Медицинское законодательство
ППрРФ 01.06.00 426 Об утверждении Положения о социально - гигиеническом
мониторинге
--------------------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 01.06.2000 N 426
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о социально - гигиеническом
мониторинге.
2. В подпункте 30 пункта 7 Положения о Министерстве здравоохранения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 23, ст. 2691; 1999, N 47, ст. 5706),
слова: "формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и
среды обитания человека" заменить словами: "осуществляет формирование
базы данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека -
федерального информационного фонда данных социально - гигиенического
мониторинга, координирует деятельность по ведению социально -
гигиенического мониторинга, осуществляемую органами и учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной
власти".
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием
органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации мероприятия по социально - гигиеническому
мониторингу, предусмотрев осуществление их финансирования за счет
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других
источников.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994
г. N 1146 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом
мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N
25, ст. 2711);
пункт 4 изменений, которые вносятся в некоторые решения
Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 "Об
изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства
Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства
здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).
Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2000 г. N 426
Положение
о социально - гигиеническом мониторинге
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок
проведения социально - гигиенического мониторинга и формирования
федерального информационного фонда данных социально - гигиенического
мониторинга.
2. Социально - гигиенический мониторинг - государственная система
наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и
среды обитания человека, а также определения причинно - следственных
связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды
обитания человека (далее именуется - мониторинг).
3. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения.
4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов
Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе
разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных
правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических
материалов.
5. Федеральный информационный фонд данных социально - гигиенического
мониторинга (далее именуется - федеральный информационный фонд)
представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды
обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а
также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в
области анализа, прогноза и определения причинно - следственных связей
между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды
обитания человека.
6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) выявление причинно - следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на
основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению
мониторинга в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, выработки предложений для принятия решений
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
а) за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания
человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные,
паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук,
инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения),
социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и
иными факторами (ведется органами и учреждениями государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации);
б) за природно - климатическими факторами, источниками
антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том числе на
атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется
Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике и подведомственными им
организациями);
в) за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами
исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный
контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного
контроля);
г) за факторами социальной среды человека (ведется Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике, другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им
организациями);
д) за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется
Министерством труда и социального развития Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике,
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и
подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга
социально - трудовой сферы);
е) за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых
продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации,
Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в
области стандартизации и сертификации).
8. Проведение мониторинга осуществляется путем:
а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды
обитания человека;
б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за
состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья
граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными
подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти
по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел,
безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции,
осуществляющими государственный санитарно - эпидемиологический надзор
соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, на объектах обороны и оборонного
производства и иного специального назначения.
9. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на
человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания
человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по
предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания
человека на здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
д) информирование государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовой
формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
II. Порядок проведения мониторинга
10. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов
Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется
органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации совместно с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
11. Учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления и
организациями осуществляют:
а) сбор, хранение, первичную обработку, оценку информации,
полученной в ходе мониторинга, и передачу ее в центры государственного
санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской
Федерации;
б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по
вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия
населения в городских и сельских поселениях.
12. Учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и на транспорте
(водном, воздушном) совместно с уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и организациями осуществляют:
а) ведение баз данных мониторинга на уровне субъектов Российской
Федерации и на транспорте;
б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно -
следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами
среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на
уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте;
в) подготовку предложений для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, установления факторов,
оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;
г) передачу информации в федеральный информационный фонд.
13. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) единое методическое обеспечение мониторинга в Российской
Федерации;
в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной
власти по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и
среды обитания человека;
г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по
информационным каналам связи для формирования федерального
информационного фонда.
14. Структура, объем и периодичность представления данных,
полученных в ходе мониторинга, в федеральный информационный фонд
определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
15. Представление в федеральный информационный фонд данных,
полученных в ходе мониторинга, обмен ими между органами исполнительной
власти, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении,
осуществляются на безвозмездной основе.
Медицинское законодательство
ППрРФ 01.06.00 426 Об утверждении Положения о социально - гигиеническом
мониторинге
--------------------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 01.06.2000 N 426
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о социально - гигиеническом
мониторинге.
2. В подпункте 30 пункта 7 Положения о Министерстве здравоохранения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 23, ст. 2691; 1999, N 47, ст. 5706),
слова: "формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и
среды обитания человека" заменить словами: "осуществляет формирование
базы данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека -
федерального информационного фонда данных социально - гигиенического
мониторинга, координирует деятельность по ведению социально -
гигиенического мониторинга, осуществляемую органами и учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной
власти".
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием
органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации мероприятия по социально - гигиеническому
мониторингу, предусмотрев осуществление их финансирования за счет
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других
источников.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994
г. N 1146 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом
мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N
25, ст. 2711);
пункт 4 изменений, которые вносятся в некоторые решения
Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 "Об
изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства
Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства
здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).
Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2000 г. N 426
Положение
о социально - гигиеническом мониторинге
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок
проведения социально - гигиенического мониторинга и формирования
федерального информационного фонда данных социально - гигиенического
мониторинга.
2. Социально - гигиенический мониторинг - государственная система
наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и
среды обитания человека, а также определения причинно - следственных
связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды
обитания человека (далее именуется - мониторинг).
3. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения.
4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов
Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе
разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных
правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических
материалов.
5. Федеральный информационный фонд данных социально - гигиенического
мониторинга (далее именуется - федеральный информационный фонд)
представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды
обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а
также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в
области анализа, прогноза и определения причинно - следственных связей
между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды
обитания человека.
6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) выявление причинно - следственных связей между состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на
основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
в) обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению
мониторинга в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения, выработки предложений для принятия решений
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:
а) за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания
человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные,
паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук,
инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения),
социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и
иными факторами (ведется органами и учреждениями государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации);
б) за природно - климатическими факторами, источниками
антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том числе на
атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется
Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике и подведомственными им
организациями);
в) за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами
исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный
контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного
контроля);
г) за факторами социальной среды человека (ведется Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике, другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им
организациями);
д) за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется
Министерством труда и социального развития Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике,
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и
подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга
социально - трудовой сферы);
е) за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых
продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации,
Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в
области стандартизации и сертификации).
8. Проведение мониторинга осуществляется путем:
а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды
обитания человека;
б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за
состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья
граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными
подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти
по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел,
безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции,
осуществляющими государственный санитарно - эпидемиологический надзор
соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, на объектах обороны и оборонного
производства и иного специального назначения.
9. Проведение мониторинга обеспечивает:
а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на
человека, и их оценку;
б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания
человека;
в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по
предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания
человека на здоровье населения;
г) подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
д) информирование государственных органов, органов местного
самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовой
формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.
II. Порядок проведения мониторинга
10. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов
Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется
органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации совместно с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
11. Учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления и
организациями осуществляют:
а) сбор, хранение, первичную обработку, оценку информации,
полученной в ходе мониторинга, и передачу ее в центры государственного
санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах Российской
Федерации;
б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по
вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия
населения в городских и сельских поселениях.
12. Учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и на транспорте
(водном, воздушном) совместно с уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и организациями осуществляют:
а) ведение баз данных мониторинга на уровне субъектов Российской
Федерации и на транспорте;
б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно -
следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами
среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на
уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте;
в) подготовку предложений для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно -
эпидемиологического благополучия населения, установления факторов,
оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;
г) передачу информации в федеральный информационный фонд.
13. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет:
а) формирование федерального информационного фонда;
б) единое методическое обеспечение мониторинга в Российской
Федерации;
в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной
власти по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и
среды обитания человека;
г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по
информационным каналам связи для формирования федерального
информационного фонда.
14. Структура, объем и периодичность представления данных,
полученных в ходе мониторинга, в федеральный информационный фонд
определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
15. Представление в федеральный информационный фонд данных,
полученных в ходе мониторинга, обмен ими между органами исполнительной
власти, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении,
осуществляются на безвозмездной основе.