Ваш регион

Москва

Попали в сети?

Попали в сети?

В Youtube размещен завораживающий маленький фильм (компьютерная графика, конечно) о зарождении человеческой жизни. От картин космической красоты невозможно оторвать глаз. Наступает момент – и появляются нейроны, они ветвятся, сплетаются, по ним искрами пробегают электрические импульсы. Удивительно, как эти импульсы затем трансформируются в ощущения, решения, идеи, открытия.

Внезапно поразила мысль: социальные сети построены по этому же образу и подобию, и каждый человек в них – очередной источник импульса для новых связей и общих мнений. В сущности, все современные цифровые технологии направлены на сближение людей, на упрощение общения, на ускорение реакции. При этом, как ни парадоксально, сетевую реальность обвиняют прямо в противоположном. Судите сами. Обвинение первое. Социальные сети вызывают зависимость.

СМИ пестрят страшными историями о том, как люди сидят в Сети сутками, забывая о домочадцах, еде, сне и даже личной гигиене, или же попадают в психиатрическую клинику из-за того, что их гениальный пост почти никто не «залайкал»...а, такие факты есть. Но в социальных сетях ли проблема? Вот что об этом говорит профессор,доктор медицинских наук, психотерапевт НИИ охраны здоровья и гигиены детей и подростков РАМН Владимир Чубаровский:

- Каждый из известных в мировой практике подобных случаев оказался при близком рассмотрении проявлением глубинных психических расстройств, никак не связанных с социальной сетью. С появлением цифровых форм общения статистика этих тяжелых расстройств не изменилась. Сама по себе информационная зависимость, как и множество других форм зависимости, существует. Но если нет таких отягчающих обстоятельств, она не фатальна. Она не вызовет ломки, как, например, наркомания, от нее не будет сводить мышцы и выворачивать суставы, она полностью лежит в эмоционально-волевой сфере, а значит, обратима без последствий, не приводит к распаду личности.

Любая форма зависимости – от игр, социальных сетей, от чего угодно – может развиться, если есть генетические предпосылки. Проявляются они в азарте. Но родители часто не придают этому значения и наивно рассчитывают, что дети сами сориентируются в виртуальной реальности и найдут дорогу домой, как будто это родная улица. «Но даже самого азартного и увлекающегося ребенка можно удержать от погружения в сети с головой живым общением и интересными делами в реальности, – убежден Владимир Чубаровский. – Конечно, разным детям это нужно в разном объеме. Но в любом случае зависимость от сетей – следствие, а не причина».

Полет над гнездом кукушки:

В Азии проблема информационной зависимости гораздо острее, потому что генетически азиаты в большей степени подвержены зависимостям. Отсюда и известные всему миру жесточайшие местные законы в отношении наркоманов. Горячим поклонникам социальных сетей корейские и китайские доктора сегодня предлагают… лоботомию. И хотя в 1949 году за открытие этого метода была присуждена Нобелевская премия, лечением его назвать трудно, поскольку он неизбежно приводит к слабоумию.

Обвинение второе. Из-за социальных сетей дети теряют навыки общения в реальном мире.

Способность к коммуникации – первый из признаков психического здоровья, согласно классификации ВОЗ. Однако общение онлайн существенно отличается от живого. Как известно, при встрече до 80% информации человек воспринимает не из слов, а из так называемой невербалики – жестов, взглядов, мимики, интонаций, из душевного тепла, в конце концов. Холодный монитор передать всего этого не может. «Общение онлайн гораздо сложнее для мозга, чем общение лицом к лицу, – пишет в блоге американский психоневролог Кейт Блэк. – Приходится как-то добирать всю недостающую информацию, которая считывается при личном разговоре. Как это происходит, мы пока не знаем».

Но по наблюдениям Сьюзан Гринфилд, профессора фармакологического факультета колледжа Линкольна Оксфордского университета и ректора университета Херриот-Ватт (Эдинбург), этого не происходит вовсе, и сегодняшние тинейджеры в заметно меньшей степени, чем предыдущие поколения, способны к пониманию других людей и сочувствию – то, что называется эмпатией. Они эмоционально обеднены, считает английский ученый. Она связывает это именно с погружением в виртуальное общение в виртуальном мире, где любое действие обратимо и целый мир управляется одним лишь кликом.
С этим нельзя не согласиться. Но разве цифровые технологии претендуют на захват эмоциональной сферы человека? Отнюдь. Проблема исключительно в том, чтобы виртуальное общение не было единственно возможным. А это определяют не технологии, а окружение ребенка – родители, знакомые, друзья.

 Марк Сандомирский, кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра, член Совета по психотерапии РФ:

- Наши исследования показали, что подростки в социальных сетях в подавляющем большинстве случаев общаются с теми же друзьями, что и в реальной жизни. Дворовые сообщества превратились в виртуальные,

 

 

но не разрушились. По меньшей мере в России именно так.

 

Для особенно застенчивых детей, да и взрослых, социальные сети – дивный новый мир. Здесь открывается возможность высказать свои мысли, не испытывая смущения, что, конечно, позволяет полнее реализовать внутренний потенциал. Здесь сохраняется контроль над ситуацией, и из общения можно выйти в любой момент.

Обвинение третье. Социальные сети влияют на мозг.

Такой новостной заголовок облетел весь мир, но, в общем-то, дальше заголовка сенсации не получилось. Суть нашумевшего исследования заключалась в том, что британские студенты-добровольцы, завсегдатаи соцсетей, прошли сканирование мозга. В результате обнаружилось: чем больше у человека друзей, тем сильнее развиты определенные области его мозга. Впрочем, выяснилось и другое: такая же особенность свойственна и людям, имеющим вообще много друзей – не только виртуальных, но и реальных. Так что заголовок броский, но новость сомнительная. И здесь опять же вопрос не в соцсетях, а в человеческих отношениях. «Трудно предположить, чтобы мозг, формировавшийся сотни тысяч лет, так легко был бы подвержен изменениям, – считает Владимир Чубаровский. – Даже тяжелейшие психические расстройства, такие как шизофрения, не проявляются в мозге органическими изменениями. Утверждать, что его могут разрушить или как-то изменить социальные сети – чистая схоластика. Любые информационные технологии не могут быть первичной причиной нарушений памяти, внимания и т. д.».

Однако есть основания полагать, что мозг нынешних детей – «цифровых аборигенов», которые, прежде чем учатся писать, осваивают клавиатуру, – формируется несколько иначе, считает Марк Сандомирский. Речь идет не о дефектах, а о перераспределении нагрузки – о нейропластичности. Как, например, у неслышащих детей ограниченность развития зоны, отвечающей за слух, стимулирует развитие других зон, чтобы максимально компенсировать недостаток. Иными словами, интенсивнее развивается то, что больше работает. Поскольку глобальный эксперимент с социальными сетями только начался, остается ждать результатов, но, по мнению эксперта, маловероятно, что они будут катастрофическими.

Гормон общения. 

Процесс принятия решений учеными описан как скопление критической массы нейронов – это изучает новая наука нейроэкономика. Пытаясь проникнуть в тайны мозга, исследователи предположили, что «зависать» в соцсетях нас заставляет нейротрансмиттер допамин (передатчик нервного импульса). Это он гонит нас на поиски очередного способа получить удовлетворение, которое на языке биохимии – всем известный «гормон счастья» серотонин.

 

 

Проблема человечества, особенно младшего поколения, в том, что удовольствия (и удовлетворение) стали очень легко доступны, слишком мало тернистых путей для поиска. Самый короткий путь и всегда открытая дверь к новым открытиям и новым wow – в заэкранье…

 


Обвинение четвертое.

Социальные сети мешают взрослеть, поддерживают инфантильность.

Общаясь в социальных сетях, наши дети (как и взрослые) привыкают видеть мир мигающими клипами, вспышками, бегущими строками… Профессор Гринфилд назвала это «yaka-wow», нечто вроде «фуу-ухты!» – мгновенное переключение от отвращения к восторгу. Это не что иное, как последствие избытка информации, точнее, избытка обрывков информации: когда не хватает времени ее осмыслить, прочувствовать, дети просто не обучаются этому. Отсюда поверхностное, так называемое клиповое сознание, которое так огорчает родителей и учителей.

Чистейшим проявлением глобальной инфантильности профессор Гринфилд считает Twitter. Потребность поведать миру в 140 знаках о том, что съел на завтрак, или о том, что чихнул кот, сродни потребности маленького ребенка сказать: «Мама, посмотри, я надела носочек!» Подсознательная цель – получить подтверждение: я существую, про меня не забыли! Неспособность огромной части человечества выйти из этого состояния сознания британский профессор расценивает как трагедию.

Но опять же претензии не только к сетям, а к развитию человека в целом. Ведь не Интернетом единым жив человек. «Да, возможно, человечество становится инфантильнее, – говорит Марк Сандомирский, – только Интернет в этом не виноват. Это проблема социальной психологии. Но ведь есть и плюсы в этом детском, пластичном состоянии мозга, которое «включается», когда человек выходит онлайн. Он в большей степени открыт для новых идей, он становится креативнее, подпитывается мыслями такого количества людей, которых никогда в реальной жизни не встретил бы».

О бессмысленных чатах.
«Психиатры еще в ХIX веке использовали термин «салонное слабоумие», – рассказывает Владимир Чубаровский. – Это разговоры ни о чем. Конечно, время от времени мы все говорим о погоде или обсуждаем «а он чего? а она?..» Беда, когда другие интересы не возникают в принципе. Благодаря социальным сетям это «салонное слабоумие» проявляется теперь не в узкой компании, а в мировом масштабе. Но ведь и без социальных сетей с задачей оглупления успешно справлялось телевидение…»

Обвинение пятое.

 

 

Социальные сети и Интернет – причина депрессии.

По данным ВОЗ, к 2030 году депрессия станет едва ли не самым распространенным заболеванием в мире, причем, вопреки расхожему мнению, независимо от возраста. Разумеется,

колоссален соблазн свалить вину на информационные технологии – ведь это они уводят человека от реальности, а значит, прямиком к депрессии. Однако такое обвинение не выдерживает критики.

«На мой взгляд, рост депрессии и рост популярности социальных сетей идут параллельно, – говорит Марк Сандомирский. – Но через социальные сети люди преодолевают свое одиночество, а не наоборот. Этот виртуальный антидепрессант дает реальный эффект. Блогосфера и социальные сети – совершенно очевидная психотерапия: люди делятся своими горестями, слушают и поддерживают друг друга. Получается настоящий психологический краудсорсинг». Разумеется, в состоянии клинической депрессии врач вряд ли пропишет страничку в социальной сети в качестве лечения, но удержаться на краю, выйти из пограничного состояния таким образом вполне возможно.

Виртуальная лечебница.

Общение между людьми, которых объединяет общая проблема, помогает с ней справляться. Несколько лет назад итальянские неврологи создали социальную сеть для страдающих хронической головной болью. Они попросили пациентов вести онлайн-дневник головной боли и в специальном календаре отмечать дни и часы приступов. К изумлению как пользователей, так и врачей, ведущих наблюдение за участниками, приступов стало меньше без дополнительной медицинской помощи.

Выводы «Здоровья»:

1.    С точки зрения эволюции, новые информационные технологии – лишь подтверждение генетической тяги человечества быть вместе, но при этом сохранять индивидуальное пространство для отдельного человека. Социальные сети – лишь один из способов такого сближения. Его границы каждый сам устанавливает для себя.
2.    Пытаться запретить детям общаться в социальных сетях – все равно что пытаться запретить дождь. Гораздо разумнее обучить ребенка пользоваться зонтом. До определенного возраста родители вполне могут себе позволить и даже должны наблюдать, что происходит на страничке их чада.
3.    Когда-то персонаж из известного фильма разглагольствовал о будущем: «Не будет ни театра, ни кино. Одно сплошное телевидение». Никто из современных создателей новых форм и технологий ничего подобного не заявляет. Появился всего лишь еще один инструмент, но распоряжается им человек. Если начинает развиваться зависимость от мира виртуального – значит, что-то не так в реальном.

Эксперты:

Сьюзан Гринфилд, профессор фармакологического факультета колледжа Линкольна Оксфордского университета, ректор университета Херриот-Ватт (Эдинбург)

Владимир Чубаровский, профессор, доктор медицинских наук, психотерапевт НИИ охраны здоровья и гигиены детей и подростков РАМН

 
 
 
 

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2024 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru