Психология и психотерапия -
Феномен "новых русских": автопортрет и взгляд со стороны
С. Сергеева, Н. Блинова, А. Гринина
URL
В настоящее время в нашем обществе, в процессе воздействия экономических,
политических и социальных факторов происходит изменение структуры
общества. Исчезают одни социальные группы и появляются другие,
и одна из таких формирующихся групп - это так называемые "новые
русские". Она противоречива и "разношерстна". Как
уже было замечено, она еще только формируется и поэтому имеет
достаточно аморфную структуру, что сказывается на ее восприятии
другими социальными группами. Это можно объяснить тем, что переход
от одной социальной системы к другой изменяет социально-психологический
климат в обществе и идентификацию его граждан.
Исследование изменений социальных идентификаций в обществе проводились
учеными: Г. Вэнсоно, Х. МалевскаПейр, К. Камиллери. Выяснилось,
что человек реагирует на других с позиции восприятия своего отличия
от них. Если он занимает невыгодную социальную позицию, то стремится
показать свое негативное отношение к людям, занимающим более высокое
социальное положение. Эта ситуация называется "реактивной
идентичностью". Крайней степенью "реактивной идентичности"
является "полемическая идентичность". Примером "полемической
идентичности" в наше время можно считать позицию большинства
населения нашей страны по отношению к разбогатевшим "новым
русским", которую можно сформулировать так: "в настоящее
время богатым быть стыдно", "почему у него есть все,
а у меня ничего?".
Изучение социального неравенства и проблема социального равенства
- одна из наиболее важных тем социологии, которая проясняет очень
многое в системе социальных отношений . Естественно, что в обществе
еще не сложилось единого восприятия этой социальной группы. Так,
например, на Западе считают, что "новые русские" это
успешные российские бизнесмены, те, кто разбогател совсем недавно,
в конце 80-х - начале 90-х гг. В России же большинство населения
считает эту группу "проходимцами", "бандитами"
и "лентяями".
Итак, среди этой большой группы можно выделить как минимум две
подгруппы:
Высокообразованные люди, занимающие высокие позиции в коммерческих
и иных структурах, своего рода бизнес-элита нашего общества, которая,
на наш взгляд, немногочисленна.
Менее образованные, более склонные к авантюрному бизнесу "нувориши",
которых, к сожалению, большинство.
Естественно, эти две группы различаются не только по своему прошлому
опыту, но и по образовательному и культурному уровню, а также
по стилю жизни.
Принимая во внимание все вышеизложенное, авторы работы предполагают,
что существует несоответствие между восприятием "новых русских"
и их самооценкой, которое в большей степени определяется процессом
социальной дифференциации российского общества. В связи с этим
данное исследование можно считать актуальным и современным. Объектом
исследования являлись 2 группы:
Группа людей Барнаула, которые считаются "новыми русскими".
Те социальные группы, которые не входят в данную подгруппу.
Предмет исследования:
Самооценка "новых русских" (автопортрет).
Восприятие "новых русских" жителями г. Барнаула (социальный
портрет).
При проведении исследования нами были использованы следующие методы:
Контент-анализ анекдотов.
Анкетный опрос.
Фокусированное интервью.
Результаты контент-анализа
Из анализа анекдотов видно, что в представлении народа "новый
русский" это личность, вобравшая в себя все самое худшее,
что может быть на свете. Также можно заметить, что в восприятии
людей отражается только одна сторона "медали". Мы понимаем,
что анекдоты - это такой вид творчества, который призван высмеивать
только самое плохое, но, тем не менее, какая-то часть восприятия
"новых русских" здесь отражена. Для получения более
глубоких данных был проведен анкетный опрос.
Результаты анкетирования
В ходе анкетирования было опрошено 300 респондентов, из них 57
процентов женщин и 43 мужчин. Специально разработанная анкета
позволяла выяснить особенности восприятия "новых русских"
разными половозрастными группами. Были получены следующие данные.
Большинство респондентов (независимо от пола и возраста) к "новым
русским" относят руководителей частных предприятий и организаций
(57 %), руководителей крупных государственных предприятий (28
%) и знаменитых людей в мире шоубизнеса (26 %). Основными отличиями
"новых русских" от других социальных групп, по мнению
респондентов, являются: высокий уровень доходов (71 %), шикарная
и дорогая машина (48 %), вызывающее поведение (36 %) и сотовый
телефон (33 %).
Что касается уровня образования "новых русских", то
41 % респондентов считают их высокообразованными профессионалами,
а 34 % средне образованными специалистами.
Отношение "новых русских" к тем, кто не входит в их
число - 28 % респондентов оценивают как безразличное, 21 % как
пренебрежительное и 19 % как высокомерное. Что касается личного
отношения респондентов к "новым русским", то вырисовывается
следующая картина. Отношение к данной социальной группе зависит
от возраста, пола и материального положения опрашиваемых. Так,
23 % мужчин определяют свое отношение, как пренебрежительное,
в то время как среди женщин данный показатель ниже в 2,5 раза.
Испытывают симпатию к "новым русским" 25 % женщин, мужчинам
же "новые русские" симпатичны в 2,5 раза реже. Хотя
следует заметить, что как в группе мужчин, так и в группе женщин,
большая часть респондентов характеризует свое отношение как безразличное,
при этом у женщин этот показатель несколько ниже. Рассмотрение
отношения к "новым русским" в разных возрастных группах,
позволяют сделать следующие выводы: большинство опрашиваемых респондентов
оценивают свое отношение к "новым русским", как безразличное,
такая тенденция наблюдается практически во всех возрастных категориях.
Хотя с увеличением возраста респондента растет резко отрицательное
отношение к подобной категории людей. Из всех возрастных групп
более лояльно к "новым русским" относятся студенты (28
%). Что касается различий отношения к "новым русским"
в зависимости от материального положения респондентов, то среди
живущих хуже всех доминирует пренебрежительное отношение, среди
остальных категорий населения превалирует нейтральное отношение,
хотя в группе тех, кто живет, не отказывая себе ни в чем, самый
высокий показатель, испытывающих симпатию к "новым русским".
Результаты фокусированного интервью
В ходе фокусированного интервью было опрошено 24 человека, подходящих
под критерии "новых русских", из них 4 женщины и 20
мужчин в возрасте от 28 до 47 лет. Были получены следующие сведения.
Большинство опрашиваемых не считают себя "новыми русскими",
поскольку в нашем обществе понятие "новые русские" несет
негативный оттенок. Те же, кто считают себя "новыми русскими"
под этим термином понимают некий качественный переворот в своем
сознании. От остальных людей их отличает рациональный и трезвый
подход к действительности, ими двигает разум, а не эмоции (что
характерно для русской нации).
Практически все опрашиваемые занимаются частным предпринимательством,
и только некоторые имеют собственные фирмы или магазины. Стаж
работы в данной сфере деятельности у большинства респондентов
составляет 5 - 7 лет. Все респонденты имеют высшее или, в крайнем
случае, среднее специальное образование, но в то же время 90 %
указали на то, что в их карьере образование сыграло незначительную
роль. Это не говорит о том, что образование для них ничего не
значит, просто в настоящее время, когда государством не ценятся
образованные люди, на первый план выходит изворотливость. Опрашиваемыми
отмечалось, что для того, чтобы выжить в нашем современном обществе,
необходимо иметь какойто внутренний талант (в данном случае талант
к предпринимательству), который дается от природы. Для большинства
работа является реализацией своих идей, достижением целей, а совсем
не привычкой, вошедшей в жизнь. Несмотря на то, что работа в жизни
опрашиваемых играет большую роль и является ценной, на первое
место по степени важности и значимости ставится семья.
Практически все респонденты имеют (75 %) или (13 %) семью. Самое
главное, как говорят люди, для них - это дети, так как дети -
это будущее.
На вопрос: "Обязательно ли человеку иметь семью?". Все
ответили положительно, независимо от пола и возраста. Следует
отметить, что женщины и мужчины проводят дома очень малое количество
времени, что в какой-то степени влияет на взаимоотношения с домашними.
Самыми важными "вещами" в своей жизни женщины указали
семью, работу, друзей, но в то же время деньги это неотъемлемая
часть жизни, но она входит в другую группу ценностей. Мужчины
(71 %) на первом месте указали семью, а затем уже работу и деньги,
остальные (12 %) отметили деньги, работу, а затем уже все остальное.
Таким образом, на основе полученных нами данных можно сделать
следующие выводы:
Между восприятием "новых русских" различными социальными
группами населения и их самооценкой существует реальное несоответствие.
Большинство населения дается оценка отсутствия наличия социально
одобряемых качеств у "новых русских".
Женщины (всех возрастных категорий) относятся к данной социальной
группе более лояльно, чем мужчины.
Возрастной фактор так же оказал большое влияние на восприятие
"новых русских". Так, молодежь и люди среднего возраста
относятся к ним лучше, чем люди старшего возраста.
Одним из влияющих факторов является дифференциация доходов населения.
Так, люди с очень низкими доходами относятся к "новым русским"
неуважительно и пренебрежительно, в то время как люди со средними
и высокими доходами с симпатией, либо безразлично.