Медицинское законодательство
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1998 г. N 1391
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
В целях обеспечения внедрения в медицинскую практику
современных достижений в области медицины высоких технологий
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить на 1999 - 2007 годы прилагаемую Федеральную
целевую программу "Медицина высоких технологий" (далее именуется
Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации начиная с 1999 года при разработке
комплексных прогнозов социально - экономического развития
Российской Федерации и проектов федерального бюджета включать
Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих
финансированию за счет средств федерального бюджета, и
предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия,
направленные на повышение качества медицинской помощи населению на
основе широкомасштабного использования в практике здравоохранения
высоких медицинских технологий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 1998 г. N 1391
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Медицина высоких технологий"
Основание для разработки - распоряжение Президента Российской
Программы Федерации от 29 декабря 1997 г.
N 536-рп, Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 января
1998 г. N 53 "О разработке Федеральной
целевой программы "Медицина высоких
технологий" и создании Института
хирургии высоких технологий"
Государственный заказчик - Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации
Основные разработчики - Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации, Российская
академия наук, Российская академия
медицинских наук, Институт хирургии
высоких технологий
Цели и задачи Программы - повышение продолжительности
и улучшение качества жизни больных,
страдающих наиболее распространенными
заболеваниями (сердечно - сосудистые
заболевания, сочетанные поражения
различных органов, политравма);
обеспечение разработки и внедрения
в медицинскую практику современных
достижений в области медицины
высоких технологий;
внедрение в повседневную практику
головных лечебно - профилактических
учреждений, расположенных в регионах,
высокотехнологичных методов лечения
с использованием последних достижений
медицинской науки и техники;
увеличение объема и эффективности
методов оперативного и неоперативного
лечения больных с использованием
искусственных систем жизнеобеспечения,
экстракорпоральных, эндоскопических
и малоинвазивных методов лечения
Сроки и этапы реализации - 1999 - 2007 годы:
Программы первый этап (1999 - 2001 годы) -
создание Института хирургии высоких
технологий;
дооснащение медицинским оборудованием
существующих научно - практических
центров федерального подчинения;
подготовка кадров;
второй этап (2002 - 2007 годы) -
реализация основных мероприятий,
широкомасштабное применение высоких
медицинских технологий в медицинской
практике
Перечень основных - материально - техническое обеспечение
мероприятий Программы деятельности научно - практических
учреждений медицины высоких
технологий;
создание Института хирургии высоких
технологий на базе действующего
учреждения федерального подчинения;
подготовка кадров для обеспечения
деятельности научно - практических
учреждений медицины высоких
технологий;
разработка новых высоких медицинских
технологий;
информационное обеспечение
деятельности участников программных
мероприятий
Основные исполнители - Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации, Министерство
науки и технологий Российской
Федерации, Российская академия наук,
Российская академия медицинских наук,
Институт хирургии высоких технологий
Объемы и источники - для реализации Программы потребуются
финансирования финансовые ресурсы в объеме
3107,66 млн. рублей, в том числе
за счет средств федерального бюджета -
3105,86 млн. рублей, внебюджетных
источников - 1,8 млн. рублей
Ожидаемые конечные - повсеместное внедрение высоких
результаты реализации медицинских технологий в практику;
Программы улучшение качества жизни и увеличение
ее продолжительности
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляют Министерство
Программы здравоохранения Российской Федерации
и другие федеральные органы
исполнительной власти в установленном
порядке
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий"
(далее именуется Программа) разработана в соответствии с
распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря
1997 г. N 536-рп и Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 января 1998 г. N 53 "О разработке Федеральной
целевой программы "Медицина высоких технологий" и создании
Института хирургии высоких технологий" в целях обеспечения
внедрения в медицинскую практику современных достижений в области
медицины высоких технологий.
Общеизвестно, что здоровье населения является зримым
показателем социального благополучия, нормального экономического
функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной
безопасности страны.
Среди основных демографических показателей в Российской
Федерации в последнее десятилетие XX века особенно негативные
изменения претерпели показатели смертности и рождаемости. Если в
1980 году в России рождалось 2,2 млн. человек, то в 1996 году -
только 1,25 млн. человек. Естественная убыль населения
приблизилась к 1 млн. человек в год. Такая статистическая картина
отражает процесс депопуляции со скоростью и интенсивностью,
характерной для периодов войн. Превышение смертности над
рождаемостью характерно для 77 субъектов Российской Федерации, где
проживает свыше 90 процентов населения страны.
Наибольшие потери наше общество несет в результате
распространения болезней сердечно - сосудистой системы,
новообразований, травматизма и отравлений, детской патологии,
болезней дыхательной системы, инфекционных заболеваний.
Распространенность сердечно - сосудистых заболеваний за последние
4 года увеличилась на 13 процентов (из расчета на
100 тыс. населения всех возрастов). Выросло число больных с
врожденными аномалиями сердца и сосудов, особенно среди детей и
подростков.
Сердечно - сосудистой хирургии отводится важная роль в борьбе
с болезнями сердца и сосудов. Однако количество операций при
патологии сердца и сосудов в общем объеме хирургической помощи в
стране составляет соответственно только 0,4 и 1,8 процента.
Потери от травматизма и ортопедических заболеваний еще более
значительны. Так, в 1997 - 1998 годах от травм пострадало более
12 млн. человек, от ортопедических заболеваний свыше 10 млн.
человек. В общей структуре заболеваемости с временной утратой
трудоспособности травматизм и заболевания опорно - двигательного
аппарата занимают соответственно второе и третье места.
В настоящее время развитие медицины высоких технологий тесно
связано с деятельностью федеральных научно - исследовательских
учреждений. Медицинская наука призвана повлиять на основные
показатели здоровья нации путем разработки и внедрения в практику
новых методов профилактики, диагностики и лечения наиболее
распространенных заболеваний.
За последние годы в результате экспериментальных исследований
ученые Российской академии медицинских наук и Министерства
здравоохранения Российской Федерации получили новые данные о
структуре и функциях центральной нервной системы и ее
интегративной деятельности, молекулярных механизмах узнавания,
клеточных мембранах, действии ионизирующих излучений на организм
человека, причинах возникновения злокачественных новообразований.
Наряду с фундаментальными исследованиями важнейшей задачей,
стоящей перед федеральными научно - исследовательскими
учреждениями, является разработка новых медицинских технологий.
Помимо сердечно - сосудистой хирургии, трансплантологии,
травматологии, ортопедии и нейрохирургии новые методы диагностики
и лечения разрабатываются также в других областях медицины.
Огромное значение для будущего отечественной медицины имеет
развитие молекулярной биологии и генетики, поскольку именно эти
отрасли медицины будут определять медицину XXI века. От успехов
ученых - медиков в этих областях в значительной мере зависит
будущее человечества.
Генная терапия предполагает разработку безопасных и
высокотехнологичных способов введения в клетки пациентов
недостающих генов или замену дефектных генов. Разработаны подходы
для коррекции молекулярных нарушений как методами генной
инженерии, так и путем восстановления структуры и функции
поврежденных биологических мембран при иммунодефицитах,
заболеваниях печени, нервной системы. На примере лечения больных с
тяжелым заболеванием легких - муковисцидозом создается первая в
стране модель генно - терапевтического лечения, которое в
дальнейшем будет внедрено в практику медицины.
В области гематологии и трансфузиологии наибольшее значение
имеют завершение разработки и выпуск искусственной крови на основе
модифицированного человеческого гемоглобина, а также выпуск
кровезаменителей, антистафилококкового, противостолбнячного и
антимоноцитарного иммуноглобулинов.
Широкое применение в стоматологии получили разработанные
отечественными учеными комплекты биоактивных имплантатов из
композиционной керамики для устранения дефектов нижней челюсти и
лицевого скелета при костно - реконструктивных и костно -
пластических операциях. Преимуществами данных имплантатов является
их высокая прочность, легкость крепления мини - пластинками или
проволочными швами. При сложных дефектах или повреждениях лицевого
скелета возможны индивидуальное изготовление имплантатов,
моделирование их во время операции.
Планируется разработать и внедрить в практику новые
медицинские технологии в области диагностики. Предполагается
разработка наиболее информативного и точного метода - ДНК -
диагностики с применением полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Планируется организация лабораторной службы с применением ПЦР
во всех основных регионах России, а также распространение
технологий неинвазивной (бескровной) биохимической диагностики.
Другой важной задачей федеральных научно - исследовательских
учреждений является разработка научно обоснованных стандартов на
определенные виды специализированной медицинской помощи и
механизма передачи научной продукции в региональные центры.
Для успешного решения задач, стоящих перед федеральными
научно - исследовательскими учреждениями, развития медицины
высоких технологий необходимо осуществить мероприятия по
укреплению и переоснащению ведущих федеральных научных центров -
основных производителей высоких медицинских технологий и созданию
оптимального механизма реализации высоких медицинских технологий.
Для разработки и широкого внедрения в практику новых
современных технологий в области сердечно - сосудистой хирургии,
трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии,
педиатрии и детской хирургии, акушерства и гинекологии необходимо
создать новое поколение аппаратов, приборов, инструментов для
диагностики, лечения и профилактики болезней, подготовить и
обучить квалифицированные кадры, создать в стране
телекоммуникационную систему.
Сегодня в России есть все предпосылки для повсеместного
внедрения высокотехнологичных средств и методов в практику
здравоохранения. Учеными Российской академии наук и Российской
академии медицинских наук разработаны приборы и инструменты,
позволяющие производить тончайшие операции на всех органах и
тканях, независимо от природы заболевания (атеросклероз, опухоли,
политравма, болезни уха, горла и носа, эндокринные заболевания и
т.д.). Однако осуществление этих операций остается малодоступным
для широких слоев населения. Поэтому отдельные успехи ученых -
медиков практически не отражаются на показателях качества жизни и
ее продолжительности в масштабах всей страны.
Мероприятия Программы предполагается осуществить под
руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации и
Российской академии медицинских наук, силами и средствами
отдельных научно - исследовательских учреждений, различных
министерств, ведомств, творческими научными коллективами на
конкурсной основе (в том числе по грантам).
2. Основные цели и задачи Программы
Конечной целью Программы является улучшение основных
показателей здоровья населения, повышение продолжительности и
улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее
распространенными заболеваниями, обеспечение разработки и
внедрения в медицинскую практику современных достижений в области
медицины высоких технологий.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих
задач:
разработка и внедрение в медицинскую практику методов медицины
высоких технологий;
внедрение в повседневную практику головных лечебно -
профилактических учреждений регионов высокотехнологичных методов
диагностики и лечения;
увеличение объема и повышение эффективности применения методов
оперативного и неоперативного лечения больных с использованием
искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных,
эндоскопических и малоинвазивных методов лечения.
При этом осуществляются:
разработка и внедрение высоких медицинских технологий в
практическое здравоохранение;
создание и сохранение материальной, научной, лечебно -
профилактической базы вновь создаваемых и функционирующих
учреждений и организаций;
подготовка высококвалифицированных кадров по основным
клиническим специальностям, предусмотренным Программой, включая
организацию кафедры и курсов на базе Института хирургии высоких
технологий и других ведущих научных и учебных учреждений
здравоохранения;
разработка современных нормативов и стандартов
специализированной медицинской помощи;
обеспечение потребности населения в специализированной
медицинской помощи.
Решение этих задач уже в ближайшем будущем приведет к
значительному снижению заболеваемости и смертности населения
Российской Федерации.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 1999 - 2007 годах
в два этапа.
На первом этапе (1999 - 2001 годы) предусматривается создание
Института хирургии высоких технологий - головного учреждения по
проблеме; развитие и укрепление материально - технической базы
научных и практических учреждений здравоохранения, подготовка
медицинского и технического персонала, научная разработка новых
медицинских технологий и их стандартизация, разработка основных
мероприятий по информационному обеспечению учреждений, участвующих
в реализации Программы.
На втором этапе (2002 - 2007 годы) планируется реализация
мероприятий по внедрению высоких медицинских технологий в
лечебно - профилактических учреждениях, расположенных в субъектах
Российской Федерации, их дооснащение современным медицинским
оборудованием, в том числе телекоммуникационными системами.
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы (см. Приложение) предусматривает
решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по
времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций
развития здравоохранения, требований нормативных документов,
реальной экономической ситуации в стране и состояния здоровья
населения.
Программа предполагает поэтапное решение проблемы внедрения
высоких медицинских технологий в лечебно - профилактических
учреждениях страны, при этом имеется в виду создание
организационной структуры, совершенствование материально -
технической базы, научное и кадровое обеспечение в основном на
федеральном уровне на первом этапе, с тем чтобы на втором этапе
добиться повсеместного распространения высоких медицинских
технологий.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и
внебюджетных источников. В качестве внебюджетных источников
предусмотрены собственные средства федерального государственного
унитарного предприятия - Института хирургии высоких технологий.
Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с
созданием Института хирургии высоких технологий, подготовкой
кадров, информационным и научным обеспечением Программы, составит
3107,66 млн. рублей, в том числе 3105,86 рублей за счет средств
федерального бюджета и 1,8 млн. рублей за счет внебюджетных
источников.
В 1999 году финансирование программных мероприятий
предусмотрено в объеме 835,95 млн. рублей за счет средств
федерального бюджета.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно
уточняются в установленном порядке.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе государственных
контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения
Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий на
конкурсной основе.
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации
Программы координацию деятельности основных исполнителей,
контролирует целенаправленное и эффективное использование
ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует
совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную
заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на
последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и
ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для учета
при формировании проектов годовых прогнозов социально -
экономического развития страны и федерального бюджета; принимает
возможные меры по полному финансированию Программы.
Основные исполнители Программы с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают
и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих
мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение
выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ;
подготавливают и направляют государственному заказчику предложения
к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в
стоимостных и натуральных показателях с соответствующими
обоснованиями.
Исполнители отдельных мероприятий Программы - предприятия,
учреждения, организации, общественные объединения определяются на
конкурсной основе в соответствии с Положением об организации
закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля
1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции
и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд".
В ходе реализации Программы Министерством здравоохранения
Российской Федерации будут предприниматься меры по заключению
договоров с международными организациями в целях привлечения
финансовых средств для осуществления совместных проектов по
укреплению материально - технической базы учреждений,
осуществляющих высокоспециализированную медицинскую помощь,
внедрению новых технологий профилактики и лечения заболеваний, а
также по развитию сотрудничества и кооперации на взаимовыгодной
(паритетной) основе с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств.
7. Организация управления Программой,
контроль за ходом ее реализации
Структура управления реализацией Программы включает три
уровня:
управление выполнением основных мероприятий Программы в целом,
координация и научно - методическое руководство;
координация реализации входящих в состав Программы проектов,
согласование с сопряженными аналогичными федеральными программами;
управление выполнением проектов как основного звена Программы,
согласование с сопряженными проектами.
Управление реализацией Программы осуществляют заказчик,
определяющий требования к содержанию Программы и проектов,
оказывающий содействие в ресурсном обеспечении и контролирующий
ход их выполнения, и научный руководитель, который несет
ответственность за содержание и научно - технический уровень
Программы и проектов.
Государственный заказчик Программы - Министерство
здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской
академией медицинских наук создает дирекцию по реализации
Программы. Непосредственное руководство дирекцией возлагается на
заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации.
Заместитель Министра здравоохранения осуществляет координацию
и контроль деятельности по выполнению Программы, определяет
источники финансирования, координирует деятельность исполнителей.
Научным руководителем Программы является вице - президент
Российской академии медицинских наук, который обеспечивает
разработку концепции Программы, ее структуры, методических
документов, координирует деятельность научных руководителей по
подпрограммам, организует подготовку научно - практических
конференций и научных совещаний по тематике Программы.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и Российская
академия медицинских наук ежегодно в установленном порядке
направляют информацию о ходе реализации Программы и эффективности
использования финансовых средств в Министерство экономики
Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и
Министерство науки и технологий Российской Федерации.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в
соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается по прогнозируемому
улучшению ряда показателей здоровья населения России, полученных в
результате широкомасштабного применения высоких медицинских
технологий в практике здравоохранения.
Ожидается, что современная диагностика, профилактика и лечение
основных хирургических и нехирургических болезней, указанных в
Программе, сократят потери от временной утраты трудоспособности,
снизят показатели по первичной инвалидности и смертности
населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет
добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией
здравоохранения, в том числе:
увеличить продолжительность жизни больных, страдающих особо
сложными и сочетанными заболеваниями, за счет радикального
расширения применения медицины высоких технологий в регионах
России;
улучшить основные показатели здоровья населения Российской
Федерации;
снизить количество случаев инвалидности, полученной в
результате осложнений сердечно - сосудистых заболеваний,
сочетанных поражений различных органов, политравмы;
ликвидировать острую нехватку высококвалифицированных
специалистов международного уровня, одновременно устранив потерю
специалистов, невостребованных вследствие крайне низкой
эффективности работы ряда специализированных учреждений
здравоохранения;
определить потребность в производстве оборудования,
инструментов, необходимых для современного обеспечения лечебного
процесса;
довести объем кардиохирургической и нейрохирургической помощи,
а также оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях
опорно - двигательного аппарата до уровня современных европейских
стандартов.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Медицина высоких технологий"
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(млн. рублей)
+---------------------------+---------+-----------------------------------+
| Мероприятия |Объем ас-| В том числе |
| |сигнова- +-------+--------+--------+---------+
| |ний на | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 - |
| |1999 - | год | год | год | 2007 |
| |2007 го- | | | | годы |
| |ды - | | | | |
| |---------| | | | |
| |в том | | | | |
| |числе из | | | | |
| |федераль-| | | | |
| |ного бюд-| | | | |
| |жета | | | | |
+---------------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 1. Материально - техническое обеспечение |
| деятельности научно - практических учреждений |
| медицины высоких технологий |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|1. |Создание Института хи- | 240 <*> |100 <*>|100 | 40 | - |
| |рургии высоких техноло-| --- |--- |--- | -- | |
| |гий на базе действующе-| 240 |100 |100 | 40 | |
| |го учреждения федераль-| | | | | |
| |ного подчинения | | | | | |
| | | | | | | |
|2. |Материально - техниче- |2206 <**>|600<**>|613 <**>|300 <**>| 693 <**>|
| |ское обеспечение дея- |---- |--- |--- |--- | --- |
| |тельности научных и ле-|2206 |600 |613 |300 | 693 |
| |чебно - профилактиче- | | | | | |
| |ских учреждений | | | | | |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 2. Подготовка кадров |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|3. |Организация подготовки | 12 | 2 | 2 | 1 | 7 |
| |специалистов по направ-| -- | - | - | - | - |
| |лениям медицины высоких| 12 | 2 | 2 | 1 | 7 |
| |технологий и повышение | | | | | |
| |их квалификации. | | | | | |
| |Создание кафедры меди- | | | | | |
| |цины высоких технологий| | | | | |
| | | | | | | |
|4. |Подготовка специалистов| 10 | 1 | 1 | 1 | 7 |
| |за рубежом | -- | - | - | - | - |
| | | 10 | 1 | 1 | 1 | 7 |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 3. Разработка новых высоких медицинских технологий |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|5. |Разработка и создание | 180 | 36 | 22 | 22 | 100 |
| |новых медицинских тех- | --- | -- | -- | -- | --- |
| |нологий для инвазивного| 180 | 36 | 22 | 22 | 100 |
| |вмешательства в целях | | | | | |
| |диагностики, лечения и | | | | | |
| |профилактики для приме-| | | | | |
| |нения в области сердеч-| | | | | |
| |но - сосудистой и груд-| | | | | |
| |ной хирургии, нейрохи- | | | | | |
| |рургии, трансплантации | | | | | |
| |органов, микрохирургии,| | | | | |
| |травматологии и ортопе-| | | | | |
| |дии, хирургии органов | | | | | |
| |брюшной полости, стома-| | | | | |
| |тологии, гематологии и | | | | | |
| |трансфузиологии, анес- | | | | | |
| |тезиологии, реанимато- | | | | | |
| |логии (включая искус- | | | | | |
| |ственное кровообраще- | | | | | |
| |ние), акушерстве и ги- | | | | | |
| |некологии, а также в | | | | | |
| |экстремальных условиях | | | | | |
| | | | | | | |
|6. |Разработка и создание | 150 | 30 | 20 | 20 | 80 |
| |новых медицинских тех- | --- | -- | -- | -- | -- |
| |нологий для неинвазив- | 150 | 30 | 20 | 20 | 80 |
| |ной диагностики, лече- | | | | | |
| |ния и профилактики бо- | | | | | |
| |лезней на основании ис-| | | | | |
| |пользования ионизирую- | | | | | |
| |щих излучений (в том | | | | | |
| |числе радионуклидных), | | | | | |
| |рентген - излучений и | | | | | |
| |ангиографии, неионизи- | | | | | |
| |рующих излучений (ла- | | | | | |
| |зерные, электромагнит- | | | | | |
| |ные, ультразвук, фото- | | | | | |
| |динамическая терапия, | | | | | |
| |магнитно - резонансные | | | | | |
| |и др.), компьютерных | | | | | |
| |систем получения, обра-| | | | | |
| |ботки и предоставления | | | | | |
| |информации; микропро- | | | | | |
| |цессоров, математичес- | | | | | |
| |кого моделирования; те-| | | | | |
| |лекоммуникационных сис-| | | | | |
| |тем, методов традицион-| | | | | |
| |ной медицины, методов | | | | | |
| |спектрометрии и др. | | | | | |
| | | | | | | |
|7. |Разработка с помощью | 124 | 24 | 20 | 20 | 60 |
| |биотехнологии новых ме-| --- | -- | -- | -- | -- |
| |тодов диагностики, ле- | 124 | 24 | 20 | 20 | 60 |
| |чения (в том числе ген-| | | | | |
| |ной терапии) и профи- | | | | | |
| |лактики инфекционных, | | | | | |
| |паразитарных, неинфек- | | | | | |
| |ционных и наследствен- | | | | | |
| |ных болезней | | | | | |
| | | | | | | |
|8. |Разработка высоких тех-| 62 | 12 | 10 | 10 | 30 |
| |нологий комплексного | -- | -- | -- | -- | -- |
| |лечения и реабилитации:| 62 | 12 | 10 | 10 | 30 |
| | | | | | | |
| | маловесных детей, де-| | | | | |
| | тей с перинатальной | | | | | |
| | патологией; | | | | | |
| | лиц, подвергшихся | | | | | |
| | стрессорным нагруз- | | | | | |
| | кам, техногенным и | | | | | |
| | экологическим воз- | | | | | |
| | действиям; | | | | | |
| | послеоперационных | | | | | |
| | больных и др. | | | | | |
| | | | | | | |
|9. |Разработка и создание | 90 | 18 | 15 | 15 | 42 |
| |новых медицинских тех- | -- | -- | -- | -- | -- |
| |нологий для фундамен- | 90 | 18 | 15 | 15 | 42 |
| |тальных медико - биоло-| | | | | |
| |гических исследований | | | | | |
| |(приборов, автоматизи- | | | | | |
| |рованных лабораторных | | | | | |
| |комплексов, компьютер- | | | | | |
| |ных систем; математи- | | | | | |
| |ческого моделирования, | | | | | |
| |биологических моделей) | | | | | |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 4. Информационное обеспечение |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|10.|Создание на базе Госу- | 28,4 | 10,69 | 2,17 | 2,22 | 13,32 |
| |дарственной центральной| ---- | ----- | ---- | ---- | ----- |
| |научной медицинской | 28,4 | 10,69 | 2,17 | 2,22 | 13,32 |
| |библиотеки центра ин- | | | | | |
| |формационного обеспече-| | | | | |
| |ния Программы | | | | | |
| | | | | | | |
|11.|Создание классов досту-| 2,22 | 1,5 | 0,09 | 0,09 | 0,54 |
| |па для участников Прог-| ---- | --- | ---- | ---- | ---- |
| |раммы к международным | 2,22 | 1,5 | 0,09 | 0,09 | 0,54 |
| |информационным ресурсам| | | | | |
| |и центру информационно-| | | | | |
| |го обеспечения Програм-| | | | | |
| |мы посредством подклю- | | | | | |
| |чения к сети Интернет | | | | | |
| | | | | | | |
|12.|Создание баз данных | 1,24 | 0,76 | 0,06 | 0,06 | 0,36 |
| |участников Программы и | ---- | ---- | ---- | ---- | ---- |
| |представление их поль- | 1,24 | 0,76 | 0,06 | 0,06 | 0,36 |
| |зователям через феде- | | | | | |
| |ральный центр в режиме | | | | | |
| |удаленного доступа, а | | | | | |
| |также на CD-ROM | | | | | |
| | | | | | | |
|13.|Создание федерального | 0,9 | 0,7 | 0,1 | 0,1 | 0,3 |
| |центра дистанционного | --- | --- | --- | --- | --- |
| |обучения высоким меди- | - | - | - | - | - |
| |цинским технологиям | | | | | |
| | | | | | | |
|14.|Создание федерального | 0,9 | 0,5 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
| |центра дистанционного | --- | --- | --- | --- | --- |
| |консультирования и ди- | - | - | - | - | - |
| |агностики с использова-| | | | | |
| |нием высоких медицин- | | | | | |
| |ских технологий | | | | | |
| | | | | | | |
| |Всего |3107,66 |836,85 |805,52 |431,57 |1033,72 |
| | |------- |------ |------ |------ |------- |
| | |3105,86 |835,95 |805,32 |431,37 |1033,22 |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
--------------------------------
<*> В том числе 100 млн. рублей за счет действующих кредитных
линий.
<**> В том числе 1213 млн. рублей за счет действующих
кредитных линий.
Медицинское законодательство
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1998 г. N 1391
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
В целях обеспечения внедрения в медицинскую практику
современных достижений в области медицины высоких технологий
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить на 1999 - 2007 годы прилагаемую Федеральную
целевую программу "Медицина высоких технологий" (далее именуется
Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации начиная с 1999 года при разработке
комплексных прогнозов социально - экономического развития
Российской Федерации и проектов федерального бюджета включать
Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих
финансированию за счет средств федерального бюджета, и
предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия,
направленные на повышение качества медицинской помощи населению на
основе широкомасштабного использования в практике здравоохранения
высоких медицинских технологий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 1998 г. N 1391
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Медицина высоких технологий"
Основание для разработки - распоряжение Президента Российской
Программы Федерации от 29 декабря 1997 г.
N 536-рп, Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 января
1998 г. N 53 "О разработке Федеральной
целевой программы "Медицина высоких
технологий" и создании Института
хирургии высоких технологий"
Государственный заказчик - Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации
Основные разработчики - Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации, Российская
академия наук, Российская академия
медицинских наук, Институт хирургии
высоких технологий
Цели и задачи Программы - повышение продолжительности
и улучшение качества жизни больных,
страдающих наиболее распространенными
заболеваниями (сердечно - сосудистые
заболевания, сочетанные поражения
различных органов, политравма);
обеспечение разработки и внедрения
в медицинскую практику современных
достижений в области медицины
высоких технологий;
внедрение в повседневную практику
головных лечебно - профилактических
учреждений, расположенных в регионах,
высокотехнологичных методов лечения
с использованием последних достижений
медицинской науки и техники;
увеличение объема и эффективности
методов оперативного и неоперативного
лечения больных с использованием
искусственных систем жизнеобеспечения,
экстракорпоральных, эндоскопических
и малоинвазивных методов лечения
Сроки и этапы реализации - 1999 - 2007 годы:
Программы первый этап (1999 - 2001 годы) -
создание Института хирургии высоких
технологий;
дооснащение медицинским оборудованием
существующих научно - практических
центров федерального подчинения;
подготовка кадров;
второй этап (2002 - 2007 годы) -
реализация основных мероприятий,
широкомасштабное применение высоких
медицинских технологий в медицинской
практике
Перечень основных - материально - техническое обеспечение
мероприятий Программы деятельности научно - практических
учреждений медицины высоких
технологий;
создание Института хирургии высоких
технологий на базе действующего
учреждения федерального подчинения;
подготовка кадров для обеспечения
деятельности научно - практических
учреждений медицины высоких
технологий;
разработка новых высоких медицинских
технологий;
информационное обеспечение
деятельности участников программных
мероприятий
Основные исполнители - Министерство здравоохранения
Программы Российской Федерации, Министерство
науки и технологий Российской
Федерации, Российская академия наук,
Российская академия медицинских наук,
Институт хирургии высоких технологий
Объемы и источники - для реализации Программы потребуются
финансирования финансовые ресурсы в объеме
3107,66 млн. рублей, в том числе
за счет средств федерального бюджета -
3105,86 млн. рублей, внебюджетных
источников - 1,8 млн. рублей
Ожидаемые конечные - повсеместное внедрение высоких
результаты реализации медицинских технологий в практику;
Программы улучшение качества жизни и увеличение
ее продолжительности
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляют Министерство
Программы здравоохранения Российской Федерации
и другие федеральные органы
исполнительной власти в установленном
порядке
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Медицина высоких технологий"
(далее именуется Программа) разработана в соответствии с
распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря
1997 г. N 536-рп и Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 января 1998 г. N 53 "О разработке Федеральной
целевой программы "Медицина высоких технологий" и создании
Института хирургии высоких технологий" в целях обеспечения
внедрения в медицинскую практику современных достижений в области
медицины высоких технологий.
Общеизвестно, что здоровье населения является зримым
показателем социального благополучия, нормального экономического
функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной
безопасности страны.
Среди основных демографических показателей в Российской
Федерации в последнее десятилетие XX века особенно негативные
изменения претерпели показатели смертности и рождаемости. Если в
1980 году в России рождалось 2,2 млн. человек, то в 1996 году -
только 1,25 млн. человек. Естественная убыль населения
приблизилась к 1 млн. человек в год. Такая статистическая картина
отражает процесс депопуляции со скоростью и интенсивностью,
характерной для периодов войн. Превышение смертности над
рождаемостью характерно для 77 субъектов Российской Федерации, где
проживает свыше 90 процентов населения страны.
Наибольшие потери наше общество несет в результате
распространения болезней сердечно - сосудистой системы,
новообразований, травматизма и отравлений, детской патологии,
болезней дыхательной системы, инфекционных заболеваний.
Распространенность сердечно - сосудистых заболеваний за последние
4 года увеличилась на 13 процентов (из расчета на
100 тыс. населения всех возрастов). Выросло число больных с
врожденными аномалиями сердца и сосудов, особенно среди детей и
подростков.
Сердечно - сосудистой хирургии отводится важная роль в борьбе
с болезнями сердца и сосудов. Однако количество операций при
патологии сердца и сосудов в общем объеме хирургической помощи в
стране составляет соответственно только 0,4 и 1,8 процента.
Потери от травматизма и ортопедических заболеваний еще более
значительны. Так, в 1997 - 1998 годах от травм пострадало более
12 млн. человек, от ортопедических заболеваний свыше 10 млн.
человек. В общей структуре заболеваемости с временной утратой
трудоспособности травматизм и заболевания опорно - двигательного
аппарата занимают соответственно второе и третье места.
В настоящее время развитие медицины высоких технологий тесно
связано с деятельностью федеральных научно - исследовательских
учреждений. Медицинская наука призвана повлиять на основные
показатели здоровья нации путем разработки и внедрения в практику
новых методов профилактики, диагностики и лечения наиболее
распространенных заболеваний.
За последние годы в результате экспериментальных исследований
ученые Российской академии медицинских наук и Министерства
здравоохранения Российской Федерации получили новые данные о
структуре и функциях центральной нервной системы и ее
интегративной деятельности, молекулярных механизмах узнавания,
клеточных мембранах, действии ионизирующих излучений на организм
человека, причинах возникновения злокачественных новообразований.
Наряду с фундаментальными исследованиями важнейшей задачей,
стоящей перед федеральными научно - исследовательскими
учреждениями, является разработка новых медицинских технологий.
Помимо сердечно - сосудистой хирургии, трансплантологии,
травматологии, ортопедии и нейрохирургии новые методы диагностики
и лечения разрабатываются также в других областях медицины.
Огромное значение для будущего отечественной медицины имеет
развитие молекулярной биологии и генетики, поскольку именно эти
отрасли медицины будут определять медицину XXI века. От успехов
ученых - медиков в этих областях в значительной мере зависит
будущее человечества.
Генная терапия предполагает разработку безопасных и
высокотехнологичных способов введения в клетки пациентов
недостающих генов или замену дефектных генов. Разработаны подходы
для коррекции молекулярных нарушений как методами генной
инженерии, так и путем восстановления структуры и функции
поврежденных биологических мембран при иммунодефицитах,
заболеваниях печени, нервной системы. На примере лечения больных с
тяжелым заболеванием легких - муковисцидозом создается первая в
стране модель генно - терапевтического лечения, которое в
дальнейшем будет внедрено в практику медицины.
В области гематологии и трансфузиологии наибольшее значение
имеют завершение разработки и выпуск искусственной крови на основе
модифицированного человеческого гемоглобина, а также выпуск
кровезаменителей, антистафилококкового, противостолбнячного и
антимоноцитарного иммуноглобулинов.
Широкое применение в стоматологии получили разработанные
отечественными учеными комплекты биоактивных имплантатов из
композиционной керамики для устранения дефектов нижней челюсти и
лицевого скелета при костно - реконструктивных и костно -
пластических операциях. Преимуществами данных имплантатов является
их высокая прочность, легкость крепления мини - пластинками или
проволочными швами. При сложных дефектах или повреждениях лицевого
скелета возможны индивидуальное изготовление имплантатов,
моделирование их во время операции.
Планируется разработать и внедрить в практику новые
медицинские технологии в области диагностики. Предполагается
разработка наиболее информативного и точного метода - ДНК -
диагностики с применением полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Планируется организация лабораторной службы с применением ПЦР
во всех основных регионах России, а также распространение
технологий неинвазивной (бескровной) биохимической диагностики.
Другой важной задачей федеральных научно - исследовательских
учреждений является разработка научно обоснованных стандартов на
определенные виды специализированной медицинской помощи и
механизма передачи научной продукции в региональные центры.
Для успешного решения задач, стоящих перед федеральными
научно - исследовательскими учреждениями, развития медицины
высоких технологий необходимо осуществить мероприятия по
укреплению и переоснащению ведущих федеральных научных центров -
основных производителей высоких медицинских технологий и созданию
оптимального механизма реализации высоких медицинских технологий.
Для разработки и широкого внедрения в практику новых
современных технологий в области сердечно - сосудистой хирургии,
трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии,
педиатрии и детской хирургии, акушерства и гинекологии необходимо
создать новое поколение аппаратов, приборов, инструментов для
диагностики, лечения и профилактики болезней, подготовить и
обучить квалифицированные кадры, создать в стране
телекоммуникационную систему.
Сегодня в России есть все предпосылки для повсеместного
внедрения высокотехнологичных средств и методов в практику
здравоохранения. Учеными Российской академии наук и Российской
академии медицинских наук разработаны приборы и инструменты,
позволяющие производить тончайшие операции на всех органах и
тканях, независимо от природы заболевания (атеросклероз, опухоли,
политравма, болезни уха, горла и носа, эндокринные заболевания и
т.д.). Однако осуществление этих операций остается малодоступным
для широких слоев населения. Поэтому отдельные успехи ученых -
медиков практически не отражаются на показателях качества жизни и
ее продолжительности в масштабах всей страны.
Мероприятия Программы предполагается осуществить под
руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации и
Российской академии медицинских наук, силами и средствами
отдельных научно - исследовательских учреждений, различных
министерств, ведомств, творческими научными коллективами на
конкурсной основе (в том числе по грантам).
2. Основные цели и задачи Программы
Конечной целью Программы является улучшение основных
показателей здоровья населения, повышение продолжительности и
улучшение качества жизни больных, страдающих наиболее
распространенными заболеваниями, обеспечение разработки и
внедрения в медицинскую практику современных достижений в области
медицины высоких технологий.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих
задач:
разработка и внедрение в медицинскую практику методов медицины
высоких технологий;
внедрение в повседневную практику головных лечебно -
профилактических учреждений регионов высокотехнологичных методов
диагностики и лечения;
увеличение объема и повышение эффективности применения методов
оперативного и неоперативного лечения больных с использованием
искусственных систем жизнеобеспечения, экстракорпоральных,
эндоскопических и малоинвазивных методов лечения.
При этом осуществляются:
разработка и внедрение высоких медицинских технологий в
практическое здравоохранение;
создание и сохранение материальной, научной, лечебно -
профилактической базы вновь создаваемых и функционирующих
учреждений и организаций;
подготовка высококвалифицированных кадров по основным
клиническим специальностям, предусмотренным Программой, включая
организацию кафедры и курсов на базе Института хирургии высоких
технологий и других ведущих научных и учебных учреждений
здравоохранения;
разработка современных нормативов и стандартов
специализированной медицинской помощи;
обеспечение потребности населения в специализированной
медицинской помощи.
Решение этих задач уже в ближайшем будущем приведет к
значительному снижению заболеваемости и смертности населения
Российской Федерации.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 1999 - 2007 годах
в два этапа.
На первом этапе (1999 - 2001 годы) предусматривается создание
Института хирургии высоких технологий - головного учреждения по
проблеме; развитие и укрепление материально - технической базы
научных и практических учреждений здравоохранения, подготовка
медицинского и технического персонала, научная разработка новых
медицинских технологий и их стандартизация, разработка основных
мероприятий по информационному обеспечению учреждений, участвующих
в реализации Программы.
На втором этапе (2002 - 2007 годы) планируется реализация
мероприятий по внедрению высоких медицинских технологий в
лечебно - профилактических учреждениях, расположенных в субъектах
Российской Федерации, их дооснащение современным медицинским
оборудованием, в том числе телекоммуникационными системами.
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы (см. Приложение) предусматривает
решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по
времени, ресурсам и исполнителям с учетом современных тенденций
развития здравоохранения, требований нормативных документов,
реальной экономической ситуации в стране и состояния здоровья
населения.
Программа предполагает поэтапное решение проблемы внедрения
высоких медицинских технологий в лечебно - профилактических
учреждениях страны, при этом имеется в виду создание
организационной структуры, совершенствование материально -
технической базы, научное и кадровое обеспечение в основном на
федеральном уровне на первом этапе, с тем чтобы на втором этапе
добиться повсеместного распространения высоких медицинских
технологий.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и
внебюджетных источников. В качестве внебюджетных источников
предусмотрены собственные средства федерального государственного
унитарного предприятия - Института хирургии высоких технологий.
Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с
созданием Института хирургии высоких технологий, подготовкой
кадров, информационным и научным обеспечением Программы, составит
3107,66 млн. рублей, в том числе 3105,86 рублей за счет средств
федерального бюджета и 1,8 млн. рублей за счет внебюджетных
источников.
В 1999 году финансирование программных мероприятий
предусмотрено в объеме 835,95 млн. рублей за счет средств
федерального бюджета.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно
уточняются в установленном порядке.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе государственных
контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения
Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий на
конкурсной основе.
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации
Программы координацию деятельности основных исполнителей,
контролирует целенаправленное и эффективное использование
ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует
совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную
заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на
последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и
ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации для учета
при формировании проектов годовых прогнозов социально -
экономического развития страны и федерального бюджета; принимает
возможные меры по полному финансированию Программы.
Основные исполнители Программы с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают
и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих
мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение
выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ;
подготавливают и направляют государственному заказчику предложения
к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в
стоимостных и натуральных показателях с соответствующими
обоснованиями.
Исполнители отдельных мероприятий Программы - предприятия,
учреждения, организации, общественные объединения определяются на
конкурсной основе в соответствии с Положением об организации
закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля
1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции
и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд".
В ходе реализации Программы Министерством здравоохранения
Российской Федерации будут предприниматься меры по заключению
договоров с международными организациями в целях привлечения
финансовых средств для осуществления совместных проектов по
укреплению материально - технической базы учреждений,
осуществляющих высокоспециализированную медицинскую помощь,
внедрению новых технологий профилактики и лечения заболеваний, а
также по развитию сотрудничества и кооперации на взаимовыгодной
(паритетной) основе с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств.
7. Организация управления Программой,
контроль за ходом ее реализации
Структура управления реализацией Программы включает три
уровня:
управление выполнением основных мероприятий Программы в целом,
координация и научно - методическое руководство;
координация реализации входящих в состав Программы проектов,
согласование с сопряженными аналогичными федеральными программами;
управление выполнением проектов как основного звена Программы,
согласование с сопряженными проектами.
Управление реализацией Программы осуществляют заказчик,
определяющий требования к содержанию Программы и проектов,
оказывающий содействие в ресурсном обеспечении и контролирующий
ход их выполнения, и научный руководитель, который несет
ответственность за содержание и научно - технический уровень
Программы и проектов.
Государственный заказчик Программы - Министерство
здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской
академией медицинских наук создает дирекцию по реализации
Программы. Непосредственное руководство дирекцией возлагается на
заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации.
Заместитель Министра здравоохранения осуществляет координацию
и контроль деятельности по выполнению Программы, определяет
источники финансирования, координирует деятельность исполнителей.
Научным руководителем Программы является вице - президент
Российской академии медицинских наук, который обеспечивает
разработку концепции Программы, ее структуры, методических
документов, координирует деятельность научных руководителей по
подпрограммам, организует подготовку научно - практических
конференций и научных совещаний по тематике Программы.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и Российская
академия медицинских наук ежегодно в установленном порядке
направляют информацию о ходе реализации Программы и эффективности
использования финансовых средств в Министерство экономики
Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и
Министерство науки и технологий Российской Федерации.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в
соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается по прогнозируемому
улучшению ряда показателей здоровья населения России, полученных в
результате широкомасштабного применения высоких медицинских
технологий в практике здравоохранения.
Ожидается, что современная диагностика, профилактика и лечение
основных хирургических и нехирургических болезней, указанных в
Программе, сократят потери от временной утраты трудоспособности,
снизят показатели по первичной инвалидности и смертности
населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет
добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией
здравоохранения, в том числе:
увеличить продолжительность жизни больных, страдающих особо
сложными и сочетанными заболеваниями, за счет радикального
расширения применения медицины высоких технологий в регионах
России;
улучшить основные показатели здоровья населения Российской
Федерации;
снизить количество случаев инвалидности, полученной в
результате осложнений сердечно - сосудистых заболеваний,
сочетанных поражений различных органов, политравмы;
ликвидировать острую нехватку высококвалифицированных
специалистов международного уровня, одновременно устранив потерю
специалистов, невостребованных вследствие крайне низкой
эффективности работы ряда специализированных учреждений
здравоохранения;
определить потребность в производстве оборудования,
инструментов, необходимых для современного обеспечения лечебного
процесса;
довести объем кардиохирургической и нейрохирургической помощи,
а также оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях
опорно - двигательного аппарата до уровня современных европейских
стандартов.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Медицина высоких технологий"
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕДИЦИНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ" И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(млн. рублей)
+---------------------------+---------+-----------------------------------+
| Мероприятия |Объем ас-| В том числе |
| |сигнова- +-------+--------+--------+---------+
| |ний на | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 - |
| |1999 - | год | год | год | 2007 |
| |2007 го- | | | | годы |
| |ды - | | | | |
| |---------| | | | |
| |в том | | | | |
| |числе из | | | | |
| |федераль-| | | | |
| |ного бюд-| | | | |
| |жета | | | | |
+---------------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 1. Материально - техническое обеспечение |
| деятельности научно - практических учреждений |
| медицины высоких технологий |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|1. |Создание Института хи- | 240 <*> |100 <*>|100 | 40 | - |
| |рургии высоких техноло-| --- |--- |--- | -- | |
| |гий на базе действующе-| 240 |100 |100 | 40 | |
| |го учреждения федераль-| | | | | |
| |ного подчинения | | | | | |
| | | | | | | |
|2. |Материально - техниче- |2206 <**>|600<**>|613 <**>|300 <**>| 693 <**>|
| |ское обеспечение дея- |---- |--- |--- |--- | --- |
| |тельности научных и ле-|2206 |600 |613 |300 | 693 |
| |чебно - профилактиче- | | | | | |
| |ских учреждений | | | | | |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 2. Подготовка кадров |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|3. |Организация подготовки | 12 | 2 | 2 | 1 | 7 |
| |специалистов по направ-| -- | - | - | - | - |
| |лениям медицины высоких| 12 | 2 | 2 | 1 | 7 |
| |технологий и повышение | | | | | |
| |их квалификации. | | | | | |
| |Создание кафедры меди- | | | | | |
| |цины высоких технологий| | | | | |
| | | | | | | |
|4. |Подготовка специалистов| 10 | 1 | 1 | 1 | 7 |
| |за рубежом | -- | - | - | - | - |
| | | 10 | 1 | 1 | 1 | 7 |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 3. Разработка новых высоких медицинских технологий |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|5. |Разработка и создание | 180 | 36 | 22 | 22 | 100 |
| |новых медицинских тех- | --- | -- | -- | -- | --- |
| |нологий для инвазивного| 180 | 36 | 22 | 22 | 100 |
| |вмешательства в целях | | | | | |
| |диагностики, лечения и | | | | | |
| |профилактики для приме-| | | | | |
| |нения в области сердеч-| | | | | |
| |но - сосудистой и груд-| | | | | |
| |ной хирургии, нейрохи- | | | | | |
| |рургии, трансплантации | | | | | |
| |органов, микрохирургии,| | | | | |
| |травматологии и ортопе-| | | | | |
| |дии, хирургии органов | | | | | |
| |брюшной полости, стома-| | | | | |
| |тологии, гематологии и | | | | | |
| |трансфузиологии, анес- | | | | | |
| |тезиологии, реанимато- | | | | | |
| |логии (включая искус- | | | | | |
| |ственное кровообраще- | | | | | |
| |ние), акушерстве и ги- | | | | | |
| |некологии, а также в | | | | | |
| |экстремальных условиях | | | | | |
| | | | | | | |
|6. |Разработка и создание | 150 | 30 | 20 | 20 | 80 |
| |новых медицинских тех- | --- | -- | -- | -- | -- |
| |нологий для неинвазив- | 150 | 30 | 20 | 20 | 80 |
| |ной диагностики, лече- | | | | | |
| |ния и профилактики бо- | | | | | |
| |лезней на основании ис-| | | | | |
| |пользования ионизирую- | | | | | |
| |щих излучений (в том | | | | | |
| |числе радионуклидных), | | | | | |
| |рентген - излучений и | | | | | |
| |ангиографии, неионизи- | | | | | |
| |рующих излучений (ла- | | | | | |
| |зерные, электромагнит- | | | | | |
| |ные, ультразвук, фото- | | | | | |
| |динамическая терапия, | | | | | |
| |магнитно - резонансные | | | | | |
| |и др.), компьютерных | | | | | |
| |систем получения, обра-| | | | | |
| |ботки и предоставления | | | | | |
| |информации; микропро- | | | | | |
| |цессоров, математичес- | | | | | |
| |кого моделирования; те-| | | | | |
| |лекоммуникационных сис-| | | | | |
| |тем, методов традицион-| | | | | |
| |ной медицины, методов | | | | | |
| |спектрометрии и др. | | | | | |
| | | | | | | |
|7. |Разработка с помощью | 124 | 24 | 20 | 20 | 60 |
| |биотехнологии новых ме-| --- | -- | -- | -- | -- |
| |тодов диагностики, ле- | 124 | 24 | 20 | 20 | 60 |
| |чения (в том числе ген-| | | | | |
| |ной терапии) и профи- | | | | | |
| |лактики инфекционных, | | | | | |
| |паразитарных, неинфек- | | | | | |
| |ционных и наследствен- | | | | | |
| |ных болезней | | | | | |
| | | | | | | |
|8. |Разработка высоких тех-| 62 | 12 | 10 | 10 | 30 |
| |нологий комплексного | -- | -- | -- | -- | -- |
| |лечения и реабилитации:| 62 | 12 | 10 | 10 | 30 |
| | | | | | | |
| | маловесных детей, де-| | | | | |
| | тей с перинатальной | | | | | |
| | патологией; | | | | | |
| | лиц, подвергшихся | | | | | |
| | стрессорным нагруз- | | | | | |
| | кам, техногенным и | | | | | |
| | экологическим воз- | | | | | |
| | действиям; | | | | | |
| | послеоперационных | | | | | |
| | больных и др. | | | | | |
| | | | | | | |
|9. |Разработка и создание | 90 | 18 | 15 | 15 | 42 |
| |новых медицинских тех- | -- | -- | -- | -- | -- |
| |нологий для фундамен- | 90 | 18 | 15 | 15 | 42 |
| |тальных медико - биоло-| | | | | |
| |гических исследований | | | | | |
| |(приборов, автоматизи- | | | | | |
| |рованных лабораторных | | | | | |
| |комплексов, компьютер- | | | | | |
| |ных систем; математи- | | | | | |
| |ческого моделирования, | | | | | |
| |биологических моделей) | | | | | |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
| 4. Информационное обеспечение |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
|10.|Создание на базе Госу- | 28,4 | 10,69 | 2,17 | 2,22 | 13,32 |
| |дарственной центральной| ---- | ----- | ---- | ---- | ----- |
| |научной медицинской | 28,4 | 10,69 | 2,17 | 2,22 | 13,32 |
| |библиотеки центра ин- | | | | | |
| |формационного обеспече-| | | | | |
| |ния Программы | | | | | |
| | | | | | | |
|11.|Создание классов досту-| 2,22 | 1,5 | 0,09 | 0,09 | 0,54 |
| |па для участников Прог-| ---- | --- | ---- | ---- | ---- |
| |раммы к международным | 2,22 | 1,5 | 0,09 | 0,09 | 0,54 |
| |информационным ресурсам| | | | | |
| |и центру информационно-| | | | | |
| |го обеспечения Програм-| | | | | |
| |мы посредством подклю- | | | | | |
| |чения к сети Интернет | | | | | |
| | | | | | | |
|12.|Создание баз данных | 1,24 | 0,76 | 0,06 | 0,06 | 0,36 |
| |участников Программы и | ---- | ---- | ---- | ---- | ---- |
| |представление их поль- | 1,24 | 0,76 | 0,06 | 0,06 | 0,36 |
| |зователям через феде- | | | | | |
| |ральный центр в режиме | | | | | |
| |удаленного доступа, а | | | | | |
| |также на CD-ROM | | | | | |
| | | | | | | |
|13.|Создание федерального | 0,9 | 0,7 | 0,1 | 0,1 | 0,3 |
| |центра дистанционного | --- | --- | --- | --- | --- |
| |обучения высоким меди- | - | - | - | - | - |
| |цинским технологиям | | | | | |
| | | | | | | |
|14.|Создание федерального | 0,9 | 0,5 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
| |центра дистанционного | --- | --- | --- | --- | --- |
| |консультирования и ди- | - | - | - | - | - |
| |агностики с использова-| | | | | |
| |нием высоких медицин- | | | | | |
| |ских технологий | | | | | |
| | | | | | | |
| |Всего |3107,66 |836,85 |805,52 |431,57 |1033,72 |
| | |------- |------ |------ |------ |------- |
| | |3105,86 |835,95 |805,32 |431,37 |1033,22 |
+---+-----------------------+---------+-------+--------+--------+---------+
--------------------------------
<*> В том числе 100 млн. рублей за счет действующих кредитных
линий.
<**> В том числе 1213 млн. рублей за счет действующих
кредитных линий.