Терапия системными глюкокортикоидами удваивает риск фибрилляции предсердий
Применение высоких доз системных глюкокортикоидов (ГК) сопровождается известными нежелательными явлениями, многие из которых являются установленными факторами сердечно-сосудистого риска, такими как артериальная гипертензия (АГ), сахарный диабет (СД), дислипидемия, задержка натрия и жидкости. Терапия ГК увеличивает риск инфаркта миокарда, инсульта и сердечной недостаточности. Однако точно не установлено, связано ли системное использование ГК с развитием фибрилляции предсердий (ФП). Для ответа на данный вопрос датские ученые провели крупное популяционное исследование случай–контроль.
Методы и ход исследования
Исследование было проведено среди жителей северной Дании, популяция которых составляет около 1,7 млн. человек. Для сбора информации использовались три базы данных. Случаи вновь установленных в 1999–2005 гг. ФП или трепетания предсердий извлекались из национального регистра пациентов (National Registry of Patients), содержащего данные обо всех госпитализациях. По данным системы записи актов гражданского состояния (Civil Registration System) для каждого «случая» подбирались 10 «контролей» соответствующего пола и возраста. Использование системных ГК устанавливалось по оплаченным рецептам, зарегистрированным в национальной службе здравоохранения (National Health Service).
Пациенты, оплатившие рецепт на ГК в течение 60 суток до госпитализации по поводу ФП, считались как использующие их в настоящее время («текущие пользователи»). В свою очередь они разделялись на «новых пользователей» (в случае впервые назначенных ГК) и «длительных пользователей» (в случае первого назначения ГК более 60 суток от ФП). Больные, которые оплатили последний рецепт на ГК более чем за 60 суток от ФП, считались как использовавшие их в прошлом («бывшие пользователи»). Лица, которым по данным базы данных ГК не прописывались, определялись как никогда не использовавшие ГК. Из национального регистра пациентов также был получены данные о сопутствующей патологии (сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме и ХОБЛ, СД, почечной недостаточности, воспалительных заболеваниях кишечника, диффузных заболеваниях соединительной ткани и ревматоидном артрите, заболеваниях печени и поджелудочной железы, острых алкогольных интоксикациях и заболеваниях, связанных с алкоголем, тиреотоксикозе и раке). Кроме того, из рецептурной базы данных извлекалась информация об использовании препаратов для лечения сердечно-сосудистой патологии, заболеваний щитовидной железы и легких. При этом пациенты, принимавшие дигоксин и антагонисты витамина К до ФП,
в первоначальный анализ не включались.Для оценки связи терапии ГК с развитием ФП применялся статистический метод логистической регрессии с расчетом отношения шансов (ОШ), корректированного на потенциальные вмешивающиеся факторы.
Результаты
Исследователи выявили 20 221 больного с впервые установленным при госпитализации диагнозом фибрилляции и трепетания предсердий. Контрольная группа включила 202 130 человек. Среди «случаев» 6,4% были «текущими пользователями» системных ГК и 11,7% – «бывшими пользователями», среди «контролей» – 2,6% и 9,9% соответственно. Продолжающаяся терапия ГК почти в два раза увеличивала риск госпитализации по поводу ФП (ОШ – 1,92; 95% доверительный интервал – 1,79–2,06). В то же время использование ГК в прошлом не было достоверно связано с риском ФП (ОШ – 1,00; 0,96–1,06). Включение в группу «случаев» 8100 пациентов с анамнезом применения дигоксина и антагонистов витамина К лишь несколько ослабило связь ГК с риском ФП (ОШ – 1,74; 1,64–1,85). Увеличенный риск ФП при терапии ГК прослеживался во всех возрастных группах, за исключением пациентов моложе 50 лет (ОШ – 1,
23; 0,63–2,43).Среди пациентов с вновь назначенными ГК ОШ развития ФП составило 3,62 (3,11–4,22), в то время как у лиц с длительным применением ГК – 1,66 (1,53–1,80). Использование высоких дозировок ГК (оцененного по выписыванию таблеток преднизолона или преднизона, содержащих 25 мг) сопровождалось 4-кратным риском ФП (ОШ – 4,03; 3,44–4,72). Низкодозовая терапия ГК приводила к меньшему риску аритмии (ОШ – 1,78; 1,65–1,92). В подгруппе 1793 больных (8,9%), которым в течение года после развития ФП была проведена кардиоверсия, терапия ГК также увеличивала вероятность аритмии (ОШ – 1,86; 1,41–2,45). Применение ГК сопровождалось 2–3-кратным риском ФП у лиц с и без ХОБЛ или бронхиальной астмы, с сердечно-сосудистым заболеванием и без него.
Выводы
В данном крупном популяционном исследовании случай–контроль терапия системными ГК была связана с двукратным риском развития фибрилляции или трепетания предсердий. При этом у пациентов с вновь назначенными ГК этот риск был в 4 раза выше, чем у лиц, не использовавших ГК. Связь ГК с развитием ФП сохранялась у больных с наличием и отсутствием бронхолегочной и сердечно-сосудистой патологии.
Обсуждая возможные причины проаритмогенного действия ГК, авторы публикации напоминают, что длительное применение препаратов этой группы увеличивает риск атеросклероза, СД, АГ, сердечной недостаточности и ишемической болезни сердца, т.е. хорошо установленных факторов риска ФП. Тем не менее, полученные в исследовании данные показали, что вновь назначенная терапия ГК также (и даже в большей степени) увеличивает риск ФП, вероятно, за счет таких краткосрочных эффектов ГК как острое повышение артериального давления, увеличение объема плазмы или развитие гипокалиемии.
Источник
Christiansen C.F., Christensen S., Mehnert F. et al. Glucocorticoid use and risk of atrial fibrillation or flutter: a population-based, case-control study. Arch Intern Med. October 12, 2009;169(18):1677-83.
Статья-источник
Ваш комментарий