Медицинское законодательство
"Ведомости СНД и ВС РФ", 03.06.93, N 22, ст. 784.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
от 27 апреля 1993 года N 4868-1
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
Основы законодательства Российской Федерации о физической
культуре и спорте устанавливают общие принципы правового
регулирования отношений в области физической культуры и спорта -
важной составляющей части культуры народа, являющейся
совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых,
развиваемых и используемых обществом в процессе физического
воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской
Федерации.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре
и спорте включает в себя положения Конституции (Основного Закона)
Российской Федерации - России, настоящие Основы и издаваемые в
соответствии с ними правовые акты Российской Федерации в области
физической культуры и спорта.
2. Законодательные и иные нормативные акты Российской
Федерации и субъектов Федерации по вопросам, касающимся физической
культуры и спорта, должны соответствовать настоящим Основам. В
случае возникновения противоречий между указанными актами и
настоящими Основами действуют Основы.
3. Нормативные акты Российской Федерации в области физической
культуры и спорта издаются в случаях, предусмотренных настоящими
Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о
физической культуре и спорте.
Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской Федерации
о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре
и спорте направлено на всестороннее развитие человека, утверждение
здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и
нравственном совершенствовании, создание условий для занятий
любыми видами физической культуры и спорта, организации
профессионально - прикладной подготовки, профилактики заболеваний,
вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами законодательства Российской Федерации в области
физической культуры и спорта являются:
а) обеспечение и защита прав граждан на занятия физической
культурой и спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития
системы физической культуры и спорта Российской Федерации;
в) определение прав, обязанностей и ответственности физических
и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также
правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Статья 3. Права граждан в области физической культуры и спорта
и их государственные гарантии
1. Граждане Российской Федерации имеют право на занятия
физической культурой и спортом (в том числе спортом как
профессией), объединение в организации (объединения)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности,
участие в управлении физкультурно - спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует
занятия физической культурой и спортом в соответствии с
утвержденными государственными программами, научные исследования в
этой области, разрабатывает программы физического воспитания всех
групп населения, осуществляет контроль за их реализацией,
развивает физкультурно - спортивную индустрию, организует
подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую
защиту интересов граждан в области физической культуры и спорта,
поощряет стремление граждан быть здоровыми и вести здоровый образ
жизни.
Статья 4. Компетенция Российской Федерации в области
физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта ведению Российской
Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и
управления подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики
в области физической культуры и спорта;
2) разработка и реализация федеральной программы развития
физической культуры и спорта и иных федеральных программ в этой
области с учетом социально - экономических, демографических и
других условий и особенностей;
3) формирование Государственного фонда физической культуры и
спорта Российской Федерации;
4) установление:
а) федеральных нормативов финансирования физической культуры и
спорта;
б) федеральных требований к спортивным сооружениям в части
строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране
жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
в) образовательного ценза для работников физической культуры и
спорта;
г) нормативов физической подготовленности различных групп
населения;
д) порядка признания (и его отмены) организаций (объединений)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности,
участвующих от лица Российской Федерации в международных
спортивных связях;
5) прямое финансирование:
а) научных исследований в области физической культуры и спорта
в соответствии с федеральной программой развития физической
культуры и спорта;
б) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и
государственных физкультурно - спортивных организаций
(объединений) федерального значения;
в) подготовки и выступления (включая научно - медицинское
обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях
под Государственным флагом Российской Федерации сборных команд,
формируемых признанными в установленном порядке организациями
(объединениями) физкультурно - оздоровительной и спортивной
направленности;
6) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта;
7) научно - методическое обеспечение системы физической
культуры и спорта, организация издания научной, учебной и
популярной литературы по физической культуре и спорту в
соответствии с федеральной программой развития физической культуры
и спорта; создание единой государственной системы информационного
обеспечения в области физической культуры и спорта;
8) контроль исполнения федерального законодательства в области
физической культуры и спорта.
Статья 5. Компетенция республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области физической
культуры и спорта
Республики в составе Российской Федерации, автономная область,
автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург
самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие физической
культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем
вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в
области физической культуры и спорта
Органы местного самоуправления осуществляют развитие
физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной
Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в
Российской Федерации".
Статья 7. Государственные органы управления физической
культурой и спортом в Российской Федерации
1. В Российской Федерации создаются и действуют федеральные,
республиканские (республик в составе Российской Федерации),
автономной области, автономных округов, краевые, областные,
городов Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы
управления физической культурой и спортом.
2. Государственные органы управления физической культурой и
спортом создаются решением органа государственного управления по
согласованию с соответствующим представительным органом
государственной власти.
3. Местные органы управления физической культурой и спортом
создаются по решению соответствующих органов местного
самоуправления.
4. К компетенции государственных органов управления физической
культурой и спортом относятся:
а) разработка и реализация целевых государственных программ
развития физической культуры и спорта;
б) разработка государственных нормативов финансирования
физической культуры и спорта;
в) прямое финансирование деятельности созданных указанными
органами предприятий, учреждений и организаций физической культуры
и спорта;
г) организация научных исследований в области физической
культуры и спорта;
д) разработка нормативов физической подготовленности различных
групп населения;
е) установление единой спортивной классификации;
ж) контроль исполнения законодательных и нормативных актов
Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
5. Введение новых видов физических упражнений и новых видов
спорта в государственные программы физического воспитания
населения осуществляется федеральными и республиканскими
(республик в составе Российской Федерации) государственными
органами управления физической культурой и спортом на основе
научно - экспериментальной проверки.
Статья 8. Общественные объединения физкультурно -
оздоровительной и спортивной направленности
1. Общественными объединениями физкультурно - оздоровительной
и спортивной направленности признаются физкультурно - спортивные
общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и
иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической
культуры и спорта.
2. Общественные объединения физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности руководствуются в своей деятельности
законодательством об общественных объединениях и настоящими
Основами.
3. Государственный Фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации оказывает финансовую, материальную,
организационную и иную помощь общественным объединениям
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности.
Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации
1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение в
Российской Федерации.
2. Олимпийское движение в Российской Федерации координируется
национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной
независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в
соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской
хартией.
3. Государство признает национальный олимпийский комитет в
качестве официального представителя Российской Федерации во всех
мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом,
включая Олимпийские игры.
Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта
1. Государственные органы управления физической культурой и
спортом, объединения (организации) физкультурно - оздоровительной
и спортивной направленности, учреждения и организации
здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями,
организациями, предприятиями, их объединениями и общественными
объединениями организуют широкую пропаганду физической культуры и
спорта среди населения с использованием средств массовой
информации.
2. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и
насилия, унижения человеческого достоинства, использования
запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью человека;
запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во
время трансляции по каналам телевидения и радиовещания
физкультурно - оздоровительных и спортивных программ.
Раздел II
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 11. Понятие системы физической культуры
1. Система физической культуры представляет собой совокупность
государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в
целях физического воспитания населения.
2. Формирование системы физической культуры подчинено целям
настоящих Основ и направлено на организацию процессов физического
воспитания населения с учетом интересов каждого человека,
требований производства, образования и культуры народов Российской
Федерации.
Статья 12. Физическое воспитание в образовательных и
дошкольных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и детей
дошкольного возраста, формирование у них потребности в физическом
совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из
основных задач образовательных и дошкольных учреждений всех типов,
входят в круг обязанностей администрации указанных учреждений и
каждого педагогического работника.
2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных
условий и интересов обучающихся определяют формы занятий
физической культурой и средства физического воспитания, виды
спорта и двигательной активности, методы и продолжительность
занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе государственных
образовательных программ и нормативов физической подготовленности,
а также проводят внеучебную физкультурно - оздоровительную и
спортивную работу с привлечением к ней внешкольных учреждений и
общественных объединений физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, в том числе федераций по видам спорта.
3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе включенных в программу воспитания
дошкольных учреждений бесплатных учебных занятий по физической
культуре продолжительностью не менее восьми часов в неделю.
4. Местные органы управления физической культурой и спортом
совместно с государственными органами управления образованием
имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные
физкультурно - спортивные занятия в образовательных и дошкольных
государственных учреждениях за счет средств местных бюджетов.
5. Образовательные и дошкольные учреждения ежегодно проводят
тестирование физической подготовленности обучающихся и детей
дошкольного возраста в соответствии с установленными
государственными нормативами.
6. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные
в образовательную программу занятия проводятся в рамках
рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.
Статья 13. Внешкольные и внеучебные физкультурно -
оздоровительные и спортивные организации
1. Вовлечение детей и молодежи в регулярные
физкультурно - спортивные занятия, обеспечение условий для их
физического совершенствования осуществляют учреждения
дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и
другие внешкольные и внеучебные физкультурно - оздоровительные и
спортивные организации, создаваемые и действующие в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Координация работы государственных внешкольных и внеучебных
физкультурно - оздоровительных и спортивных организаций
осуществляется государственными органами управления образованием,
физической культурой и спортом.
Статья 14. Физическая культура в учреждениях, организациях, на
предприятиях и их объединениях
1. Администрация учреждений, организаций, предприятий и их
объединений обязана создавать работникам условия для реализации их
права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и
профессионально - прикладные занятия в режиме рабочего дня,
послетрудовое восстановление, профилактические занятия,
спортивно - массовую работу, спортивно - оздоровительный туризм.
2.Порядок создания и использования материальной базы для
занятий физической культурой, финансирования и обеспечения
специалистами индивидуальных и коллективных занятий работников и
членов их семей определяется коллективным и трудовым договорами
(контрактами).
Статья 15. Физическая культура по месту жительства и в местах
массового отдыха
Создание условий для занятий физической культурой населения по
месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется
органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов
в соответствии с государственными нормативами финансирования
программ развития физической культуры и спорта.
Статья 16. Физкультурно - оздоровительная работа в санаторно -
курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах
Администрация санаторно - курортных учреждений, домов отдыха и
туристских баз обязана создавать условия для использования в
процессе лечения и отдыха различных компонентов физической
культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и
лечения заболеваний.
Статья 17. Физическая подготовка военнослужащих и личного
состава правоохранительных органов
1. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава
правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими
воинского долга и основных служебных обязанностей; ее содержание
определяется в установленном порядке соответствующими
государственными органами управления.
2. Командиры и начальники обязаны создавать необходимые
условия для занятий военно - прикладными видами спорта
военнослужащих и личного состава правоохранительных органов,
поощрять указанных лиц, регулярно занимающихся физической
культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено
на повышение их двигательной активности и является непременным и
определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной
адаптации инвалидов.
2. Местная администрация обеспечивает создание условий для
занятий инвалидов физической культурой и спортом на
физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружениях за счет
средств местного бюджета.
3. Организация занятий физической культурой и спортом в
системе непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с
отклонениями в развитии), подготовка кадров, методическое
медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются
образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,
социального обеспечения и организациями физической культуры и
спорта за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации.
Статья 19. Участие государственных органов управления
здравоохранением, предприятий, учреждений и организаций
государственной системы здравоохранения в развитии физической
культуры и спорта
Государственные органы управления здравоохранением,
предприятия, учреждения и организации государственной системы
здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) используют физическую культуру как средство профилактики и
лечения заболеваний;
2) осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися
физической культурой и спортом, в том числе
спортивно - оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском
обеспечении подготовки сборных команд Российской Федерации к
международным мероприятиям;
3) организуют и осуществляют подготовку и повышение
квалификации специалистов здравоохранения в вопросах эффективного
использования основных компонентов физической культуры в
профилактике и при лечении заболеваний, а также в области
спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической
культуры;
4) создают центры и пункты оздоровления и реабилитации
средствами физической культуры и спорта, диагностико -
консультационные пункты и кабинеты, врачебно - физкультурные
диспансеры, обеспечивающие физкультурно - оздоровительную работу с
населением, оснащают их специальной аппаратурой и медицинским
оборудованием.
Статья 20. Соблюдение правил безопасности, охрана здоровья,
чести и достоинства граждан при проведении занятий физической
культурой и спортом, спортивных соревнований и
физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать
нормы и правила безопасности при проведении занятий физической
культурой и спортом, спортивных соревнований и
физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий, не допускать
нанесения вреда здоровью, а также ущерба чести и достоинству
участников и зрителей, проявлений жестокости и насилия.
2. К судейству спортивных соревнований допускаются лица,
прошедшие специальную подготовку в физкультурно - спортивных
организациях и аттестованные спортивными федерациями как судьи по
виду спорта.
3. Администрация физкультурно - оздоровительных и спортивных
сооружений обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест
проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами
техники безопасности и санитарно - гигиеническими нормами и несет
ответственность, установленную законами Российской Федерации за
вред, причиненный здоровью лиц, занимающихся физической культурой
и спортом, и зрителей.
Раздел III
СПОРТ
Статья 21. Понятие спорта
1. Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов физической
культуры общества, исторически сложившегося в форме
соревновательной деятельности и специальной практики - подготовки
человека к соревнованиям.
2. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование
физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности,
на организацию физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий и
досуга населения.
Статья 22. Спорт высших достижений. Подготовка спортсменов
высокого класса
1. Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая
раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких
спортивных результатов, установление рекордов, организацию
спортивно - зрелищных мероприятий.
2. С целью подготовки спортсменов высокого класса создаются
специализированные организации, порядок деятельности которых
устанавливается государственными органами управления физической
культурой и спортом Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
3. Учредителем (учредителями) специализированных организаций
по подготовке спортсменов высокого класса могут быть:
а) государственные органы управления физической культурой и
спортом;
б) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и
организации, их ассоциации и другие объединения;
в) Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации, отечественные и зарубежные общественные и
частные фонды;
г) профессиональные союзы;
д) организации (объединения) физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, признанные в установленном порядке;
е) физические лица.
4. Специализированные организации по подготовке спортсменов
высокого класса могут быть государственными, муниципальными,
негосударственными, в том числе частными и общественными
объединениями.
5. Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется
специализированными организациями на основании определяющего формы
финансирования договора (контракта), заключаемого между
специализированной организацией и организацией (объединением)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности
(Федерацией по виду спорта, клубом, иной спортивной организацией),
членом которой является спортсмен.
6. Подготовка к международным соревнованиям спортсменов
высокого класса, включенных федерацией по виду спорта в состав
сборной команды Российской Федерации, финансируется за счет
средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской
Федерации.
Включение спортсменов в состав сборной команды Российской
Федерации производится на конкурсной основе в соответствии с
уровнем их спортивных результатов.
7. Спортсмены высокого класса, не являющиеся членами
организации (объединения) физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, могут осуществлять свою подготовку в
специализированных организациях подготовки спортсменов высокого
класса, включая государственные, на условиях заключаемого между
спортсменом и специализированной организацией договора
(контракта), определяющего размер оплаты подготовки в
индивидуальном порядке.
Статья 23. Профессиональный спорт
1. Профессиональный спорт - коммерческо-спортивная
деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и
высокую информационно - развлекательную ценность спортивно -
зрелищных мероприятий.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право заниматься
профессиональным спортом в качестве спортсмена или судьи по виду
спорта как на территории Российской Федерации, так и в других
государствах.
3. Порядок создания и условия функционирования организаций в
области профессионального спорта регулируются законодательством
Российской Федерации.
4. Квалификационные требования к профессиям спортсмена и судьи
по виду спорта определяются государственными органами управления
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в
соответствии с регламентирующими профессиональную спортивную
деятельность актами международных спортивных организаций.
Статья 24. Приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
Использование с целью достижения спортивных результатов,
приемов, способов и средств, запрещенных в спорте
регламентирующими документами, утвержденными спортивными
организациями и объединениями, не допускается.
Раздел IV
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта
1. Источниками финансирования физической культуры и спорта
являются республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты
национально - государственных и административно - территориальных
образований Российской Федерации, вклады средств учреждений,
организаций, предприятий и их объединений, в том числе
общественных объединений физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, а также средства от продажи прав на
рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, от
проведения физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий,
спортивных лотерей, средства государственного социального
страхования, благотворительные пожертвования организаций и граждан
и другие поступления.
2. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
3. Поступления средств из внебюджетных источников не являются
основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие
физической культуры и спорта.
4. Доля расходов на цели развития спорта высших достижений
устанавливается в размере не более тридцати процентов средств,
направляемых на развитие физической культуры и спорта.
5. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для
развития физической культуры и спорта государство предусматривает
специальную систему налоговых льгот, предоставляемых учреждениям,
организациям, предприятиям и их объединениям, физическим лицам,
вкладывающим свои средства в развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных льгот
определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации
1. Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации создается в целях объединения средств,
поступающих из бюджетных и внебюджетных источников, направляемых
на финансирование мероприятий, связанных с реализацией федеральных
программ в области физической культуры и спорта, развитие
народного физкультурно - спортивного движения.
2. Порядок образования Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации, а также расходования его
средств определяется положением о Государственном фонде физической
культуры и спорта Российской Федерации, утверждаемым Верховным
Советом Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
П. 2 утратил силу в части утверждения Верховным Советом
Российской Федерации. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
------------------------------------------------------------------
Статья 27. Статус земель, занятых под физкультурно -
оздоровительные, спортивные и другие рекреационно -
оздоровительные сооружения
1. Земельные участки, занятые под физкультурно -
оздоровительные, спортивные и другие рекреационно -
оздоровительные сооружения, включая плоскостные, относятся к
землям рекреационного назначения.
Порядок выделения и использования указанных земель
определяется земельным законодательством Российской Федерации.
2. Предоставление земельных участков для строительства
рекреационно - оздоровительных сооружений производится с учетом
рекомендаций государственных органов управления физической
культурой и спортом.
Статья 28. Физкультурно - оздоровительные и спортивные
сооружения
1. Строительство в жилых районах физкультурно -
оздоровительных и спортивных объектов осуществляется за счет
средств местных бюджетов, направляемых на жилищное строительство.
2. В состав приемо - сдаточных комиссий по вводу в
эксплуатацию жилых районов включаются представители
государственных органов управления физической культурой и спортом.
Акты, подписанные без их участия, являются недействительными.
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
3. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов
основными физкультурно - оздоровительными и спортивными
сооружениями определяются государственными органами управления
физической культурой и спортом в зависимости от плотности
населения и местных климатических условий.
4. Не допускается строительство новых и реконструкция
имеющихся государственных образовательных и дошкольных учреждений
всех типов (кроме образовательных учреждений дополнительного
образования) без физкультурно - спортивной базы, включая
плавательные бассейны, а также ликвидация
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания
в пределах той же территории (района) равноценных сооружений.
Статья 29. Использование физкультурно - оздоровительных и
спортивных сооружений не по прямому назначению
1. В случае использования физкультурно - оздоровительных и
спортивных сооружений не по прямому назначению ставки налогов,
взимаемых в местный бюджет, устанавливаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогообложении.
2. Средства, полученные за счет дополнительного
налогообложения, целевым назначением направляются на развитие
физической культуры и спорта.
Статья 30. Товары физкультурно - оздоровительного, спортивного
и туристского назначения
Изделия, оборудование и технические средства
физкультурно - оздоровительного, спортивного и туристского
назначения независимо от способов их изготовления и форм
реализации относятся к группе товаров народного потребления и
входят в перечень товаров, освобожденных от налога на добавленную
стоимость в соответствии с законами Российской Федерации.
Статья 31. Профессиональная педагогическая деятельность в
области физической культуры и спорта и профессиональная
деятельность в области лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в области
физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ
установленного образца о профессиональном образовании по
специальности "физическая культура и спорт", выданный
образовательным учреждением, или разрешение, выданное в
установленном порядке государственным органом управления
физической культурой и спортом Российской Федерации, республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной
деятельности допускаются лица, имеющие профессиональное
образование по специальности "физическая культура и спорт" или
медицинское образование.
3. Лица, занимающиеся профессиональной педагогической
деятельностью в области физической культуры и спорта либо
профессиональной деятельностью в области лечебной физической
культуры в качестве основного либо дополнительного занятия в
нарушение частей первой и второй настоящей статьи, привлекаются к
административной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Подготовка специалистов в области физической
культуры и спорта
1. Подготовка специалистов в области физической культуры и
спорта осуществляется образовательными учреждениями, организующими
свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", по утвержденным в установленном порядке
профессиональным образовательным программам.
2. Содержание образования в государственных образовательных
учреждениях в области физической культуры и спорта должно отвечать
требованиям приоритетности развития массового спорта,
оздоровительно - профилактической и лечебной физической культуры.
3. Государственные органы управления физической культурой и
спортом совместно с государственными органами управления
образованием и здравоохранением определяют потребность в
специалистах данного профиля.
Раздел V
ЛЬГОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Статья 33. Льготные физкультурно - спортивные услуги
1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей,
детям - сиротам, инвалидам физкультурно - спортивные услуги
предоставляются бесплатно; детям дошкольного возраста,
обучающимся, а также участникам Великой Отечественной войны и
гражданам, приравненным к ним по льготам, - на льготных условиях
за счет средств местных бюджетов.
2. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды и граждане,
приравненные к ним по льготам, имеют право на приобретение
тренажеров для занятий физическими упражнениями в домашних
условиях со скидкой.
3. Перечень других категорий граждан, пользующихся
физкультурно - спортивными услугами бесплатно или на льготных
условиях, а также размер льгот устанавливаются законодательством
Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации,
решениями органов государственной власти автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт - Петербурга.
Статья 34. Охрана здоровья граждан при занятиях физической
культурой и спортом
Гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями
физической культурой и спортом в организованной форме,
гарантируется в полном объеме медицинская, социальная, бытовая и
профессиональная реабилитация в установленном порядке и
дополнительно за счет средств Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность за вред, причиненный здоровью
спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом
Ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или
судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной
форме, определяется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого
спортсменом или судьей по виду спорта с организацией
(объединением) физкультурно - оздоровительной и спортивной
направленности, членом которой он является. Условия договора
(контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена
или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства
Российской Федерации.
Статья 36. Социальная защита граждан, занимающихся физической
культурой и спортом
1. На граждан, занимающихся физической культурой и спортом в
организованной форме, распространяется законодательство Российской
Федерации о социальной защите.
2. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан в результате занятий физической культурой и спортом,
гарантируются за счет страхования от несчастного случая,
осуществляемого организацией (объединением)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности, за
спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием,
учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых
отношениях.
3. Порядок и условия страхования профессионального спортсмена
или судьи по виду спорта определяются законодательством Российской
Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией
(объединением) физкультурно - оздоровительной и спортивной
направленности.
Статья 37. Дополнительные гарантии и компенсации спортсмену,
выступающему в составе сборной команды Российской Федерации
1. Государственные органы управления физической культурой и
спортом республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга могут устанавливать за счет собственных средств
денежное содержание в сумме не менее трех установленных
законодательством минимальных размеров оплаты труда спортсмену,
который входит в сборную команду Российской Федерации или
выступает в составе клубной команды по игровым видам спорта в
соревнованиях не ниже республиканского уровня.
2. Государственные органы управления физической культурой и
спортом, организации (объединения) физкультурно - оздоровительной
и спортивной направленности, предприятия, учреждения и
организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом,
выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или
команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет,
обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и
медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной
деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время
тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе
связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой
инвалидность, в порядке, установленном гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено договором
(контрактом).
Раздел VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Права иностранных граждан и лиц без гражданства,
проживающих на территории Российской Федерации, в области
физической культуры и спорта
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на
территории Российской Федерации, пользуются правами на занятия
физической культурой и спортом в полном объеме, предусмотренном
настоящими Основами, за исключением права выступать в составе
сборной команды Российской Федерации в международных
соревнованиях.
Статья 39. Участие в международных организациях физической
культуры и спорта
На территории Российской Федерации могут создаваться филиалы и
другие структуры международных фондов и организаций физической
культуры и спорта. Любое юридическое или физическое лицо имеет
право вступать в международные организации физической культуры и
спорта в соответствии с порядком, определенным их уставами.
Организации (объединения) физической культуры и спорта Российской
Федерации имеют право вовлекать в свои ряды иностранных членов, а
также самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от
международных организаций, иностранных государств и частных лиц.
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящих Основ
Должностные лица и граждане за нарушение настоящих Основ несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
27 апреля 1993 года.
N 4868-1
Медицинское законодательство
"Ведомости СНД и ВС РФ", 03.06.93, N 22, ст. 784.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
от 27 апреля 1993 года N 4868-1
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
Основы законодательства Российской Федерации о физической
культуре и спорте устанавливают общие принципы правового
регулирования отношений в области физической культуры и спорта -
важной составляющей части культуры народа, являющейся
совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых,
развиваемых и используемых обществом в процессе физического
воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской
Федерации.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре
и спорте включает в себя положения Конституции (Основного Закона)
Российской Федерации - России, настоящие Основы и издаваемые в
соответствии с ними правовые акты Российской Федерации в области
физической культуры и спорта.
2. Законодательные и иные нормативные акты Российской
Федерации и субъектов Федерации по вопросам, касающимся физической
культуры и спорта, должны соответствовать настоящим Основам. В
случае возникновения противоречий между указанными актами и
настоящими Основами действуют Основы.
3. Нормативные акты Российской Федерации в области физической
культуры и спорта издаются в случаях, предусмотренных настоящими
Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о
физической культуре и спорте.
Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской Федерации
о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре
и спорте направлено на всестороннее развитие человека, утверждение
здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и
нравственном совершенствовании, создание условий для занятий
любыми видами физической культуры и спорта, организации
профессионально - прикладной подготовки, профилактики заболеваний,
вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами законодательства Российской Федерации в области
физической культуры и спорта являются:
а) обеспечение и защита прав граждан на занятия физической
культурой и спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития
системы физической культуры и спорта Российской Федерации;
в) определение прав, обязанностей и ответственности физических
и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также
правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Статья 3. Права граждан в области физической культуры и спорта
и их государственные гарантии
1. Граждане Российской Федерации имеют право на занятия
физической культурой и спортом (в том числе спортом как
профессией), объединение в организации (объединения)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности,
участие в управлении физкультурно - спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует
занятия физической культурой и спортом в соответствии с
утвержденными государственными программами, научные исследования в
этой области, разрабатывает программы физического воспитания всех
групп населения, осуществляет контроль за их реализацией,
развивает физкультурно - спортивную индустрию, организует
подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую
защиту интересов граждан в области физической культуры и спорта,
поощряет стремление граждан быть здоровыми и вести здоровый образ
жизни.
Статья 4. Компетенция Российской Федерации в области
физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта ведению Российской
Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и
управления подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики
в области физической культуры и спорта;
2) разработка и реализация федеральной программы развития
физической культуры и спорта и иных федеральных программ в этой
области с учетом социально - экономических, демографических и
других условий и особенностей;
3) формирование Государственного фонда физической культуры и
спорта Российской Федерации;
4) установление:
а) федеральных нормативов финансирования физической культуры и
спорта;
б) федеральных требований к спортивным сооружениям в части
строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране
жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
в) образовательного ценза для работников физической культуры и
спорта;
г) нормативов физической подготовленности различных групп
населения;
д) порядка признания (и его отмены) организаций (объединений)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности,
участвующих от лица Российской Федерации в международных
спортивных связях;
5) прямое финансирование:
а) научных исследований в области физической культуры и спорта
в соответствии с федеральной программой развития физической
культуры и спорта;
б) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и
государственных физкультурно - спортивных организаций
(объединений) федерального значения;
в) подготовки и выступления (включая научно - медицинское
обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях
под Государственным флагом Российской Федерации сборных команд,
формируемых признанными в установленном порядке организациями
(объединениями) физкультурно - оздоровительной и спортивной
направленности;
6) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта;
7) научно - методическое обеспечение системы физической
культуры и спорта, организация издания научной, учебной и
популярной литературы по физической культуре и спорту в
соответствии с федеральной программой развития физической культуры
и спорта; создание единой государственной системы информационного
обеспечения в области физической культуры и спорта;
8) контроль исполнения федерального законодательства в области
физической культуры и спорта.
Статья 5. Компетенция республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области физической
культуры и спорта
Республики в составе Российской Федерации, автономная область,
автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург
самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие физической
культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем
вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в
области физической культуры и спорта
Органы местного самоуправления осуществляют развитие
физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной
Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в
Российской Федерации".
Статья 7. Государственные органы управления физической
культурой и спортом в Российской Федерации
1. В Российской Федерации создаются и действуют федеральные,
республиканские (республик в составе Российской Федерации),
автономной области, автономных округов, краевые, областные,
городов Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы
управления физической культурой и спортом.
2. Государственные органы управления физической культурой и
спортом создаются решением органа государственного управления по
согласованию с соответствующим представительным органом
государственной власти.
3. Местные органы управления физической культурой и спортом
создаются по решению соответствующих органов местного
самоуправления.
4. К компетенции государственных органов управления физической
культурой и спортом относятся:
а) разработка и реализация целевых государственных программ
развития физической культуры и спорта;
б) разработка государственных нормативов финансирования
физической культуры и спорта;
в) прямое финансирование деятельности созданных указанными
органами предприятий, учреждений и организаций физической культуры
и спорта;
г) организация научных исследований в области физической
культуры и спорта;
д) разработка нормативов физической подготовленности различных
групп населения;
е) установление единой спортивной классификации;
ж) контроль исполнения законодательных и нормативных актов
Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
5. Введение новых видов физических упражнений и новых видов
спорта в государственные программы физического воспитания
населения осуществляется федеральными и республиканскими
(республик в составе Российской Федерации) государственными
органами управления физической культурой и спортом на основе
научно - экспериментальной проверки.
Статья 8. Общественные объединения физкультурно -
оздоровительной и спортивной направленности
1. Общественными объединениями физкультурно - оздоровительной
и спортивной направленности признаются физкультурно - спортивные
общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и
иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической
культуры и спорта.
2. Общественные объединения физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности руководствуются в своей деятельности
законодательством об общественных объединениях и настоящими
Основами.
3. Государственный Фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации оказывает финансовую, материальную,
организационную и иную помощь общественным объединениям
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности.
Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации
1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение в
Российской Федерации.
2. Олимпийское движение в Российской Федерации координируется
национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной
независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в
соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской
хартией.
3. Государство признает национальный олимпийский комитет в
качестве официального представителя Российской Федерации во всех
мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом,
включая Олимпийские игры.
Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта
1. Государственные органы управления физической культурой и
спортом, объединения (организации) физкультурно - оздоровительной
и спортивной направленности, учреждения и организации
здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями,
организациями, предприятиями, их объединениями и общественными
объединениями организуют широкую пропаганду физической культуры и
спорта среди населения с использованием средств массовой
информации.
2. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и
насилия, унижения человеческого достоинства, использования
запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью человека;
запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во
время трансляции по каналам телевидения и радиовещания
физкультурно - оздоровительных и спортивных программ.
Раздел II
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 11. Понятие системы физической культуры
1. Система физической культуры представляет собой совокупность
государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в
целях физического воспитания населения.
2. Формирование системы физической культуры подчинено целям
настоящих Основ и направлено на организацию процессов физического
воспитания населения с учетом интересов каждого человека,
требований производства, образования и культуры народов Российской
Федерации.
Статья 12. Физическое воспитание в образовательных и
дошкольных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и детей
дошкольного возраста, формирование у них потребности в физическом
совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из
основных задач образовательных и дошкольных учреждений всех типов,
входят в круг обязанностей администрации указанных учреждений и
каждого педагогического работника.
2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных
условий и интересов обучающихся определяют формы занятий
физической культурой и средства физического воспитания, виды
спорта и двигательной активности, методы и продолжительность
занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе государственных
образовательных программ и нормативов физической подготовленности,
а также проводят внеучебную физкультурно - оздоровительную и
спортивную работу с привлечением к ней внешкольных учреждений и
общественных объединений физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, в том числе федераций по видам спорта.
3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе включенных в программу воспитания
дошкольных учреждений бесплатных учебных занятий по физической
культуре продолжительностью не менее восьми часов в неделю.
4. Местные органы управления физической культурой и спортом
совместно с государственными органами управления образованием
имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные
физкультурно - спортивные занятия в образовательных и дошкольных
государственных учреждениях за счет средств местных бюджетов.
5. Образовательные и дошкольные учреждения ежегодно проводят
тестирование физической подготовленности обучающихся и детей
дошкольного возраста в соответствии с установленными
государственными нормативами.
6. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные
в образовательную программу занятия проводятся в рамках
рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.
Статья 13. Внешкольные и внеучебные физкультурно -
оздоровительные и спортивные организации
1. Вовлечение детей и молодежи в регулярные
физкультурно - спортивные занятия, обеспечение условий для их
физического совершенствования осуществляют учреждения
дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и
другие внешкольные и внеучебные физкультурно - оздоровительные и
спортивные организации, создаваемые и действующие в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Координация работы государственных внешкольных и внеучебных
физкультурно - оздоровительных и спортивных организаций
осуществляется государственными органами управления образованием,
физической культурой и спортом.
Статья 14. Физическая культура в учреждениях, организациях, на
предприятиях и их объединениях
1. Администрация учреждений, организаций, предприятий и их
объединений обязана создавать работникам условия для реализации их
права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и
профессионально - прикладные занятия в режиме рабочего дня,
послетрудовое восстановление, профилактические занятия,
спортивно - массовую работу, спортивно - оздоровительный туризм.
2.Порядок создания и использования материальной базы для
занятий физической культурой, финансирования и обеспечения
специалистами индивидуальных и коллективных занятий работников и
членов их семей определяется коллективным и трудовым договорами
(контрактами).
Статья 15. Физическая культура по месту жительства и в местах
массового отдыха
Создание условий для занятий физической культурой населения по
месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется
органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов
в соответствии с государственными нормативами финансирования
программ развития физической культуры и спорта.
Статья 16. Физкультурно - оздоровительная работа в санаторно -
курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах
Администрация санаторно - курортных учреждений, домов отдыха и
туристских баз обязана создавать условия для использования в
процессе лечения и отдыха различных компонентов физической
культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и
лечения заболеваний.
Статья 17. Физическая подготовка военнослужащих и личного
состава правоохранительных органов
1. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава
правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими
воинского долга и основных служебных обязанностей; ее содержание
определяется в установленном порядке соответствующими
государственными органами управления.
2. Командиры и начальники обязаны создавать необходимые
условия для занятий военно - прикладными видами спорта
военнослужащих и личного состава правоохранительных органов,
поощрять указанных лиц, регулярно занимающихся физической
культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено
на повышение их двигательной активности и является непременным и
определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной
адаптации инвалидов.
2. Местная администрация обеспечивает создание условий для
занятий инвалидов физической культурой и спортом на
физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружениях за счет
средств местного бюджета.
3. Организация занятий физической культурой и спортом в
системе непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с
отклонениями в развитии), подготовка кадров, методическое
медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются
образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,
социального обеспечения и организациями физической культуры и
спорта за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации.
Статья 19. Участие государственных органов управления
здравоохранением, предприятий, учреждений и организаций
государственной системы здравоохранения в развитии физической
культуры и спорта
Государственные органы управления здравоохранением,
предприятия, учреждения и организации государственной системы
здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) используют физическую культуру как средство профилактики и
лечения заболеваний;
2) осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися
физической культурой и спортом, в том числе
спортивно - оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском
обеспечении подготовки сборных команд Российской Федерации к
международным мероприятиям;
3) организуют и осуществляют подготовку и повышение
квалификации специалистов здравоохранения в вопросах эффективного
использования основных компонентов физической культуры в
профилактике и при лечении заболеваний, а также в области
спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической
культуры;
4) создают центры и пункты оздоровления и реабилитации
средствами физической культуры и спорта, диагностико -
консультационные пункты и кабинеты, врачебно - физкультурные
диспансеры, обеспечивающие физкультурно - оздоровительную работу с
населением, оснащают их специальной аппаратурой и медицинским
оборудованием.
Статья 20. Соблюдение правил безопасности, охрана здоровья,
чести и достоинства граждан при проведении занятий физической
культурой и спортом, спортивных соревнований и
физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать
нормы и правила безопасности при проведении занятий физической
культурой и спортом, спортивных соревнований и
физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий, не допускать
нанесения вреда здоровью, а также ущерба чести и достоинству
участников и зрителей, проявлений жестокости и насилия.
2. К судейству спортивных соревнований допускаются лица,
прошедшие специальную подготовку в физкультурно - спортивных
организациях и аттестованные спортивными федерациями как судьи по
виду спорта.
3. Администрация физкультурно - оздоровительных и спортивных
сооружений обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест
проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами
техники безопасности и санитарно - гигиеническими нормами и несет
ответственность, установленную законами Российской Федерации за
вред, причиненный здоровью лиц, занимающихся физической культурой
и спортом, и зрителей.
Раздел III
СПОРТ
Статья 21. Понятие спорта
1. Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов физической
культуры общества, исторически сложившегося в форме
соревновательной деятельности и специальной практики - подготовки
человека к соревнованиям.
2. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование
физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности,
на организацию физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий и
досуга населения.
Статья 22. Спорт высших достижений. Подготовка спортсменов
высокого класса
1. Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая
раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких
спортивных результатов, установление рекордов, организацию
спортивно - зрелищных мероприятий.
2. С целью подготовки спортсменов высокого класса создаются
специализированные организации, порядок деятельности которых
устанавливается государственными органами управления физической
культурой и спортом Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
3. Учредителем (учредителями) специализированных организаций
по подготовке спортсменов высокого класса могут быть:
а) государственные органы управления физической культурой и
спортом;
б) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и
организации, их ассоциации и другие объединения;
в) Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации, отечественные и зарубежные общественные и
частные фонды;
г) профессиональные союзы;
д) организации (объединения) физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, признанные в установленном порядке;
е) физические лица.
4. Специализированные организации по подготовке спортсменов
высокого класса могут быть государственными, муниципальными,
негосударственными, в том числе частными и общественными
объединениями.
5. Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется
специализированными организациями на основании определяющего формы
финансирования договора (контракта), заключаемого между
специализированной организацией и организацией (объединением)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности
(Федерацией по виду спорта, клубом, иной спортивной организацией),
членом которой является спортсмен.
6. Подготовка к международным соревнованиям спортсменов
высокого класса, включенных федерацией по виду спорта в состав
сборной команды Российской Федерации, финансируется за счет
средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской
Федерации.
Включение спортсменов в состав сборной команды Российской
Федерации производится на конкурсной основе в соответствии с
уровнем их спортивных результатов.
7. Спортсмены высокого класса, не являющиеся членами
организации (объединения) физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, могут осуществлять свою подготовку в
специализированных организациях подготовки спортсменов высокого
класса, включая государственные, на условиях заключаемого между
спортсменом и специализированной организацией договора
(контракта), определяющего размер оплаты подготовки в
индивидуальном порядке.
Статья 23. Профессиональный спорт
1. Профессиональный спорт - коммерческо-спортивная
деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и
высокую информационно - развлекательную ценность спортивно -
зрелищных мероприятий.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право заниматься
профессиональным спортом в качестве спортсмена или судьи по виду
спорта как на территории Российской Федерации, так и в других
государствах.
3. Порядок создания и условия функционирования организаций в
области профессионального спорта регулируются законодательством
Российской Федерации.
4. Квалификационные требования к профессиям спортсмена и судьи
по виду спорта определяются государственными органами управления
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в
соответствии с регламентирующими профессиональную спортивную
деятельность актами международных спортивных организаций.
Статья 24. Приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
Использование с целью достижения спортивных результатов,
приемов, способов и средств, запрещенных в спорте
регламентирующими документами, утвержденными спортивными
организациями и объединениями, не допускается.
Раздел IV
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта
1. Источниками финансирования физической культуры и спорта
являются республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты
национально - государственных и административно - территориальных
образований Российской Федерации, вклады средств учреждений,
организаций, предприятий и их объединений, в том числе
общественных объединений физкультурно - оздоровительной и
спортивной направленности, а также средства от продажи прав на
рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, от
проведения физкультурно - спортивных зрелищных мероприятий,
спортивных лотерей, средства государственного социального
страхования, благотворительные пожертвования организаций и граждан
и другие поступления.
2. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
3. Поступления средств из внебюджетных источников не являются
основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие
физической культуры и спорта.
4. Доля расходов на цели развития спорта высших достижений
устанавливается в размере не более тридцати процентов средств,
направляемых на развитие физической культуры и спорта.
5. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для
развития физической культуры и спорта государство предусматривает
специальную систему налоговых льгот, предоставляемых учреждениям,
организациям, предприятиям и их объединениям, физическим лицам,
вкладывающим свои средства в развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных льгот
определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации
1. Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации создается в целях объединения средств,
поступающих из бюджетных и внебюджетных источников, направляемых
на финансирование мероприятий, связанных с реализацией федеральных
программ в области физической культуры и спорта, развитие
народного физкультурно - спортивного движения.
2. Порядок образования Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации, а также расходования его
средств определяется положением о Государственном фонде физической
культуры и спорта Российской Федерации, утверждаемым Верховным
Советом Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
П. 2 утратил силу в части утверждения Верховным Советом
Российской Федерации. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
------------------------------------------------------------------
Статья 27. Статус земель, занятых под физкультурно -
оздоровительные, спортивные и другие рекреационно -
оздоровительные сооружения
1. Земельные участки, занятые под физкультурно -
оздоровительные, спортивные и другие рекреационно -
оздоровительные сооружения, включая плоскостные, относятся к
землям рекреационного назначения.
Порядок выделения и использования указанных земель
определяется земельным законодательством Российской Федерации.
2. Предоставление земельных участков для строительства
рекреационно - оздоровительных сооружений производится с учетом
рекомендаций государственных органов управления физической
культурой и спортом.
Статья 28. Физкультурно - оздоровительные и спортивные
сооружения
1. Строительство в жилых районах физкультурно -
оздоровительных и спортивных объектов осуществляется за счет
средств местных бюджетов, направляемых на жилищное строительство.
2. В состав приемо - сдаточных комиссий по вводу в
эксплуатацию жилых районов включаются представители
государственных органов управления физической культурой и спортом.
Акты, подписанные без их участия, являются недействительными.
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
3. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов
основными физкультурно - оздоровительными и спортивными
сооружениями определяются государственными органами управления
физической культурой и спортом в зависимости от плотности
населения и местных климатических условий.
4. Не допускается строительство новых и реконструкция
имеющихся государственных образовательных и дошкольных учреждений
всех типов (кроме образовательных учреждений дополнительного
образования) без физкультурно - спортивной базы, включая
плавательные бассейны, а также ликвидация
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания
в пределах той же территории (района) равноценных сооружений.
Статья 29. Использование физкультурно - оздоровительных и
спортивных сооружений не по прямому назначению
1. В случае использования физкультурно - оздоровительных и
спортивных сооружений не по прямому назначению ставки налогов,
взимаемых в местный бюджет, устанавливаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогообложении.
2. Средства, полученные за счет дополнительного
налогообложения, целевым назначением направляются на развитие
физической культуры и спорта.
Статья 30. Товары физкультурно - оздоровительного, спортивного
и туристского назначения
Изделия, оборудование и технические средства
физкультурно - оздоровительного, спортивного и туристского
назначения независимо от способов их изготовления и форм
реализации относятся к группе товаров народного потребления и
входят в перечень товаров, освобожденных от налога на добавленную
стоимость в соответствии с законами Российской Федерации.
Статья 31. Профессиональная педагогическая деятельность в
области физической культуры и спорта и профессиональная
деятельность в области лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в области
физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ
установленного образца о профессиональном образовании по
специальности "физическая культура и спорт", выданный
образовательным учреждением, или разрешение, выданное в
установленном порядке государственным органом управления
физической культурой и спортом Российской Федерации, республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной
деятельности допускаются лица, имеющие профессиональное
образование по специальности "физическая культура и спорт" или
медицинское образование.
3. Лица, занимающиеся профессиональной педагогической
деятельностью в области физической культуры и спорта либо
профессиональной деятельностью в области лечебной физической
культуры в качестве основного либо дополнительного занятия в
нарушение частей первой и второй настоящей статьи, привлекаются к
административной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Подготовка специалистов в области физической
культуры и спорта
1. Подготовка специалистов в области физической культуры и
спорта осуществляется образовательными учреждениями, организующими
свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", по утвержденным в установленном порядке
профессиональным образовательным программам.
2. Содержание образования в государственных образовательных
учреждениях в области физической культуры и спорта должно отвечать
требованиям приоритетности развития массового спорта,
оздоровительно - профилактической и лечебной физической культуры.
3. Государственные органы управления физической культурой и
спортом совместно с государственными органами управления
образованием и здравоохранением определяют потребность в
специалистах данного профиля.
Раздел V
ЛЬГОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Статья 33. Льготные физкультурно - спортивные услуги
1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей,
детям - сиротам, инвалидам физкультурно - спортивные услуги
предоставляются бесплатно; детям дошкольного возраста,
обучающимся, а также участникам Великой Отечественной войны и
гражданам, приравненным к ним по льготам, - на льготных условиях
за счет средств местных бюджетов.
2. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды и граждане,
приравненные к ним по льготам, имеют право на приобретение
тренажеров для занятий физическими упражнениями в домашних
условиях со скидкой.
3. Перечень других категорий граждан, пользующихся
физкультурно - спортивными услугами бесплатно или на льготных
условиях, а также размер льгот устанавливаются законодательством
Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации,
решениями органов государственной власти автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт - Петербурга.
Статья 34. Охрана здоровья граждан при занятиях физической
культурой и спортом
Гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями
физической культурой и спортом в организованной форме,
гарантируется в полном объеме медицинская, социальная, бытовая и
профессиональная реабилитация в установленном порядке и
дополнительно за счет средств Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность за вред, причиненный здоровью
спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом
Ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или
судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной
форме, определяется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого
спортсменом или судьей по виду спорта с организацией
(объединением) физкультурно - оздоровительной и спортивной
направленности, членом которой он является. Условия договора
(контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена
или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства
Российской Федерации.
Статья 36. Социальная защита граждан, занимающихся физической
культурой и спортом
1. На граждан, занимающихся физической культурой и спортом в
организованной форме, распространяется законодательство Российской
Федерации о социальной защите.
2. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан в результате занятий физической культурой и спортом,
гарантируются за счет страхования от несчастного случая,
осуществляемого организацией (объединением)
физкультурно - оздоровительной и спортивной направленности, за
спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием,
учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых
отношениях.
3. Порядок и условия страхования профессионального спортсмена
или судьи по виду спорта определяются законодательством Российской
Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией
(объединением) физкультурно - оздоровительной и спортивной
направленности.
Статья 37. Дополнительные гарантии и компенсации спортсмену,
выступающему в составе сборной команды Российской Федерации
1. Государственные органы управления физической культурой и
спортом республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга могут устанавливать за счет собственных средств
денежное содержание в сумме не менее трех установленных
законодательством минимальных размеров оплаты труда спортсмену,
который входит в сборную команду Российской Федерации или
выступает в составе клубной команды по игровым видам спорта в
соревнованиях не ниже республиканского уровня.
2. Государственные органы управления физической культурой и
спортом, организации (объединения) физкультурно - оздоровительной
и спортивной направленности, предприятия, учреждения и
организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом,
выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или
команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет,
обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и
медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной
деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время
тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе
связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой
инвалидность, в порядке, установленном гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено договором
(контрактом).
Раздел VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Права иностранных граждан и лиц без гражданства,
проживающих на территории Российской Федерации, в области
физической культуры и спорта
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на
территории Российской Федерации, пользуются правами на занятия
физической культурой и спортом в полном объеме, предусмотренном
настоящими Основами, за исключением права выступать в составе
сборной команды Российской Федерации в международных
соревнованиях.
Статья 39. Участие в международных организациях физической
культуры и спорта
На территории Российской Федерации могут создаваться филиалы и
другие структуры международных фондов и организаций физической
культуры и спорта. Любое юридическое или физическое лицо имеет
право вступать в международные организации физической культуры и
спорта в соответствии с порядком, определенным их уставами.
Организации (объединения) физической культуры и спорта Российской
Федерации имеют право вовлекать в свои ряды иностранных членов, а
также самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от
международных организаций, иностранных государств и частных лиц.
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящих Основ
Должностные лица и граждане за нарушение настоящих Основ несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
27 апреля 1993 года.
N 4868-1