Травля в школе - путь к генетической деформации
Запугивание и издевательства в школе вредят не только эго ребенка, но и его генам. Согласно новому исследованию, травля в долгосрочной перспективе может обернуться серьезными проблемами с психическим здоровьем.
После массового убийства в Коннектикуте западное общество лоб в лоб столкнулось с проблемой психического здоровья молодежи. Исследователь Изабель Оуэллет-Морин из Центра изучения стресса при монреальском Hôpital Louis H. Lafontaine обнаружила, что издевательства оставляют о себе недобрую память в физиологии человека. Этот след с годами не стирается — наоборот, жертвы буллинга с возрастом становятся все более уязвимыми для психически расстройств.
"Это доказывает, что мы должны уделять больше внимания не только краткосрочным последствиям травли, но и долгосрочным, поскольку они могут быть связаны с более высокой степенью уязвимости. Нам нужно убедиться, что мы использовали все средства для минимизации этих последствий, что мы помогли жертвам травли и задействовали все ресурсы".
Несмотря на то, что разговоры вокруг опасности буллинга ведутся уже не первый год, ресурсов для борьбы с ним катастрофически не хватает. Опрос исследовательской организации Léger Marketing выявил, что почти 40 процентов респондентов, жителей Квебека, считают: культура буллинга сейчас переживает небывалый подъем.
"Многие думают, что наши гены остаются неизменными, однако исследование показывает, что и окружающая среда, и социальная могут повлиять на их функционирование, — поясняет Оуэллет-Морин. — Это особенно касается опыта виктимизации в детстве — он влияет не только на реакцию человека на стресс, но и на функционирование генов, участвующих в регуляции настроения".
В ходе предыдущих исследований с участие однояйцевых близнецов Оуэллет-Морин установила, что у тех из них, кто ладил со своими сверстниками, в стрессовой ситуации, как и положено, выделялся гормон стресса кортизол. У тех же, кто был жертвой насмешек и издевательств, выработка кортизола, напротив, затормаживалась. Кроме того, чем меньше кортизола вырабатывалось, тем больше проблем во взаимодействии с окружающими испытывал ребенок. Так что, похоже, пониженная секреция кортизола — признак не силы и пофигистического отношения к стрессу, а, напротив, уязвимости.
В своей последней работе Оуэллет-Морин решила пойти еще дальше и изучить механизмы, влияющие на уровень выработки кортизола. Она исследовала 28 пар близнецов и сравнила гены, отвечающих за выработку серотонина, гормона, отвечающего за настроение. У пятилетних близнецов генетических различий не наблюдалось. Однако в 10 лет, когда обычно над слабыми детьми начинают издеваться одноклассники, генетическая картина меняется. Поскольку результаты нельзя отнести на счет перемен в семье или наследственности, Оуэллет-Морин полагает, что они являются следствием буллинга.
Травля влияет не только на гены, но и на мозг — точно так же, как алкоголь влияет на печень. Беспокойство и депрессия, которые появляются вследствие буллинга, имеют под собой физиологическую основу, то есть возникают из-за физических изменений в головном мозге, поясняет Йоав Литвин из нью-йоркского Университета Рокфеллера.
Исследование Литвин и его команда проводили на мышах, поскольку их реакция на стресс схожа с человеческой. В клетку с крупными зрелыми мышами ученые подсадили грызунов помельче и помоложе. Поскольку все "добровольцы" были самцами, между ними неизбежно завязывалась борьба за территорию, которую молодые мыши всегда проигрывали. Бои редко заканчивались травмами, однако молодые мыши быстро понимали, что в местной иерархической системе они занимают последнюю ступень.
На протяжении последующих десяти дней тех же пострадавших мышей сажали в десять разных клеток со "старичками" — и каждый раз молодежь подвергалась нападениям. После этого исследователи изучили мозг "жертв", особое внимание уделяя областям, отвечающим за эмоции и социальное поведение — миндалинам и боковым перегородкам, — и заметили что в мозге третируемых мышей рецепторы гормонов, отвечающие за чувствительность мозга к различным социальным стимулам, стали более активными. В частности, миндалины и боковые перегородки стали более остро реагировать на вазопрессин — гормон, участвующий в различных видах социального взаимодействия, в том числе и агрессии.
Эта дополнительная стимуляция приводит к тому, что жертва испытывает страх даже в тех ситуациях, когда находится в полной безопасности. Так, мыши, ставшие жертвами прессинга, под конец исследования, когда их посадили в клетку с дружелюбно настроенным "коллективом", держались от своих сородичей в стороне и старались лишний раз не двигаться, чтобы не привлекать к себе внимания. Пока ученые еще не выяснили, как долго могут продолжаться эти последствия, однако наблюдение за поведением мышей позволило исследователям предположить, что жертвам хулиганов куда труднее заводить дружеские отношения из-за постоянного чувства тревоги.
Наталья Синица
www.medpulse.ru
Комментарии
Kislota 2013.01.10 08:38
Оксана 2013.01.10 08:20
Смотреть все комментарии - 2
Ваш комментарий