Группы риска у детей до года
Мамы, будьте бдительны!
В последние годы в родительских Интернет-конференциях, в поликлинике, да и просто на детской площадке все чаще можно услышать истории с почти одинаковым сюжетом. Родился малыш, долгожданный, любимый маленький человечек. Вроде бы, все у него хорошо. Ну, были проблемы при родах, но у кого сейчас их нет... Проходит месяц, другой, третий. Родителям начинает казаться, что с их ребенком что-то не так. "Ничего страшного" - отвечают им в поликлинике - "Давайте поделаем массаж (гимнастику, физиотерапию) и подождем". Драгоценные дни и месяцы первого года жизни неумолимо бегут, родители честно выполняют все рекомендации и надеются, что все будет хорошо. И вдруг, когда ребенку исполняется год и полтора, как гром с ясного неба, звучит страшный, как приговор, диагноз: ДЦП (Детский Церебральный Паралич), миопатия или вовсе что-то неопределенное: "задержка психофизического развития". Измученные родители мечутся из клиники в клинику, время идет, а ребенок еще больше отстает в развитии.
Существует ли возможность обнаружить болезнь "в зародыше", пока еще не упущено драгоценное время? Безусловно, да! Но задача эта может быть решена не на уровне поликлиники. Все проблемы здоровья взрослого человека имеют свое начало в раннем детстве, поэтому родители, думающие о будущем своего новорожденного младенца, должны понять и принять следующие простые истины:
1. "Условно здоровый ребенок" вырастет в условно здорового взрослого, но и никогда в "идеально здорового". Конечно, что среди "великих мира сего" были и хромые, и эпилептики, и люди не самой приятной внешности. Однако, вряд ли это та судьба, о которой вы мечтаете для своего ребенка.
2. Цель развития на первом году жизни одна - вертикализация, то есть переход от существования только в горизонтальной плоскости (лежание, ползание) к передвижению в трехмерном пространстве по ландшафту (ходьба, бег, прыжки). Это естественный процесс формирования опорно-двигательного аппарата человека, как существа прямоходящего, он протекает сам собой, если ребенку не мешают родители гиперопекой.
Последовательность фаз двигательного развития определена эволюцией человека и является однозначной. Переставить фазы местами, заменить одну другой невозможно: каждая предыдущая - фундамент последующей.
Если последовательность фаз нарушена или какая-то фаза задерживается - это, безусловно, сигнал тревоги и никакие аргументы типа: "ребенок перерастет", "наш дедушка тоже пошел в три года" здесь не работают.Вот перечень биологических фаз развития ребенка до года, который, как таблицу умножения, должен знать каждый родитель:
К концу второго года жизни ребенок в идеале должен уметь правильно бегать и прыгать. К трем годам этому должны научиться дети,
отстающие в моторном развитии. Никакая поддержка, ходунки, прыгунки не нужны! Он всё должен сделать сам! Не надо торопить ребенка, но не надо и тормозить его развитие, часами держа его на руках, отвлекая от освоения своего тела развивающими центрами, фильмами, карточками для сверхраннего обучения. Особого внимания требуют дети недоношенные, перенесшие внутриутробную инфекцию, принимавшие антибиотики и другие высокотоксичные препараты, находящиеся на искусственном вскармливании.Если ребенок попал в больницу на несколько недель, этот срок выпал из развития: лежа на спине, в состоянии почти полной неподвижности, ребенок, естественно, откатится в развитии назад. Недоношенный ребенок за время, проведенное в кювезе, к исходным 900-1500 грамм веса прибавил еще 500-700 граммов, то его вес увеличился на 30%-50%. Этот рост и набор массы тела не сопровождался никакой физической активностью! Увы, так принято, но не в том ли прямая угроза развития ДЦП?
Если биологическое развитие отстает от календарного, ребенок автоматически попадает в группу риска по ДЦП и другим заболеваниям. В ситуацию необходимо вмешаться как можно скорее.
Даже если прозвучал страшный диагноз, это еще не приговор! Если начать лечение до трех лет,
более 75% случаев ДЦП обратимы! С детьми старшего возраста также не все потеряно, но возможность работы сильно зависит от степени отставания в развитии психики. Важно, чтобы ребенок по крайней мере был в состоянии воспринимать и выполнять команды. Нагнать упущенное, "уплотнить время" можно, лишь правильно организовав и упорядочив нагрузки, исключив все второстепенное и форсируя базовые. Это требует скрупулезного знания нормальной последовательности развития, понимания приоритетов в каждой клинической ситуации. Это - предмет изучения медицинской науки: Клинической реабилитации. Методики клинической реабилитации помогают без применения лекарственных препаратов и хирургических вмешательств снять, убрать контрактуры, асимметрии тела, восстановить органы дыхания, пищеварения.Главное - не терять времени, ведь чем раньше начата работа, тем меньше труда потребуется для того, чтобы из формирующегося инвалида сделать здорового, активного человека.
Блюм Евгений Иванович, директор НИИ Клинической Реабилитации, доктор медицинских наук, профессор
Комментарии
Мария 2012.07.03 09:34
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий