Муниципальные аптеки продолжают объединяться
За последние два года на российском рынке обозначились явные тенденции укрупнения частных аптечных сетей и объединения государственных унитарных предприятий. Так в 2004 году частные аптечные сети открыли в стране более 1200 новых аптек. Всего в инфраструктуру и товаропроводящую сеть фармрынка вовлечено более 21 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений, включая ФАПы, около 1,3 тыс. госпитальных учреждений, 1,3 тыс. дистрибьюторских компаний (при этом 5 ведущих дистрибьюторских компаний контролируют более половины рынка лекарств).
Согласно данным аналитической компании RMBC (ГК "Ремедиум"), в течение 2004 г. в розничном и госпитальном секторах было зафиксировано наличие продукции от 900 производителей (83 процента объема продаж составили импортные препараты). При этом аптечный и госпитальный сегменты составляют 80 процентов и 20 процентов рынка соответственно. Говоря про аптечный сектор, нужно заметить, что 77 процентов розничных продаж приходится на аптеки, а доля пунктов и аптечных киосков составляет 23 процента.
По разным оценкам, годовой оборот средней аптеки 4-5 млн. рублей, тогда как у аптек, работающих по принципу аптечных сетей, эта цифра от 23 до 25 млн. руб. в год. Такая разница в оборотах связана в первую очередь с тем, что около половины оборота сети делают за счет продажи нелекарственного ассортимента.
Небезынтересным является и тот факт, что среднее потребление лекарственных средств на душу населения (также по данным RMBC) за последний год выросло на 27 процентов и составило 38,
6$ в денежном выражении.Эксперты отрасли о тенденциях и перспективах развития розничного рынка:
Айдар Ишмухаметов, председатель Совета директоров ГК "Ремедиум":
"Предпосылки объединения муниципальных аптек в сети очевидны. В первую очередь, это повышение конкурентоспособности и прибыльности аптечных предприятий. Кроме того, консолидированное управление сетью позволяет проводить гибкую ценовую политику, существенно сократить расходы на имиджевые и маркетинговые мероприятия, а также существенно расширяет возможности развития комплекса дополнительных услуг для покупателей в аптеках сети. Более того, в условиях жесткой борьбы за покупателя, экстенсивное развитие уже не является приоритетной составляющей бизнес стратегии аптечных сетей.
Александр Белавич, глава представительства компании "Ядран":
"С точки зрения производителя, основное преимущество сетей перед аптеками единичными - это возможность использования их в качестве площадки для маркетинговых акций. Работу же по поставкам лекарств на сегодняшний день экономически целесообразнее проводить через дистрибьюторов: сети не обладают налаженной логистикой на должном уровне. Тем не менее, развитие аптечных сетей - признак того, что рынок развивается".
Настасья Иванова, генеральный директор "Национальной Дистрибьюторской Компании":
"На мой взгляд,
Контакты для получения дополнительной информации:
PR-агентство "Креатив-студия "Прессто"
тел.: (095) 101-3523 (Елена Кулькова, Юлия Коледа)
e-mail: y.kulkova@pressto.ru, j.koleda@pressto.ru
Ваш комментарий