Учим ребенка хорошим привычкам!
Кто когда-либо пытался воспитать у ребенка хорошие привычки, знает, как непросто это сделать
Учишь, учишь малыша чистить по утрам зубы, а он, чуть повзрослев, все норовит, покривлявшись перед зеркалом, покинуть ванную комнату, даже не намочив зубную щетку.
Как воспитать хорошие привычки, когда браться за это дело, как долго они формируются..? Эти вопросы волновали теоретиков и практиков разных времен от Ушинского и Макаренко до Сухомлинского и последователей вальдорфской педагогики. В их работах можно найти советы, которые пригодятся любому родителю.
Совет первый
Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше.
Например, приучать малыша засыпать самому в своей кроватке, без укачивания, или спать в прохладной комнате при открытой форточке можно еще до того, как ему исполнится год. Чуть позже вы начнете приучать ребенка мыть перед едой руки, на ночь убирать на свои места игрушки, потом – говорить «спасибо», первым здороваться со старшими… Еще позже – уступать в транспорте место пожилым людям, помогать старым и слабым, всегда доводить начатое до конца, выполнять любую работу не кое-как, а хорошо…
Чем раньше вы начнете предпринимать усилие, чтобы какой-то навык стал привычным, выполнялся автоматически, тем быстрее добьетесь успеха.
Совет второй
Кстати
Вредные привычки, которые мы иногда наблюдаем у детей: кто-то грызет ногти, кто-то сосет палец или постоянно ковыряет в носу, врачи называют привычными патологическими действиями. Они доставляют ребенку удовольствие, когда жизнь скучна и других радостей нет. Борьба с этими привычками – это всегда борьба с тревожностью,
неуверенностью, пессимизмом.Привычка легко усваивается, когда ребенок подражает взрослому. Одна воспитательница вальдорфского детского сада рассказала в Интернете, как она приучала детей мыть руки. Утром дети приходили в детский сад не одновременно, а один за другим, с некоторым интервалом. Это дало ей возможность каждого малыша сразу отводить в умывальник и мыть там с ним руки. И при этом они пели веселую песенку, чтобы занятие было приятным. Если ребенок не видит, как вы сами, придя с работы, моете руки, как вы утром чистите зубы, ему трудно эти действия сделать привычными, даже если вы постоянно ему о них напоминаете.
Совет третий
Привычку не создашь дрессурой, это осознанный навык.
Ребенок должен не только уметь сам вымыть руки, но и знать, почему их необходимо мыть. И получать удовлетворение от того,
Совет четвертый
Чтобы навык превратился в привычку, требуется бесконечное повторение.
На это уйдет немало времени, но торопиться нельзя. Воспитание – вообще процесс долгий. Одна мудрая мама заметила, что в деле воспитания результат мы, как правило, получаем лет на 5 позже, чем ожидаем. Возможны и неожиданности. Например, привычка, казалось бы, прочно укоренившаяся, вдруг пропадает в подростковом возрасте.
Психологи утешают: бунт подростка и отказ делать правильно то, что он делал все детство, как раз и показывает, что норму ребенок усвоил. Всю младшую школу мы вместе с сыном собирали ранец заранее, по вечерам,
всю среднюю школу он делал это без напоминаний сам, а в десятом классе начал раз за разом откладывать сбор ранца на утро и, конечно, каждое утро впопыхах что-то да забывал. Интересно, всплывет ли хорошая привычка собирать вещи накануне, когда минует возраст ниспровержения родительского авторитета?
Совет пятый
Приобретение привычки не стоит ребенку никаких усилий, зато требует неимоверных усилий от его родителей.
Это заметил кто-то из великих. Все так. Но наши усилия оправданы. Автоматизм в выполнении каких-то действий высвобождает время на развитие и творчество. А потом, что такое хорошие привычки? Это хорошее воспитание, как давным-давно сказал Платон. И вот когда наши дети станут поступать правильно, даже если никто за ними не наблюдает и никто их не контролирует, мы со спокойной совестью скажем, что вырастили воспитанных людей.
Ваш комментарий