Если главный друг - компьютер
«ОДИН дома» — картина знакомая не только по фильму. Большинство детей растут в отсутствии домашнего окружения. Родители не желают второго малыша — дорого и хлопотно. Животное — беспокойство и грязь. Приводить друзей нельзя — беспорядок и плохое влияние. И тогда появляется молчаливый, спокойный, всегда готовый развлечь, увлечь и спасти от одиночества новый член семьи — Компьютер. А с ним и новая жизнь — виртуальная.Жизнь эта кажется более привлекательной и интересной, чем реальная. По эту сторону экрана скука школьных уроков, родительские нотации, насмешки одноклассников. Там — потрясающие приключения, где сутулый недоросль или прыщавая девчонка становятся героями, переполненными силой и смелостью, побеждающими врагов в самых невообразимых местах. Там можно моделировать жизненные ситуации и управлять ими. И вот уже специалисты бьют тревогу: в среде подростков появилось новое заболевание — виртуальная зависимость — зависимость от компьютера и компьютерных игр, телевизора, интернета и игровых автоматов.
Приобщение к виртуальной жизни может начаться и с телевизора. Мама включает «ящик» и сажает малыша напротив. Мелькают картинки, играет музыка, люди разговаривают… удобно, малыш не плачет. Постепенно без «потустороннего мира» дитя уже и не успокаивается. Известны случаи, когда внимание 8–12 месячного ребенка не привлекает ничто, кроме телевизора.
Проходит время. В доме появляются игровые программы и «всемирная паутина». Куда проще заплатить за современный компьютер, за сеть, чем заниматься родным чадом, водить его в секции, кружки, ходить с ним в походы и брать с собой в путешествия. Когда ребенок уходит в виртуальную реальность, дома тихо, спокойно, чисто — никаких хлопот. И внешне выглядит все так безопасно. Но безопасность эта иллюзорна, как и та жизнь, в которую уходит от нас сын или дочь. Беда медленно и неотвратимо приближается.
Первая ласточка — изменения в поведении ребенка. Он становиться раздражительным, появляется нервозность. Подросток не в силах оторваться от экрана, проводит все свое свободное время у компьютера и запускает учебу.
Его успеваемость в школе резко падает, ухудшается память, сообразительность. Теряется навык общения со сверстниками, и в последствие человеку будет тяжело адаптироваться в обществе. Со временем ребенок рискует стать виртуальным «наркоманом». При отсутствии контакта с компьютером, у него может появляться состояние, схожее с наркотической «ломкой». В таком состоянии он становится очень агрессивным в поисках утоления своей «жажды» виртуальной жизни. Он способен совершить преступление, чтобы получить доступ к компьютеру. Что, кстати, можно наблюдать, порой, у входа в компьютерные клубы: ребята отбирают деньги на игру у тех, кто послабее.Виртуальная реальность — форма психологической зависимости и как любая другая зависимость, она разрушает личность человека. Под ее воздействием ребенок утрачивает свободу воли, им легко манипулировать. Таких детей легко вовлечь в различные секты, банды, подчинить любому влиянию.
Формированию виртуальной зависимости наиболее подвержены определенные типы детей.
Условно их можно подразделить на три группы.Первая — дети, привыкшие к зависимости от взрослых, так называемые «маменькины» сынки и дочки. Воля у них изначально подавлена властными родителями и они ищут зависимости в любой форме — алкоголь, наркотики, азартные игры, компьютеры.
Вторая — дети с повышенной агрессивностью. В процессе воспитания они учатся сдерживать свою агрессию, загонять ее в рамки социальных норм, но она все равно требует выхода. Занятия спортом помогают таким детям дать естественный выход агрессии.
И, наконец, есть дети, которым не хватает адреналина. Здесь альтернативой может стать альпинизм, горнолыжный или парашютный спорт.
Как же бороться с виртуальной зависимостью? Запретить пользоваться компьютером? Это может вызвать сильнейшую агрессию со стороны ребенка и окончательную потерю контакта с ним. Что же делать?
Лучшее лекарство — внимание к его реальной жизни. Если ребенок уже активно посещает компьютерный или игровой клуб, надо выбрать время, сходить туда с ним вместе. Понаблюдать за его реакцией, за лицом, эмоциями. Если вы уже заметили признаки виртуальной зависимости, немедленно активизируйте усилия по созданию альтернативы в реальной жизни. Надо ЖИТЬ ВМЕСТЕ с ребенком. В семье, должны быть совместные, традиционные вечера, праздники. Желательно привлекать чадо и к выбору места отдыха и брать его с собой в путешествие или на курорт не только тогда, когда ему 3–4 года, но и когда 13–14. Не бойтесь устраивать у себя дома подростковые вечеринки и не жалейте средств не только на электронные новинки, но и на лыжи, коньки, велосипед, на «адреналиновые» аттракционы и путешествия.
Невидимая и равнодушная виртуальная сеть раскидывается все шире. Только от нас зависит, попадутся в нее наши дети или нет.
Александра КАЗАЕВА, психолог ГУ «Центр «Семья»
Ваш комментарий