Медицинское законодательство
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1998 г. N 917
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Концепцию государственной политики в области
здорового питания населения Российской Федерации на период до
2005 года (прилагается).
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий первого этапа
реализации Концепции государственной политики в области здорового
питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
разработке и осуществлении социально - экономической политики
учитывать положения Концепции государственной политики в области
здорового питания населения Российской Федерации на период до
2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Под государственной политикой в области здорового питания
понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий,
обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп
населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций,
привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями
медицинской науки.
1. Характеристика состояния в области здорового питания
населения
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих
здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный
рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний,
продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает
условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья
населения характеризуется негативными тенденциями.
Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем
в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно -
сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени
связано с питанием. У большинства населения России выявлены
нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным
потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и
микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.),
полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень
грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и
антропометрические характеристики детей.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как
кризисным состоянием производства продовольственного сырья и
пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной
способности большей части населения страны. Остро стоит проблема
качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма
низок уровень образования населения в вопросах здорового,
рационального питания. В стране нет единой государственной
политики в области здорового питания.
Исходя из значимости здоровья нации для развития и
безопасности страны и важности рационального питания подрастающего
поколения для будущего России, а также из необходимости принятия
срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами
питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной
политики в области здорового питания.
2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики
Целями государственной политики в области здорового питания
являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика
заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей государственной политики в области здорового
питания является создание экономической, законодательной и
материальной базы, обеспечивающей:
производство в необходимых объемах продовольственного сырья и
пищевых продуктов;
доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
пропаганду среди населения принципов рационального, здорового
питания;
постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации Концепции (1998 - 1999 годы)
совершенствуется нормативная база в сфере производства и
реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита
пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке
региональных программ здорового питания.
В качестве неотложных мер по реализации Концепции
осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли
продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической
ценностью, в том числе на 20 - 30 процентов продуктов, обогащенных
витаминами и минеральными веществами, на 30 - 40 процентов свежих
овощей и фруктов, расширения применения биологически активных
добавок.
Одновременно реализуются мероприятия по приведению в
соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с
учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая
организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная
продовольственная организация).
На втором этапе (2000 - 2002 годы) будет увеличено
производство витаминов, биологически активных добавок к пище и
других микроэлементов и разработана система экономического
стимулирования отечественного производства продовольственного
сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов.
Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления
дефицита основных пищевых веществ и продуктов.
В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и
междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных
областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых
веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные
научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по
созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и
транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.
На третьем этапе (2003 - 2005 годы) предусматривается
совершенствование системы государственного контроля качества
сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях
производства, формирование системы адресной помощи малоимущим
слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии
здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов,
в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически
активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний,
обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ,
улучшение антропометрических показателей детей и подростков,
снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста,
женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий
дефицита фтора и йода.
В последующий период будет стабилизироваться производство и
потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и
биологически активных добавок на основе укрепления экономики
страны, повышения покупательной способности и культуры питания
населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов
для различных социальных и возрастных групп населения.
3. Основные принципы государственной политики в области
здорового питания
Государственная политика в области здорового питания населения
основывается на следующих принципах:
а) здоровье человека - важнейший приоритет государства;
б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью
человека;
в) питание должно не только удовлетворять физиологические
потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и
выполнять профилактические и лечебные задачи;
г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья,
должны быть предметом особого внимания государства;
д) питание должно способствовать защите организма человека от
неблагоприятных условий окружающей среды.
Государственная политика в области здорового питания населения
строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и
здоровья и прогнозов развития науки и техники в области
производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов.
Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются
опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях,
расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах
и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую
основу для совершенствования процессов производства продовольствия
и являются важнейшим фактором государственной политики.
4. Основные направления государственной политики в области
здорового питания
Определены следующие направления государственной политики в
области здорового питания населения:
1) в области формирования нормативной базы предусматривается
совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение,
транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность
продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей
заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов
производства и повышении качества продовольствия;
2) в области производства продовольственного сырья необходимо
осуществить меры по:
развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию
высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем,
обеспечивающих значительное повышение урожайности
сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
проведению исследований в области трансгенных форм растений и
животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и
линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды,
обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для
нужд человека;
разработке нового поколения диагностических и лечебных
препаратов для борьбы с распространенными болезнями
сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного
происхождения;
разработке новых технологий и технических средств для
увеличения производства сбалансированных кормов для
животноводства;
выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в
первую очередь предприятия по производству детских пищевых
продуктов;
совершенствованию экономического механизма природопользования,
направленного на экологическое оздоровление природной среды и
сельскохозяйственных угодий;
3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:
а) совершенствование биотехнологических процессов переработки
сельскохозяйственного сырья, включая:
получение новых видов пищевых продуктов общего и специального
назначения с использованием ферментных препаратов и биологически
активных веществ;
использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей
промышленности для производства полноценных продуктов питания и
высококачественных кормов для животноводства;
б) создание технологий производства качественно новых пищевых
продуктов с направленным изменением химического состава,
соответствующим потребностям организма человека, в том числе:
продуктов питания массового потребления для различных
возрастных групп населения;
продуктов лечебно - профилактического назначения для
предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций
организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе
для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных
по различным видам загрязнений;
продуктов питания для военнослужащих и групп населения,
находящихся в экстремальных условиях;
в) создание отечественного производства витаминов, минеральных
веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах,
достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем
обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;
г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и
белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых
продуктов;
д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем
пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до
потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь
полезной продукции;
4) в области профилактики алиментарно - зависимых состояний и
заболеваний требуется разработка и реализация комплексных
программ, обеспечивающих:
ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и
микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в
первую очередь в экологически неблагополучных регионах;
профилактику распространенных неинфекционных заболеваний
(гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических
заболеваний и др.);
повышение уровня образования специалистов в области науки о
питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким
привлечением средств массовой информации;
расширение производства биологически активных добавок к пище;
5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и
продовольственного сырья намечается:
максимальное сохранение пищевой ценности и качества
производимых продуктов за счет применения современных технологий и
оборудования, исключающих возможности бактериального, химического
и физического загрязнения;
совершенствование нормативно - методической базы
государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых
продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий
производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и
реализации продукции;
осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва,
вода, воздух);
создание современной инструментальной и аналитической базы
контроля качества и безопасности продовольственного сырья и
пищевых продуктов;
6) в области формирования у населения навыков здорового
питания предусматриваются меры по:
ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры
питания и разработке программ обучения для специалистов,
работающих в области медицины, образования, общественного питания,
производства и переработки пищевых продуктов;
созданию образовательных программ для населения;
внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и
обмена информацией, включая использование глобальных сетей;
созданию информационно - издательских программ;
7) в области рационализации детского питания намечается
решение следующих задач:
разработка и реализация комплексной программы поддержки
грудного вскармливания;
обеспечение детей раннего возраста специализированными
продуктами;
обеспечение больных детей специализированными продуктами
лечебного питания;
организация в установленном порядке горячего питания детей в
учреждениях общего образования;
8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания
необходимо предусмотреть следующие меры:
осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания,
пищевым статусом, распространенностью алиментарно - зависимых
заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в
регионах Российской Федерации;
уточнение потребностей различных возрастных групп населения в
пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций
по питанию;
подготовка кадров в различных областях науки о питании в
учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;
9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для
малоимущих слоев населения важно создать систему выявления
нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой
помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми
факторами и биологически активными добавками, а также механизм и
методические подходы ее реализации.
5. Механизм реализации государственной политики в области
здорового питания
Основными элементами механизма реализации государственной
политики в области здорового питания населения являются следующие:
государственный контроль за качеством сельскохозяйственного
сырья и готовой продукции на стадиях производства,
транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и
техники в сфере производства и потребления продовольствия,
формирование федеральных и региональных целевых, научно -
технических и других программ, предусматривающих научно -
технические и технологические решения по приоритетным проблемам
питания, разработку принципиально новых техники и технологий,
способных коренным образом повлиять на структурные изменения в
сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;
опережающее развитие фундаментальных исследований в
перспективных направлениях производства и потребления
продовольствия;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания
на основе современных требований медицинской науки;
совершенствование государственной системы стандартизации и
сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок
и производств, приведение ее в соответствие с требованиями
международной практики;
создание системы анализа и оценки информации о достижениях и
тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в
области здорового питания и производства качественных пищевых
продуктов и добавок, подготовки прогнозно - аналитических
материалов, используемых для формирования и эффективного
проведения государственной политики;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех
уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых
технологий и гигиены питания.
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.1999 N 1119)
+---+--------------+--------------+----------+-------------------+
| N | Мероприятия | Наименование | Срок | Ответственные |
|п/п| | документов |исполнения| исполнители |
+---+--------------+--------------+----------+-------------------+
|1. |Определение на|доклад в Пра- |I квартал |Минздрав России, |
| |основе соци- |вительство |1999 г. |Минсельхозпрод |
| |ально - гиги- |Российской Фе-| |России, |
| |енического мо-|дерации об | |Минэкономики |
| |ниторинга здо-|уровне дефици-| |России, |
| |ровья и пита- |та пищевых ве-| |Минобразование |
| |ния населения |ществ и эконо-| |России, |
| |Российской Фе-|мическом обос-| |Госкомстат России, |
| |дерации уровня|новании мер по| |другие заинтересо- |
| |дефицита пище-|его преодоле- | |ванные федеральные |
| |вых веществ и |нию | |органы исполнитель-|
| |экономическое | | |ной власти, |
| |обоснование | | |органы исполнитель-|
| |мер по его | | |ной власти субъек- |
| |преодолению | | |тов Российской |
| | | | |Федерации |
| | | | | |
|2. |Разработка |проект Поста- |II квартал|Минэкономики |
| |системы эконо-|новления Пра- |1999 г. |России, |
| |мического сти-|вительства | |Минфин России, |
| |мулирования |Российской Фе-| |Минздрав России, |
| |отечественных |дерации о ме- | |другие заинтересо- |
| |производителей|рах по эконо- | |ванные федеральные |
| |витаминов и |мическому сти-| |органы |
| |других микро- |мулированию | |исполнительной |
| |нутриентов |отечественных | |власти |
| | |производителей| | |
| | |витаминов и | | |
| | |других микро- | | |
| | |нутриентов | | |
| | | | | |
|3. |Разработка |проект Поста- |III квар- |Миннауки России, |
| |приоритетных |новления Пра- |тал |Минэкономики |
| |направлений |вительства |1999 г. |России, |
| |развития науки|Российской Фе-| |Минздрав России, |
| |и техники в |дерации о при-| |Минсельхозпрод |
| |сфере произ- |оритетных нап-| |России, |
| |водства сель- |равлениях раз-| |Минобразование |
| |скохозяйствен-|вития науки и | |России, |
| |ного сырья и |техники в сфе-| |другие заинтересо- |
| |пищевых про- |ре производс- | |ванные федеральные |
| |дуктов на пе- |тва сельскохо-| |органы исполнитель-|
| |риод до |зяйственного | |ной власти, |
| |2005 года |сырья и пище- | |Российская академия|
| | |вых продуктов | |медицинских наук, |
| | |до 2005 года | |Российская академия|
| | | | |сельскохозяйствен- |
| | | | |ных наук |
| | | | | |
|4. |Совершенство- |проекты Зако- |III квар- |Минсельхозпрод |
| |вание законо- |нов Российской|тал |России, |
| |дательной базы|Федерации: |1999 г. |Минздрав России, |
| |в сфере произ-|"Об этикетиро-|IV квартал|другие заинтересо- |
| |водства и реа-|вании пищевых |1999 г. |ванные федеральные |
| |лизации пище- |продуктов"; | |органы исполнитель-|
| |вых продуктов,|"Об обогащении| |ной власти |
| |направленное |пищевых про- | | |
| |на обеспечение|дуктов незаме-| | |
| |их качества и |нимыми пищевы-| | |
| |безопасности |ми веществами"| | |
| | | | | |
|5. |Разработка |региональные |IV квартал|органы исполнитель-|
| |субъектами |программы здо-|1999 г. |ной власти субъек- |
| |Российской Фе-|рового питания| |тов Российской Фе- |
| |дерации регио-| | |дерации, |
| |нальных прог- | | |Минздрав России, |
| |рамм по реали-| | |заинтересованные |
| |зации Концеп- | | |федеральные органы |
| |ции государ- | | |исполнительной |
| |ственной поли-| | |власти |
| |тики в области| | | |
| |здорового пи- | | | |
| |тания населе- | | | |
| |ния Российской| | | |
| |Федерации на | | | |
| |период до | | | |
| |2005 года | | | |
| | | | | |
|6. |Организация и |решение Прави-|IV квартал|Минздрав России, |
| |обеспечение |тельства Рос- |1998 г. |Миннауки России, |
| |деятельности |сийской Феде- | |Минсельхозпрод |
| |органов испол-|рации о возло-| |России, |
| |нительной |жении вопросов| |другие заинтересо- |
| |власти в об- |координации в | |ванные федеральные |
| |ласти здорово-|области здоро-| |органы исполнитель-|
| |го питания на-|вого питания | |ной власти |
| |селения Рос- |населения на | | |
| |сийской Феде- |Межведомствен-| | |
| |рации |ную комиссию | | |
| | |по охране здо-| | |
| | |ровья граждан | | |
| | | | | |
|7. |Организация |нормативные |I квартал |Минздрав России, |
| |наблюдения за |правовые акты |2000 г. |Российская академия|
| |содержанием |по осуществле-| |медицинских наук |
| |йода и других |нию мониторин-| | |
| |микронутриен- |га и оценке | | |
| |тов в пищевых |состояния здо-| | |
| |продуктах и |ровья различ- | | |
| |биосредах че- |ных групп на- | | |
| |ловека и оцен-|селения | | |
| |ка их влияния | | | |
| |на состояние | | | |
| |здоровья раз- | | | |
| |личных групп | | | |
| |населения | | | |
|(п. 7 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999|
|N 1119) |
| | | | | |
|8. |Разработка и |форма феде- |I квартал |Минздрав России, |
| |утверждение |рального госу-|2000 г. |Российское стати- |
| |формы феде- |дарственного | |стическое агентство|
| |рального госу-|статистичес- | | |
| |дарственного |кого наблюде- | | |
| |статистическо-|ния | | |
| |го наблюдения | | | |
| |за заболевае- | | | |
| |мостью, свя- | | | |
| |занной с дефи-| | | |
| |цитом йода и | | | |
| |других микро- | | | |
| |нутриентов | | | |
|(п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999|
|N 1119) |
| | | | | |
|9. |Разработка и |государствен- |I квартал |Госстандарт России,|
| |утверждение |ные стандарты |2000 г. |Минздрав России |
| |государствен- |на поваренную | | |
| |ных стандартов|пищевую соль | | |
| |на поваренную | | | |
| |пищевую соль и| | | |
| |на методы ее | | | |
| |испытания | | | |
|(п. 9 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999|
|N 1119) |
+----------------------------------------------------------------+
Медицинское законодательство
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1998 г. N 917
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.99 N 1119)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Концепцию государственной политики в области
здорового питания населения Российской Федерации на период до
2005 года (прилагается).
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий первого этапа
реализации Концепции государственной политики в области здорового
питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
разработке и осуществлении социально - экономической политики
учитывать положения Концепции государственной политики в области
здорового питания населения Российской Федерации на период до
2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Под государственной политикой в области здорового питания
понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий,
обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп
населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций,
привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями
медицинской науки.
1. Характеристика состояния в области здорового питания
населения
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих
здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный
рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний,
продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает
условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья
населения характеризуется негативными тенденциями.
Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем
в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно -
сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени
связано с питанием. У большинства населения России выявлены
нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным
потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и
микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.),
полноценных белков, так и нерациональным их соотношением.
Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень
грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и
антропометрические характеристики детей.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как
кризисным состоянием производства продовольственного сырья и
пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной
способности большей части населения страны. Остро стоит проблема
качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма
низок уровень образования населения в вопросах здорового,
рационального питания. В стране нет единой государственной
политики в области здорового питания.
Исходя из значимости здоровья нации для развития и
безопасности страны и важности рационального питания подрастающего
поколения для будущего России, а также из необходимости принятия
срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами
питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной
политики в области здорового питания.
2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики
Целями государственной политики в области здорового питания
являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика
заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основной задачей государственной политики в области здорового
питания является создание экономической, законодательной и
материальной базы, обеспечивающей:
производство в необходимых объемах продовольственного сырья и
пищевых продуктов;
доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;
высокое качество и безопасность пищевых продуктов;
пропаганду среди населения принципов рационального, здорового
питания;
постоянный контроль за состоянием питания населения.
На первом этапе реализации Концепции (1998 - 1999 годы)
совершенствуется нормативная база в сфере производства и
реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита
пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке
региональных программ здорового питания.
В качестве неотложных мер по реализации Концепции
осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли
продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической
ценностью, в том числе на 20 - 30 процентов продуктов, обогащенных
витаминами и минеральными веществами, на 30 - 40 процентов свежих
овощей и фруктов, расширения применения биологически активных
добавок.
Одновременно реализуются мероприятия по приведению в
соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с
учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая
организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная
продовольственная организация).
На втором этапе (2000 - 2002 годы) будет увеличено
производство витаминов, биологически активных добавок к пище и
других микроэлементов и разработана система экономического
стимулирования отечественного производства продовольственного
сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов.
Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления
дефицита основных пищевых веществ и продуктов.
В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и
междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных
областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых
веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные
научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по
созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и
транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов.
На третьем этапе (2003 - 2005 годы) предусматривается
совершенствование системы государственного контроля качества
сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях
производства, формирование системы адресной помощи малоимущим
слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии
здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов,
в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически
активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний,
обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ,
улучшение антропометрических показателей детей и подростков,
снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста,
женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий
дефицита фтора и йода.
В последующий период будет стабилизироваться производство и
потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и
биологически активных добавок на основе укрепления экономики
страны, повышения покупательной способности и культуры питания
населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов
для различных социальных и возрастных групп населения.
3. Основные принципы государственной политики в области
здорового питания
Государственная политика в области здорового питания населения
основывается на следующих принципах:
а) здоровье человека - важнейший приоритет государства;
б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью
человека;
в) питание должно не только удовлетворять физиологические
потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и
выполнять профилактические и лечебные задачи;
г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья,
должны быть предметом особого внимания государства;
д) питание должно способствовать защите организма человека от
неблагоприятных условий окружающей среды.
Государственная политика в области здорового питания населения
строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и
здоровья и прогнозов развития науки и техники в области
производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов.
Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются
опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях,
расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах
и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую
основу для совершенствования процессов производства продовольствия
и являются важнейшим фактором государственной политики.
4. Основные направления государственной политики в области
здорового питания
Определены следующие направления государственной политики в
области здорового питания населения:
1) в области формирования нормативной базы предусматривается
совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение,
транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность
продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей
заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов
производства и повышении качества продовольствия;
2) в области производства продовольственного сырья необходимо
осуществить меры по:
развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию
высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем,
обеспечивающих значительное повышение урожайности
сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
проведению исследований в области трансгенных форм растений и
животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и
линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды,
обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для
нужд человека;
разработке нового поколения диагностических и лечебных
препаратов для борьбы с распространенными болезнями
сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного
происхождения;
разработке новых технологий и технических средств для
увеличения производства сбалансированных кормов для
животноводства;
выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в
первую очередь предприятия по производству детских пищевых
продуктов;
совершенствованию экономического механизма природопользования,
направленного на экологическое оздоровление природной среды и
сельскохозяйственных угодий;
3) в области производства пищевых продуктов предусматривается:
а) совершенствование биотехнологических процессов переработки
сельскохозяйственного сырья, включая:
получение новых видов пищевых продуктов общего и специального
назначения с использованием ферментных препаратов и биологически
активных веществ;
использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей
промышленности для производства полноценных продуктов питания и
высококачественных кормов для животноводства;
б) создание технологий производства качественно новых пищевых
продуктов с направленным изменением химического состава,
соответствующим потребностям организма человека, в том числе:
продуктов питания массового потребления для различных
возрастных групп населения;
продуктов лечебно - профилактического назначения для
предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций
организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе
для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных
по различным видам загрязнений;
продуктов питания для военнослужащих и групп населения,
находящихся в экстремальных условиях;
в) создание отечественного производства витаминов, минеральных
веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах,
достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем
обогащения ими пищевых продуктов массового потребления;
г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и
белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых
продуктов;
д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем
пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до
потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь
полезной продукции;
4) в области профилактики алиментарно - зависимых состояний и
заболеваний требуется разработка и реализация комплексных
программ, обеспечивающих:
ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и
микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в
первую очередь в экологически неблагополучных регионах;
профилактику распространенных неинфекционных заболеваний
(гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических
заболеваний и др.);
повышение уровня образования специалистов в области науки о
питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким
привлечением средств массовой информации;
расширение производства биологически активных добавок к пище;
5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и
продовольственного сырья намечается:
максимальное сохранение пищевой ценности и качества
производимых продуктов за счет применения современных технологий и
оборудования, исключающих возможности бактериального, химического
и физического загрязнения;
совершенствование нормативно - методической базы
государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых
продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий
производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и
реализации продукции;
осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва,
вода, воздух);
создание современной инструментальной и аналитической базы
контроля качества и безопасности продовольственного сырья и
пищевых продуктов;
6) в области формирования у населения навыков здорового
питания предусматриваются меры по:
ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры
питания и разработке программ обучения для специалистов,
работающих в области медицины, образования, общественного питания,
производства и переработки пищевых продуктов;
созданию образовательных программ для населения;
внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и
обмена информацией, включая использование глобальных сетей;
созданию информационно - издательских программ;
7) в области рационализации детского питания намечается
решение следующих задач:
разработка и реализация комплексной программы поддержки
грудного вскармливания;
обеспечение детей раннего возраста специализированными
продуктами;
обеспечение больных детей специализированными продуктами
лечебного питания;
организация в установленном порядке горячего питания детей в
учреждениях общего образования;
8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания
необходимо предусмотреть следующие меры:
осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания,
пищевым статусом, распространенностью алиментарно - зависимых
заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в
регионах Российской Федерации;
уточнение потребностей различных возрастных групп населения в
пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций
по питанию;
подготовка кадров в различных областях науки о питании в
учебных заведениях медицинского и пищевого профиля;
9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для
малоимущих слоев населения важно создать систему выявления
нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой
помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми
факторами и биологически активными добавками, а также механизм и
методические подходы ее реализации.
5. Механизм реализации государственной политики в области
здорового питания
Основными элементами механизма реализации государственной
политики в области здорового питания населения являются следующие:
государственный контроль за качеством сельскохозяйственного
сырья и готовой продукции на стадиях производства,
транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и
техники в сфере производства и потребления продовольствия,
формирование федеральных и региональных целевых, научно -
технических и других программ, предусматривающих научно -
технические и технологические решения по приоритетным проблемам
питания, разработку принципиально новых техники и технологий,
способных коренным образом повлиять на структурные изменения в
сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок;
опережающее развитие фундаментальных исследований в
перспективных направлениях производства и потребления
продовольствия;
проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания
на основе современных требований медицинской науки;
совершенствование государственной системы стандартизации и
сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок
и производств, приведение ее в соответствие с требованиями
международной практики;
создание системы анализа и оценки информации о достижениях и
тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в
области здорового питания и производства качественных пищевых
продуктов и добавок, подготовки прогнозно - аналитических
материалов, используемых для формирования и эффективного
проведения государственной политики;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех
уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых
технологий и гигиены питания.
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 1998 г. N 917
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.1999 N 1119)
+---+--------------+--------------+----------+-------------------+
| N | Мероприятия | Наименование | Срок | Ответственные |
|п/п| | документов |исполнения| исполнители |
+---+--------------+--------------+----------+-------------------+
|1. |Определение на|доклад в Пра- |I квартал |Минздрав России, |
| |основе соци- |вительство |1999 г. |Минсельхозпрод |
| |ально - гиги- |Российской Фе-| |России, |
| |енического мо-|дерации об | |Минэкономики |
| |ниторинга здо-|уровне дефици-| |России, |
| |ровья и пита- |та пищевых ве-| |Минобразование |
| |ния населения |ществ и эконо-| |России, |
| |Российской Фе-|мическом обос-| |Госкомстат России, |
| |дерации уровня|новании мер по| |другие заинтересо- |
| |дефицита пище-|его преодоле- | |ванные федеральные |
| |вых веществ и |нию | |органы исполнитель-|
| |экономическое | | |ной власти, |
| |обоснование | | |органы исполнитель-|
| |мер по его | | |ной власти субъек- |
| |преодолению | | |тов Российской |
| | | | |Федерации |
| | | | | |
|2. |Разработка |проект Поста- |II квартал|Минэкономики |
| |системы эконо-|новления Пра- |1999 г. |России, |
| |мического сти-|вительства | |Минфин России, |
| |мулирования |Российской Фе-| |Минздрав России, |
| |отечественных |дерации о ме- | |другие заинтересо- |
| |производителей|рах по эконо- | |ванные федеральные |
| |витаминов и |мическому сти-| |органы |
| |других микро- |мулированию | |исполнительной |
| |нутриентов |отечественных | |власти |
| | |производителей| | |
| | |витаминов и | | |
| | |других микро- | | |
| | |нутриентов | | |
| | | | | |
|3. |Разработка |проект Поста- |III квар- |Миннауки России, |
| |приоритетных |новления Пра- |тал |Минэкономики |
| |направлений |вительства |1999 г. |России, |
| |развития науки|Российской Фе-| |Минздрав России, |
| |и техники в |дерации о при-| |Минсельхозпрод |
| |сфере произ- |оритетных нап-| |России, |
| |водства сель- |равлениях раз-| |Минобразование |
| |скохозяйствен-|вития науки и | |России, |
| |ного сырья и |техники в сфе-| |другие заинтересо- |
| |пищевых про- |ре производс- | |ванные федеральные |
| |дуктов на пе- |тва сельскохо-| |органы исполнитель-|
| |риод до |зяйственного | |ной власти, |
| |2005 года |сырья и пище- | |Российская академия|
| | |вых продуктов | |медицинских наук, |
| | |до 2005 года | |Российская академия|
| | | | |сельскохозяйствен- |
| | | | |ных наук |
| | | | | |
|4. |Совершенство- |проекты Зако- |III квар- |Минсельхозпрод |
| |вание законо- |нов Российской|тал |России, |
| |дательной базы|Федерации: |1999 г. |Минздрав России, |
| |в сфере произ-|"Об этикетиро-|IV квартал|другие заинтересо- |
| |водства и реа-|вании пищевых |1999 г. |ванные федеральные |
| |лизации пище- |продуктов"; | |органы исполнитель-|
| |вых продуктов,|"Об обогащении| |ной власти |
| |направленное |пищевых про- | | |
| |на обеспечение|дуктов незаме-| | |
| |их качества и |нимыми пищевы-| | |
| |безопасности |ми веществами"| | |
| | | | | |
|5. |Разработка |региональные |IV квартал|органы исполнитель-|
| |субъектами |программы здо-|1999 г. |ной власти субъек- |
| |Российской Фе-|рового питания| |тов Российской Фе- |
| |дерации регио-| | |дерации, |
| |нальных прог- | | |Минздрав России, |
| |рамм по реали-| | |заинтересованные |
| |зации Концеп- | | |федеральные органы |
| |ции государ- | | |исполнительной |
| |ственной поли-| | |власти |
| |тики в области| | | |
| |здорового пи- | | | |
| |тания населе- | | | |
| |ния Российской| | | |
| |Федерации на | | | |
| |период до | | | |
| |2005 года | | | |
| | | | | |
|6. |Организация и |решение Прави-|IV квартал|Минздрав России, |
| |обеспечение |тельства Рос- |1998 г. |Миннауки России, |
| |деятельности |сийской Феде- | |Минсельхозпрод |
| |органов испол-|рации о возло-| |России, |
| |нительной |жении вопросов| |другие заинтересо- |
| |власти в об- |координации в | |ванные федеральные |
| |ласти здорово-|области здоро-| |органы исполнитель-|
| |го питания на-|вого питания | |ной власти |
| |селения Рос- |населения на | | |
| |сийской Феде- |Межведомствен-| | |
| |рации |ную комиссию | | |
| | |по охране здо-| | |
| | |ровья граждан | | |
| | | | | |
|7. |Организация |нормативные |I квартал |Минздрав России, |
| |наблюдения за |правовые акты |2000 г. |Российская академия|
| |содержанием |по осуществле-| |медицинских наук |
| |йода и других |нию мониторин-| | |
| |микронутриен- |га и оценке | | |
| |тов в пищевых |состояния здо-| | |
| |продуктах и |ровья различ- | | |
| |биосредах че- |ных групп на- | | |
| |ловека и оцен-|селения | | |
| |ка их влияния | | | |
| |на состояние | | | |
| |здоровья раз- | | | |
| |личных групп | | | |
| |населения | | | |
|(п. 7 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999|
|N 1119) |
| | | | | |
|8. |Разработка и |форма феде- |I квартал |Минздрав России, |
| |утверждение |рального госу-|2000 г. |Российское стати- |
| |формы феде- |дарственного | |стическое агентство|
| |рального госу-|статистичес- | | |
| |дарственного |кого наблюде- | | |
| |статистическо-|ния | | |
| |го наблюдения | | | |
| |за заболевае- | | | |
| |мостью, свя- | | | |
| |занной с дефи-| | | |
| |цитом йода и | | | |
| |других микро- | | | |
| |нутриентов | | | |
|(п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999|
|N 1119) |
| | | | | |
|9. |Разработка и |государствен- |I квартал |Госстандарт России,|
| |утверждение |ные стандарты |2000 г. |Минздрав России |
| |государствен- |на поваренную | | |
| |ных стандартов|пищевую соль | | |
| |на поваренную | | | |
| |пищевую соль и| | | |
| |на методы ее | | | |
| |испытания | | | |
|(п. 9 введен Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999|
|N 1119) |
+----------------------------------------------------------------+