Медицинское законодательство
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 1999 г. N 459
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В соответствии с Программой первоочередных мер по охране труда
работников системы Министерства здравоохранения Российской
Федерации на 1998 - 2000 гг. 25 - 26 ноября 1999 года в г. Москве
проведен семинар - совещание руководителей служб и специалистов по
охране труда органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, центров госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации, организаций федерального подчинения.
В работе семинара - совещания приняли участие более 200
специалистов по охране труда, представлявших регионы России,
министерства и ведомства, имеющие сеть лечебно - профилактических
учреждений.
На семинаре - совещании проанализированы итоги работы по
охране труда и социальной защите работников здравоохранения за
последние годы и обсуждены задачи службы охраны труда по
реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации".
Положительными итогами работы являются:
- снижение уровня производственного травматизма в истекшем
году, в том числе с летальным исходом по отрасли в целом. При этом
необходимо отметить значительное сокращение количества несчастных
случаев в учреждениях здравоохранения Республик: Адыгея, Алтай,
Дагестан, Мордовия; Мурманской, Кировской, Костромской областей;
- активная работа органов управления здравоохранением и
центров госсанэпиднадзора Республик Башкортостан, Карачаево -
Черкессия, Коми, Марий - Эл, Татарстан; Архангельской,
Волгоградской, Курской, Московской, Псковской, Рязанской,
Саратовской, Челябинской областей, городов Москва, Санкт -
Петербург, ряда образовательных учреждений высшего
профессионального образования по заключению коллективных
договоров;
- введение должностей специалистов по охране труда в штатные
расписания центров госсанэпиднадзора в Республиках Коми, Чувашия,
Удмуртия; Воронежской, Курской, Кировской, Ленинградской,
Липецкой, Московской, Мурманской, Пермской, Ростовской областях,
г. Москве, а также центре ГСЭН на транспорте в Южном регионе;
- разработка согласованных с Минтрудом России отраслевых
программ обучения по вопросам охраны труда руководителей и
специалистов системы здравоохранения и организация их обучения на
базе кафедры "Медицинская техника" Российской медицинской академии
последипломного образования Минздрава России;
- издание справочного пособия "Охрана труда в учреждениях
здравоохранения" и организация работы по созданию базы современных
отраслевых нормативно - правовых актов по охране труда.
Наряду с положительными итогами работы необходимо отметить и
серьезные недостатки:
- высокими темпами растет профессиональная заболеваемость
работников отрасли, особенно туберкулез органов дыхания, причинами
которого являются: неблагоприятные условия труда, связанные с
неудовлетворительным состоянием материально - технической базы;
недостаточный контроль со стороны администрации за соблюдением
персоналом правил охраны труда и производственной санитарии;
нарушение персоналом требований охраны труда (неприменение средств
индивидуальной защиты, невыполнение инструкций по охране труда) и
т.д.;
- медленно разворачивается работа по аттестации рабочих мест
по условиям труда, что не позволяет полноценно планировать
мероприятия по предоставлению льгот и компенсаций работающим,
обосновывать необходимость улучшения условий труда, связывать
профессиональные заболевания с условиями труда;
- многие руководители организаций здравоохранения и
госсанэпиднадзора не подготовлены к выполнению обязанностей,
возложенных на них, как на работодателей Федеральным законом от
17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской
Федерации";
- далеко не все учреждения и организации отрасли ввели в
практику заключение коллективных договоров. Анализ принятых
коллективных договоров выявил ряд недостатков: некоторые из
пунктов противоречат действующему законодательству, отсутствуют
необходимые приложения, не предусмотрен контроль за их исполнением
и т.д.;
- рядом органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации не исполняются действующие нормативные
документы по расследованию и учету несчастных случаев на
производстве в части своевременного представления информации о
случаях с летальным исходом (Ленинградская, Нижегородская,
Свердловская, Томская, Тюменская области, Республика Северная
Осетия);
В целях реализации Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ
"Об основах охраны труда в Российской Федерации" и
совершенствования работы по охране труда в отрасли приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации, руководителям учреждений
здравоохранения федерального подчинения:
1.1. Обеспечить в подведомственных учреждениях изучение и
выполнение Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации".
1.2. Подготовить и утвердить по согласованию с
соответствующими профсоюзными органами программы улучшения
условий, охраны труда на ближайшую перспективу (до 2000 года).
1.3. Активизировать работу по аттестации рабочих мест.
1.4. Пересмотреть в подведомственных учреждениях действующие
нормативные документы по охране труда и привести их в соответствие
с межотраслевыми нормативными документами и приказами Минздрава
России.
1.5. Усилить работу по заключению коллективных договоров в
подведомственных организациях с обязательным включением в них
мероприятий по реализации вышеназванного Федерального закона.
1.6. Обеспечить обучение и проверку знаний по вопросам охраны
труда в соответствии с Приказом Минздрава России от 07.05.98 "Об
организации обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов системы Минздрава России".
1.7. Совместно с профсоюзными органами установить контроль за
обеспечением работников спецодеждой и средствами индивидуальной
защиты, молоком, предоставлением льгот и компенсаций за
неблагоприятные условия труда в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
1.8. Усилить контроль за расследованием и учетом несчастных
случаев на производстве, получением отчетности по травматизму от
подведомственных организаций, своевременным и правильным
представлением в Минздрав России сводной годовой отчетности (форма
7-травматизм) и информации по несчастным случаям с летальным
исходом.
2. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики совместно с Российской медицинской академией
последипломного образования Минздрава России в срок до 1 апреля
2000 г. подготовить предложения о создании отраслевого учебно -
методического центра.
3. Департаменту государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в срок до 1 июля 2000 г.:
3.1. Подготовить инструктивное письмо в подведомственные
центры госсанэпиднадзора о льготных тарифах за услуги при
проведении аттестации и сертификации рабочих мест в учреждениях
системы Минздрава России.
3.2. Подготовить предложения по совершенствованию правовых
актов, регламентирующих выдачу молока для работников, занятых во
вредных условиях труда.
4. Департаменту экономики здравоохранения при разработке
"Типовых штатов рабочих и служащих учреждений здравоохранения"
предусмотреть численность должностей специалистов по охране труда
в учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 12
Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда
в Российской Федерации" и рекомендациями Минтруда России.
Срок исполнения: 01.07.2000.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Первого заместителя Министра Г.Г. Онищенко
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Медицинское законодательство
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 1999 г. N 459
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В соответствии с Программой первоочередных мер по охране труда
работников системы Министерства здравоохранения Российской
Федерации на 1998 - 2000 гг. 25 - 26 ноября 1999 года в г. Москве
проведен семинар - совещание руководителей служб и специалистов по
охране труда органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, центров госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации, организаций федерального подчинения.
В работе семинара - совещания приняли участие более 200
специалистов по охране труда, представлявших регионы России,
министерства и ведомства, имеющие сеть лечебно - профилактических
учреждений.
На семинаре - совещании проанализированы итоги работы по
охране труда и социальной защите работников здравоохранения за
последние годы и обсуждены задачи службы охраны труда по
реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации".
Положительными итогами работы являются:
- снижение уровня производственного травматизма в истекшем
году, в том числе с летальным исходом по отрасли в целом. При этом
необходимо отметить значительное сокращение количества несчастных
случаев в учреждениях здравоохранения Республик: Адыгея, Алтай,
Дагестан, Мордовия; Мурманской, Кировской, Костромской областей;
- активная работа органов управления здравоохранением и
центров госсанэпиднадзора Республик Башкортостан, Карачаево -
Черкессия, Коми, Марий - Эл, Татарстан; Архангельской,
Волгоградской, Курской, Московской, Псковской, Рязанской,
Саратовской, Челябинской областей, городов Москва, Санкт -
Петербург, ряда образовательных учреждений высшего
профессионального образования по заключению коллективных
договоров;
- введение должностей специалистов по охране труда в штатные
расписания центров госсанэпиднадзора в Республиках Коми, Чувашия,
Удмуртия; Воронежской, Курской, Кировской, Ленинградской,
Липецкой, Московской, Мурманской, Пермской, Ростовской областях,
г. Москве, а также центре ГСЭН на транспорте в Южном регионе;
- разработка согласованных с Минтрудом России отраслевых
программ обучения по вопросам охраны труда руководителей и
специалистов системы здравоохранения и организация их обучения на
базе кафедры "Медицинская техника" Российской медицинской академии
последипломного образования Минздрава России;
- издание справочного пособия "Охрана труда в учреждениях
здравоохранения" и организация работы по созданию базы современных
отраслевых нормативно - правовых актов по охране труда.
Наряду с положительными итогами работы необходимо отметить и
серьезные недостатки:
- высокими темпами растет профессиональная заболеваемость
работников отрасли, особенно туберкулез органов дыхания, причинами
которого являются: неблагоприятные условия труда, связанные с
неудовлетворительным состоянием материально - технической базы;
недостаточный контроль со стороны администрации за соблюдением
персоналом правил охраны труда и производственной санитарии;
нарушение персоналом требований охраны труда (неприменение средств
индивидуальной защиты, невыполнение инструкций по охране труда) и
т.д.;
- медленно разворачивается работа по аттестации рабочих мест
по условиям труда, что не позволяет полноценно планировать
мероприятия по предоставлению льгот и компенсаций работающим,
обосновывать необходимость улучшения условий труда, связывать
профессиональные заболевания с условиями труда;
- многие руководители организаций здравоохранения и
госсанэпиднадзора не подготовлены к выполнению обязанностей,
возложенных на них, как на работодателей Федеральным законом от
17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской
Федерации";
- далеко не все учреждения и организации отрасли ввели в
практику заключение коллективных договоров. Анализ принятых
коллективных договоров выявил ряд недостатков: некоторые из
пунктов противоречат действующему законодательству, отсутствуют
необходимые приложения, не предусмотрен контроль за их исполнением
и т.д.;
- рядом органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации не исполняются действующие нормативные
документы по расследованию и учету несчастных случаев на
производстве в части своевременного представления информации о
случаях с летальным исходом (Ленинградская, Нижегородская,
Свердловская, Томская, Тюменская области, Республика Северная
Осетия);
В целях реализации Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ
"Об основах охраны труда в Российской Федерации" и
совершенствования работы по охране труда в отрасли приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации, руководителям учреждений
здравоохранения федерального подчинения:
1.1. Обеспечить в подведомственных учреждениях изучение и
выполнение Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации".
1.2. Подготовить и утвердить по согласованию с
соответствующими профсоюзными органами программы улучшения
условий, охраны труда на ближайшую перспективу (до 2000 года).
1.3. Активизировать работу по аттестации рабочих мест.
1.4. Пересмотреть в подведомственных учреждениях действующие
нормативные документы по охране труда и привести их в соответствие
с межотраслевыми нормативными документами и приказами Минздрава
России.
1.5. Усилить работу по заключению коллективных договоров в
подведомственных организациях с обязательным включением в них
мероприятий по реализации вышеназванного Федерального закона.
1.6. Обеспечить обучение и проверку знаний по вопросам охраны
труда в соответствии с Приказом Минздрава России от 07.05.98 "Об
организации обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов системы Минздрава России".
1.7. Совместно с профсоюзными органами установить контроль за
обеспечением работников спецодеждой и средствами индивидуальной
защиты, молоком, предоставлением льгот и компенсаций за
неблагоприятные условия труда в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
1.8. Усилить контроль за расследованием и учетом несчастных
случаев на производстве, получением отчетности по травматизму от
подведомственных организаций, своевременным и правильным
представлением в Минздрав России сводной годовой отчетности (форма
7-травматизм) и информации по несчастным случаям с летальным
исходом.
2. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики совместно с Российской медицинской академией
последипломного образования Минздрава России в срок до 1 апреля
2000 г. подготовить предложения о создании отраслевого учебно -
методического центра.
3. Департаменту государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в срок до 1 июля 2000 г.:
3.1. Подготовить инструктивное письмо в подведомственные
центры госсанэпиднадзора о льготных тарифах за услуги при
проведении аттестации и сертификации рабочих мест в учреждениях
системы Минздрава России.
3.2. Подготовить предложения по совершенствованию правовых
актов, регламентирующих выдачу молока для работников, занятых во
вредных условиях труда.
4. Департаменту экономики здравоохранения при разработке
"Типовых штатов рабочих и служащих учреждений здравоохранения"
предусмотреть численность должностей специалистов по охране труда
в учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 12
Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда
в Российской Федерации" и рекомендациями Минтруда России.
Срок исполнения: 01.07.2000.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Первого заместителя Министра Г.Г. Онищенко
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО