Спонтанная пролиферативная активность в-лимфоцитов у больных системной красной волчанкой с поражением нервной системы
Ф.А. Юсупов
Кафедра неврологии, психиатрии и наркологии медицинского факультета Ошского
государственного университета
Поражение центральной нервной системы (ЦНС) при системной красной волчанке (СКВ) наблюдается в 25-75% случаев [2]. Клиническая картина вовлечения ЦНС крайне разнообразна от нерезких головных болей и неврастенических расстройств до судорожных состояний и психозов.
Механизм повреждения ЦНС при СКВ сложный и до конца не изученный, но данные современных иммунологических и инструментальных методов исследования свидетельствуют о важной роли иммунных и сосудистых нарушений в патогенезе церебральных расстройств при этом заболевании. До сих пор отсутствуют специфические тесты лабораторной и инструментальной диагностики поражения ЦНС при СКВ.
Характерной особенностью патогенеза СКВ является активация и дисрегуляция В- и Т- иммунного ответа. К настоящему времени установлено, что ведущим звеном иммунопатогенеза СКВ является поликлональнальная В-активация, проявляющаяся в частности, в накоплении при этом заболевании циркулирующих иммунных комплексов, сывороточных иммуноглобулинов (Ig) и обнаружением антинуклеарного фактора [5, 6]. При этом особое место в оценке В-активации занимают методы изучения пролиферативной активности периферических В-лимфоцитов [1].
Целью настоящего исследования являлись анализ и уточнение клинического значения показателя спонтанной пролиферативной активности В-лимфоцитов (СПА) у больных СКВ с неврологическими осложнениями.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
В основу работы положены результаты клинико-лабораторного исследования 52 больных. У 2 больных имело место острое, у 17 – подострое и у 36 – хроническое течение болезни. I степень активности патологического процесса мы наблюдали у 2 больных, II – у 30 и III – у 13 пациентов.
При постановке диагноза СКВ пользовались критериями АРА, а степень активности, особенности развития и характер течения, определяли в соответствии с классификацией СКВ, предложенной В.А. Насоновой [5].
Всем больным проводилось комплексное обследование, включавшие ЭКГ, рентгенографию органов грудной клетки, биохимическое и иммунологическое исследование крови, 18 больным – ЯМРТ-исследование головного и спинного мозга.
СПА оценивали с помощью метода количественной цитофлюорометрии, которая основана на количественном изучении степени активности ядерного хроматина лимфоидных клеток [1]. При этом из выделенных из периферической крови лимфоцитов формировали многослойные культуры лимфоцитов на предметном стекле. После чего полученный монослой лимфоидных клеток погружали в камеры для культивирования с питательной средой с добавлением В-клеточного митогена липополисахарида 5 МЛД/мл производства НИИЭМ им. И.Ф. Гамалея. Затем камеры помещали в холодильник при 40С (опыт) на 2 часа. После чего окрашивали 0,01% акридиновым оранжевым и проводили КЦФ на базе люминисцентного микроскопа ЛЮМАМ с фотометрической приставкой ФМЭЛ-1, работающей в автоматическом режиме. Измеряли интенсивность флюоресценции в области 640 и 530 нм. Затем опеределяли параметр А как отношение флюоресценции Ф640/Ф530. При этом параметр А отражает соотношение РНК/ДНК ядерного хроматина, т.е. отражает степень активности ядерного хроматина [1]. Сравнивая уровень параметра А в опыте и контроле, выводили показатель СПА. Положительным результатом метода считали значение СПА равное 12 усл. ед. и более.
Контрольную группу составили 14 практически здоровых лиц из числа доноров и студентов.
Статистическую обработку полученных данных проводили на персональном компьютере с помощью пакета статистических программ с выведением критерия t-Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
В ходе работы исследуемые больные были разделены на 2 большие группы, I из которых в количестве 33 человек составили больные СКВ с клиническими признаками поражения нервной системы, II группу составили 19 больных СКВ без клинических признаков церебральной патологии.
Наиболее частыми проявлениями поражения нервной системы у больных СКВ были неврастенический синдром, который наблюдался у 22 наших больных, причем у 11 из них неврастенический синдром сочетался с рассеянной симптоматикой церебрального поражения. нарушение мозгового кровообращения имело место у 11 больных, полинейропатия – у 6. У 2 больных наблюдались различные психические расстройства. Нередким неврологическим проявлением СКВ являлась мигрень, которая была диагностирована у 5 больных. Из более редких форм неврологической патологии при СКВ мы наблюдали поперечные миелит, хорею и эпилептический синдром – по 1 случаю.
Уровень СПА у больных с поражением и без поражения нервной системы представлен в таблице №1.
Таблица №1
Уровень и частота обнаружения СПА у больных СКВ с поражением и без поражения нервной системы.
Как видно из таблицы у больных СКВ без поражения нервной системы при поступлении в стационар уровень СПА достоверно превышал нормальных показателей (Т= 4,21 р< 0,001). В ходе лечения у этой категории больных наметилась тенденция к снижению уровня СПА и к концу стационарного лечения разница до и после лечения достигла степени статистической достоверности (Т= 2,12, р< 0,05), а количество больных с повышенным уровнем СПА снизилось с 89,4% до 63,
1%. При этом данный показатель у этой категории больных оставался достоверно высоким (Т= 4,02, р< 0,001) по сравнению с группой доноров.У больных СКВ с поражением нервной системы показатель СПА достоверно превышал соответствующий показатель у здоровых лиц (Т= 7,65, р< 0,001).
Разница в уровне СПА у больных с поражением и без поражения нервной системы не достигала статистической достоверности (Т=1,4, р>0,05). Повышенный уровень СПА обнаружен у 32 (96,9%) больных с поражением нервной системы. К концу стационарного лечения значение СПА хотя и снизилось (статистически недостоверно Т= 1,86, р>0,05), но оставалось достоверно выше нормальных значений (Т= 7,03, р< 0,001).
У больных с поражением ЦНС уровень СПА был выше, чем у больных с поражением ПНС (статистически недостоверно, Т= 1,6, р>0,05), и больных СКВ с поражением ВНС (в виде динамики статистически недостоверно).
Динамика показателя СПА в ходе лечения у больных СКВ с поражением нервной системы менее выражена, чем у больных без его поражения. статистически достоверного снижения СПА за время стационарного лечения у больных СКВ с поражением нервной системы не произошло (Т= 1,53, р>0,05), и показатель СПА при выписке был значительно выше, чем у доноров (Т= 5,69, р< 0,001).
Из приведенных данных видно, что значение СПА возрастает у больных СКВ с поражением нервной системы. При этом увеличивается и доля больных, у которых выявлялся повышенный уровень СПА. Разница в количестве больных, имеющих повышенный уровень СПА в начале ив конце лечения, наоборот уменьшилось у больных без поражения нервной системы по сравнению больными с его поражением.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о высокой спонтанной пролиферативной активности В-лимфоцитов при СКВ,
последнее объясняется наличием В-лимфоцитов, активированных in vivo аутоантигеном [3]. Выявленный более высокий уровень СПА при СКВ с неврологическими осложнениями по сравнению с больными без таковых указывает на важное клиническое значение данного показателя.
ЛИТЕРАТУРА.
- Бененсон Е.В., Цай Е.Г. Откр. изобр., 1987; Бюллетень №29. Авторское свидетельство №№1328757.
- Иванова М.М., Близнюк О.И., Щекутьев Г.А. Диагностика поражения центральной нервной системы при системной красной волчанке. //Ревматология. 1991, №4, с.6-9.
- Мамасаидов А.Т. Гиперактивность Т- и В-лимфоцитов при воспалительных ревматических заболеваниях. //Журнал Мед. Вестник. 1998, №2, с. 25-28.
- Мамасаидов А.Т., Юсупов Ф.А. Взаимосвязь показателей В-клеточной активации и клинических проявлений неврологических осложнений при ревматоидном артрите // Наука и новые технологии. 2001, №3, с.21-22.
- Насонова В.А., Астапенко М.Г. //Клиническая ревматология - М. “Медицина”, 1989. 320 с.
- Насонова В.А. Справочник по ревматологии. - М «Медицина», 1995. 270с.
- Травкина И.В., Иванова М.М., Антитела к фосфолипидам при системной красной волчанке с поражением центральной нервной системы. //Вестник дерматовенерол. 1992, №11-12. С 19-21.
- Gharavi A.E. Antiphospholipid cofactor. Stroke 1992; 23: Suppl 1: 7-10.
- Lie J.T. Vasculopathy in the antiphospholipid syndrome: trombosis or vasculitis or both? J Rheumatol 1991; 22:750-753.
Автор – Юсупов Фуркат Абдулахатович, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой неврологии, психиатрии и наркологии Ошского государственного университета, Кыргызская Республика. E-mail: nevrug@yandex.ru .
Ваш комментарий