Психический дизонтогенез
Психический дизонтогенез (греч. dys + онтогенез) — нарушение психического развития индивидуума.
Причины П. д. разнообразны. К ним относят наследственные факторы (на уровне генных изменений и хромосомных аберраций), внутриутробные поражения (например, вирусные инфекции, интоксикации, нарушение кровообращения матери и плода), перинатальную патологию (внутриутробная асфиксия, родовая травма, несовместимость по группам крови), ранние постнатальные повреждения (инфекции и травмы новорожденного). Для более позднего П. д. особую роль играют социально-психологические факторы, влияние которых на психическое развитие человека с возрастом становится более отчетливым. Для П. д. преобладающее значение имеют не характер и сила повреждающего фактора, не локализация поражения (тот или иной орган или система), а период развития организма, на который приходится его воздействие (хроногенный фактор), особенно так называемые критические периоды. Другая важная особенность П. д. состоит в том, что дальнейшее развитие аномального индивидуума идет по тем же закономерностям, что и в норме.
Выделяют следующие основные типы П. д.: задержанный (ретардация), ускоренный, опережающий (акцелерация) и искаженный (неравномерное, диспропрорциональное развитие).
В зависимости от сроков возникновения и преимущественного нарушения различных сторон психической деятельности различают врожденные или рано приобретенные (в первые 3 года жизни) аномалии с тотальным недоразвитием психики, в первую очередь интеллекта (олигофрении), и врожденные аномалии характера (психопатии); к последним относят также конституциональный инфантилизм и невропатию. У детей П.
д. может проявляться в форме раннего детского аутизма (Каннера синдрома, детской аутистической психопатии Аспергера). Постнатальный П. д. обусловленный нарушением формирования личности преимущественно под влиянием неблагоприятных условий среды и воспитания, проявляется разнообразными формами патологического развития личности.Психический дизонтогенез в форме раннего детского аутизма может возникнуть и при детской шизофрении в связи с отрицательным влиянием на развитие ребенка шизофренического процесса. Наиболее общими его признаками являются: нарушение коммуникативной функции (общения), неравномерность и диссоциированность развития и падение психической активности (энергетического потенциала).
Характерны также нарушения функций вегетативной нервной системы, эмоциональной сферы, психомоторики и др. П. д. может отмечаться в доманифестном периоде болезни в виде довольно типичных преморбидных особенностей характера. В активном периоде болезни его признаки выявляются наряду с другими симптомами шизофрении, в резидуальном периоде они входят в структуру дефекта личности. Помимо раннего детского аутизма П. д. при детской шизофрении может проявляться различными формами задержки развития. При раннем начале и злокачественном течении формируется грубый дефект личности с глубокой задержкой развития, напоминающей олигофрению (так называемый олигофренический плюс, или олигофреноподобный дефект). При более благоприятном течении наряду с характерными изменениями личности отмечается неравномерная задержка темпа развития (дисгармонический инфантилизм). При детской шизофрении особой разновидностью П. д. является регресс речи и поведения на более ранний уровень, что наблюдается обычно при неблагоприятном развитии процесса.Клинические проявления П. д. не обладают нозологической специфичностью. По существу, он является общей патогенетической основой различных психических расстройств, выражающихся в нарушении индивидуального развития. Тем не менее лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия при конкретных формах П. д. определяются в зависимости от его этиологии и нозологической принадлежности.
Библиогр.: Вроно М.Ш. О психических дизонтогениях у детей, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 67, 1979; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста, с. 12, М., 1979; Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста, с. 183, М., 1974; Ушаков Г.К. Детская психиатрия, с. 45, М., 1973.
Ваш комментарий