Транспортные и производственные катастрофы
Транспортные и производственные катастрофы характеризуются неожиданным выводом из строя средств передвижения, технологического оборудования или производственных комплексов, вследствие чего возникают факторы, вызывающие гибель и поражения людей, а также наносящие вред окружающей среде.
Наряду с разрушением производственных объектов и транспортных средств при Т. и п. к. возможно полное или частичное разрушение лечебных учреждений, в т.ч. расположенных на значительном удалении от очагов бедствия, и гибель их работников, что при массовых поражениях населения определяет потребность в срочном привлечении дополнительных сил и средств медслужбы для оказания неотложной медпомощи пострадавшим.
Возможны следующие разновидности Т. и п. к.: транспортные катастрофы — автомобильные, железнодорожные, авиационные, на морских и речных судах; производственные (промышленные) катастрофы — пожары, взрывы, аварии с угрозой выброса или выбросом реактивных веществ, сильно действующих ядовитых или боевых отравляющих веществ, внезапное обрушение сооружений, аварии на электроэнергетических системах, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.
Увеличение энерговооруженности, концентрация энергонасыщенных и использующих опасные для здоровья человека вещества объектов на небольшой территории, увеличение мощности оборудования и напряженности в основных промышленных агрегатах и транспортных коммуникациях, возрастание сложности инженерных систем и усиление инфраструктурной сопряженности всех звеньев технологической цепочки влекут за собой появление новых источников повышенного риска для здоровья и жизни людей, даже не причастных к производственным процессам. Во многих странах отмечаются факты снижения уровня контроля за хозяйственной деятельностью производителей, в результате чего наблюдаются серьезные просчеты в принятии решений о выборе наиболее рациональных технологий и повышается неустойчивость равновесия системы человек — производство. Т. и п. к. могут быть обусловлены также стихийными бедствиями.
Размеры потерь и количество погибших при Т. и п. к. колеблются в большом диапазоне и зависят от характера и интенсивности действия поражающих факторов, плотности размещения работников (числа пассажиров на транспортном средстве) и населения в зоне катастроф, характера застройки, степени защиты и подготовленности населения, времени суток, метеоусловий и др. Последствия некоторых технологических катастроф сопоставимы с последствиями военных операций. Только в нефтеперерабатывающей индустрии мира ежегодно происходит в среднем примерно 60 катастроф, каждая из которых сопровождается гибелью более 150 человек.
Ликвидация последствий крупных Т. и п. к. осуществляется с привлечением сил и средств службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (см. Медицина катастроф). Наиболее частыми видами поражения людей при Т. и п. к. являются механические повреждения, среди которых более 20% составляет черепно-мозговая травма и до 60% — множественные и сочетанные травмы, ожоги и отравления. Эти травмы часто осложняются шоком, кровотечением, нагноением, характеризуются синдромом взаимного отягощения, психическим стрессом. Ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния района катастрофы увеличивает опасность распространения инфекционных болезней.
Медицинские аспекты профилактики Т. и п. к. включают обеспечение санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных и производственных объектов, участие медиков в профессиональном отборе, медицинском контроле за состоянием здоровья лиц, ошибочные действия которых могут привести к Т. и п. к. (в частности, предрейсовые осмотры водителей), обучение населения правилам поведения при катастрофах и приемам само- и взаимопомощи, санитарно-просветительную работу.
При ликвидации последствий Т. и п. к. и оказании медпомощи пострадавшим в очаге бедствия условно различаются три периода: 1) изоляция, которая продолжается с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения спасательных работ; 2) спасение, продолжающееся от начала спасательных работ до завершения эвакуации пострадавших за пределы очага бедствия: 3) восстановление, которое продолжается до восстановления объекта, а с медицинских позиций определяется сроками стационарного лечения.
В период изоляции, когда люди, оказавшиеся в зоне бедствия, независимо от уровня организации экстренной медпомощи, остаются предоставленными сами себе, особую роль приобретает первая помощь. Она оказывается на месте повреждения самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь) с целью устранения последствий травм и поражения, угрожающих жизни пострадавшего, и предупреждения опасных для жизни осложнений с использованием в основном подручных средств. В этот период проводят следующие мероприятия: извлечение пострадавшего из-под завалов: тушение горящей одежды; устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел; временную остановку наружного кровотечения; наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность: наложение окклюзионной повязки при открытом ранении груди с использованием прорезиненной оболочки ППИ; иммобилизацию поврежденных конечностей простейшими средствами; введение обезболивающих средств и дачу антибиотиков,
сульфаниламидных препаратов, противорвотных средств из индивидуальной аптечки (см. Аптечки). Объем доврачебной помощи расширяется в период спасения с прибытием в очаг бедствия команд спасателей, в состав которых входят бригады экстренной доврачебной медицинской помощи. Прибывшие в очаг производственных катастроф должны действовать с учетом возможной утечки сильнодействующих ядовитых веществ и возможности образования очага комбинированного поражения, других вредных для здоровья продуктов, при необходимости использовать противогазы, антидоты и другие средства защиты, делать частичную санитарную обработку. Медсестрой (санинструктором) указанных бригад проводится: туалет полости рта и носоглотки, при показаниях введение воздуховода и ингаляции кислорода; контроль за правильностью и целесообразностью наложения кровоостанавливающего жгута; наложение и замена неправильно наложенных защитных повязок; транспортная иммобилизация табельными средствами; введение антидотов, обезболивающих препаратов и симптоматических средств, стимулирующих сердечно-сосудистую деятельность и дыхание; подготовку пораженных к медицинской эвакуации в лечебные учреждения.По прибытии врачебно-сестринских бригад пострадавшим срочно оказывают первую врачебную помощь. Она включает: окончательную остановку наружного кровотечения; противошоковые мероприятия (введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств,
новокаиновые проводниковые блокады, транспортная иммобилизация, введение противошоковых жидкостей и кровезаменителей); восстановление проходимости дыхательных путей (трахеостомия, интубация трахеи, фиксация языка); наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе; искусственную вентиляцию легких ручным или аппаратным способами; закрытый массаж сердца; исправление повязок и транспортной иммобилизации; катетеризацию или пункцию мочевого пузыря; введение антибиотиков, антидотов и столбнячного анатоксина; купирование первичной реакции на внешнее облучение и другие мероприятия неотложной терапевтической помощи.Объем врачебной помощи может варьировать в зависимости от многих условий: количества пострадавших и врачебных бригад, сроков доставки пострадавших из очага бедствия, обеспеченности транспортом для эвакуации пораженных, степени оснащенности врачебных бригад штатным имуществом и др.
При оказании первой врачебной помощи одновременно проводится медицинская сортировка пострадавших с выделением следующих групп: нуждающиеся в эвакуации в первую очередь (пострадавшие, находящиеся в шоке): нуждающиеся в эвакуации во вторую очередь (пострадавшие, которым транспортирование может быть отсрочено на ближайшее время — при наличии неосложненных травм или средней степени отравления).
Важнейшим условием снижения летальности среди пораженных при транспортных и промышленных катастрофах является срочная бережная эвакуация пострадавших в лечебные учреждения с использованием всех имеющихся видов транспорта.
Библиогр.: Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, под ред. В.В. Мешкова, М., 1991.
Ваш комментарий