л, а также безалкогольного пива.
4.4. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос:
4.4.1. О комплексном решении проблем усиления государственного регулирования оборота пива, в том числе путем организации сети специализированных торговых точек по его реализации;
4.4.2. О внесении предложения в Правительство Российской Федерации по введению ограничений на продажу пива лицам моложе 18 лет, запрещении его продажи в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта.
4.5. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственные стандарты на пиво и слабоалкогольные напитки с целью ужесточения параметров их безопасности и совершенствования терминологии.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
Г.Г.Онищенко
Last Modified: 06-07-01