Нужно ли улыбаться в транспорте?
Можно ли сломать стереотип поведения человека в общественном транспорте и может ли человек испытывать в нем положительные эмоции? Попытка ответить на эти вопросы предпринята московскими психологами.
В КАЖДОМ обществе существуют так называемые негласные правила или нормы поведения. Эти правила незаметны до тех пор, пока не происходит их нарушение.
Так, например, в современном российском обществе одно из негласных правил поведения в транспорте гласит: "Кто успел, тот и сел". Часто это можно наблюдать наяву, когда победивший, сверкая глазами, гордо занимает отвоеванное место. Правила "воздерживаться от разговоров друг с другом", "каждый за себя", "не проявлять эмоции" в целом представляют портрет неулыбающегося человека, погруженного в себя, как будто спрятавшегося под защитный панцирь. Надев маску "пассажира", человек старается скрыть свои эмоции, поддерживая контакт с внешним миром лишь сквозь глазную прорезь.
Мы задались вопросом, что будет, если нарушить эти правила? Может ли человек испытывать положительные эмоции в транспорте?
В Московском институте психологии и педагогики было проведено социально-психологическое исследование поведения в общественном транспорте. Цель - выявить реакцию на ситуацию, не соответствующую негласным нормам. За основу взято угощение шоколадом незнакомых людей, что явно нарушает все стереотипы поведения. В том числе правила "воздерживаться от разговоров" и "каждый за себя".
Исследование проводили Екатерина Федулова и девять помощников-актеров. В пригородной электричке один из помощников играл роль продавца шоколада, остальные рассаживались в вагоне, "покупали" шоколад и угощали сидящих рядом пассажиров, тщательно отслеживая реакции людей и подсчитывая количество принявших угощение.
Не забегая вперед, остановитесь на секундочку и задумайтесь, какой процент людей, по вашему мнению, примет угощение от незнакомца? И чем может быть объяснена такая реакция?
Всего в исследовании приняли участие 113 человек, и лишь 13 из них деликатно взяли предложенный шоколад.
Гораздо интереснее представляется реакция на само предложение. Ведь "законопослушный" гражданин, надевший нейтральную маску пассажира, неожиданно вынужден сыграть роль, не предписанную сюжетом. Теперь он вступает во взаимодействие и выходит за рамки стандартного поведения. Чем теперь определяется его мимика, настроение? Какие правила будут руководить поведением человека? Могут ли это быть общечеловеческие правила, бережно хранящие общение с друзьями и близкими?
71% пассажиров, которым был предложен шоколад, проявили положительное отношение к такому типу взаимодействия. Как правило, это выражалось в улыбках, отказ же очень часто подробно объяснялся. Кто-то говорил, что сыт. Кто-то делился радостью и подробно описывал, что едет в гости и не хочет перебивать аппетит перед столом. Были и такие реплики: "Вы, наверно, не из Москвы, в Москве таких добрых не бывает". Постоянно слышалось "спасибо", и в общем настроение повышалось. Маски исчезали, на лицах появлялись улыбки.
Остальные 29% разделились на нейтральную (24%) и агрессивную (5%) реакцию. Первые уходили в себя, ничего не отвечали, лишь отрицательно качали головой. Иногда незаметно поглядывали на актера и отворачивались вновь. Другие 5% точно определились, что им нужно, а что нет. И, не стесняясь, в вольной форме выразили свое нежелание угощаться.
Исследователи решили посмотреть, окажет ли влияние ситуация исследования на привычное течение событий. Поэтому через 10-15 минут в вагоне появлялся человек с гитарой, который исполнял песню и просил деньги. Каково же было наше удивление, когда вагон буквально оживал, слушая песню.
Интересно и то, что уже после угощения люди продолжали взаимодействие с экспериментаторами. Например, исследователь сел рядом с двумя женщинами пожилого возраста и перед тем, как купить шоколад, слышал их беседу. Разговор шел о проблемах и болячках, сами женщины находились в хмуром и угнетенном состоянии. Когда экспериментатор предложил угоститься шоколадом, они отказались и после добавили: "Мы в гости едем, спасибо". И еще через некоторое время стали рассказывать, что они едут к родственникам. После песни произнесли самую главную, на наш взгляд, реплику: "Вот здорово, всегда бы так смешили с утра". После чего женщины продолжили свою беседу, но уже о том, как им будет хорошо в гостях.
Итак, вырисовывается совершенно иная картина поведения человека в общественном транспорте. И пусть это все тот же тесный вагон и даже, может быть, все та же чужая нога, удобно разместившаяся на вашей. Только другие лица, улыбки, приветливая речь, уважительное поведение и, наконец, другие эмоции. Такая модель поведения не является новым решением, а давно используется в европейских и во многих других цивилизованных странах.
Ваш комментарий