Медицинское законодательство
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 70
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
N 14
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2000 года
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
Деятельность учреждений здравоохранения федерального
подчинения в условиях недостаточности средств федерального бюджета
и нерегламентированных поступлений средств из негосударственных
источников определяет необходимость изменения системы
планирования, финансирования и учета медицинских услуг.
В целях совершенствования лечебно - диагностического процесса,
удовлетворения потребности населения субъектов Российской
Федерации в медицинской помощи, внедрения новых медицинских
технологий, сохранения кадрового потенциала учреждений
здравоохранения федерального подчинения, рационального
использования средств федерального бюджета приказываем:
1. Руководителям научно - исследовательских, образовательных
медицинских и лечебно - профилактических учреждений Минздрава
России и РАМН:
1.1. В своей деятельности руководствоваться "Методическими
указаниями по совершенствованию оплаты медицинских услуг и
расходованию финансовых средств в учреждениях здравоохранения
федерального подчинения" (Приложение 1).
1.2. Обеспечить представление установленных отчетных форм
поступления и расходования финансовых средств в Минздрав России.
2. Образовать Тарифную комиссию Минздрава России и РАМН
(Приложение 2).
3. Сопредседателям Тарифной комиссии Минздрава России и РАМН
первому заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации
Вялкову А.И. и вице - президенту Российской академии медицинских
наук Мартынову А.И. обеспечить работу Комиссии в соответствии с
положением о ней (Приложение 3).
4. Департаменту экономики здравоохранения Минздрава России,
Республиканскому расчетно - аналитическому медицинскому центру
РАМН обеспечить сбор и аналитическую обработку отчетных данных.
5. Республиканскому расчетно - аналитическому медицинскому
центру РАМН оказать методическую помощь учреждениям
здравоохранения федерального подчинения по внедрению "Методических
указаний по совершенствованию оплаты медицинских услуг и
расходованию финансовых средств в учреждениях здравоохранения
федерального подчинения".
6. Департаменту экономики здравоохранения совместно с
Департаментом организации медицинской помощи населению,
Управлением охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России
обеспечить контроль за эффективным использованием финансовых
средств независимо от источника их поступления.
7. Департаменту организации медицинской помощи населению,
Управлению охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России,
Республиканскому расчетно - аналитическому медицинскому центру
РАМН до 1 июля 2000 г. разработать и представить на утверждение
территориальные квоты на высокотехнологичные виды медицинской
помощи.
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации
Вялкова А.И. и вице - президента Российской академии медицинских
наук Мартынова А.И.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Президент
Российской академии
медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
Приложение 1
Утверждены
Приказом
Минздрава России и РАМН
от 28 февраля 2000 г. N 70/14
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ,
ПЛАНИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. "Методические указания по совершенствованию оплаты
медицинских услуг и расходованию финансовых средств в учреждениях
здравоохранения федерального подчинения" (далее - "Указания")
определяют порядок взаимодействия между учреждениями
здравоохранения, подведомственными Минздраву России и РАМН (далее
- "Учреждения"), и Минздравом России в части планирования и учета
медицинских услуг, оказываемых за счет средств федерального
бюджета.
1.2. Взаимодействие между Минздравом России и Учреждением
осуществляется с целью более эффективного использования финансовых
ресурсов и мощностей учреждения.
1.3. Предметом взаимодействия является формирование и
выполнение заказа Минздрава России на оказание специализированной
медицинской помощи населению субъектов Российской Федерации за
счет средств федерального бюджета на основе приведения в
соответствие плановых размеров бюджетных ассигнований с плановыми
объемами медицинской помощи.
1.4. На основе тарифов медицинских услуг Учреждения,
утвержденных Минздравом России, определяется плановый объем помощи
в натуральном и стоимостном выражении. Минздравом России
устанавливаются условия коррекции плана и формы управленческого
учета.
1.5. Плановая мощность и штатное расписание Учреждения в связи
с переходом на новый порядок учета и планирования его деятельности
не меняются.
1.6. Поступления, предназначенные на другие цели
(финансирование целевых программ, средства на научные
исследования, гуманитарная помощь и т.д.), учитываются и
контролируются отдельно.
2. Подготовка к планированию
2.1. До перехода к новой системе учета услуг и планирования
ресурсной базы Учреждению необходимо провести детальный анализ
своей деятельности за последние три года в динамике по
показателям:
- объем и структура видов медицинской деятельности и
медицинских услуг Учреждения в целом, а также его структурных
подразделений в соотношении с плановыми показателями мощности;
- объемы медицинских услуг Учреждения, оказанных за счет
отдельных источников финансирования;
- соотношение плановых и фактических поступлений средств
федерального бюджета;
- полнота использования мощностей (простои коек), в том числе
обусловленные недостаточностью бюджетного финансирования;
- кадровый состав, численность персонала, укомплектованность
штата;
- уровень оплаты труда работников;
- обеспеченность фондами, состояние активных основных фондов,
наличие и использование медицинской техники, оборудования,
вычислительной техники, степень износа, обеспеченность
инструментарием, средствами ухода, медицинской мебелью,
хозяйственным инвентарем и пр.;
- обеспеченность площадями, состояние пассивных основных
фондов с учетом стоимости, сроков предстоящего ремонта зданий
(текущего и капитального), сооружений, коммуникаций.
На основании анализа этих показателей и комплексной оценки
деятельности Учреждением составляется проект плана заказа
Минздрава России на оказание специализированной медицинской помощи
населению субъектов Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета и определяются мощности Учреждения, которые
могут быть использованы для оказания медицинской помощи за счет
прочих источников финансирования. Проект представляется в Минздрав
России для формирования заказа.
3. Планирование деятельности Учреждения
Планирование деятельности Учреждения осуществляется на год с
поквартальной разбивкой в соответствии с ожидаемыми поступлениями
по каждому источнику финансирования. При необходимости допускается
ежеквартальная корректировка плана по заказу Минздрава России.
Изменения плана также согласовываются с Минздравом России.
Суммарные объемы услуг по совокупной деятельности Учреждения
планируются на основе плановой мощности Учреждения с учетом
приоритетности выполнения заказа Минздрава России. В условиях
полного финансового покрытия плановых объемов деятельности за счет
бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов
мощности, необходимые для оказания услуг за счет негосударственных
источников, могут быть обеспечены путем интенсификации
деятельности Учреждения и расширения ресурсной базы Учреждения.
Учреждение рассчитывает временную штатную численность
персонала (по категориям) для выполнения планируемого объема услуг
за счет средств федерального бюджета. Учреждение рассчитывает
среднюю стоимость лечения одного больного (законченного случая) по
виду деятельности. Эти данные используются для определения
планового (на год, с разбивкой по кварталам) количества пациентов
(квот) по видам помощи, финансируемым из средств федерального
бюджета для каждого субъекта Российской Федерации.
Учреждение на основании плановой стоимости лечения одного
больного и общего объема запланированных средств федерального
бюджета на эти цели планирует объем медицинских услуг (число
законченных случаев и число пациентов). Эти данные приводятся в
соответствие с ресурсной базой Учреждения. Процедура приведения в
соответствие сводится к следующему:
- рассчитывается средняя стоимость лечения больного по
Учреждению в целом (с),
- определяется число больных (M) путем деления суммы,
планируемой из федерального бюджета (S), на среднюю стоимость
лечения больного (с) в целом по Учреждению
M = S/с,
- по данным за предшествующий год рассчитывается средний
оборот койки (F)
F = M/L,
где: L - число среднегодовых коек,
- рассчитывается число коек для оказания услуг, оплачиваемых
за счет федерального бюджета (Lплан). Для этого плановое число
больных делится на оборот койки
Lплан = M/F,
- определяется поправочный коэффициент (K) для приведения в
соответствие численности медперсонала и коек для оказания услуг,
оплачиваемых за счет федерального бюджета
K = L/Lплан
- рассчитывается необходимое число должностей делением
планового числа должностей по штатному расписанию на поправочный
коэффициент (Таблица 1).
Таблица 1
ПРИМЕР РАСЧЕТА ВРЕМЕННОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
ШТАТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
+---+------------+--------------------+--------------------------+
| N |Наименование|Плановые показатели |Планируемые для исполнения|
|п\п| отделения | | заказа |
| | +-----+--------------+-----+--------------------+
| | |число| число |число| число |
| | |коек | должностей |коек | должностей |
| | | +-----+--------+ +-----+--------------+
| | | |врачи|ср. мед.| |врачи|ср. мед. перс.|
| | | | | перс. | | | |
+---+------------+-----+-----+--------+-----+-----+--------------+
|1. |Акушерское | 60 | 3,5 | 6,5 | 30 |1,75 | 3,25 |
+---+------------+-----+-----+--------+-----+-----+--------------+
Минздрав России, основываясь на планах, потребностях и
прогнозах финансирования из средств федерального бюджета,
определяет годовые объемы помощи в поквартальной разбивке. В
расчет принимаются планы на высокотехнологичную (дорогостоящую)
медицинскую помощь и планируемые объемы прочих услуг, оказанных за
счет средств федерального бюджета.
Планирование оказания услуг за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, государственных
внебюджетных фондов и прочих источников также осуществляется с
учетом структуры помощи и стоимости услуг. При этом рекомендуется,
чтобы тарифы медицинских услуг, предоставляемых за счет бюджетов
всех уровней, не превышали размеры тарифов, применяемых при
взаимодействии Учреждения с Минздравом России по выполнению его
заказа. Рекомендуется, чтобы тарифы на медицинские услуги,
предоставляемые за счет прочих источников финансирования,
предусматривали полное возмещение затрат. Планирование объемов
медицинских услуг осуществляется отдельно по каждому источнику
финансирования.
4. Управленческий учет
Основой для осуществления управленческого учета объемов
реализации медицинских услуг являются тарифы. Расчет тарифов для
государственных источников производится в соответствии с
нормативами и правовыми актами Российской Федерации. Расчет должен
производиться на основании алгоритмов, утвержденных Минздравом
России.
Автоматизированный учет услуг должен осуществляться на
пациента в соответствии с перечнем видов медицинской помощи,
оказываемых Учреждением, утверждаемым Минздравом России. Учет
услуг производится по законченному случаю в условиях стационара и
консультативно - диагностического подразделения.
Законченным случаем в условиях консультативно -
диагностического (амбулаторно - поликлинического) подразделения
следует считать обращение, при котором больному оказаны услуги в
соответствии с целью направления и выданы рекомендации по
дальнейшему лечению или обследованию, а также объем помощи,
оказанной пациенту в консультативно - диагностическом
подразделении до его госпитализации в данное учреждение по тому же
направлению.
С момента перехода на новые принципы планирования ресурсной
базы и учета услуг Учреждение представляет Департаменту экономики
здравоохранения Минздрава России и Республиканскому расчетно -
аналитическому медицинскому центру РАМН в качестве форм
управленческого учета информацию по оказанным пациенту услугам,
стоимости и источнику финансирования этих услуг.
Учреждением ведется персонифицированный учет услуг на пациента
(наименование, количество услуг, стоимость единицы услуги,
суммарная стоимость оказанных услуг и дата оказания) и
анализируются все поступления финансовых средств за
предоставленные услуги и их использование.
Учреждение осуществляет в оперативном режиме сопоставление
фактических расходов по статьям затрат на услугу с действующими
тарифами.
Ежеквартально Учреждение отчитывается перед Минздравом России
о выполнении плана по заказу в натуральном и стоимостном выражении
(число пролеченных больных по видам помощи, стоимость лечения) по
высокотехнологичным и прочим видам помощи за счет средств
федерального бюджета в разрезе субъектов Российской Федерации
(отчет по квотам). Одновременно представляется отчет о
деятельности учреждения за счет других источников финансирования
(число пролеченных больных, виды медицинской помощи и объемы
полученных средств).
Учреждение архивирует базу данных по персонифицированному
учету услуг на пациентов и по запросам Минздрава России,
дополнительно формирует отчетные данные для осуществления
управленческого контроля деятельности Учреждения.
5. Управленческий контроль деятельности учреждения
и экспертиза качества помощи
Минздрав России осуществляет ведомственный контроль качества
медицинской помощи. Помимо ведомственного контроля осуществляется
текущий и целевой контроль объемов помощи. Медико - экономический
контроль должен быть направлен на предмет применения тарифов,
соответствия представленных отчетных данных электронной базе и
записям в первичной документации.
Минздрав России осуществляет анализ эффективности
использования мощностей учреждения, а также изучает динамику
показателей финансово - хозяйственной деятельности учреждения. На
основании этих данных осуществляется управленческий контроль их
деятельности.
8. Информационное обеспечение
Основой информационного обеспечения является
персонифицированный учет сведений о пациентах (регистрация
идентификационных данных, цель направления в данное учреждение,
медицинские показания, оказанные услуги, источники оплаты),
интеграция информационных потоков в единую базу данных и
автоматизация процессов обработки агрегированной информации,
включая финансовые и экономические расчеты.
К числу основных программных комплексов, интегрированных в
единую учетно - расчетную систему (локальную сеть), относятся
автоматизированные рабочие места:
- медицинского регистратора, осуществляющего первичный ввод
данных о пациенте, формирование направлений на услуги в
подразделения и учет сведений об оказанных услугах;
- экономиста, обеспечивающего формирование отчетной и
справочной документации;
- администратора системы, осуществляющего в пределах
полномочий уточнения финансово значимой информации в единой базе
данных и мониторинг состояния системы (движения пациентов,
оказания помощи, проведение финансовых расчетов и т.п.) в реальном
масштабе времени;
- оператора, обеспечивающего актуализацию нормативно -
справочных данных (тарификационных ведомостей, перечня услуг,
инвентаризационных списков оборудования и т.п.), технический
контроль за работой автоматизированного комплекса расчета
стоимости услуг.
Потоки пациентов, информация на бумажных и магнитных носителях
определяют состав и функциональное назначение автоматизированных
рабочих мест исполнителей и их роль в единой базе данных
программного комплекса.
Реализация предлагаемой модели информационного обеспечения
необходима для персонифицированного учета всех услуг (включая
сведения медико - экономического, учетно - статистического и
расчетно - финансового характера), для формирования отчетной и
справочно - аналитической документации (в том числе справки об
использовании мощностей подразделений и нагрузках исполнителей),
для ведения сводной базы данных о пациентах. Система должна
предусматривать хранение информации за неограниченный период
времени и позволять проводить ретроспективный многофакторный
анализ.
Введение новой системы планирования и учета будет проводиться
поэтапно, по мере технической и кадровой готовности учреждений
здравоохранения, подведомственных Минздраву России и РАМН. Сроки и
порядок работы с конкретными учреждениями определяются Минздравом
России и РАМН.
Рекомендации разработаны с целью реализации "Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации" (одобрена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.11.97 N 1387) и "Программы государственных
гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью" (утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.10.99 N 1194).
Материал одобрен Постановлением Президиума Российской академии
медицинских наук (от 10.06.98 N 86), подготовка и апробация
проводились более четырех лет с участием кафедры управления,
экономики и планирования здравоохранения Российской медицинской
академии последипломного образования, медицинских центров РАМН и
Минздрава России.
В подготовке Указаний принимали участие Вялков А.И., Кузнецов
П.П., Челидзе Н.П., Лунская Л.Л., Стародубов В.И., Стуколова Т.И.,
Карпеев А.А., Степанова И.П., Волокин Г.Г., Соловьева О.Г.,
Сафонкина Л.В., Кучеренко В.З., Кулаков В.И., Кирбасова Н.П.,
Насонова В.А., Дмитриева Т.Б., Измеров Н.Ф., Покровский В.В.,
Баранов А.А., Дедов И.И., Солощева С.А., Остапенко Н.И., Кулакова
Е.В., Шейман И.М., Байбиков Д.Р., Шиляев Д.Р., Шуралева С.В.
Приложение 2
Утвержден
Приказом
Минздрава России и РАМН
от 28 февраля 2000 г. N 70/14
СОСТАВ
ТАРИФНОЙ КОМИССИИ МИНЗДРАВА РОССИИ
И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
Сопредседатели:
Вялков А.И. - Первый заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Мартынов А.А. - Вице - Президент Российской академии
медицинских наук.
Члены Комиссии:
Адаменко А.М. - Генеральный директор Лечебно - диагностического
объединения Минздрава России
Бокерия Л.А. - Директор ГНИЦ сердечно - сосудистой хирургии
РАМН, главный кардиохирург Минздрава России
Ваганов Н.Н. - Главный врач детской республиканской
клинической больницы Минздрава России
Гасанов Я.К. - Заместитель директора НИИ нейрохирургии
им. Н.Н. Бурденко РАМН
Дедов И.И. - Директор Научного эндокринологического центра
РАМН, главный эндокринолог Минздрава России
Зелинская Д.И. - Начальник Управления охраны здоровья матери
и ребенка Минздрава России
Карпеев А.А. - Руководитель Департамента организации
медицинской помощи населению Минздрава России
Кондратович З.В. - Экономист Республиканского расчетно -
(секретарь) аналитического медицинского центра РАМН
Кузнецов П.П. - Советник Президента Российской академии
медицинских наук
Кулаков В.И. - Директор Научного центра акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН
Леонтьев В.К. - Заместитель директора ЦНИИ стоматологии
Минздрава России, главный стоматолог Минздрава
России
Лядов К.В. - Главный врач Центральной бассейновой больницы
Московского водного бассейна
Решетников А.В. - Исполнительный директор Московского фонда
обязательного медицинского страхования
Сафонкина Л.В. - Руководитель Департамента экономики
здравоохранения Минздрава России
Соловьева О.Г. - Заместитель начальника отдела медицинского
страхования Департамента организации
медицинской помощи населению Минздрава России
Степанова И.П. - Начальник отдела специализированной медицинской
помощи Департамента организации медицинской
помощи населению Минздрава России
Таранов А.М. - Директор федерального фонда обязательного
медицинского страхования
Шарапова О.В. - Заместитель Министра здравоохранения Российской
Федерации
Харченко В.П. - Директор МНИИ диагностики и хирургии Минздрава
России.
Приложение 3
Утверждено
Приказом
Минздрава России и РАМН
от 28 февраля 2000 г. N 70/14
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТАРИФНОЙ КОМИССИИ
1. Общие положения
1.1. Тарифная комиссия Минздрава России и Российской академии
медицинских наук (далее - Комиссия) создается для определения
тарифной политики в области медицинских услуг, обеспечивающей
эффективное использование финансовых средств в учреждениях
здравоохранения подчинения Минздрава России и Российской академии
медицинских наук (далее - "Учреждения").
1.2. Персональный состав Комиссии утверждается, по мере
необходимости изменяется совместным приказом Минздрава России и
Российской академии медицинских наук.
1.3. Сопредседатели и секретарь Комиссии пользуются правом
голоса при принятии решения.
1.4. Техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется
секретарем.
2. Функции Комиссии
2.1. Подготовка методических материалов по расчетам тарифов на
медицинские услуги.
2.2. Подготовка к утверждению реестров медицинских услуг
Учреждений с нормами затрат рабочего времени персонала на
выполнение единицы услуги.
2.3. Подготовка расчетной базы для утверждения Минздравом
России тарифов на медицинские услуги, оказываемые Учреждениями за
счет государственных источников финансирования.
2.4. Подготовка плана работы и графика введения новой системы
учета услуг и планирования ресурсной базы Учреждений.
2.5. Подготовка проекта квот для населения субъектов
Российской Федерации с применением расчетной базы Учреждений по
средней стоимости одного пролеченного больного с учетом размеров
планового финансирования за счет средств федерального бюджета и
потребности территорий в объемах отдельных видов
высокотехнологичной помощи.
2.6. Контроль исполнения решений Комиссии.
3. Полномочия сопредседателей Комиссии
3.1. Права:
- созывать и вести внеплановые заседания,
- представлять проект повестки дня и проект решений,
- утверждать план работы,
- определять очередность рассмотрения материалов,
- привлекать экспертов,
- требовать дополнительную информацию,
- откладывать обсуждение и принятие решения,
- контролировать работу секретаря Комиссии.
3.2. Обязанности:
- созывать и вести плановые заседания,
- назначать заместителей,
- обеспечивать работу секретаря Комиссии.
4. Полномочия членов Комиссии
4.1. Права:
- предлагать изменения повестки дня, порядка рассмотрения
вопросов,
- вносить проекты методических материалов, входящих в
компетенцию Комиссии,
- привлекать экспертов,
- иметь особое мнение по существу принимаемых решений.
4.2. Обязанности:
- присутствовать и голосовать на заседаниях,
- давать заключения по предъявляемым материалам,
- обеспечивать выполнение функций Комиссии,
- контролировать выполнение решений.
5. Регламент работы Комиссии
5.1. Комиссия работает по плану, утверждаемому на год на
заседании Комиссии.
5.2. Плановые заседания Комиссии проводятся не реже раза в
квартал, внеплановые - по мере необходимости.
5.3. Право инициативы по внесению вопросов и проектов решений
имеют также руководители учреждений здравоохранения федерального
подчинения, структурных подразделений Минздрава России и
Российской академии медицинских наук.
5.4. На заседание могут быть приглашены представители
учреждений здравоохранения, эксперты, лица, ответственные за
проведение расчетов.
5.5. Подготовку материалов к заседанию и получение материалов
по выполнению его решений организует секретарь Комиссии, в том
числе:
обеспечивает членов Комиссии материалами не менее чем за 20
рабочих дней до заседания,
в течение последующих 10 рабочих дней собирает и обобщает
предложения членов Комиссии и приглашенных на заседание лиц,
представляет материалы сопредседателям.
5.6. Ответственный секретарь обязан представлять членам
Комиссии информацию о работе и принятых решениях.
5.7. Комиссия вправе назначать дополнительную экспертизу
материалов.
5.8. Заседание и принятие на нем решения правомочно в случае
присутствия на нем не менее половины состава Комиссии.
5.9. Решение по всем обсуждаемым вопросам принимаются открытым
голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов
голос председательствующего является решающим.
5.10. Решения оформляются протоколами.
5.11. Протоколы ведутся ответственным секретарем и
подписываются председательствующим.
5.12. Оригиналы протоколов хранятся в управлении делами
Минздрава России.
Медицинское законодательство
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 70
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
N 14
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2000 года
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
Деятельность учреждений здравоохранения федерального
подчинения в условиях недостаточности средств федерального бюджета
и нерегламентированных поступлений средств из негосударственных
источников определяет необходимость изменения системы
планирования, финансирования и учета медицинских услуг.
В целях совершенствования лечебно - диагностического процесса,
удовлетворения потребности населения субъектов Российской
Федерации в медицинской помощи, внедрения новых медицинских
технологий, сохранения кадрового потенциала учреждений
здравоохранения федерального подчинения, рационального
использования средств федерального бюджета приказываем:
1. Руководителям научно - исследовательских, образовательных
медицинских и лечебно - профилактических учреждений Минздрава
России и РАМН:
1.1. В своей деятельности руководствоваться "Методическими
указаниями по совершенствованию оплаты медицинских услуг и
расходованию финансовых средств в учреждениях здравоохранения
федерального подчинения" (Приложение 1).
1.2. Обеспечить представление установленных отчетных форм
поступления и расходования финансовых средств в Минздрав России.
2. Образовать Тарифную комиссию Минздрава России и РАМН
(Приложение 2).
3. Сопредседателям Тарифной комиссии Минздрава России и РАМН
первому заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации
Вялкову А.И. и вице - президенту Российской академии медицинских
наук Мартынову А.И. обеспечить работу Комиссии в соответствии с
положением о ней (Приложение 3).
4. Департаменту экономики здравоохранения Минздрава России,
Республиканскому расчетно - аналитическому медицинскому центру
РАМН обеспечить сбор и аналитическую обработку отчетных данных.
5. Республиканскому расчетно - аналитическому медицинскому
центру РАМН оказать методическую помощь учреждениям
здравоохранения федерального подчинения по внедрению "Методических
указаний по совершенствованию оплаты медицинских услуг и
расходованию финансовых средств в учреждениях здравоохранения
федерального подчинения".
6. Департаменту экономики здравоохранения совместно с
Департаментом организации медицинской помощи населению,
Управлением охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России
обеспечить контроль за эффективным использованием финансовых
средств независимо от источника их поступления.
7. Департаменту организации медицинской помощи населению,
Управлению охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России,
Республиканскому расчетно - аналитическому медицинскому центру
РАМН до 1 июля 2000 г. разработать и представить на утверждение
территориальные квоты на высокотехнологичные виды медицинской
помощи.
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации
Вялкова А.И. и вице - президента Российской академии медицинских
наук Мартынова А.И.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Президент
Российской академии
медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
Приложение 1
Утверждены
Приказом
Минздрава России и РАМН
от 28 февраля 2000 г. N 70/14
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ,
ПЛАНИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. "Методические указания по совершенствованию оплаты
медицинских услуг и расходованию финансовых средств в учреждениях
здравоохранения федерального подчинения" (далее - "Указания")
определяют порядок взаимодействия между учреждениями
здравоохранения, подведомственными Минздраву России и РАМН (далее
- "Учреждения"), и Минздравом России в части планирования и учета
медицинских услуг, оказываемых за счет средств федерального
бюджета.
1.2. Взаимодействие между Минздравом России и Учреждением
осуществляется с целью более эффективного использования финансовых
ресурсов и мощностей учреждения.
1.3. Предметом взаимодействия является формирование и
выполнение заказа Минздрава России на оказание специализированной
медицинской помощи населению субъектов Российской Федерации за
счет средств федерального бюджета на основе приведения в
соответствие плановых размеров бюджетных ассигнований с плановыми
объемами медицинской помощи.
1.4. На основе тарифов медицинских услуг Учреждения,
утвержденных Минздравом России, определяется плановый объем помощи
в натуральном и стоимостном выражении. Минздравом России
устанавливаются условия коррекции плана и формы управленческого
учета.
1.5. Плановая мощность и штатное расписание Учреждения в связи
с переходом на новый порядок учета и планирования его деятельности
не меняются.
1.6. Поступления, предназначенные на другие цели
(финансирование целевых программ, средства на научные
исследования, гуманитарная помощь и т.д.), учитываются и
контролируются отдельно.
2. Подготовка к планированию
2.1. До перехода к новой системе учета услуг и планирования
ресурсной базы Учреждению необходимо провести детальный анализ
своей деятельности за последние три года в динамике по
показателям:
- объем и структура видов медицинской деятельности и
медицинских услуг Учреждения в целом, а также его структурных
подразделений в соотношении с плановыми показателями мощности;
- объемы медицинских услуг Учреждения, оказанных за счет
отдельных источников финансирования;
- соотношение плановых и фактических поступлений средств
федерального бюджета;
- полнота использования мощностей (простои коек), в том числе
обусловленные недостаточностью бюджетного финансирования;
- кадровый состав, численность персонала, укомплектованность
штата;
- уровень оплаты труда работников;
- обеспеченность фондами, состояние активных основных фондов,
наличие и использование медицинской техники, оборудования,
вычислительной техники, степень износа, обеспеченность
инструментарием, средствами ухода, медицинской мебелью,
хозяйственным инвентарем и пр.;
- обеспеченность площадями, состояние пассивных основных
фондов с учетом стоимости, сроков предстоящего ремонта зданий
(текущего и капитального), сооружений, коммуникаций.
На основании анализа этих показателей и комплексной оценки
деятельности Учреждением составляется проект плана заказа
Минздрава России на оказание специализированной медицинской помощи
населению субъектов Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета и определяются мощности Учреждения, которые
могут быть использованы для оказания медицинской помощи за счет
прочих источников финансирования. Проект представляется в Минздрав
России для формирования заказа.
3. Планирование деятельности Учреждения
Планирование деятельности Учреждения осуществляется на год с
поквартальной разбивкой в соответствии с ожидаемыми поступлениями
по каждому источнику финансирования. При необходимости допускается
ежеквартальная корректировка плана по заказу Минздрава России.
Изменения плана также согласовываются с Минздравом России.
Суммарные объемы услуг по совокупной деятельности Учреждения
планируются на основе плановой мощности Учреждения с учетом
приоритетности выполнения заказа Минздрава России. В условиях
полного финансового покрытия плановых объемов деятельности за счет
бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов
мощности, необходимые для оказания услуг за счет негосударственных
источников, могут быть обеспечены путем интенсификации
деятельности Учреждения и расширения ресурсной базы Учреждения.
Учреждение рассчитывает временную штатную численность
персонала (по категориям) для выполнения планируемого объема услуг
за счет средств федерального бюджета. Учреждение рассчитывает
среднюю стоимость лечения одного больного (законченного случая) по
виду деятельности. Эти данные используются для определения
планового (на год, с разбивкой по кварталам) количества пациентов
(квот) по видам помощи, финансируемым из средств федерального
бюджета для каждого субъекта Российской Федерации.
Учреждение на основании плановой стоимости лечения одного
больного и общего объема запланированных средств федерального
бюджета на эти цели планирует объем медицинских услуг (число
законченных случаев и число пациентов). Эти данные приводятся в
соответствие с ресурсной базой Учреждения. Процедура приведения в
соответствие сводится к следующему:
- рассчитывается средняя стоимость лечения больного по
Учреждению в целом (с),
- определяется число больных (M) путем деления суммы,
планируемой из федерального бюджета (S), на среднюю стоимость
лечения больного (с) в целом по Учреждению
M = S/с,
- по данным за предшествующий год рассчитывается средний
оборот койки (F)
F = M/L,
где: L - число среднегодовых коек,
- рассчитывается число коек для оказания услуг, оплачиваемых
за счет федерального бюджета (Lплан). Для этого плановое число
больных делится на оборот койки
Lплан = M/F,
- определяется поправочный коэффициент (K) для приведения в
соответствие численности медперсонала и коек для оказания услуг,
оплачиваемых за счет федерального бюджета
K = L/Lплан
- рассчитывается необходимое число должностей делением
планового числа должностей по штатному расписанию на поправочный
коэффициент (Таблица 1).
Таблица 1
ПРИМЕР РАСЧЕТА ВРЕМЕННОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
ШТАТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
+---+------------+--------------------+--------------------------+
| N |Наименование|Плановые показатели |Планируемые для исполнения|
|п\п| отделения | | заказа |
| | +-----+--------------+-----+--------------------+
| | |число| число |число| число |
| | |коек | должностей |коек | должностей |
| | | +-----+--------+ +-----+--------------+
| | | |врачи|ср. мед.| |врачи|ср. мед. перс.|
| | | | | перс. | | | |
+---+------------+-----+-----+--------+-----+-----+--------------+
|1. |Акушерское | 60 | 3,5 | 6,5 | 30 |1,75 | 3,25 |
+---+------------+-----+-----+--------+-----+-----+--------------+
Минздрав России, основываясь на планах, потребностях и
прогнозах финансирования из средств федерального бюджета,
определяет годовые объемы помощи в поквартальной разбивке. В
расчет принимаются планы на высокотехнологичную (дорогостоящую)
медицинскую помощь и планируемые объемы прочих услуг, оказанных за
счет средств федерального бюджета.
Планирование оказания услуг за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, государственных
внебюджетных фондов и прочих источников также осуществляется с
учетом структуры помощи и стоимости услуг. При этом рекомендуется,
чтобы тарифы медицинских услуг, предоставляемых за счет бюджетов
всех уровней, не превышали размеры тарифов, применяемых при
взаимодействии Учреждения с Минздравом России по выполнению его
заказа. Рекомендуется, чтобы тарифы на медицинские услуги,
предоставляемые за счет прочих источников финансирования,
предусматривали полное возмещение затрат. Планирование объемов
медицинских услуг осуществляется отдельно по каждому источнику
финансирования.
4. Управленческий учет
Основой для осуществления управленческого учета объемов
реализации медицинских услуг являются тарифы. Расчет тарифов для
государственных источников производится в соответствии с
нормативами и правовыми актами Российской Федерации. Расчет должен
производиться на основании алгоритмов, утвержденных Минздравом
России.
Автоматизированный учет услуг должен осуществляться на
пациента в соответствии с перечнем видов медицинской помощи,
оказываемых Учреждением, утверждаемым Минздравом России. Учет
услуг производится по законченному случаю в условиях стационара и
консультативно - диагностического подразделения.
Законченным случаем в условиях консультативно -
диагностического (амбулаторно - поликлинического) подразделения
следует считать обращение, при котором больному оказаны услуги в
соответствии с целью направления и выданы рекомендации по
дальнейшему лечению или обследованию, а также объем помощи,
оказанной пациенту в консультативно - диагностическом
подразделении до его госпитализации в данное учреждение по тому же
направлению.
С момента перехода на новые принципы планирования ресурсной
базы и учета услуг Учреждение представляет Департаменту экономики
здравоохранения Минздрава России и Республиканскому расчетно -
аналитическому медицинскому центру РАМН в качестве форм
управленческого учета информацию по оказанным пациенту услугам,
стоимости и источнику финансирования этих услуг.
Учреждением ведется персонифицированный учет услуг на пациента
(наименование, количество услуг, стоимость единицы услуги,
суммарная стоимость оказанных услуг и дата оказания) и
анализируются все поступления финансовых средств за
предоставленные услуги и их использование.
Учреждение осуществляет в оперативном режиме сопоставление
фактических расходов по статьям затрат на услугу с действующими
тарифами.
Ежеквартально Учреждение отчитывается перед Минздравом России
о выполнении плана по заказу в натуральном и стоимостном выражении
(число пролеченных больных по видам помощи, стоимость лечения) по
высокотехнологичным и прочим видам помощи за счет средств
федерального бюджета в разрезе субъектов Российской Федерации
(отчет по квотам). Одновременно представляется отчет о
деятельности учреждения за счет других источников финансирования
(число пролеченных больных, виды медицинской помощи и объемы
полученных средств).
Учреждение архивирует базу данных по персонифицированному
учету услуг на пациентов и по запросам Минздрава России,
дополнительно формирует отчетные данные для осуществления
управленческого контроля деятельности Учреждения.
5. Управленческий контроль деятельности учреждения
и экспертиза качества помощи
Минздрав России осуществляет ведомственный контроль качества
медицинской помощи. Помимо ведомственного контроля осуществляется
текущий и целевой контроль объемов помощи. Медико - экономический
контроль должен быть направлен на предмет применения тарифов,
соответствия представленных отчетных данных электронной базе и
записям в первичной документации.
Минздрав России осуществляет анализ эффективности
использования мощностей учреждения, а также изучает динамику
показателей финансово - хозяйственной деятельности учреждения. На
основании этих данных осуществляется управленческий контроль их
деятельности.
8. Информационное обеспечение
Основой информационного обеспечения является
персонифицированный учет сведений о пациентах (регистрация
идентификационных данных, цель направления в данное учреждение,
медицинские показания, оказанные услуги, источники оплаты),
интеграция информационных потоков в единую базу данных и
автоматизация процессов обработки агрегированной информации,
включая финансовые и экономические расчеты.
К числу основных программных комплексов, интегрированных в
единую учетно - расчетную систему (локальную сеть), относятся
автоматизированные рабочие места:
- медицинского регистратора, осуществляющего первичный ввод
данных о пациенте, формирование направлений на услуги в
подразделения и учет сведений об оказанных услугах;
- экономиста, обеспечивающего формирование отчетной и
справочной документации;
- администратора системы, осуществляющего в пределах
полномочий уточнения финансово значимой информации в единой базе
данных и мониторинг состояния системы (движения пациентов,
оказания помощи, проведение финансовых расчетов и т.п.) в реальном
масштабе времени;
- оператора, обеспечивающего актуализацию нормативно -
справочных данных (тарификационных ведомостей, перечня услуг,
инвентаризационных списков оборудования и т.п.), технический
контроль за работой автоматизированного комплекса расчета
стоимости услуг.
Потоки пациентов, информация на бумажных и магнитных носителях
определяют состав и функциональное назначение автоматизированных
рабочих мест исполнителей и их роль в единой базе данных
программного комплекса.
Реализация предлагаемой модели информационного обеспечения
необходима для персонифицированного учета всех услуг (включая
сведения медико - экономического, учетно - статистического и
расчетно - финансового характера), для формирования отчетной и
справочно - аналитической документации (в том числе справки об
использовании мощностей подразделений и нагрузках исполнителей),
для ведения сводной базы данных о пациентах. Система должна
предусматривать хранение информации за неограниченный период
времени и позволять проводить ретроспективный многофакторный
анализ.
Введение новой системы планирования и учета будет проводиться
поэтапно, по мере технической и кадровой готовности учреждений
здравоохранения, подведомственных Минздраву России и РАМН. Сроки и
порядок работы с конкретными учреждениями определяются Минздравом
России и РАМН.
Рекомендации разработаны с целью реализации "Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации" (одобрена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.11.97 N 1387) и "Программы государственных
гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью" (утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.10.99 N 1194).
Материал одобрен Постановлением Президиума Российской академии
медицинских наук (от 10.06.98 N 86), подготовка и апробация
проводились более четырех лет с участием кафедры управления,
экономики и планирования здравоохранения Российской медицинской
академии последипломного образования, медицинских центров РАМН и
Минздрава России.
В подготовке Указаний принимали участие Вялков А.И., Кузнецов
П.П., Челидзе Н.П., Лунская Л.Л., Стародубов В.И., Стуколова Т.И.,
Карпеев А.А., Степанова И.П., Волокин Г.Г., Соловьева О.Г.,
Сафонкина Л.В., Кучеренко В.З., Кулаков В.И., Кирбасова Н.П.,
Насонова В.А., Дмитриева Т.Б., Измеров Н.Ф., Покровский В.В.,
Баранов А.А., Дедов И.И., Солощева С.А., Остапенко Н.И., Кулакова
Е.В., Шейман И.М., Байбиков Д.Р., Шиляев Д.Р., Шуралева С.В.
Приложение 2
Утвержден
Приказом
Минздрава России и РАМН
от 28 февраля 2000 г. N 70/14
СОСТАВ
ТАРИФНОЙ КОМИССИИ МИНЗДРАВА РОССИИ
И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
Сопредседатели:
Вялков А.И. - Первый заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Мартынов А.А. - Вице - Президент Российской академии
медицинских наук.
Члены Комиссии:
Адаменко А.М. - Генеральный директор Лечебно - диагностического
объединения Минздрава России
Бокерия Л.А. - Директор ГНИЦ сердечно - сосудистой хирургии
РАМН, главный кардиохирург Минздрава России
Ваганов Н.Н. - Главный врач детской республиканской
клинической больницы Минздрава России
Гасанов Я.К. - Заместитель директора НИИ нейрохирургии
им. Н.Н. Бурденко РАМН
Дедов И.И. - Директор Научного эндокринологического центра
РАМН, главный эндокринолог Минздрава России
Зелинская Д.И. - Начальник Управления охраны здоровья матери
и ребенка Минздрава России
Карпеев А.А. - Руководитель Департамента организации
медицинской помощи населению Минздрава России
Кондратович З.В. - Экономист Республиканского расчетно -
(секретарь) аналитического медицинского центра РАМН
Кузнецов П.П. - Советник Президента Российской академии
медицинских наук
Кулаков В.И. - Директор Научного центра акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН
Леонтьев В.К. - Заместитель директора ЦНИИ стоматологии
Минздрава России, главный стоматолог Минздрава
России
Лядов К.В. - Главный врач Центральной бассейновой больницы
Московского водного бассейна
Решетников А.В. - Исполнительный директор Московского фонда
обязательного медицинского страхования
Сафонкина Л.В. - Руководитель Департамента экономики
здравоохранения Минздрава России
Соловьева О.Г. - Заместитель начальника отдела медицинского
страхования Департамента организации
медицинской помощи населению Минздрава России
Степанова И.П. - Начальник отдела специализированной медицинской
помощи Департамента организации медицинской
помощи населению Минздрава России
Таранов А.М. - Директор федерального фонда обязательного
медицинского страхования
Шарапова О.В. - Заместитель Министра здравоохранения Российской
Федерации
Харченко В.П. - Директор МНИИ диагностики и хирургии Минздрава
России.
Приложение 3
Утверждено
Приказом
Минздрава России и РАМН
от 28 февраля 2000 г. N 70/14
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТАРИФНОЙ КОМИССИИ
1. Общие положения
1.1. Тарифная комиссия Минздрава России и Российской академии
медицинских наук (далее - Комиссия) создается для определения
тарифной политики в области медицинских услуг, обеспечивающей
эффективное использование финансовых средств в учреждениях
здравоохранения подчинения Минздрава России и Российской академии
медицинских наук (далее - "Учреждения").
1.2. Персональный состав Комиссии утверждается, по мере
необходимости изменяется совместным приказом Минздрава России и
Российской академии медицинских наук.
1.3. Сопредседатели и секретарь Комиссии пользуются правом
голоса при принятии решения.
1.4. Техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется
секретарем.
2. Функции Комиссии
2.1. Подготовка методических материалов по расчетам тарифов на
медицинские услуги.
2.2. Подготовка к утверждению реестров медицинских услуг
Учреждений с нормами затрат рабочего времени персонала на
выполнение единицы услуги.
2.3. Подготовка расчетной базы для утверждения Минздравом
России тарифов на медицинские услуги, оказываемые Учреждениями за
счет государственных источников финансирования.
2.4. Подготовка плана работы и графика введения новой системы
учета услуг и планирования ресурсной базы Учреждений.
2.5. Подготовка проекта квот для населения субъектов
Российской Федерации с применением расчетной базы Учреждений по
средней стоимости одного пролеченного больного с учетом размеров
планового финансирования за счет средств федерального бюджета и
потребности территорий в объемах отдельных видов
высокотехнологичной помощи.
2.6. Контроль исполнения решений Комиссии.
3. Полномочия сопредседателей Комиссии
3.1. Права:
- созывать и вести внеплановые заседания,
- представлять проект повестки дня и проект решений,
- утверждать план работы,
- определять очередность рассмотрения материалов,
- привлекать экспертов,
- требовать дополнительную информацию,
- откладывать обсуждение и принятие решения,
- контролировать работу секретаря Комиссии.
3.2. Обязанности:
- созывать и вести плановые заседания,
- назначать заместителей,
- обеспечивать работу секретаря Комиссии.
4. Полномочия членов Комиссии
4.1. Права:
- предлагать изменения повестки дня, порядка рассмотрения
вопросов,
- вносить проекты методических материалов, входящих в
компетенцию Комиссии,
- привлекать экспертов,
- иметь особое мнение по существу принимаемых решений.
4.2. Обязанности:
- присутствовать и голосовать на заседаниях,
- давать заключения по предъявляемым материалам,
- обеспечивать выполнение функций Комиссии,
- контролировать выполнение решений.
5. Регламент работы Комиссии
5.1. Комиссия работает по плану, утверждаемому на год на
заседании Комиссии.
5.2. Плановые заседания Комиссии проводятся не реже раза в
квартал, внеплановые - по мере необходимости.
5.3. Право инициативы по внесению вопросов и проектов решений
имеют также руководители учреждений здравоохранения федерального
подчинения, структурных подразделений Минздрава России и
Российской академии медицинских наук.
5.4. На заседание могут быть приглашены представители
учреждений здравоохранения, эксперты, лица, ответственные за
проведение расчетов.
5.5. Подготовку материалов к заседанию и получение материалов
по выполнению его решений организует секретарь Комиссии, в том
числе:
обеспечивает членов Комиссии материалами не менее чем за 20
рабочих дней до заседания,
в течение последующих 10 рабочих дней собирает и обобщает
предложения членов Комиссии и приглашенных на заседание лиц,
представляет материалы сопредседателям.
5.6. Ответственный секретарь обязан представлять членам
Комиссии информацию о работе и принятых решениях.
5.7. Комиссия вправе назначать дополнительную экспертизу
материалов.
5.8. Заседание и принятие на нем решения правомочно в случае
присутствия на нем не менее половины состава Комиссии.
5.9. Решение по всем обсуждаемым вопросам принимаются открытым
голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов
голос председательствующего является решающим.
5.10. Решения оформляются протоколами.
5.11. Протоколы ведутся ответственным секретарем и
подписываются председательствующим.
5.12. Оригиналы протоколов хранятся в управлении делами
Минздрава России.