Зачем нужен сухой закон
Алкогольные напитки считаются неотъемлемым атрибутом душевной, веселой компании — во всяком случае, нас в этом до недавних пор убеждала реклама. Тем временем во многих странах остро стоит вопрос об ограничении распития спиртного.
Однако ведь всем известно, что изничтожить алкоголизм прямым запретом еще никогда, никому и нигде не удавалось…
Радостное шведское "scаl!"
У жителей бывшего СССР упоминание о сухом законе вызывает улыбку. Бессмысленная кампания последнего главы государства по борьбе с алкоголизмом, вырубка виноградников и подсобные хозяйства по изготовлению самогона… А в США сухой закон давно стал темой многочисленных комедий о временах гангстерского Нью-Йорка. Поэтому любой пример удачного решения этой проблемы не просто интересен, а полезен для построения бизнес-стратегии и даже государственной политики. Возьмем, к примеру, шведов, которые "посидеть как боги" могут и без алкогольных напитков. И это притом, что столетиями Швеция принадлежала к т. н. "великому водочному поясу", соединявшему Россию со странами Скандинавии.
Алкоголизм стал главной проблемой шведского общества еще в начале XIX в. Активная индустриализация сделала крепкие напитки дешевыми и общедоступными — они распивались просто в неограниченных количествах. От болезней, связанных с употреблением спиртного, страдало более половины взрослого работоспособного населения страны.
Стал расти уровень преступности. 80% противозаконных действий в Швеции совершалось (и до сих пор совершается) в состоянии алкогольного опьянения. В Европе даже появилось выражение "напиться по-шведски", т. е. до потери контроля над собственными мыслями и действиями. В отличие от итальянцев, пьющих часто, но по чуть-чуть, шведы пьют сравнительно реже, но помногу. Цель шведа, откупоривающего очередную бутылку, — именно напиться. Радостные "scаl!" (эквивалент украинского "будьмо!" или русского "вздрогнули!") очень часто переходят в хулиганство и драки. А это уже влечет за собой социальные проблемы. Так что у шведов было время убедиться: предупредить алкоголизм дешевле, чем лечить его.
Решение оказалось прибыльным
Первая попытка "упреждения" была совершена в 1922г., когда 51% населения Швеции проголосовал за принятие сухого закона. Через три десятилетия меры борьбы с алкоголизмом стали куда искуснее. В 1955 г. ввели монополию на продажу алкоголя — была создана государственная компания System bolaget с разветвленной сетью магазинов. (Компания и сегодня полностью принадлежит государству.) Решение оказалось не только мудрым с точки зрения социальной политики, но и вполне прибыльным.
В сети магазинов System bolaget (в 1997 г. их насчитывалось 396; кроме того, было почти 600 точек продаж в сельских районах и на 56 автобусных направлениях) представлен широкий ассортимент алкогольных напитков разного уровня крепости: от 700 брендов в магазинах небольшого города более чем до 1800 брендов из 40 стран мира в Стокгольме. Причем напитки 400 брендов, признанных по результатам тщательных исследований наиболее употребляемыми, находятся в постоянной продаже. Ассортимент расширяется каждый год.
Чем занимается компания System bolaget
System bolaget не является стандартной государственной компанией с монопольными правами на рынке. Наоборот, чтобы сохранить свой статус лидера, она использует все доступные рыночные механизмы (привычные в конкурентной среде), хотя прибыль и уходит полностью в государственную казну. Компания уделяет большое внимание сервису покупателей.
- В специальных каталогах магазинов можно найти исчерпывающий ответ обо всех представленных здесь напитках.
- В точках розничной торговли System bolaget работают квалифицированные консультанты. Это обстоятельство шведы считают значительным преимуществом специализированного магазина перед обыкновенным супермаркетом.
- System bolaget ежегодно исследует изменение интересов покупателей.
- Специальная лаборатория постоянно контролирует качество продукции.
Одним словом, все делается для того, чтобы товар нравился покупателям, а значит — успешно продавался. Аэрофлот и Сберкасса в свое время такими вещами, кстати, не занимались…
При этом System bolaget работает на основе договора с государством, согласно которому:
- деятельность компании осуществляется таким образом, чтобы любые негативные результаты потребления алкоголя были сведены к минимуму;
- спиртные напитки выбираются с учетом их качества и влияния на человеческий организм, а также сообразно спросу и этическим убеждениям;
- компаниям, чья продукция не была включена в шведскую систему продаж, предоставляются письменные объяснения;
- покупатель получает максимум информации о новых товарах.
Работники System bolaget убеждены: чем пить некачественный алкоголь, лучше уж ничего не пить. Поэтому программа-минимум системы — приучить потребителей интересоваться качеством продукции, а программа-максимум — сформировать у них привычку потреблять только хорошие напитки.
Запрет, который освобождает
По сей день шведы борются с алкоголизмом устанавливая в System bolaget высокие цены на спиртное, короткое время работы для ее магазинов и высокий возрастной ценз. В 1995г. даже приняли закон "Об алкоголе", в котором были систематизированы все предыдущие запреты и ограничения. С тех пор молодежь может покупать крепкое пиво или другие алкогольные напитки только в магазинах System bolaget либо в ресторане, но по гораздо более высокой цене. В любом случае, молодым людям должно быть не менее 18 лет (покупатель обязан предъявить соответствующий документ).
Количество магазинов в стране также ограничено: для маленьких городов — не более двух. До 2001г. магазины System bolaget по субботам не работали. Только представьте себе: вы хотите выпить с друзьями пива, а для этого надо ехать в центр города, выстоять немалую очередь и заплатить приличную сумму!… Конечно, в обыкновенном супермаркете можно купить "студенческий напиток", но процент алкоголя в нем (Norland Guld или Tuborg) не будет превышать 2,3 или 3,5%.И при всем этом шведы не считают System bolaget дискриминационной идеей. Никогда не противопоставлявшие себя государству, контроль алкоголеоборота в стране они воспринимают не как посягательство на индивидуальную свободу, а просто как способ борьбы с "зеленым змием". Студент шведского университета Folksuniversitetet Инго Омстронг на вопрос о том, как шведы относятся к немногочисленности столь "нужных" магазинов, ответил: "Подобные места для шведов особенны, они обостряют в людях чувство равенства и справедливости. В этом магазине социальный статус не имеет никакого значения. Министр, бизнесмен или просто гражданин подчиняется здесь правилам очереди".
Последствия либерализации рынка спиртного
Ежегодно из бюджета страны выделяются немалые деньги на пропаганду в СМИ здорового образа жизни. Этим вопросом занимается множество социальных служб. Реклама спиртного в Швеции запрещена. А недавно запретили свободную продажу мороженого, имеющего запах текилы, водки или коктейля, — в силу содержания в нем небольшого количества алкоголя (ведь такое мороженое могут съесть дети). Шведская система ограничений алкогольной индустрии страны проверена историей. Если 100 лет назад каждый швед выпивал, в среднем, 50 литров спиртного в год, то в начале 1990-х — 4,9 литра. Это один из самых низких показателей в Европе. (Для сравнения: в Португалии, Ирландии, Франции, Германии, Дании, Австрии местные жители выпивают по 9-10 литров спиртного в год.)
Существует ли в законопослушной Швеции контрабанда? Конечно же да.
Одной из артерий, по которым алкогольные напитки из Дании и Германии, где налоги на спиртное значительно ниже, "прокачиваются" в Швецию, является Крезундский мост между Мальме и Копенгагеном. Впрочем, оборот контрабандной продукции весьма незначителен, и не он в середине 1990-х гг. поставил под угрозу государственную монополию на реализацию алкогольных напитков в Швеции. Виной всему — вступление страны в Европейский Союз.Последствия либерализации шведского рынка спиртного не заставили себя ждать. С 1995 г. потребление алкоголя, говорит Экхарт Кюльхорн — профессор социологии Стокгольмского университета, исследующего вопросы потребления алкоголя в Швеции, возросло на 10-15%. В 2002 г. каждый житель Швеции старше 15 лет выпил не менее 9,25 литров алкоголя в пересчете на чистый спирт (по сравнению с 8 литрами в 1996 г.). Это самый высокий показатель потребления спиртных напитков в Швеции за последние 100 лет!
Мягкие правила ввоза спиртных напитков и пива из стран ЕС побуждают шведов ездить в соседние Германию и Данию за более дешевым спиртным. Когда-то шведам было разрешено привозить с собой из заграницы не более 1 литра крепких алкогольных напитков, 5 литров вина и 15 литров пива. С 2004г. эти цифры возрастут до 10, 90 и 110 литров соответственно. Также Швецию вынудили снизить акциз на вино, что привело хоть и к незначительному, но все-таки удешевлению этого напитка. Более того, уже предпринимаются попытки добиться разрешения рекламы алкоголя (в конце концов, рекламировать в прессе спиртные напитки уже разрешили). Социальный эффект таких "новшеств" несложно предугадать…
Как заметил министр охраны здоровья и социальной политики Швеции Ларс Энквист, "если бы шведы знали, что присоединение к Европейскому Союзу повлечет за собой легкодоступность спиртного, то на референдуме о присоединении они проголосовали бы против".
Кирилл Матвеев
www.medpulse.ru
Ваш комментарий