В.Матвиенко предупредила А.Кагана о личной ответственности за обеспечение Петербурга жизненно важными лекарствами
Отечественная фармпромышленность переживает период стагнации. О путях выведения отрасли из кризиса шла речь на "круглом столе", состоявшемся в Совете Федерации РФ В последние годы значительно сократилась доля участия государства в обеспечении населения лекарственной помощью, констатировал в своем выступлении А.Вихарев, заместитель председателя Совета Федерации РФ. Доля расходов на здравоохранение в госбюджете составляет лишь 1, 3%. По оценкам специалистов, потребление ЛС на душу населения в России в 10, а то и в 20 раз ниже, чем в странах Западной Европы, США и Японии. Права, прописанные в законе, остаются таковыми лишь на бумаге. По оценке С.Колесникова, депутата Госдумы РФ, реализация льготных программ сократилась за последнее время более чем на 20%. Причем основной удар, как и водится, пришелся по самым незащищенным - рядовым потребителям и муниципальным учреждениям здравоохранения. Одной из причин, по мнению депутата, столь драматичного положения дел является введение НДС на ЛС и изделия медицинского назначения (ИМН). Лекарственную политику формирует не правительство, а регионы, где осуществляется основная масса закупок, отметил в своем выступлении М.Григорьев, руководитель Департамента промышленной и инновационной политики в медицинской и биотехнологической промышленности Минпромнауки России. Ежемесячно регионы тратят на лекарственное обеспечение 1, 8 млрд. руб. В связи с этим особую роль играет процесс формирования торговых надбавок, а также составление территориальных перечней ЖНВЛС. Тем не менее доля отечественных препаратов на рынке продолжает снижаться и опустилась до рекордно низкой отметки - чуть более 30%, а выпуск фармацевтических субстанций за последние несколько лет сократился в 5 раз. И.Брынцалов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии представил итоговые показатели, с которыми пришла промышленность к 2003 г. после введения НДС на ЛС и ИМН. Так, по экспертным оценкам, более чем на 30% снизился выпуск антибиотиков, на 16% - готовых ЛС в ампулах, на 13% - шприцев одноразового использования, на 26% - аптекарской посуды. Балансовая прибыль предприятий отрасли в 2002 г.
уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 2 млрд. руб. По словам В.Якунина, председателя совета директоров ЦВ "Протек", увеличение налоговой нагрузки на предприятие неминуемо приводит к росту цен и развитию "серого" рынка. В качестве примера выступавший привел горький опыт Азербайджана, где после введения 18% ставки НДС на лекарства фармрынок практически полностью "ушел в тень". В России "серый" рынок лекарств сегодня составляет до 15%. В такой ситуации никто не может быть застрахован от недоброкачественной продукции, поэтому, считает В.Якунин, государство должно запретить деятельность оффшорных компаний - основных каналов ввоза некачественных и фальсифицированных ЛС. Непродуманным решением было названо на "круглом столе" и введение новых правил сертификации ЛС, которые вступили в силу 15 декабря прошлого года. По оценкам экспертов, отметил И.Брынцалов, введение новых правил привело к росту цен на ЛС в среднем на 10-30%, а предприятия отечественной промышленности оказались в неравных условиях по сравнению с иностранными компаниями. Возникли перебои в поставках лекарств, заморожены оборотные средства предприятий в сумме более 1 млрд. руб. По мнению М.Григорьева, спад объемов выпуска ЛС в конце прошлого года и начале нынешнего напрямую обусловлен введением абсолютно непонятной сертификации. Усложнилась и сама процедура выдачи сертификатов. М.Григорьев привел пример: производители витаминов на Алтае вынуждены получать сертификат в Новосибирске. Кроме того, считают выступавшие, вводимый новый порядок сертификации не только привел к повышению цен на фармацевтическую продукцию, но и может стать инструментом злоупотреблений и коррупции. Советом Федерации подготовлено и направлено в адрес Правительства РФ письмо с просьбой об отмене постановления, закрепляющего введение новых правил сертификации ЛС. "Серый" рынок доходит до потребителей через розничную сеть, в связи с этим одной из первоочередных задач, подчеркнула Т.Зайченко, председатель правления Фармацевтической ассоциации С.-Петербурга, является необходимость разработки нормативов размещения аптек. В стандартах развития аптечной сети должно быть предусмотрено следующее условие: собственником аптеки может стать только специалист с высшим фармацевтическим образованием. Подобная мера, считает Т.Зайченко, позволит оградить фармацевтическую отрасль от притока в нее непрофессионалов, сохранить высокий статус профессии провизора и фармацевта. Выход из создавшейся ситуации, по мнению участников "круглого стола", во многом зависит от эффективной государственной политики по регулированию фармрынка и поддержке отечественной фармпромышленности, в частности путем формирования и совершенствования соответствующей законодательной базы. В качестве мер, направленных на улучшение положения дел на отечественных фармпредприятиях, были предложены такие, как введение льготного кредитования предприятий, которые занимаются производством жизненно важной продукции, восстановление госзаказа на лекарства, ИМН и медтехнику, разработка механизма устранения потерь муниципальных бюджетов от введения НДС.
Ваш комментарий