Минздравсоцразвития подготовило новый проект закона об обязательном медицинском страховании
Ведомство уверяет, что в результате россиянам, где бы они ни проживали, будут гарантированы качественные медуслуги в любом из регионов страны, а зарплата врачей составит не менее 25 тысяч рублей в месяц. Однако в это не верят ни страховщики, ни врачи, ни пациенты.
В пятницу, 28 мая замглавы Минздравсоцразвития Вероника Скворцова познакомила представителей 85 пациентских организаций с подробностями нового законопроекта об обязательном медицинском страховании.
Этот документ, как заявила Скворцова на заседании Первого Всероссийского Конгресса пациентов,- «серьезный шаг к отказу от остаточного принципа финансирования сферы здравоохранения и построению системы здравоохранения с адекватным финансированием, концентрацией ресурсов и эффективным их использованием», которая постепенно выведет здравоохранение на качественно более высокий уровень.
С прежним финансированием в России каждые 30 секунд у кого-то происходит инфаркт или инсульт, и хотя министерство уже начало реконструировать систему оказания помощи, но организационные улучшения принимают не все регионы, сказала Скворцова. Среди отстающих, по ее словам,- Алтайский край, республика Коми, Иркутская, Рязанская, Ярославская, Ивановская области. Существовавшую до сих пор схему обязательного страхования Скворцова назвала «пародией на страхование».
Видение Минздравсоцразвития
Согласно новому законопроекту, любой застрахованный россиянин будет иметь право на получение бесплатной медпомощи в рамках ОМС вне зависимости от региона проживания. Кроме того, пациент сможет выбрать и конкретное медучреждение и страховую компанию.
После принятия нового законопроекта будет принято решение о едином тарифе выплат за неработающее население, которые будет вносить субъект Федерации (сейчас эти тарифы в различных регионах различаются в разы).
Скорая медицинская помощь, как и сейчас, будет оказываться вне зависимости от наличия полиса на руках, а в других случаях предъявлять полис придется в обязательном порядке. При этом с 2013 г в ОМС войдет и скорая помощь.
Программы бесплатной медпомощи останутся, заверила замминистра, деньги пойдут в лечебно-профилактические учреждения за пациентом. По прежней схеме финансирования будут получать ресурсы только учреждения, оказывающие психиатрическую помощь и медпомощь при социально-опасных заболеваниях (туберкулез, ВИЧ, профилактические направления). Постепенно, в 2015 году, в ОМС войдет и высокотехнологическая помощь. Всего в ОМС войдет 75% медицинской помощи.
Скворцова заметила, что впервые с 60-х годов прошлого века в 2009 году был, по канадским методикам, сделан подсчет, какие ресурсы требуются здравоохранению, сколько денег не хватает, и составлены «модели» пациентов по 2 тысячам самых часто встречающихся болезней.
Ресурсы для полного покрытия тарифов в РФ появятся только к 2015 году. Пока же дополнительные 300 млрд руб. будут выделены на модернизацию материальной базы ЛПУ в регионах, 24 млрд. руб. на информатизацию, а 136 млрд. рублей- на разработку стандартов оказания медпомощи.
Главной проблемой Скворцова назвала кадровую. В стационарах сейчас трудятся 100 тысяч «лишних» кадров, в амбулаторном звене 60 тысяч врачей не хватает. Гинекологов в России избыток, а хирургов дефицит.
Законопроект декларативен
Руководитель Всероссийской врачебной палаты Леонид Рошаль заявил, что сейчас только 30% населения довольны здравоохранением, и он предполагает, что после принятия нынешних новых документов «здравоохранение станет еще более дорогим для народа».
В свою очередь, сопредседатель всероссийского союза общественных объединений пациентов и инициатор конгресса Александр Саверский сказал GZT.RU, что законопроект декларативен, и в нынешнем виде только ухудшит доступность медпомощи для россиян. «Единый механизм финансирования и госполитики в нынешнем тексте не просматривается, хотя он и декларируется»,- сказал Саверский.
Уже принят закон, который разделил лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) по различным типам, и поставил финансирование в зависимость от типа учреждения. Финансирование новых бюджетных учреждений будет складываться из государственного заказа на строго определенное количество работ и услуг, а также из доходов от платных услуг населению. «Организации-учредители бюджетных учреждений теперь не будут нести ответственность за их обязательства перед потребителями. Это значит, ЛПУ будут стремиться зарабатывать на платных услугах, отметил Саврский.- Госзаказ и госгарантии не увязаны».
Советник гендиректора ООО «Росгосстрах-Медицина»; ответственный секретарь общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре,
профессор МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского Алексей Старченко читает, что «в документе остается ряд существенных недостатков и противоречий». Контроль за исполнением финансовых обязательств по новому законопроекту так и не появится, не планируется и вертикаль страхования, остаются разными и тарифы, и ценообразование, говорит он.«ЛПУ получит госзаказ,- пояснил Старченко,- а кто в него войдет, не ясно. Скажем, будет госзаказ на 1000 человек, и хватит его как раз на бесплатное лечение 1000 чиновников, проживающих в территории, а работающие, пенсионеры и инвалиды пойдут платить в кассу».
По его меннию, следует предусмотреть очень большие штрафы за теневые платежи, за махинации, но этого пока нет. «Коль скоро во главу угла реформы поставлена проблема улучшения существующего качества медпомощи, то должен быть решен вопрос о наличии контролера этого качества, независимого от органа власти, от собственника учреждения здравоохранения, от производителя медицинских услуг,- сказал он GZT.RU.- Таким контролером может быть медицинский страховщик. Но этого не произойдет. Нарастание платных услуг населению неизбежно. Не прописано нормирование платных медуслуг. В сознание пациента внедряется порочная идея о том, что качественное здравоохранение может быть исключительно платным».
Трудная судьба страховых полисов
Старченко считает, что введение, по закону о государственных и муниципальных закупках, конкурсов на осуществление ОМС неработающего населения лишает застрахованного права на выбор страховщика,
ограничивает развитие конкуренции в страховании. Победа одного страховщика в субъекте Федерации в конкурсе на неработающее население приведет к появлению массового неудобства среди населения- менять страховые полисы. Смысл рыночного развития медицинского страхования выхолащивается, говорит он. Гражданин должен иметь право на выбор страховщика, в том числе и требовать реализации этого права от своего работодателя.Эксперт указывает, что не решены и многие практические задачи: нет единого регистра застрахованных граждан, отсутствует официальный перечень дефектов оказания медпомощи; единая федеральная шкала штрафных санкций за ненадлежащее качество медпомощи.
«По законопроекту ФФОМС получает существенные ресурсы, так что у пациентов будет возможность обращаться теперь в Европейский суд, при ненадлежащей медуслуге, но боюсь, дойдут до него единицы»,- отметил Старченко. Он полагает, что должен существовать регламент досудебной защиты застрахованного и правила возмещения страховой компанией вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, основанной на системе штрафных санкций. Нужно конкретизировать и роль страховщиков в системе ОМС.
Кроме того, по новому законопроекту каждый гражданин должен теперь носить с собой страховой полис, но уже такое количество денег внесено в информатизацию, по мнению Алексея Старченко, что «все полисы уже давно учтены и переучтены».
Законопроект обсуждается сейчас на официальном сайте Минздравсоцразвития и, не исключено, что уже в июне будет внесен в правительство и Госдуму РФ.
Gzt.ru
Ваш комментарий