Дайте мальчику носок
Казалось бы, все, что можно, ему купили. Компьютер, игры, ролики, электронную записную книжку. Кое-что по мелочи он купил себе сам — плеер, набор теннисных мячиков, баллончик с краской. Все есть.Однако неожиданно пропал один из пары цветастых носков (70% хлопка, 30% полиэстера), в которых он пришел еще вчера, а назавтра вы обнаружили, что он не совсем пропал, а был набит горохом, зашит, вывернут наизнанку и еще раз зашит — получился сокс.
Теперь если внимательно проследить пути ребенка, то выяснится, что на перемене или после уроков они с товарищами встанут в кружок во дворе и начнут пинать этот сокс от одного к другому. Простая до примитивности задача: передавать набитый горохом носок по кругу, не роняя его на землю и не берясь за него руками.
У этого занятия два смысла: практический, важный для родителей, и культурный.
Девушек в эту игру принимают, но не всегдаВ соксе все начинают с того, что стараются не уронить мячик, просто передать по кругу. Некоторые дети, утомившись от первых тренировок, бросают увлечение и потом на всех углах трубят, что ничего дебильнее сокса не видели. Дети понастойчивей продолжают тренировки. И добиваются невиданных успехов: например, могут отбивать сокс наружной стороной подошвы, удерживать на ноге, перекидывать пяткой через голову и ловить носком. Совершенству предела нет.
— Создается впечатление, что дети инстинктивно находят для себя более естественные формы движения, чем может предложить школьная так называемая физкультура, — говорит руководитель клуба «Прощай, диабет!» спортивный физиолог Борис Жерлыгин. — Вместо резких нагрузок ради норматива уличная игра позволяет двигаться длительное время, не утомляя связки, мышцы и сердце.
Сокс, оказывается, хорошо влияет и на моральный облик детей. В круге категорически запрещено плеваться, потому что противно, когда сокс попадает в плевок. Во многих группах соксеров запрещено материться. В общем-то, каждая более-менее развитая община соксеров вырабатывает свои правила,
что дает ребенку первые представления об общественной этике.Девушек, как правило, игроки не отторгают, однако серьезных соксерш немного.
— Я люблю поиграть, — говорит 15-летняя Дина. — К сожалению, многие бывшие подруги теперь кроме юбок и каблуков ничего не носят и говорят, что переросли сокс.
Сокс — совершенно не спорт. Это антиспорт, попытка доказать, что можно двигаться со смыслом, но без рекордов. Если бы дети были взрослыми и предприимчивыми, они бы давно написали книжку про какое-нибудь «Дао сокса», а так они просто играют. Примитивность здесь только на руку.
— Многим современным детским играм не хватает одного очень важного качества, — говорит ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания Владимир Григорьев. — Они совершенно не учат сотрудничеству, основаны на общении ребенка с компьютером или другими приспособлениями. В самой же примитивной живой игре постоянно происходит взаимодействие участников.
Это делает ребенка более общительным, учит понимать других.Строго говоря, сокс — культурное, а не спортивное явление. Если ваше чадо катается на роликах и скейте, если увлекается граффити и хип-хопом, почти наверняка вы найдете у него в кармане и эту набитую горохом вещь.
— В спортмагазине тебе предлагают уже готовое, — говорит 13-летний соксер Вова. — Там и соксы теперь продаются, только плохие. То цвет не тот, то слишком мягкий или твердый. Вообще, если сокс сделали на фабрике, смысл теряется. Тут я делаю себе снаряд сам. Как мне нравится.
Вполне взрослая индустрия детских развлечений сегодня узурпировала все: ребенок может цивилизованно стрелять, летать, кататься, прыгать — все с хорошим оборудованием и за хорошие деньги. Мячик, собственноручно изготовленный из носка, — практически единственное, что ему есть смысл делать своими руками.
Школьные учителя позитивное влияние сокса часто не понимают и отбирают маленькие мячи у школьников.
— Учительница назвала меня бездельником и отобрала сокс, — жалуется 14-летний Максим. — Мы попали в стекло, оно треснуло совсем чуть-чуть. А сокс хороший был, жалко. Сейчас, слава богу, тепло — на улице можно играть.
— Бороться с играми, подобными соксу, бессмысленно, — считает культуролог Михаил Лурье. — Поколение нашло себе новый знак половозрастной принадлежности. И отобрать у них этот знак можно только одним способом: легализовать его и превратить в официальный спорт.
Одним словом, вы вовсе не обязаны как-то комментировать это примитивное и странное занятие. Вам как родителю важно понять: игра в сокс — не признак того, что ребенок умом вышел совсем не таким молодцом, как папа. Это так проявляется последний рецидив детства — естественно и с пользой.
Ваш комментарий