В Нижегородской области создана крупнейшая аптечная сеть
Консолидация в аптечном бизнесе подвигла Минздрав Нижегородской области на ответные действия. Чтобы противостоять укрупняющимся частным конкурентам, область решила объединить свои аптечные предприятия в единую сеть. Новая сеть станет крупнейшим игроком в регионе, однако конкуренты предсказывают правительству трудности с ее управлением.
Государственное предприятие Нижегородской области (ГП НО) “Нижегородская областная фармация” (НОФ) включает в себя 82 аптеки в районах области и в Нижнем Новгороде, два отдела готовых лекарственных форм, 26 аптечных пунктов и девять аптечных киосков. В 2003 г. общий товарооборот нижегородских госаптек составил 251,422 млн руб., прибыль – 1,708 млн руб., рентабельность – 0,68%. Всего в Нижегородской области работают 1580 государственных и коммерческих аптечных предприятий.
Областное правительство зарегистрировало НОФ в июле этого года. По словам начальника фармацевтического управления Министерства здравоохранения Нижегородской области Татьяны Калининой, новое предприятие станет крупнейшей сетью в Нижегородской области. Объединение госаптек облегчит им конкуренцию с коммерческими аптечными сетями и даст возможность НОФ ежегодно получать дополнительный доход в 40 млн руб. в частности, за счет централизованной закупки лекарств и расширения их ассортимента. Госаптеки смогут увеличить оборот и получить у оптовиков серьезные скидки, говорит Калинина. Появится возможность покрыть убыточный на сегодняшний день бесплатный и льготный отпуск лекарств.
Генеральный директор НОФ Тимураз Нижарадзе всю неделю был недоступен для комментариев. Однако Калинина рассказала, что его программа развития НОФ предполагает создание в аптеках мини-производств, отделов реализации готовой оптики, выездной торговли (аптеки-автомобили), развитие информационно-справочной службы и интернет-аптек. Реклама и создание единого брэнда не планируется, говорит Калинина.
Участники рынка считают, что объединение аптек — шаг необходимый в условиях растущей конкуренции.
По мнению Артема Бектемирова, гендиректора “Аптечной сети 36,6”, приобретшей недавно в Нижнем и области сеть из 45 аптек “Нижегородский аптечный дом”, конкуренция будет расти и самостоятельным аптекам на рынке будет тяжело. “Мы везде сталкиваемся с конкуренцией, и для нас организованная конкуренция лучше, нежели разрозненные игроки на рынке”, — пояснил он.
Николай Бурчинский, директор по маркетингу и развитию сети “Аптека района” (компания “Фармассоциация”), которая объединяет семь аптек Нижнего Новгорода, говорит, что объединение позволяет снизить затраты, а сетевая структура — централизовать функции, которые раньше были присущи каждой аптеке в отдельности.
Генеральный директор “Аптечной сети Пик-НН”, объединяющей 15 аптек в городе и области, Герман Князев согласен, что сетевой принцип организации предполагает уменьшение издержек за счет сокращения некоторых штатных единиц и лучшие условия при закупках товаров. Но, по его мнению, у Минздрава могут возникнуть сложности с единым управлением таким большим количеством аптек, удаленных друг от друга. “Логистика этого объединения требует очень серьезного подхода — от установки компьютерной техники до подготовки кадров, но, насколько я знаю, ничего этого фармацевтическим управлением области сделано не было”, — поясняет Князев.
Коммерческий директор питерской сети аптек “Первая помощь” Петр Грек уверен, что сеть может выиграть при организации единой ассортиментной политики и единой логистической схемы. “А для этого, как минимум, должна быть единая информационная среда, то есть компьютерная сеть с набором программ”, — убежден Грек. По его словам, в этом и есть наиболее уязвимое место в проекте нижегородского Минздрава, потому что у госпредприятия с финансированием “всегда проблемы”.
Однако Бектемиров из “Аптечной сети 36,6” считает, что для управления разрозненными филиалами существует много способов, поэтому проблем у Минздрава в этом отношении возникнуть не должно.
В планах самой “36,6” говорит Бектемиров, открыть в ближайшие два года в Нижнем Новгороде и области новые аптеки и переименовать купленные у “Нижегородского аптечного дома”. По его словам, нижегородский рынок один из лучших в России. “Места на рынке много и хватит всем, но конкуренция за потребителя, конечно, будет жесткой”, — считает Бектемиров.
Укрупнение на аптечном рынке идет не только в Нижегородской области. Недавно компания Natur Produkt приобрела московскую розничную сеть “Народная аптека”, пообещав к концу 2004 г. довести количество аптек в своей сети до 200. Ранее компания купила аптечную сеть “Мадлена” из 30 розничных точек в Омске и Омской области. В июне владельцы аптечной сети “Доктор Столетов” объявили о приобретении крупной краснодарской аптечной компании “Доктор W”.
Ваш комментарий