Медицинское законодательство
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 1998 г. N 50 N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 16 ЛЕТ
НА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
13.08.96 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и в соответствии
с рекомендациями, изложенными в документах, основанных на "Международной
номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной
недостаточности", приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Форму "Направления на ребенка до 16 лет для проведения
медико-социальной экспертизы" (форма N 080/у-97) (приложение 1).
1.2. Инструкцию по заполнению "Направления на ребенка до 16 лет для
проведения медико-социальной экспертизы" (форма N 080/у-97) (приложение
2) *.
1.3. Дополнение к "Перечню форм первичной медицинской документации
учреждений здравоохранения" (приложение 3).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
2.1. В деятельности государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих медицинское
обслуживание детского населения, применить Форму N 080/у-97 и Инструкцию
по ее заполнению.
2.2. Представлять заполненную форму N 080/у-97 в бюро
медико-социальной экспертизы (районные, городские, межрайонные) органов
социальной защиты населения.
2.3. Утвердить главных внештатных специалистов по экспертизе
состояния здоровья детей, вменив им в обязанность контроль за подготовкой
медицинского заключения, направлением его в учреждения государственной
службы медико-социальной экспертизы для установления инвалидности детям,
а также проведением мероприятий по ведению государственной отчетности по
детской инвалидности в субъекте Российской Федерации.
2.4. В случае необходимости направлять детей на дополнительное
обследование, в т.ч. по рекомендации учреждений государственной службы
медико-социальной экспертизы, в государственные лечебно-профилактические
учреждения, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов
педиатрического профиля.
3. Директорам научно-исследовательских институтов, главным врачам
государственных лечебно-профилактических учреждений педиатрического
профиля:
3.1. Проводить медицинское обследование детей до 16 лет для
заполнения формы N 080/у-97 в сроки, не превышающие 30 календарных дней и
представлять ее лечебно-профилактическому учреждению по месту проживания
ребенка.
4. Рекомендовать руководителям государственной службы
медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации:
4.1. Обеспечить освидетельствование детей в учреждениях
государственной службы медико-социальной экспертизы по направлению
лечебно-профилактических учреждений по форме N 080/у-97 в соответствии с
Положением о признании лица инвалидом (постановление Правительства
Российской Федерации от 13.08.96 N 965, Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996 год, N 34, ст.4127).
4.2. По результатам освидетельствования выдавать справки
установленной формы, утвержденной Министерством труда и социального
развития Российской Федерации.
4.3. В случае некачественного заполнения формы N 080/у-97 возвращать
ее в направившее учреждение для дооформления. В необходимых случаях
направлять ребенка на дообследование в государственные
лечебно-профилактические учреждения, клиники медицинских и
научно-исследовательских институтов педиатрического профиля.
5. Руководителям органов управления здравоохранением и социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации обеспечить
неукоснительное выполнение настоящего приказа.
6. Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка
Министерства здравоохранения Российской Федерации Зелинской Д.И. и
руководителю Департамента по вопросам реабилитации и социальной
интеграции инвалидов Министерства труда и социального развития Российской
Федерации Лебедеву И.В. обеспечить подготовку методических рекомендаций
по организации медико-социальной экспертизы детей и оценке ограничений их
жизнедеятельности.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Стуколову Т.И.
и заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации
Осадчих А.И.
Министр здравоохранения
Российской Федерации Т.Б. Дмитриева
Министр труда и социального
развития Российской Федерации О.Н. Сысуев
Приложение 1
к приказу Минздрава РФ и Минтруда РФ
от 25 февраля г. N 50/18
Код формы по ОКУД_______
Код учреждения по ОКПО___
Министерство здравоохранения Медицинская документация
Российской Федерации Форма N 080/у-97 утверждена приказом
Минздрава России и Минтруда России
от 25.02.98 N 50/18
Наименование учреждения, адрес
Направление на ребенка до 16 лет
учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу
N________
(Направление выдано: впервые - 1. повторно - 2)
1. Фамилия, И., О._______________________________________________________
2. Дата рождения: число _____ месяц ____________ год_____________________
3. Пол: мужской - 1, женский - 2.
4. Ребенок постоянно проживает: в семье - 1, в учреждении системы:
Минздрава России - 2, Минобразования России - 3, Минтруда России - 4.
5. Фамилия, И., О. матери (отца или опекуна)
----------------------------------------------------------------------
6. Адрес места жительства ребенка:
Республика, край, область ______________________ район________________
город (село) _________________улица________________дом___кор.___кв.___
7. Диагноз:
7.1. Диагноз основного заболевания:___________________________________
7.2. Осложнения: _____________________________________________________
7.3. Сопутствующие заболевания:_______________________________________
8. Нарушения в состоянии здоровья (указать какие):
8.1 умственные________________________________________________________
8.2 другие психологические____________________________________________
8.3 языковые и речевые________________________________________________
8.4 слуховые и вестибулярные _________________________________________
8.5 зрительные________________________________________________________
8.6 висцеральные и метаболические, расстройства питания ______________
8.7 двигательные______________________________________________________
8.8 уродующие_________________________________________________________
8.9 общие и генерализованные__________________________________________
9. Ограничения жизнедеятельности:
Снижение способности: Указать какие: Степень тяжести
9.1. адекватно вести себя __________________ ___________________
9.2. общаться с окружающими __________________ ___________________
9.3. совершать движения __________________ ___________________
9.4. действовать руками __________________ ___________________
9.5. владеть телом __________________ ___________________
9.6. ухаживать за собой __________________ ___________________
10. Оценка прогноза:
10.1 - возможно выздоровление, 10.2 - возможно улучшение, 10.3 -
стабильное состояние, 10.4 - неблагоприятный прогноз, 10.5 -
неопределенный прогноз.
11. Рекомендации по медицинской реабилитации:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12. Дата выдачи__________________________________________________________
(число, месяц, год)
Подписи:
Председателя врачебно-
консультативной комиссии_________________________________________________
Главного врача___________________________________________________________
М.П.
Код формы по ОКУД______
Код учреждения по ОКПО____
Министерство здравоохранения Медицинская документация
Российской Федерации Форма N 080/У-97 утверждена приказом
Минздрава России и Минтруда России
от 25.02.98 N 50/18
Наименование учреждения, адрес
Отрывной талон
"Направления на ребенка до 16 лет
для проведения медико-социальной экспертизы"
1. Фамилия, имя, отчество больного_______________________________________
2. Дата рождения: число___________ месяц___________ год _________________
3. Заключение учреждения государственной службы МСЭ ребенок: признается
инвалидом сроком на________лет до (число, месяц, год)_________________
4. Рекомендации по социальной и профессиональной реабилитации:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Руководитель учреждения
государственной службы МСЭ ________________
Дата отправки "___" ______________199___г.
Приложение 2
к приказу Минздрава РФ и Минтруда РФ
от 25 февраля г. N 50/18
Инструкция
по заполнению "Направления на ребенка до 16 лет учреждения
здравоохранения на медико-социальную экспертизу" (форма 080/у-97)
(утв. приказом Минздрава и Минтруда РФ от 25 февраля 1998 г. N 50/18)
Настоящая инструкция обязательная для лечебно-профилактических
учреждений независимо от ведомственной подчиненности.
Форма N 080/у-97 заполняется врачами-специалистами
врачебно-консультативной комиссии государственного или муниципального
лечебно-профилактического учреждения по месту жительства ребенка.
Республиканские, краевые, областные, центральные районные и другие
больницы, в том числе детские, специализированные больницы и отделения
(ортопедо-хирургические, восстановительного лечения, неврологические,
психиатрические, туберкулезные, пульмонологические, офтальмологические и
др.), консультативно-диагностические и другие центры после обследования и
лечения при выявлении признаков инвалидности у ребенка должны
рекомендовать направление его на освидетельствование в учреждение
медико-социальной экспертизы. Эта рекомендация фиксируется в "Истории
развития ребенка" (ф.112/у), в медицинской карте амбулаторного
(ф.025/у-87), стационарного больного (ф.003/у). Последняя направляется в
лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства ребенка, где
врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии учитывают эту
рекомендацию при оформлении направления на установление инвалидности
ребенку.
Форма N 080/у-97 заполняется в соответствии с адаптированным
вариантом "Международной номенклатуры нарушений, ограничений
жизнедеятельности и социальной недостаточности" (Минздравмедпром России.
Москва, 1995 г.). Основой для выдачи медицинского заключения на ребенка
до 16 лет является наличие у ребенка нарушений в состоянии здоровья и
возникающие в результате этого ограничения его жизнедеятельности, которые
соответствуют медицинским показаниям, при которых ребенок в возрасте до
16 лет признается инвалидом.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие
значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной
дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей
к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим
поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
При этом учитываются характер и прогноз течения основного
заболевания, последствия которого явились причиной инвалидности ребенка,
характер и степень тяжести ограничений жизнедеятельности, свойственные
возрасту ребенка, состояние компенсаторных механизмов, направленных на
восстановление нарушенных функций, возможность социальной адаптации и
удовлетворения потребности в различных видах и формах медико-социальной
помощи.
Форма N 080/у-97 оформляется и в трехдневный срок представляется в
учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по месту
жительства ребенка. При этом оповещаются родители или опекун, что форма N
080/у-97 на их ребенка передана в соответствующее учреждение
государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства
ребенка для установления инвалидности.
При заполнении формы N 080/у-97 обводится кружком цифра "1", если
направление выдается впервые, и обводится цифра "2" при
переосвидетельствовании.
Пункт 1 - Фамилия, имя, отчество ребенка - заполняются полностью.
Например: Иванов Сергей Петрович.
Пункт 2 - Дата рождения ребенка заполняется полностью, Например:
"число" - 5, "месяц" - апрель, "год" - 1993.
Пункт 3 - "Пол ребенка" - обводится кружком соответствующая цифра. В
случае гермафродитизма обводятся кружком обе цифры "1" и "2".
Пункт 4 - "Ребенок постоянно проживает" - если в семье, обводится
кружком "1", в учреждении системы Минздрава России - обводится кружком
"2", в учреждении системы Минобразования России - обводится кружком "3",
если ребенок проживает в учреждении системы Минтруда России, то кружком
обводится - "4".
Пункт 5 - Фамилия, имя, отчество матери или отца, или опекуна
записываются полностью.
Например: Сергеева Вера Николаевна.
В случае отсутствия матери, отца и опекуна, вписывается фамилия,
имя, отчество руководителя учреждения, где постоянно проживает ребенок.
Пункт 6 - "Адрес места жительства ребенка" - заполняется полностью.
Республика, край, область - нужное подчеркнуть и вписать полное
наименование.
Город/село - нужное подчеркнуть и вписать полное наименование.
Улица, проспект, проезд - вписать полное наименование.
Дом, корпус и квартира обозначаются следующим образом: дом 3,
корп.2, кв.7 или дом 4, корп.А, кв.2.
Пункт 7 - "Диагноз" заполняется по подпунктам:
подпункт 7.1. "Диагноз основного заболевания" - заполняется в
соответствии с действующей Международной классификацией болезней.
Указывается основное заболевание или травма, последствия которых
(нарушения или ограничения жизнедеятельности) привели к инвалидности
ребенка;
подпункт 7.2. "Осложнения" - указываются те осложнения, которые
привели к инвалидности или усугубляют состояние;
подпункт 7.3. "Сопутствующие заболевания" - указываются те
заболевания, которые утяжеляют состояние ребенка.
Например: Диагноз основного заболевания - Детский церебральный
паралич (спастическая тетраплегия) вследствие асфиксии в родах.
Осложнения: Задержка психо-речевого развития.
Сопутствующие заболевания: Микрофтальм, колобома.
Пункт 8 "Нарушения в состоянии здоровья" - заполняется в
соответствии с "Номенклатурой нарушений" (II раздел Международной
номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной
недостаточности, Минздравмедпром России, Москва, 1995 г.).
Нарушение - это любая потеря или аномалия психической,
физиологической или анатомической структуры и функции.
В понятие "нарушения" входят наличие или появление аномалии, дефект
или потеря конечности, органа, ткани или других частей тела, дефект в
функционировании системы или механизма тела, включающего систему
умственной деятельности:
Подпункт 8.1. "Умственные" нарушения - указать какие. Это могут
быть: умственная отсталость легкой, средней, тяжелой степени, глубокая
умственная отсталость. Другие нарушения интеллекта.
Подпункт 8.2. "Другие психологические" нарушения - это могут быть
нарушения норм поведения, эмоциональных реакций, восприятия и внимания,
сознания.
Подпункт 8.3. "Языковые и речевые" - это могут быть нарушения
письменного и устного языка, обучения устному и письменному языку,
нарушения голоса, артикуляции, ведущие к тяжелому ограничению
коммуникации.
Подпункт 8.4. "Слуховые и вестибулярные" - могут включать нарушения
развития слуха и потери слуха, нарушения мозжечковой функции и
равновесия, шум в ушах.
Подпункт 8.5. "Зрительные" - это снижение остроты зрения, нарушения
поля зрения, других зрительных функций.
Подпункт 8.6. "Висцеральные и метаболические расстройства питания" -
это нарушения функции и аномалии кардиореспираторной, пищеварительной
систем, печени, мочеполовой системы, нарушения крови и иммунной системы,
метаболической и ферментной функции.
Подпункт 8.7. "Двигательные" - двигательные нарушения головы,
туловища, конечностей. Учитываются отсутствие, нарушения произвольной
подвижности, мышечной силы конечностей.
Подпункт 8.8. "Уродующие" - это уродующие нарушения лица, головы,
туловища, наружных половых органов, нарушения, возникающие вследствие
заболеваний кожи и подкожной клетчатки, аномальные отверстия
пищеварительного тракта.
Подпункт 8.9. "Общие и генерализованные" - нарушения, связанные с
причинами общего характера (общие нарушения). Включают изменения
размеров, массы тела, нарушения чувствительности, хроническую боль,
чрезмерную подверженность травмам, чрезмерную чувствительность к
токсическим и медицинским веществам, другие генерализованные нарушения
различного происхождения.
При наличии множественных нарушений следует выделить основное и
подчеркнуть один или несколько подпунктов пункта 8.
Пункт 9 - "Ограничения жизнедеятельности" - заполняется в
соответствии с Номенклатурой ограничений жизнедеятельности (III раздел
Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и
социальной недостаточности, Минздравмедпром России, Москва, 1995 г.).
Ограничение жизнедеятельности - это любое ограничение или отсутствие
(в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом
или в рамках, считающихся нормальными для ребенка данного возраста. Если
нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение
жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам
деятельности, обычным для организма в целом, таким как выполнение
заданий, владение навыками, поведение; оно является объективизацией
нарушения и в этом качестве отражает расстройство на уровне личности. Это
понятие характеризуется чрезмерностью и недостаточностью по сравнению с
обычным в поведении или деятельности, что может быть временным или
постоянным, обратимым или необратимым, а также прогрессирующим или
регрессивным. Ограничение жизнедеятельности может возникать как прямое
следствие нарушения или как реакция ребенка, особенно психологическая, на
физическое, сенсорное или другое нарушение.
Подпункт 9.1. "Адекватно вести себя" - включает снижение способности
осознания, т.е. неадекватная интерпретация и реакция на внешние события.
Снижение способности ориентироваться во времени и пространстве (память),
снижение способности к приобретению знаний.
Подпункт 9.2. "Общаться с окружающими" - включает снижение
способности понимать речь, разговаривать (говорить), cлушать (слышать),
видеть.
Подпункт 9.3. "Совершать движения" - включает снижение способности
ходить, преодолевать препятствия, перемещаться (вставать, ложиться,
садиться, менять положение в постели), вставать на колени или низко
нагибаться, поддерживать позу.
Подпункт 9.4. "Действовать руками" - включает снижение способности
ощупывать, захватывать и удерживать предмет.
Подпункт 9.5. "Владеть телом" - включает снижение способности
пользоваться транспортом, регулировать окружающую среду (закрывать двери,
окна, засовы и замки; пользоваться спичками, кранами, домашними приборами
и т.д.).
Подпункт 9.6. "Ухаживать за собой" - включает снижение способности
контролировать физиологические отправления, соблюдать личную гигиену (в
т.ч. одеваться), принимать пищу.
При наличии множественных ограничений жизнедеятельности следует
выделить основное и подчеркнуть один или несколько подпунктов пункта 9.
В отношении каждого имеющегося ограничения жизнедеятельности
необходимо определить степень его тяжести в соответствии со следующей
шкалой:
I - легкая степень включает незначительные ограничения и трудности в
деятельности или деятельность при помощи вспомогательных средств (очки,
слуховой аппарат и т.п.).
II - умеренная степень включает значительные ограничения и трудности
в деятельности или деятельность при помощи других лиц (зависимая
деятельность).
III - тяжелая степень включает нарастающую или полную неспособность
выполнять определенные действия, постоянную зависимость от
вспомогательных устройств или возможность существовать только в
специально приспособленном окружении.
При оценке всех аспектов ограничений жизненных функций, имеющихся у
ребенка, не учитываются ограничения деятельности, связанные с возрастными
возможностями ребенка.
Пункт 10 - "Оценка прогноза" - отражает возможное течение состояния
ограничения жизнедеятельности ребенка. При заполнении его обводится
соответствующий подпункт.
Подпункт 10.1 - "Возможно выздоровление" - включает ограничение
жизнедеятельности, которое уменьшается и ожидается выздоровление без
конечных ограничений в жизнедеятельности.
Подпункт 10.2 - "Возможно улучшение" - ограничение жизнедеятельности
имеет место, но оно уменьшается, в результате ожидается остаточное
ограничение жизнедеятельности.
Подпункт 10.3 - "Стабильное состояние" - ограничение
жизнедеятельности является устойчивым и нет перспективы на изменение.
Подпункт 10.4 - "Неблагоприятный прогноз" - остается нарастающее
ограничение жизнедеятельности, несмотря на принимаемые меры.
Подпункт 10.5 - "Неопределенный прогноз" - на данном этапе динамику
ограничения жизнедеятельности невозможно определить.
Пункт 11 - "Рекомендации по медицинской реабилитации" - вписывают
рекомендации врачебно-консультативной комиссии, по следующему перечню:
1. Обучение на дому или в специальном учреждении;
2. Обеспечение необходимой медицинской аппаратурой и другими
вспомогательными средствами;
3. Комплекс основных реабилитационных мероприятий.
4. Необходимость санаторно-курортного лечения, профиль санатория,
срок пребывания;
5. Другие.
Пункт 12 - "Дата выдачи" направления на установление инвалидности
ребенку до 16 лет - заполняется полностью (день, месяц, год). Подписывают
направления на установление инвалидности ребенку до 16 лет председатель
врачебно-консультативной комиссии и главный врач
лечебно-профилактического учреждения по месту жительства ребенка.
Заключение заверяется гербовой печатью выдавшего учреждения.
Корешок медицинского заключения на ребенка до 16 лет для проведения
медико-социальной экспертизы заполняется работниками государственной
службы медико-социальной экспертизы.
Пункт 1. "Фамилия, имя, отчество ребенка" - заполняется полностью
(Иванов Петр Иванович).
Пункт 2. "Дата рождения ребенка" - заполняется полностью.
Например: число - 5, месяц - апрель, год - 1995 г.
Пункт 3. "Заключение учреждения государственной службы МСЭ" - цифрой
вписывается число лет, на которые установлена инвалидность и вписывается
дата, до которой действительна инвалидность. Следующее
переосвидетельствование должно быть проведено не позже, чем за месяц до
истечения срока установленной инвалидности.
Пункт 4. Заполняется в соответствии с рекомендациями, отраженными в
составленной индивидуальной программе реабилитации.
Социальная недостаточность вытекает из нарушения или ограничения
жизнедеятельности, при которой ребенок может выполнять лишь ограниченно
или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и
обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного
положения.
Необходимо вписать одно из ограничений по следующему перечню:
1. Ограничение физической независимости - неспособность вести
независимое от других лиц существование, соответствующее возрасту
ребенка.
2. Ограничение подвижности - ограничение способности ребенка
перемещаться во времени и пространстве, может колебаться от непостоянных
ограничений до полной неподвижности.
3. Ограничение способности заниматься обычной деятельностью -
ограничение способности ребенка занимать свое время общепринятым
способом, обычным для данного пола, возраста и культуры.
4. Ограничение способности к получению образования - может быть
связано с длительным пребыванием в больнице, сокращенным учебным планом,
необходимостью использования вспомогательных средств и невозможностью
образования.
5. Ограничение способности к профессиональной деятельности в будущем
- когда тяжелые умственные и физические нарушения у детей могут
существенно сужать круг доступных им в будущем профессий или вообще
исключать возможность профессиональной деятельности.
6. Ограничение способности к интеграции в общество - ограничение
участия во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками,
вследствие нарушений личности или ограничения способности адекватно вести
себя; отставание в физическом, психическом и социальном развитии, в том
числе вследствие изоляции в специализированных интернатных учреждениях;
отсутствие социальной поддержки в семье и среди сверстников.
Подписывается руководителем учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы.
Проставляется дата отправки извещения в лечебно-профилактическое
учреждение, направившего ребенка до 16 лет на установление инвалидности.
Приложение 3
к приказу Минздрава РФ и Минтруда РФ
от 25 февраля г. N 50/18
Дополнение
к "Перечню форм первичной медицинской документации
учреждений здравоохранения"
(утв. приказом Минздрава и Минтруда РФ от 25 февраля 1998 г. N 50/18)
+------------------------+-------------+--------------+-----------------+
| Наименование | N формы | Вид | Срок |
| формы | | документа | хранения |
+------------------------+-------------+--------------+-----------------+
|Направление на ребенка | | | |
|до 16 лет для проведения| | | |
|медико-социальной | 080/у-97 | бланк | 16 лет |
|экспертизы | | | |
+------------------------+-------------+--------------+-----------------+
-------------------------------------------------------------------------
* Именуемое далее - форма N 080/у-97.
Медицинское законодательство
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 1998 г. N 50 N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 16 ЛЕТ
НА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
13.08.96 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и в соответствии
с рекомендациями, изложенными в документах, основанных на "Международной
номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной
недостаточности", приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Форму "Направления на ребенка до 16 лет для проведения
медико-социальной экспертизы" (форма N 080/у-97) (приложение 1).
1.2. Инструкцию по заполнению "Направления на ребенка до 16 лет для
проведения медико-социальной экспертизы" (форма N 080/у-97) (приложение
2) *.
1.3. Дополнение к "Перечню форм первичной медицинской документации
учреждений здравоохранения" (приложение 3).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
2.1. В деятельности государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих медицинское
обслуживание детского населения, применить Форму N 080/у-97 и Инструкцию
по ее заполнению.
2.2. Представлять заполненную форму N 080/у-97 в бюро
медико-социальной экспертизы (районные, городские, межрайонные) органов
социальной защиты населения.
2.3. Утвердить главных внештатных специалистов по экспертизе
состояния здоровья детей, вменив им в обязанность контроль за подготовкой
медицинского заключения, направлением его в учреждения государственной
службы медико-социальной экспертизы для установления инвалидности детям,
а также проведением мероприятий по ведению государственной отчетности по
детской инвалидности в субъекте Российской Федерации.
2.4. В случае необходимости направлять детей на дополнительное
обследование, в т.ч. по рекомендации учреждений государственной службы
медико-социальной экспертизы, в государственные лечебно-профилактические
учреждения, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов
педиатрического профиля.
3. Директорам научно-исследовательских институтов, главным врачам
государственных лечебно-профилактических учреждений педиатрического
профиля:
3.1. Проводить медицинское обследование детей до 16 лет для
заполнения формы N 080/у-97 в сроки, не превышающие 30 календарных дней и
представлять ее лечебно-профилактическому учреждению по месту проживания
ребенка.
4. Рекомендовать руководителям государственной службы
медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации:
4.1. Обеспечить освидетельствование детей в учреждениях
государственной службы медико-социальной экспертизы по направлению
лечебно-профилактических учреждений по форме N 080/у-97 в соответствии с
Положением о признании лица инвалидом (постановление Правительства
Российской Федерации от 13.08.96 N 965, Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996 год, N 34, ст.4127).
4.2. По результатам освидетельствования выдавать справки
установленной формы, утвержденной Министерством труда и социального
развития Российской Федерации.
4.3. В случае некачественного заполнения формы N 080/у-97 возвращать
ее в направившее учреждение для дооформления. В необходимых случаях
направлять ребенка на дообследование в государственные
лечебно-профилактические учреждения, клиники медицинских и
научно-исследовательских институтов педиатрического профиля.
5. Руководителям органов управления здравоохранением и социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации обеспечить
неукоснительное выполнение настоящего приказа.
6. Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка
Министерства здравоохранения Российской Федерации Зелинской Д.И. и
руководителю Департамента по вопросам реабилитации и социальной
интеграции инвалидов Министерства труда и социального развития Российской
Федерации Лебедеву И.В. обеспечить подготовку методических рекомендаций
по организации медико-социальной экспертизы детей и оценке ограничений их
жизнедеятельности.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Стуколову Т.И.
и заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации
Осадчих А.И.
Министр здравоохранения
Российской Федерации Т.Б. Дмитриева
Министр труда и социального
развития Российской Федерации О.Н. Сысуев
Приложение 1
к приказу Минздрава РФ и Минтруда РФ
от 25 февраля г. N 50/18
Код формы по ОКУД_______
Код учреждения по ОКПО___
Министерство здравоохранения Медицинская документация
Российской Федерации Форма N 080/у-97 утверждена приказом
Минздрава России и Минтруда России
от 25.02.98 N 50/18
Наименование учреждения, адрес
Направление на ребенка до 16 лет
учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу
N________
(Направление выдано: впервые - 1. повторно - 2)
1. Фамилия, И., О._______________________________________________________
2. Дата рождения: число _____ месяц ____________ год_____________________
3. Пол: мужской - 1, женский - 2.
4. Ребенок постоянно проживает: в семье - 1, в учреждении системы:
Минздрава России - 2, Минобразования России - 3, Минтруда России - 4.
5. Фамилия, И., О. матери (отца или опекуна)
----------------------------------------------------------------------
6. Адрес места жительства ребенка:
Республика, край, область ______________________ район________________
город (село) _________________улица________________дом___кор.___кв.___
7. Диагноз:
7.1. Диагноз основного заболевания:___________________________________
7.2. Осложнения: _____________________________________________________
7.3. Сопутствующие заболевания:_______________________________________
8. Нарушения в состоянии здоровья (указать какие):
8.1 умственные________________________________________________________
8.2 другие психологические____________________________________________
8.3 языковые и речевые________________________________________________
8.4 слуховые и вестибулярные _________________________________________
8.5 зрительные________________________________________________________
8.6 висцеральные и метаболические, расстройства питания ______________
8.7 двигательные______________________________________________________
8.8 уродующие_________________________________________________________
8.9 общие и генерализованные__________________________________________
9. Ограничения жизнедеятельности:
Снижение способности: Указать какие: Степень тяжести
9.1. адекватно вести себя __________________ ___________________
9.2. общаться с окружающими __________________ ___________________
9.3. совершать движения __________________ ___________________
9.4. действовать руками __________________ ___________________
9.5. владеть телом __________________ ___________________
9.6. ухаживать за собой __________________ ___________________
10. Оценка прогноза:
10.1 - возможно выздоровление, 10.2 - возможно улучшение, 10.3 -
стабильное состояние, 10.4 - неблагоприятный прогноз, 10.5 -
неопределенный прогноз.
11. Рекомендации по медицинской реабилитации:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
12. Дата выдачи__________________________________________________________
(число, месяц, год)
Подписи:
Председателя врачебно-
консультативной комиссии_________________________________________________
Главного врача___________________________________________________________
М.П.
Код формы по ОКУД______
Код учреждения по ОКПО____
Министерство здравоохранения Медицинская документация
Российской Федерации Форма N 080/У-97 утверждена приказом
Минздрава России и Минтруда России
от 25.02.98 N 50/18
Наименование учреждения, адрес
Отрывной талон
"Направления на ребенка до 16 лет
для проведения медико-социальной экспертизы"
1. Фамилия, имя, отчество больного_______________________________________
2. Дата рождения: число___________ месяц___________ год _________________
3. Заключение учреждения государственной службы МСЭ ребенок: признается
инвалидом сроком на________лет до (число, месяц, год)_________________
4. Рекомендации по социальной и профессиональной реабилитации:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Руководитель учреждения
государственной службы МСЭ ________________
Дата отправки "___" ______________199___г.
Приложение 2
к приказу Минздрава РФ и Минтруда РФ
от 25 февраля г. N 50/18
Инструкция
по заполнению "Направления на ребенка до 16 лет учреждения
здравоохранения на медико-социальную экспертизу" (форма 080/у-97)
(утв. приказом Минздрава и Минтруда РФ от 25 февраля 1998 г. N 50/18)
Настоящая инструкция обязательная для лечебно-профилактических
учреждений независимо от ведомственной подчиненности.
Форма N 080/у-97 заполняется врачами-специалистами
врачебно-консультативной комиссии государственного или муниципального
лечебно-профилактического учреждения по месту жительства ребенка.
Республиканские, краевые, областные, центральные районные и другие
больницы, в том числе детские, специализированные больницы и отделения
(ортопедо-хирургические, восстановительного лечения, неврологические,
психиатрические, туберкулезные, пульмонологические, офтальмологические и
др.), консультативно-диагностические и другие центры после обследования и
лечения при выявлении признаков инвалидности у ребенка должны
рекомендовать направление его на освидетельствование в учреждение
медико-социальной экспертизы. Эта рекомендация фиксируется в "Истории
развития ребенка" (ф.112/у), в медицинской карте амбулаторного
(ф.025/у-87), стационарного больного (ф.003/у). Последняя направляется в
лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства ребенка, где
врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии учитывают эту
рекомендацию при оформлении направления на установление инвалидности
ребенку.
Форма N 080/у-97 заполняется в соответствии с адаптированным
вариантом "Международной номенклатуры нарушений, ограничений
жизнедеятельности и социальной недостаточности" (Минздравмедпром России.
Москва, 1995 г.). Основой для выдачи медицинского заключения на ребенка
до 16 лет является наличие у ребенка нарушений в состоянии здоровья и
возникающие в результате этого ограничения его жизнедеятельности, которые
соответствуют медицинским показаниям, при которых ребенок в возрасте до
16 лет признается инвалидом.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие
значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной
дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей
к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим
поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
При этом учитываются характер и прогноз течения основного
заболевания, последствия которого явились причиной инвалидности ребенка,
характер и степень тяжести ограничений жизнедеятельности, свойственные
возрасту ребенка, состояние компенсаторных механизмов, направленных на
восстановление нарушенных функций, возможность социальной адаптации и
удовлетворения потребности в различных видах и формах медико-социальной
помощи.
Форма N 080/у-97 оформляется и в трехдневный срок представляется в
учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы по месту
жительства ребенка. При этом оповещаются родители или опекун, что форма N
080/у-97 на их ребенка передана в соответствующее учреждение
государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства
ребенка для установления инвалидности.
При заполнении формы N 080/у-97 обводится кружком цифра "1", если
направление выдается впервые, и обводится цифра "2" при
переосвидетельствовании.
Пункт 1 - Фамилия, имя, отчество ребенка - заполняются полностью.
Например: Иванов Сергей Петрович.
Пункт 2 - Дата рождения ребенка заполняется полностью, Например:
"число" - 5, "месяц" - апрель, "год" - 1993.
Пункт 3 - "Пол ребенка" - обводится кружком соответствующая цифра. В
случае гермафродитизма обводятся кружком обе цифры "1" и "2".
Пункт 4 - "Ребенок постоянно проживает" - если в семье, обводится
кружком "1", в учреждении системы Минздрава России - обводится кружком
"2", в учреждении системы Минобразования России - обводится кружком "3",
если ребенок проживает в учреждении системы Минтруда России, то кружком
обводится - "4".
Пункт 5 - Фамилия, имя, отчество матери или отца, или опекуна
записываются полностью.
Например: Сергеева Вера Николаевна.
В случае отсутствия матери, отца и опекуна, вписывается фамилия,
имя, отчество руководителя учреждения, где постоянно проживает ребенок.
Пункт 6 - "Адрес места жительства ребенка" - заполняется полностью.
Республика, край, область - нужное подчеркнуть и вписать полное
наименование.
Город/село - нужное подчеркнуть и вписать полное наименование.
Улица, проспект, проезд - вписать полное наименование.
Дом, корпус и квартира обозначаются следующим образом: дом 3,
корп.2, кв.7 или дом 4, корп.А, кв.2.
Пункт 7 - "Диагноз" заполняется по подпунктам:
подпункт 7.1. "Диагноз основного заболевания" - заполняется в
соответствии с действующей Международной классификацией болезней.
Указывается основное заболевание или травма, последствия которых
(нарушения или ограничения жизнедеятельности) привели к инвалидности
ребенка;
подпункт 7.2. "Осложнения" - указываются те осложнения, которые
привели к инвалидности или усугубляют состояние;
подпункт 7.3. "Сопутствующие заболевания" - указываются те
заболевания, которые утяжеляют состояние ребенка.
Например: Диагноз основного заболевания - Детский церебральный
паралич (спастическая тетраплегия) вследствие асфиксии в родах.
Осложнения: Задержка психо-речевого развития.
Сопутствующие заболевания: Микрофтальм, колобома.
Пункт 8 "Нарушения в состоянии здоровья" - заполняется в
соответствии с "Номенклатурой нарушений" (II раздел Международной
номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной
недостаточности, Минздравмедпром России, Москва, 1995 г.).
Нарушение - это любая потеря или аномалия психической,
физиологической или анатомической структуры и функции.
В понятие "нарушения" входят наличие или появление аномалии, дефект
или потеря конечности, органа, ткани или других частей тела, дефект в
функционировании системы или механизма тела, включающего систему
умственной деятельности:
Подпункт 8.1. "Умственные" нарушения - указать какие. Это могут
быть: умственная отсталость легкой, средней, тяжелой степени, глубокая
умственная отсталость. Другие нарушения интеллекта.
Подпункт 8.2. "Другие психологические" нарушения - это могут быть
нарушения норм поведения, эмоциональных реакций, восприятия и внимания,
сознания.
Подпункт 8.3. "Языковые и речевые" - это могут быть нарушения
письменного и устного языка, обучения устному и письменному языку,
нарушения голоса, артикуляции, ведущие к тяжелому ограничению
коммуникации.
Подпункт 8.4. "Слуховые и вестибулярные" - могут включать нарушения
развития слуха и потери слуха, нарушения мозжечковой функции и
равновесия, шум в ушах.
Подпункт 8.5. "Зрительные" - это снижение остроты зрения, нарушения
поля зрения, других зрительных функций.
Подпункт 8.6. "Висцеральные и метаболические расстройства питания" -
это нарушения функции и аномалии кардиореспираторной, пищеварительной
систем, печени, мочеполовой системы, нарушения крови и иммунной системы,
метаболической и ферментной функции.
Подпункт 8.7. "Двигательные" - двигательные нарушения головы,
туловища, конечностей. Учитываются отсутствие, нарушения произвольной
подвижности, мышечной силы конечностей.
Подпункт 8.8. "Уродующие" - это уродующие нарушения лица, головы,
туловища, наружных половых органов, нарушения, возникающие вследствие
заболеваний кожи и подкожной клетчатки, аномальные отверстия
пищеварительного тракта.
Подпункт 8.9. "Общие и генерализованные" - нарушения, связанные с
причинами общего характера (общие нарушения). Включают изменения
размеров, массы тела, нарушения чувствительности, хроническую боль,
чрезмерную подверженность травмам, чрезмерную чувствительность к
токсическим и медицинским веществам, другие генерализованные нарушения
различного происхождения.
При наличии множественных нарушений следует выделить основное и
подчеркнуть один или несколько подпунктов пункта 8.
Пункт 9 - "Ограничения жизнедеятельности" - заполняется в
соответствии с Номенклатурой ограничений жизнедеятельности (III раздел
Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и
социальной недостаточности, Минздравмедпром России, Москва, 1995 г.).
Ограничение жизнедеятельности - это любое ограничение или отсутствие
(в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом
или в рамках, считающихся нормальными для ребенка данного возраста. Если
нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение
жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам
деятельности, обычным для организма в целом, таким как выполнение
заданий, владение навыками, поведение; оно является объективизацией
нарушения и в этом качестве отражает расстройство на уровне личности. Это
понятие характеризуется чрезмерностью и недостаточностью по сравнению с
обычным в поведении или деятельности, что может быть временным или
постоянным, обратимым или необратимым, а также прогрессирующим или
регрессивным. Ограничение жизнедеятельности может возникать как прямое
следствие нарушения или как реакция ребенка, особенно психологическая, на
физическое, сенсорное или другое нарушение.
Подпункт 9.1. "Адекватно вести себя" - включает снижение способности
осознания, т.е. неадекватная интерпретация и реакция на внешние события.
Снижение способности ориентироваться во времени и пространстве (память),
снижение способности к приобретению знаний.
Подпункт 9.2. "Общаться с окружающими" - включает снижение
способности понимать речь, разговаривать (говорить), cлушать (слышать),
видеть.
Подпункт 9.3. "Совершать движения" - включает снижение способности
ходить, преодолевать препятствия, перемещаться (вставать, ложиться,
садиться, менять положение в постели), вставать на колени или низко
нагибаться, поддерживать позу.
Подпункт 9.4. "Действовать руками" - включает снижение способности
ощупывать, захватывать и удерживать предмет.
Подпункт 9.5. "Владеть телом" - включает снижение способности
пользоваться транспортом, регулировать окружающую среду (закрывать двери,
окна, засовы и замки; пользоваться спичками, кранами, домашними приборами
и т.д.).
Подпункт 9.6. "Ухаживать за собой" - включает снижение способности
контролировать физиологические отправления, соблюдать личную гигиену (в
т.ч. одеваться), принимать пищу.
При наличии множественных ограничений жизнедеятельности следует
выделить основное и подчеркнуть один или несколько подпунктов пункта 9.
В отношении каждого имеющегося ограничения жизнедеятельности
необходимо определить степень его тяжести в соответствии со следующей
шкалой:
I - легкая степень включает незначительные ограничения и трудности в
деятельности или деятельность при помощи вспомогательных средств (очки,
слуховой аппарат и т.п.).
II - умеренная степень включает значительные ограничения и трудности
в деятельности или деятельность при помощи других лиц (зависимая
деятельность).
III - тяжелая степень включает нарастающую или полную неспособность
выполнять определенные действия, постоянную зависимость от
вспомогательных устройств или возможность существовать только в
специально приспособленном окружении.
При оценке всех аспектов ограничений жизненных функций, имеющихся у
ребенка, не учитываются ограничения деятельности, связанные с возрастными
возможностями ребенка.
Пункт 10 - "Оценка прогноза" - отражает возможное течение состояния
ограничения жизнедеятельности ребенка. При заполнении его обводится
соответствующий подпункт.
Подпункт 10.1 - "Возможно выздоровление" - включает ограничение
жизнедеятельности, которое уменьшается и ожидается выздоровление без
конечных ограничений в жизнедеятельности.
Подпункт 10.2 - "Возможно улучшение" - ограничение жизнедеятельности
имеет место, но оно уменьшается, в результате ожидается остаточное
ограничение жизнедеятельности.
Подпункт 10.3 - "Стабильное состояние" - ограничение
жизнедеятельности является устойчивым и нет перспективы на изменение.
Подпункт 10.4 - "Неблагоприятный прогноз" - остается нарастающее
ограничение жизнедеятельности, несмотря на принимаемые меры.
Подпункт 10.5 - "Неопределенный прогноз" - на данном этапе динамику
ограничения жизнедеятельности невозможно определить.
Пункт 11 - "Рекомендации по медицинской реабилитации" - вписывают
рекомендации врачебно-консультативной комиссии, по следующему перечню:
1. Обучение на дому или в специальном учреждении;
2. Обеспечение необходимой медицинской аппаратурой и другими
вспомогательными средствами;
3. Комплекс основных реабилитационных мероприятий.
4. Необходимость санаторно-курортного лечения, профиль санатория,
срок пребывания;
5. Другие.
Пункт 12 - "Дата выдачи" направления на установление инвалидности
ребенку до 16 лет - заполняется полностью (день, месяц, год). Подписывают
направления на установление инвалидности ребенку до 16 лет председатель
врачебно-консультативной комиссии и главный врач
лечебно-профилактического учреждения по месту жительства ребенка.
Заключение заверяется гербовой печатью выдавшего учреждения.
Корешок медицинского заключения на ребенка до 16 лет для проведения
медико-социальной экспертизы заполняется работниками государственной
службы медико-социальной экспертизы.
Пункт 1. "Фамилия, имя, отчество ребенка" - заполняется полностью
(Иванов Петр Иванович).
Пункт 2. "Дата рождения ребенка" - заполняется полностью.
Например: число - 5, месяц - апрель, год - 1995 г.
Пункт 3. "Заключение учреждения государственной службы МСЭ" - цифрой
вписывается число лет, на которые установлена инвалидность и вписывается
дата, до которой действительна инвалидность. Следующее
переосвидетельствование должно быть проведено не позже, чем за месяц до
истечения срока установленной инвалидности.
Пункт 4. Заполняется в соответствии с рекомендациями, отраженными в
составленной индивидуальной программе реабилитации.
Социальная недостаточность вытекает из нарушения или ограничения
жизнедеятельности, при которой ребенок может выполнять лишь ограниченно
или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и
обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного
положения.
Необходимо вписать одно из ограничений по следующему перечню:
1. Ограничение физической независимости - неспособность вести
независимое от других лиц существование, соответствующее возрасту
ребенка.
2. Ограничение подвижности - ограничение способности ребенка
перемещаться во времени и пространстве, может колебаться от непостоянных
ограничений до полной неподвижности.
3. Ограничение способности заниматься обычной деятельностью -
ограничение способности ребенка занимать свое время общепринятым
способом, обычным для данного пола, возраста и культуры.
4. Ограничение способности к получению образования - может быть
связано с длительным пребыванием в больнице, сокращенным учебным планом,
необходимостью использования вспомогательных средств и невозможностью
образования.
5. Ограничение способности к профессиональной деятельности в будущем
- когда тяжелые умственные и физические нарушения у детей могут
существенно сужать круг доступных им в будущем профессий или вообще
исключать возможность профессиональной деятельности.
6. Ограничение способности к интеграции в общество - ограничение
участия во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками,
вследствие нарушений личности или ограничения способности адекватно вести
себя; отставание в физическом, психическом и социальном развитии, в том
числе вследствие изоляции в специализированных интернатных учреждениях;
отсутствие социальной поддержки в семье и среди сверстников.
Подписывается руководителем учреждения государственной службы
медико-социальной экспертизы.
Проставляется дата отправки извещения в лечебно-профилактическое
учреждение, направившего ребенка до 16 лет на установление инвалидности.
Приложение 3
к приказу Минздрава РФ и Минтруда РФ
от 25 февраля г. N 50/18
Дополнение
к "Перечню форм первичной медицинской документации
учреждений здравоохранения"
(утв. приказом Минздрава и Минтруда РФ от 25 февраля 1998 г. N 50/18)
+------------------------+-------------+--------------+-----------------+
| Наименование | N формы | Вид | Срок |
| формы | | документа | хранения |
+------------------------+-------------+--------------+-----------------+
|Направление на ребенка | | | |
|до 16 лет для проведения| | | |
|медико-социальной | 080/у-97 | бланк | 16 лет |
|экспертизы | | | |
+------------------------+-------------+--------------+-----------------+
-------------------------------------------------------------------------
* Именуемое далее - форма N 080/у-97.