Ваш регион

Москва

Психология и психотерапия - ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

БЕЛОВ В.Г.

1 ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ)

Ключевые слова: деятельность, профессиональный психологи­ческий отбор, психофизиологические качества человека,

Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы [3,5,7,8].

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора време­ни и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необ­ходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление кото­рых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить инди­видуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения [4,5,6].

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств чело­века является довольно актуальной задачей, которая особенно ост­ра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина", высокой "ценой" ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.

Психофизиологический отбор является составной частью про­фессионального отбора, который предусматривает оценку пригоднос­ти военнослужащих по комплексу информативных показателей выпол­нению определенной деятельности.

При разработке системы психофизиологического отбора воен­но-морских специалистов необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- обоснованность - должна быть обоснована сама необходи­мость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависи­мость успешности обучения и последующей профессиональной дея­тельности от уровня развития у кандидата определенных психологи­ческих и психофизиологических свойств и способностей;

- комплексность определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способнос­тей, означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного опреде­ления его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;

- динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военно-морскими специалистами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;

- этапность отбора - выделяют социальный (образование, про­фессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологи­ческих качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероп­риятий в целом);

- активность - возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет со­вершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельнос­ти;

- группировка специальностей (дифференцированное прогнози­рование) - разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;

- практичность психофизиологического отбора означает прове­дение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной при­годности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.

Практическому проведению психофизиологического отбора дол­жен предшествовать этап разработки организационно-методических рекомендаций по отбору.

Создание практических рекомендаций по психофизиологическму отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения стро­го определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физи­ологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.

Определение необходимости, целесообразности разработки сис­темы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабо­чей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с осо­бенностями индивидуального состояния, степени развития психофи­зиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях:

При высокой "цене" ошибки в материальном или моральном от­ношении;

При существенной доли лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения;

Требования деятельности к профессионально важным качествам специалистов определяются в ходе психофизиографического анализа деятельности.

Затем выбирается соответствующий методический аппарат. Вопрос об определении методических принципов изучения  про-

фессиональных способностей, выбора методик изучения состояния психофизиологических качеств человека является весьма сложным.

Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных пси­хофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синте­тический, к которому относятся методические приемы, основанные на иммитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.

При применении первого подхода исходят из того,  что  любой

рабочий процесс можно рассматривать как последовательность опре­деленных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого дейс­твия, а также для одного и того же действия, но в различных ви­дах деятельности, разную значимость и вес. Определив возможности человека в отношении этих качеств, можно установить и пригод­ность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочетания этих качеств.

Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структу­ра системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств.

К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процедуре психофизиологического отбора, предъявляется ряд требо­ваний [1,2,5,8].

Главными из этих требований являются следующие:

а) Валидность  (англ.  valid  - действительный,  пригодный,

имеющий силу) -  комплексная  характеристика  методики  (теста),

включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезента­тивности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и общей формулировке валидность теста - это "... понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает" [1]. В стандартных требованиях к педагоги­ческим и психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологичес-

ких свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степе­ни их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания.

б) Надежность методики - это мера стабильности (постоянс­тва, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемо­го.

в) Дифференцированность методик. Это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определен­ной функции или совокупности функций. Необходимо, чтобы корреля­ции между результатами выбранной методики и других методик, нап­равленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей. Для определения дифференцированности методик необходимо произвести вычисление корреляционной матрицы (определить величину интеркор­реляции методик попарно).

Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора, необходимо руко­водствоваться рядом принципиальных положений, главными из кото­рых являются следующие.

Принцип научной обоснованности. Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые яв­ляются профессионально важными для того или иного вида деятель­ности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.

Принцип объективности. Реализация данного принципа предус­матривает необходимость создания и поддержания в период обследо-

вания стандартности: обстановки и методик обследования, инструк­ции, организационных форм эксперимента, формы регистрации, ана­лиза и интерпретации результатов исследования. Недостаточная стандартизация условий проведения исследования приводит к пони­жению надежности методик, а, следовательно, и их ценности.

Принцип практичности. Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной подготовки испытуемых. Желательно, чтобы они были экономичными с точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и об­работки его результатов, а также экономичными в отношении време­ни, отведенного на проведение исследования. Методики должны быть простыми и, по возможности, должны обеспечивать массовое обсле­дование при участии ограниченного количества обслуживающего пер­сонала.

Эффективность применяемых методов профессионального отбора и надежность получаемых результатов во многом зависит от органи­зации психофизиологического обследования.

Основными требованиями при его проведении являются:

- профессиональная подготовленность и компетентность руко­водителя обследования и ассистентов;

- наличие специально подготовленного для проведения психо­физиологического обследования помещения;

- положительная установка обследуемых на качественное вы­полнение заданий;

- соблюдение стандартных условий проведения обследования (стандартность инструктирования, последовательности этапов обс­ледования и формы его проведения, времени выполнения заданий, стандартность помех).

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что психофизи­ологические качества человека являются во многом тем лимитирую­щим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно учитывать (особенно в деятельности, протекающей в субъэктремальных или экстремальных условиях).

Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического отбора, направленного на выяв­ление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, про­фессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям какой-либо деятельности.

Требования деятельности к психофизиологическим качествам человека оцениваются на основании ее психофизиологического ана­лиза, составления психофизиограммы этой деятельности. После это­го подбирается соответствующий методический аппарат, позволяющий оценить анализируемые психофизиологические качества. При этом необходимо отметить, что психофизиологический отбор должен но­сить комплексный характер, быть активным, отвечать принципу диф­ференцированности, динамичен, научно обоснован, а методики долж­ны отвечать требованиям надежности, прогностичности, дифференци­руемости; они должны быть объективны и практичны. Только при соблюдении всех этих требований возможна достаточно исчерпываю­щая оценка интересующих психофизиологических качеств человека.

Литература

1. Анастази А.  Психологическое тестирование. М.: Педагоги­ка, 1982. - Т. 1,2.

2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика

личности. - Псков, 1994. - 280 с.

3. Кулагин Б.В.  и др. Психологическая оценка и прогнозиро­вание профессиональной пригодности военных специалистов. М., Во­ениздат, 1988. - 263 с.

4. Методические указания по проведению психофизиологическо­го отбора курсантов в учебные отряды подводного плавания и школы ВМФ. М., Воениздат, 1969. - 116 с.

5. Новиков В.С., Боченков А.А. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб, 1997. - 188 с.

6. Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психофизиологическим и психологическим показателям. - Методичес­кие указания. - М., Воениздат, 1984. - 60 с.

7. Психофизиологический отбор военных специалистов. - Мето­дическое пособие. - М., Воениздат, 1973. - 208 с.

8. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ.- М., Воениздат, 1991.- 152 с.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

БЕЛОВ В.Г.

1 ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ)

Ключевые слова: деятельность, профессиональный психологи­ческий отбор, психофизиологические качества человека,

Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы [3,5,7,8].

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при учете фактора време­ни и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необ­ходимым комплексом психофизиологических качеств, выявление кото­рых может быть осуществлено проведением психофизиологического отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить инди­видуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения [4,5,6].

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств чело­века является довольно актуальной задачей, которая особенно ост­ра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина", высокой "ценой" ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.

Психофизиологический отбор является составной частью про­фессионального отбора, который предусматривает оценку пригоднос­ти военнослужащих по комплексу информативных показателей выпол­нению определенной деятельности.

При разработке системы психофизиологического отбора воен­но-морских специалистов необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- обоснованность - должна быть обоснована сама необходи­мость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависи­мость успешности обучения и последующей профессиональной дея­тельности от уровня развития у кандидата определенных психологи­ческих и психофизиологических свойств и способностей;

- комплексность определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способнос­тей, означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного опреде­ления его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;

- динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за военно-морскими специалистами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;

- этапность отбора - выделяют социальный (образование, про­фессия, направленность первичной военно-технической подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологи­ческих качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероп­риятий в целом);

- активность - возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет со­вершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельнос­ти;

- группировка специальностей (дифференцированное прогнози­рование) - разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;

- практичность психофизиологического отбора означает прове­дение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной при­годности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.

Практическому проведению психофизиологического отбора дол­жен предшествовать этап разработки организационно-методических рекомендаций по отбору.

Создание практических рекомендаций по психофизиологическму отбору следует строить на основе системного принципа, который предусматривает необходимость последовательного выполнения стро­го определенного комплекса мероприятий, имеющих целью в конечном итоге, обоснование методических приемов и критериев оценки физи­ологических и психических функций, профессионально важных для конкретного вида (или видов) деятельности.

Определение необходимости, целесообразности разработки сис­темы психофизиологического отбора основывается на результатах анализа успешности обучения военнослужащих и эффективности рабо­чей деятельности уже подготовленных специалистов на конкретных объектах военной техники, а также на изучении характера связи профессиональной эффективности обучения или деятельности с осо­бенностями индивидуального состояния, степени развития психофи­зиологических функций. Потребность в проведении отбора возникает в следующих случаях:

При высокой "цене" ошибки в материальном или моральном от­ношении;

При существенной доли лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения;

Требования деятельности к профессионально важным качествам специалистов определяются в ходе психофизиографического анализа деятельности.

Затем выбирается соответствующий методический аппарат. Вопрос об определении методических принципов изучения  про-

фессиональных способностей, выбора методик изучения состояния психофизиологических качеств человека является весьма сложным.

Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных пси­хофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синте­тический, к которому относятся методические приемы, основанные на иммитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.

При применении первого подхода исходят из того,  что  любой

рабочий процесс можно рассматривать как последовательность опре­деленных действий, уровень выполнения которых зависит от ряда психофизиологических качеств человека, имеющих для каждого дейс­твия, а также для одного и того же действия, но в различных ви­дах деятельности, разную значимость и вес. Определив возможности человека в отношении этих качеств, можно установить и пригод­ность его не только для данной конкретной специальности, но и для всех специальностей, деятельность в которых требует такого же сочетания этих качеств.

Необходимо также отметить, что использование синтетических методик для прогнозирования способностей человека к деятельности в определенной рабочей ситуации вряд ли дает основание для предсказания уровня его функционирования в случае, если структу­ра системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для отбора технических средств.

К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процедуре психофизиологического отбора, предъявляется ряд требо­ваний [1,2,5,8].

Главными из этих требований являются следующие:

а) Валидность  (англ.  valid  - действительный,  пригодный,

имеющий силу) -  комплексная  характеристика  методики  (теста),

включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезента­тивности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и общей формулировке валидность теста - это "... понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает" [1]. В стандартных требованиях к педагоги­ческим и психологическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологичес-

ких свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степе­ни их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания.

б) Надежность методики - это мера стабильности (постоянс­тва, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемо­го.

в) Дифференцированность методик. Это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определен­ной функции или совокупности функций. Необходимо, чтобы корреля­ции между результатами выбранной методики и других методик, нап­равленных на оценку заведомо иных функций, была наименьшей. Для определения дифференцированности методик необходимо произвести вычисление корреляционной матрицы (определить величину интеркор­реляции методик попарно).

Для обеспечения достаточно высокой прогностической ценности и надежности методик при их разработке и подборе, а также при практическом использовании в процедуре отбора, необходимо руко­водствоваться рядом принципиальных положений, главными из кото­рых являются следующие.

Принцип научной обоснованности. Методики должны позволять исследовать и оценивать именно те качества личности, которые яв­ляются профессионально важными для того или иного вида деятель­ности и выявлены в результате ее психофизиологического анализа. Должно быть ясно, какое качество подвергается изучению и почему именно его следует оценивать.

Принцип объективности. Реализация данного принципа предус­матривает необходимость создания и поддержания в период обследо-

вания стандартности: обстановки и методик обследования, инструк­ции, организационных форм эксперимента, формы регистрации, ана­лиза и интерпретации результатов исследования. Недостаточная стандартизация условий проведения исследования приводит к пони­жению надежности методик, а, следовательно, и их ценности.

Принцип практичности. Методики должны быть такими, чтобы их использование не требовало какой-либо специальной, длительной подготовки испытуемых. Желательно, чтобы они были экономичными с точки зрения стоимости аппаратуры, проведения исследования и об­работки его результатов, а также экономичными в отношении време­ни, отведенного на проведение исследования. Методики должны быть простыми и, по возможности, должны обеспечивать массовое обсле­дование при участии ограниченного количества обслуживающего пер­сонала.

Эффективность применяемых методов профессионального отбора и надежность получаемых результатов во многом зависит от органи­зации психофизиологического обследования.

Основными требованиями при его проведении являются:

- профессиональная подготовленность и компетентность руко­водителя обследования и ассистентов;

- наличие специально подготовленного для проведения психо­физиологического обследования помещения;

- положительная установка обследуемых на качественное вы­полнение заданий;

- соблюдение стандартных условий проведения обследования (стандартность инструктирования, последовательности этапов обс­ледования и формы его проведения, времени выполнения заданий, стандартность помех).

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что психофизи­ологические качества человека являются во многом тем лимитирую­щим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно учитывать (особенно в деятельности, протекающей в субъэктремальных или экстремальных условиях).

Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического отбора, направленного на выяв­ление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, про­фессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям какой-либо деятельности.

Требования деятельности к психофизиологическим качествам человека оцениваются на основании ее психофизиологического ана­лиза, составления психофизиограммы этой деятельности. После это­го подбирается соответствующий методический аппарат, позволяющий оценить анализируемые психофизиологические качества. При этом необходимо отметить, что психофизиологический отбор должен но­сить комплексный характер, быть активным, отвечать принципу диф­ференцированности, динамичен, научно обоснован, а методики долж­ны отвечать требованиям надежности, прогностичности, дифференци­руемости; они должны быть объективны и практичны. Только при соблюдении всех этих требований возможна достаточно исчерпываю­щая оценка интересующих психофизиологических качеств человека.

Литература

1. Анастази А.  Психологическое тестирование. М.: Педагоги­ка, 1982. - Т. 1,2.

2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика

личности. - Псков, 1994. - 280 с.

3. Кулагин Б.В.  и др. Психологическая оценка и прогнозиро­вание профессиональной пригодности военных специалистов. М., Во­ениздат, 1988. - 263 с.

4. Методические указания по проведению психофизиологическо­го отбора курсантов в учебные отряды подводного плавания и школы ВМФ. М., Воениздат, 1969. - 116 с.

5. Новиков В.С., Боченков А.А. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб, 1997. - 188 с.

6. Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психофизиологическим и психологическим показателям. - Методичес­кие указания. - М., Воениздат, 1984. - 60 с.

7. Психофизиологический отбор военных специалистов. - Мето­дическое пособие. - М., Воениздат, 1973. - 208 с.

8. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ.- М., Воениздат, 1991.- 152 с.

 
 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2016 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru