АРФП: Преференции для российских лекарств в госзакупках – самый эффективный способ поддержки отечественной фармпромышленности во время финансового кризиса
Несмотря на декларируемую политику протекционизма по отношению к российской фармпромышленности кардинальных решений для улучшения дел в отрасли на текущий день так и не принято. Более того, существует опасение, что в условиях финансового кризиса намеченные перспективы поддержки российской фармпромышленности, имеющие и без того долгосрочный характер, могут быть в значительной степени скорректированы. Поэтому для того чтобы оказать реальную поддержку отрасли в этой непростой ситуации, перейдя от декларативных заявлений к конкретным шагам, которые будут иметь положительный эффект в краткросрочной перспективе, необходимо изменить ситуацию с государственными закупками лекарственных средств.
При запуске программы ОНЛС (ДЛО) неоднократно озвучивалось мнение, что будут созданы условия для приоритетного участия в программе российских фармпроизводителей. Однако, как показывает более чем трехлетний опыт реализации программы, доля российских фармпроизводителей уменьшается год от года - с 18-20% в 2005 г. до 7-9% в 2007 г. По данным международной аналитической компании IMS Health эта негативная тенденция продолжает сохраняться, и по результатам 1-го полугодия 2008 г. доля российских препаратов в программе снизилась до 5% в денежном выражении.
Такая ситуация фактически означает стимулирование развития иностранных фармкомпаний за счет государственного бюджета. В условиях финансового кризиса особенно необходима политика тотального протекционизма, и прежде всего приобретение за счет государственного бюджета препаратов только локальных производителей по тем нозологиям,
для лечения которых существуют отечественные аналоги. В этой связи можно вспомнить пример США, когда в начале 30-х годов был введен запрет на приобретение зарубежных товаров, имеющих национальные аналоги.Для российской фармпромышленности приоритетное участие в государственных закупках означает возможность рефинансировать потенциальную прибыль в дальнейшее развитие своих предприятий: в научно-исследовательскую деятельность, в приведение производств в соответствие со стандартами GMP, в строительство новых площадок и т.д. Таким образом, по мнению АРФП, создание преференций для участия российских фармкомпаний в программе ОНЛС – наиболее реальный и эффективный механизм стимулирования развития и повышения конкурентоспособности отечественной фарминдустрии.
Этот тот тактический вопрос, который обеспечит реализацию стратегических задач.Безусловно, приоритетное участие в государственных программах препаратов локальных производителей принесет положительные результаты и для государства: как за счет сэкономленных при проведении бюджетных закупок средств, которые по экспертным оценкам могут достигать до 30%, так и в силу дополнительных налоговых поступлений от доходов локальных производителей.
Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев: «Подводя предварительные итоги года, могу с уверенностью сказать, что 2008 г. можно охарактеризовать как год активнейшего диалога между регуляторными органами и бизнесом.
АРФП принимала участие в заседаниях комитетов и рабочих групп Госдумы, Минпромторговли, Минздравсоцразвития, Росздравнадзора, ФАС, Счетной Палаты, Торгово-промышленной Палаты. Впервые экспертный опыт представителей отрасли был столь активно привлечен во все процессы изменений и обсуждений, разработки концепций и нормативных документов. Мы надеемся, что все обсуждения и дискуссии завершающегося 2008 года принесут кумулятивный эффект и послужат толчком к целому ряду решений в следующем году, направленных на возрождение отечественной фармпромышленности. Началом позитивных перемен для российской фармацевтической отрасли, по нашему мнению, должна стать протекционистская политика по отношению к локальным производителям в государственных закупках лекарственных средств».
Ваш комментарий