«Россия на импортной игле?»
Отвечая на вопросы россиян в прямом телеэфире, Владимир Путин акцентировал внимание на том, что нельзя превращать Россию в сырьевой придаток Запада. "Главнейшая задача нашего правительства на ближайшее время -- диверсифицировать нашу экономику. Сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях" -- сказал президент.
Действительно, наиболее мощными и конкурентоспособными в современной России являются лишь добывающие отрасли и отрасли первичной переработки. В отраслях же, связанных с высокими технологиями, наблюдается совершенно иная ситуация. По мнению экспертов, страна вскоре может окончательно подсесть на импортную "иглу". "Мы все-таки фиксируем снижение темпов роста промышленного производства", -- заметил Владимир Путин, подчеркнув, что в стране необходимо "создание условий для того, чтобы отечественные производители стали конкурентоспособными".
Российский рынок бытовой химии давно уже контролируется двумя западными производителями: Henkel и Procter & Gamble, доли которых в денежном выражении составляют 33 и 27% соответственно. Еще 7% в этой сфере приходится на третьего иностранного участника, Unilever. Схожая ситуация и на косметическом рынке, лидерами которого являются глобальные международные компании Beiersdorf, L'Oreal, Procter & Gamble, Schwarzkopf & Henkel , Unilever Group, Avon и Oriflame, в совокупности на них приходится более 55% российского рынка. В результате российская химия стагнирует. Новых инвестиций в отрасль не наблюдается. Да и львиная доля вложенных средств приходится на сырьевые секторы химпрома вроде выпуска минеральных удобрений и крупнотоннажных нефтехимикатов. В сравнении с мировыми тенденциями такая картина выглядит безрадостной.
В фармации иностранные корпорации также проводят последовательную политику по вытеснению с рынка России национальных производителей. Если в 1999 году доля отечественной продукции на нашем фармрынке составляла 46%, то сегодня она не превышает 25%. Но и те 25% медикаментов, которые делаются в стране, в большинстве своем производятся из импортных субстанций. Роль отечественных фармацевтов сводится к тому, чтобы получить произведенные на Западе лекарства и разложить их по витринам.
Мы потеряли собственные мощности по производству инсулина, и российский рынок оказался полностью поделен иностранными компаниями. При этом в 1993 году цена одного флакона человеческого инсулина в России составляла 3,05 долл., а к 2000 году она выросла до 8 долл., хотя на мировых рынках роста цен на инсулин не наблюдалось.
"Мы своими руками ликвидировали антибиотическую промышленность", -- говорит президент Российской академии медицинских наук, директор российского онкологического центра Михаил Давыдов. В 90-х годах страна производила 400 тонн антибиотиков. Сегодня -- несколько килограммов. У российской фармацевтической промышленности остался последний рубеж -- рынок вакцин, но и он может быть потерян. "Иностранцы захватят рынок, а завтра мы не сможем доказать, что в России надо покупать российскую же вакцину", -- сетует член президентского совета по науке, академик РАН Рэм Петров.
В преддверии рассмотрения поставок на новый, 2007 год иностранные компании, прежде всего некоторые корейские и индийские, еще более активизировались. В ход идет буквально все, начиная со стимулирования должностных лиц и заканчивая уголовными делами. Судя по всему, кому-то очень не понравилось,
как уверенно российские предприятия-лидеры начинают завоевывать позиции на отечественном рынке вакцин.Только за прошлый год, например, "Микроген" выиграл сразу несколько тендеров в рамках нацпроектов, в том числе на поставку по беспрецедентно низким ценам иммунобиологических препаратов против гепатита Б и гриппа, превосходящих импортные по всем показателям. Но качественные и недорогие вакцины, похоже, государству оказались не нужны. Кроме того, "Микроген" одним из первых в мире приступил к созданию вакцины от птичьего гриппа и вложил огромные средства в разработку новых технологий.
В последнее время сделано, кажется, все, чтобы уронить деловую репутацию ФГУП "Микроген" и дестабилизировать работу на самом предприятии: завод атаковали проверяющие Счетной палаты и Генеральной прокуратуры, было даже возбуждено уголовное дело на сотрудника компании, что можно расценивать как предупреждение. Так, в вину обвиняемому работнику ставится заключение контракта на поставку необходимой в производстве субстанции с фирмой "Хэртли Анверстемент Лтд", хотя разрешение на этот контракт было получено "Микрогеном" в Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию.
По мнению экспертов, атака на "Микроген" предпринята с единственной целью -- снять с дистанции серьезного игрока на рынке вакцин, единственного из всех способного противостоять импортным конкурентам.
Подобное развитие ситуации не исключает и того, что заинтересованные иностранные бизнесмены могут действительно воспользоваться всем известным арсеналом, включая услуги рейдеров, которые на российском рынке чувствуют себя более чем уверенно.
Потеря отечественного производства вакцин будет означать, что рынок займут иностранцы, однако вряд ли стоит рассчитывать на получение английских или французских препаратов. Лучшее, на что могут рассчитывать российские потребители, -- низкокачественные корейские и индийские препараты, которыми уже завален рынок по причине сверхнизких цен.Например, компания Aventis Paster через свой филиал в Южной Корее уже поставляет на территорию СНГ вакцину против гепатита В, которая не используется ни в Западной Европе, ни в Северной Америке, а продается только в третьи страны. В 2000 году было забраковано 45% всех ввезенных китайских субстанций, а сколько изготовленных из них лекарств все же проникло в российские аптеки?
О странной позиции ответственных госслужащих Минздравсоцразвития и "Росздравнадзора" говорит президент Российской академии медицинских наук Михаил Давыдов: "Росздравнадзор", которому поручено проводить реформы, практически превратился в филиал Торгово-промышленной палаты. Строится некий торговый вариант решения проблемы с лекарствами: государство выделяет деньги, а они закупают препараты за рубежом. Это бесперспективный путь. Россия должна иметь свою доктрину развития лекарственной отрасли, но в Минздравсоцразвития вообще нет той идеи, чтобы страна имела собственную фармацевтическую промышленность".
На проблему потерь отечественной экономики можно взглянуть и, скажем, с точки зрения соотношения таких важных позиций, как производство и его научно-исследовательская база. В химии и фармации академические институты и университеты могут разработать новые технологии, но никто не даст их "продвинуть" на рынок.
Некому отработать технологию производства.По мнению многих экспертов, проблемы развития прикладной науки могут быть решены за счет направления средств стабилизационного фонда на строительство заводов, НИИ, технологических центров, и тогда к ним подтянется наука. "Никакой инфляции это не вызовет, поскольку деньги будут вложены в капитальное строительство и оборудование. Тогда мы встанем на ноги и выбросим импортные костыли", -- говорит главный научный сотрудник Государственного центра антибиотиков, академик РАМН Алексей Егоров. Кроме того, экономика и наука теряют кадры.
Участие в реализации приоритетных национальных проектов, на которые выделены крупные средства, могло бы дать отечественным производителям реальный шанс получить ресурсы для модернизации производства и обновления ассортимента. Однако, похоже, эти надежды могут так и остаться мечтами. Попытка отвоевать собственный рынок сбыта потребует от России огромных усилий и преодоления активного сопротивления западных производителей. Не все из чиновников, "прикормленные" иностранными производителями, к этому готовы и, как уже прогнозируют эксперты, станут торпедировать любые начинания в этом направлении, как идущие вразрез с их личной выгодой.
Остается только гадать, на что рассчитывают некоторые чиновники, попросту "сдавая" Россию зарубежным производителям и ставя абсолютно все, от здоровья нации до ее промышленности, в зависимость от импортной "иглы". Вне зависимости от того, какими мотивами они руководствуются -- ложно понятыми экономическими приоритетами или личными интересами, -- подобная политика может обойтись стране слишком дорого.
По материалам газеты «Время Новостей»
Ваш комментарий