Восстановление после травмы лодыжки. Рекомендации специалистов
Атмосфера хайболов – своеобразный эликсир жизни для некоторых скалолазов. Один раз начав их лазать, вы вряд ли утолите жажду этих ощущений как-либо еще. Это как наркотики, как шикарный секс с кем-то, кто вам не нравился, как первые предупредительные удары в драке, такой формат лазания является крюком – как только вы начнете, трудно будет остановиться. Вы поднимаетесь вверх. И падаете вниз. Обычно это не является проблемой, но иногда стопа просто становится в неправильное положение и, уупс, вы слышите щелчок в лодыжке.
Несмотря на то, что колено, может, не является величайшем произведением господа, голеностоп – гениальное изобретение анатомической техники. Действительно гениальное. Как ни странно, но этот сустав является наиболее травмируемым. Скалолазы более склонны к травмам лодыжек, чем представители иных видов спорта. Помимо очевидной причины – падения – требуется куда меньше сил для повреждения голеностопа при ношении скальников. Без них кости в суставе могут двигаться для достижения стабильного положения, а также поглощения силы при ударе и ее рассеивания в окружающие ткани. При надевании скальников кости принимают сжатое положение и упираются друг в друга, и при ударе вся сила концентрируется в костях без возможности распространиться на мягкие ткани. Сила, которая при свободной стопе обошлась бы в легкое растяжение или ушиб, теперь вполне способна сломать кости и порвать связки.
По этой причине вы, скорее всего, получите перелом, а не разрыв связок. Хотя и не всегда. Иногда переломы сопровождаются повреждением связок. Подавляющее большинство растяжений у скалолазов связано с боковой наружной частью сустава. На этом участке есть три крупные связки. Выпуклость на голеностопе снаружи – это участок малоберцовой кости, длинной и тонкой. К ней присоединяются три связки, идущие к задней части стопы – к таранной и пяточной костям. Эти связки настолько сильны, что они скорее оторвутся от малоберцовой кости, чем порвутся по своей длине. Такой отрыв называется открытым переломом (жуткое зрелище, честно). Основное правило хирургов последнего десятилетия: если две из трех связок порваны, вы ложитесь под нож. Исследования показали, что период восстановления после операции и после ношения гипса или повязки мало отличается.
Сейчас, если вы крутой спортсмен, застрахованный на миллион долларов, то вам сделают операцию для быстрого восстановления. В противном случае вы окажетесь за пределами больницы задолго до того, как страховая компания начнет над вами смеяться. Вот один нюанс: чем больше болит, тем легче поставить диагноз (да, это звучит странно). Когда связка рвется, обычно возникает вполне характерный громкий звук, но вместе со связкой нарушается и нервная проводимость, то есть вы не чувствуете боль так ярко. Надорванная или растянутая связка сохраняет возможность отправлять в мозг болевые сигналы, что явно говорит: «Дружок, ты облажался».
Сколько раз я слышала: «Я не думаю, что она сломана», невозможно сосчитать. Обычно, когда я это слышу, лодыжка действительно оказывается сломана. Был один случай, когда я встретила парня, лежащего около скалы, говорящего: «Мне больно только тогда, когда я встаю на ногу всем весом. Не думаю, что она сломана». Восемь недель спустя, когда ПЯТЬ переломов более-менее зажили, он начал терапию.
Вопреки расхожему мнению, во многих случаях вы можете двигать сломанной костью и даже становиться на нее, если это лодыжка. Отек также не является хорошим индикатором серьезности положения – вывихи иногда дают опухоль куда больше. В прошлом году я сама сломала лодыжку в трех местах, катаясь на сноуборде, после чего еще час спускалась с крутого холма в Новой Зеландии. Бедная я. Чувствовала себя, как Джо Симпсон. Другой пациент спокойно прошел 25 минут от стены Тайпан в Австралии с двумя сломанными лодыжками. Дело в следующем: не думайте, что ваш голеностоп в порядке. Сложные переломы могут быть не такими болезненными, какими вы ожидаете их. Переломы в некоторых костях, например, в таранной, могут давать долгосрочные осложнения. Из-за большой нагрузки на эту кость заживление протекает медленнее и может окончиться остеоартритом. Это не круто. Терпеть и идти к врачу – это вчерашний день.
Люди, которые лазают без страхующего человека, такие смешные. Еще хуже, если у них плохой страхующий. Зато они прекрасны для бизнеса: неудачное приземление с последующим повреждением лодыжки обойдется вам в $500, которые вы отдадите физиотерапевту, и эта сумма не учитывает деньги для хирурга, который сошьет порванные связки, и анестезиолога, который избавит вас от ярких ощущений. Конечно, самый большой плюс страхующего: он кричит вам на ухо и просит не падать. Тем не менее, не стоит недооценивать хорошего страхующего, который поддерживает вас в случае падения, позволяя избежать травм лодыжек, локтей и коленей.
Источник: 4sport
Ваш комментарий