Медицинское законодательство
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 31.08.2000 N 1202-Р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2005 года, разработанную Минздравом
России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и
осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья
населения руководствоваться положениями Концепции охраны здоровья
населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
Москва
31 августа 2000 г.
N 1202-р
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2000 г. N 1202-р
КОНЦЕПЦИЯ
охраны здоровья населения
Российской Федерации
на период до 2005 года
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического,
экономического, правового, социального, культурного, научного,
медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на
сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого
человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему
медицинской помощи в случае утраты здоровья.
1. Характеристика состояния здоровья населения
Российской Федерации
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из
приоритетных направлений социальной политики государства в период
реформирования экономики и социальной сферы.
За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации
значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых
странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от
болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и
онкологических заболеваний.
Младенческая смертность в 2 - 3 раза выше, чем в развитых странах,
что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями
беременности, родов и перинатальной патологией.
Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно
мужчин.
Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные
болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания,
передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения,
необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения
(низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение
условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и
структуры питания и др.), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение
общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что
способствует распространению вредных привычек и нездорового образа
жизни.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы
количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70
процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков.
Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от
табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20
процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2
раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление
алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.
В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих
наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время
более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них
молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу
ВИЧ-инфицированных.
В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а
распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов,
более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный
вес в результате неправильного и нерационального питания.
В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной
экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды
выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта,
пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост
профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными
условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о
правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и
правилах.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов
определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к
собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер,
направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция
предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений
деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков
здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической
культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать
ощутимый социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний
среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности,
помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт
свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности
среди населения исключительно высока.
Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных актов
в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья
граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных
направлений здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание
и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры,
профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе
жизни, являются обязательными;
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и
Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005
года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного
из основных факторов, определяющих здоровье населения;
Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",
определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных
инфекционных заболеваний;
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)".
В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, изложены основные принципы
развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики
заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения, а также
определены некоторые принципы профилактической деятельности органов и
учреждений здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные
направления деятельности по охране здоровья населения.
Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 Концепция
национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет
здоровье населения основой национальной безопасности страны.
Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых
программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления
здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том
числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания
эффективной системы вакцинопрофилактики населения.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса
мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения,
предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, организаций и граждан.
2. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья
населения Российской Федерации путем реализации первоочередных мер,
направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них
приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на
минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.
Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение
качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация
федеральных и территориальных целевых программ, направленных на
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
создание экономических и социальных условий, способствующих снижению
распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на
человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:
обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах
повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха
населения, формирования здорового образа жизни;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской
системы, направленной на формирование здорового образа жизни,
профилактику заболеваний;
создание условий и вовлечение различных групп населения в активные
занятия физической культурой и спортом;
обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в
рамках программы государственных гарантий.
3. Основные принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться
следующими принципами:
сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции
факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными
мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди
детей и женщин детородного возраста;
консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней,
организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ
сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с
учетом, как общих потребностей населения страны в целом, так и
специфических потребностей населения различных регионов, отдельных
социальных, профессиональных и возрастных групп;
использование результатов научных исследований при разработке и
реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с
учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска,
оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его
групп;
использование опыта международного сотрудничества с целью выработки
оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья
населения, профилактики заболеваний, повышения качества
физкультурно-оздоровительной работы.
При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на
коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые
обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний,
внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от
инфекций.
Для этого необходимо:
уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества
жизни семьи;
улучшение структуры и качества питания населения;
снижение распространенности потребления табачных изделий;
повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для
большинства населения;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
снижение распространенности социально обусловленных заболеваний
(туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе
передающихся половым путем);
улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного
воздуха и питьевой воды;
совершенствование системы медицинского и социального страхования;
обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой
медицинской, в том числе лекарственной, помощи;
обеспечение иммунизации населения;
обеспечение безопасных условий труда.
4. Основные направления деятельности в области охраны
здоровья населения
Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать
прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и
осуществляться по двум основным направлениям:
формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в
образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе
путем повышения их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих
мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков
здорового образа жизни;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни и
укреплению здоровья населения.
Основными направлениями в реализации этой политики являются
совершенствование законодательства Российской Федерации и определение
приоритетов профилактической деятельности.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика,
способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики
заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение
должны постепенно увеличиваться.
Законодательством должно также предусматриваться создание
благоприятных экономических условий для организаций, реализующих
программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди
работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на
улучшение социальных условий и состояния окружающей среды,
способствующих здоровому образу жизни.
Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном
уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда,
окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения
физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.
Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи,
и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.
Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и
организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении
функций рада медицинских служб с целью уделить больше внимания
проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану
здоровья населения и профилактику заболеваний.
Они должны предусматривать:
увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения -
амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития
профилактического направления их работы;
укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача общей
практики;
совершенствование системы медицинского страхования;
подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа
жизни.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные
изменения в состоянии здоровья работающего населения. Возросла
профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде
всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия
труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение здоровья работающих,
увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.
С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья
работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра
профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;
уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников
вследствие воздействия факторов производственной среды в целях
осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению
профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации
с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и
повышение ее роли в сохранении здоровья.
Проведенные в России исследования позволяют утверждать, что
профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний только
среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно
эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники
ребенка имеют определенный факторы риска или страдают хроническими
неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у
ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих
же заболеваний.
В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть
одной из приоритетных в деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках
реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением
общественных организаций.
5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль
образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление
здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них
активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья
населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с
помощью информационных программ) специально адаптированных к различным
возрастным и социальным группам населения.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно
решать такими доступными методами, как:
проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию
и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о
вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а
также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения
заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой
беременности;
введение в воспитательные и образовательные программы основ
безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также
совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и
спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и
высших учебных заведениях;
обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций по
безопасности дорожного движения, работников морского, речного и
воздушного флотов, а также пожарной инспекции приемам оказания первой
доврачебной помощи.
Эта стратегия требует изменения структуры учреждений системы
здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по
вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку
соответствующих специалистов.
Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в
выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
В первую очередь следует обратить внимание на заболевания,
оказывающие существенное влияние на состояние здоровья населения, в
отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и лечения.
Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной гипертонии,
туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований.
Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления
здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной
подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и
немедицинского профиля.
Важным условием реализации Концепции является совершенствование
информационной системы в сфере охраны здоровья населения.
Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать
для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения мотивации
к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать
систему социально-гигиенического мониторинга для определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека.
Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться на основе
унифицированной научно обоснованной методики, выборочных исследований с
учетом местных особенностей жизни населения.
Состояние здоровья населения является одним из основных критериев
благополучия общества. Результаты мониторинга дают возможность
обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную, экологическую) и
планировать профилактические программы.
При составлении программ охраны здоровья необходимо шире
использовать достижения науки. Создание законодательных и других
нормативных правовых актов, разработка организационных и практических
мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки населения, при
которых может быть получен нужный результат, возможны только при
достаточном научном сопровождении.
Основными направлениями в области научных исследований должны стать:
разработка новых, экономически оправданных методов определения
состояния здоровья населения, нацеленных на минимизацию факторов,
отрицательно влияющих на состояние здоровья;
разработка, планирование, реализация и оценка эффективности
отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики
заболеваний;
сокращение разрыва между научными достижениями и практической их
реализацией.
Финансовые затраты на осуществление профилактических программ
несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и
лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших
трудоспособность, и инвалидов.
По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только
двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и
курения) приведет к снижению за пятилетие их распространенности на 20
процентов, уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на
15 процентов, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс.
человек трудоспособного возраста.
Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых
продуктов с одновременным увеличением на 25 - 30 процентов числа лиц,
систематически занимающихся физкультурой, обеспечат снижение
распространенности избыточной массы тела на 20 - 30 процентов и, как
следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных
хронических неинфекционных заболеваний на 10 процентов и 5 процентов
соответственно.
Источниками финансирования профилактических мероприятий являются
средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования,
предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные
источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Важным источником пополнения средств, направляемых на сохранение и
укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут стать отраслевые
программы укрепления здоровья работников и членов их семей.
Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств,
получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя,
а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об охране
здоровья населения, для финансирования мероприятий по вопросам охраны
здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения и
алкоголизма.
Медицинское законодательство
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 31.08.2000 N 1202-Р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию охраны здоровья населения
Российской Федерации на период до 2005 года, разработанную Минздравом
России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и
осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья
населения руководствоваться положениями Концепции охраны здоровья
населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
Москва
31 августа 2000 г.
N 1202-р
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2000 г. N 1202-р
КОНЦЕПЦИЯ
охраны здоровья населения
Российской Федерации
на период до 2005 года
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического,
экономического, правового, социального, культурного, научного,
медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на
сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого
человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему
медицинской помощи в случае утраты здоровья.
1. Характеристика состояния здоровья населения
Российской Федерации
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из
приоритетных направлений социальной политики государства в период
реформирования экономики и социальной сферы.
За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации
значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых
странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от
болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и
онкологических заболеваний.
Младенческая смертность в 2 - 3 раза выше, чем в развитых странах,
что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями
беременности, родов и перинатальной патологией.
Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно
мужчин.
Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные
болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания,
передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения,
необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения
(низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение
условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и
структуры питания и др.), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение
общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что
способствует распространению вредных привычек и нездорового образа
жизни.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы
количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70
процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков.
Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от
табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20
процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2
раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление
алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.
В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих
наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время
более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них
молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу
ВИЧ-инфицированных.
В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а
распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов,
более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный
вес в результате неправильного и нерационального питания.
В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной
экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды
выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта,
пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост
профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными
условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о
правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и
правилах.
Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов
определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к
собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер,
направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция
предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений
деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков
здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической
культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать
ощутимый социально-экономический эффект.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний
среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности,
помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт
свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности
среди населения исключительно высока.
Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных актов
в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья
граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных
направлений здравоохранения;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание
и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры,
профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе
жизни, являются обязательными;
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и
Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005
года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного
из основных факторов, определяющих здоровье населения;
Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",
определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных
инфекционных заболеваний;
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)".
В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, изложены основные принципы
развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики
заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения, а также
определены некоторые принципы профилактической деятельности органов и
учреждений здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные
направления деятельности по охране здоровья населения.
Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 Концепция
национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет
здоровье населения основой национальной безопасности страны.
Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых
программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления
здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том
числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания
эффективной системы вакцинопрофилактики населения.
Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса
мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения,
предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, организаций и граждан.
2. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья
населения Российской Федерации путем реализации первоочередных мер,
направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них
приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на
минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.
Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение
качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация
федеральных и территориальных целевых программ, направленных на
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
создание экономических и социальных условий, способствующих снижению
распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на
человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:
обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах
повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха
населения, формирования здорового образа жизни;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской
системы, направленной на формирование здорового образа жизни,
профилактику заболеваний;
создание условий и вовлечение различных групп населения в активные
занятия физической культурой и спортом;
обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в
рамках программы государственных гарантий.
3. Основные принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться
следующими принципами:
сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции
факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными
мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди
детей и женщин детородного возраста;
консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней,
организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ
сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с
учетом, как общих потребностей населения страны в целом, так и
специфических потребностей населения различных регионов, отдельных
социальных, профессиональных и возрастных групп;
использование результатов научных исследований при разработке и
реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с
учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска,
оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его
групп;
использование опыта международного сотрудничества с целью выработки
оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья
населения, профилактики заболеваний, повышения качества
физкультурно-оздоровительной работы.
При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на
коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые
обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний,
внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от
инфекций.
Для этого необходимо:
уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества
жизни семьи;
улучшение структуры и качества питания населения;
снижение распространенности потребления табачных изделий;
повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для
большинства населения;
снижение потребления алкоголя;
профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
снижение распространенности социально обусловленных заболеваний
(туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе
передающихся половым путем);
улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного
воздуха и питьевой воды;
совершенствование системы медицинского и социального страхования;
обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой
медицинской, в том числе лекарственной, помощи;
обеспечение иммунизации населения;
обеспечение безопасных условий труда.
4. Основные направления деятельности в области охраны
здоровья населения
Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать
прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и
осуществляться по двум основным направлениям:
формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений в
образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в том числе
путем повышения их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих
мотиваций в отношении к своему здоровью, выработка умения и навыков
здорового образа жизни;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни и
укреплению здоровья населения.
Основными направлениями в реализации этой политики являются
совершенствование законодательства Российской Федерации и определение
приоритетов профилактической деятельности.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика,
способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики
заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение
должны постепенно увеличиваться.
Законодательством должно также предусматриваться создание
благоприятных экономических условий для организаций, реализующих
программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди
работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на
улучшение социальных условий и состояния окружающей среды,
способствующих здоровому образу жизни.
Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном
уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда,
окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения
физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.
Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи,
и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.
Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и
организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении
функций рада медицинских служб с целью уделить больше внимания
проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану
здоровья населения и профилактику заболеваний.
Они должны предусматривать:
увеличение доли финансирования первичного звена здравоохранения -
амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития
профилактического направления их работы;
укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача общей
практики;
совершенствование системы медицинского страхования;
подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа
жизни.
В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные
изменения в состоянии здоровья работающего населения. Возросла
профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде
всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия
труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение здоровья работающих,
увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.
С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья
работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра
профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;
уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников
вследствие воздействия факторов производственной среды в целях
осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению
профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации
с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и
повышение ее роли в сохранении здоровья.
Проведенные в России исследования позволяют утверждать, что
профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний только
среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно
эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники
ребенка имеют определенный факторы риска или страдают хроническими
неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у
ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих
же заболеваний.
В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть
одной из приоритетных в деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках
реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением
общественных организаций.
5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения
В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль
образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление
здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них
активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья
населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с
помощью информационных программ) специально адаптированных к различным
возрастным и социальным группам населения.
Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно
решать такими доступными методами, как:
проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию
и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о
вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а
также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения
заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой
беременности;
введение в воспитательные и образовательные программы основ
безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также
совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и
спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и
высших учебных заведениях;
обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций по
безопасности дорожного движения, работников морского, речного и
воздушного флотов, а также пожарной инспекции приемам оказания первой
доврачебной помощи.
Эта стратегия требует изменения структуры учреждений системы
здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по
вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку
соответствующих специалистов.
Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в
выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
В первую очередь следует обратить внимание на заболевания,
оказывающие существенное влияние на состояние здоровья населения, в
отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и лечения.
Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной гипертонии,
туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований.
Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления
здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной
подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и
немедицинского профиля.
Важным условием реализации Концепции является совершенствование
информационной системы в сфере охраны здоровья населения.
Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать
для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения мотивации
к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать
систему социально-гигиенического мониторинга для определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека.
Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться на основе
унифицированной научно обоснованной методики, выборочных исследований с
учетом местных особенностей жизни населения.
Состояние здоровья населения является одним из основных критериев
благополучия общества. Результаты мониторинга дают возможность
обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную, экологическую) и
планировать профилактические программы.
При составлении программ охраны здоровья необходимо шире
использовать достижения науки. Создание законодательных и других
нормативных правовых актов, разработка организационных и практических
мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки населения, при
которых может быть получен нужный результат, возможны только при
достаточном научном сопровождении.
Основными направлениями в области научных исследований должны стать:
разработка новых, экономически оправданных методов определения
состояния здоровья населения, нацеленных на минимизацию факторов,
отрицательно влияющих на состояние здоровья;
разработка, планирование, реализация и оценка эффективности
отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики
заболеваний;
сокращение разрыва между научными достижениями и практической их
реализацией.
Финансовые затраты на осуществление профилактических программ
несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и
лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших
трудоспособность, и инвалидов.
По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только
двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и
курения) приведет к снижению за пятилетие их распространенности на 20
процентов, уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на
15 процентов, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс.
человек трудоспособного возраста.
Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых
продуктов с одновременным увеличением на 25 - 30 процентов числа лиц,
систематически занимающихся физкультурой, обеспечат снижение
распространенности избыточной массы тела на 20 - 30 процентов и, как
следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных
хронических неинфекционных заболеваний на 10 процентов и 5 процентов
соответственно.
Источниками финансирования профилактических мероприятий являются
средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования,
предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные
источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Важным источником пополнения средств, направляемых на сохранение и
укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут стать отраслевые
программы укрепления здоровья работников и членов их семей.
Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств,
получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя,
а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об охране
здоровья населения, для финансирования мероприятий по вопросам охраны
здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения и
алкоголизма.